Статья представляет собой рецензию на книгу «Гражданская служба в России в XIX - начале ХХ века. Документы и исследования» (составители, научные редакторы: А. А. Белых, А. Л. Дмитриев. М.: «Дело», 2024. 680 с.), посвященную истории гражданской службы в Российской империи с 1802 года, когда была создана министерская система управления, до революционных событий 1917 года. Ключевой тенденцией данного периода выступает модернизация, точнее ее попытки - чтобы ослабить/ изменить значение чинов за счет образовательного фактора - в условиях усложнения задач управления страной. Почти половину издания составляют официальные документы - вместе с аналитическими «зарисовками» и свидетельствами современников они показывают главные факторы эволюции гражданской службы: рост образованности служащих, дискуссии сторонников и противников отмены чинов, нарастающая «дедворянизация» чиновничьего корпуса. Книга - социологически полезное историческое чтение для исследователей проблем государственного управления, социальной дифференциации и развития системы образования в конкретный исторический период, поскольку издание сочетает первичные документы с биографическим методом (представлен коллективный портрет высшего звена государственного управления в дореволюционной России) и примерами совмещения количественного и качественного подходов в характеристике чиновничества и его типологизации по разным основаниям.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Специфика социологической подготовки не предполагает развернутого знакомства с изданиями по истории и теории государственного управления [см., напр.: 4; 7; 16; 22; 28]: как правило, соответствующие работы привлекаются в специализированных исследованиях в качестве справочного материала, поэтому достаточными оказываются краткие учебные пособия с изложением основных вех в становлении нынешней государственной системы — от образования древнерусского государства в IX веке (Киевская Русь — XVII век, Российская империя в эпоху абсолютизма, советский и постсоветские периоды) до текущего момента (первой четверти XXI столетия) — для понимания как особенностей и трансформации этой системы, так и неизбежности «синкретического характера» подобного знания (синтеза истории, государственного и муниципального управления, политологии, юриспруденции, менеджмента и др.) [см., напр.: 8; 9; 13; 18].
Список литературы
1. Борщевский Г.А. Высшие государственные служащие как политико-административная элита современной России // Полития. 2018. № 1.
2. Борщевский Г.А. Социологический портрет высшей бюрократии в России // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 4. EDN: CGQRGZ
3. Гимпельсон В.Е., Магун В.С. На службе государства российского: перспективы и ограничения карьеры молодых чиновников // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 5.
4. Голосенко И.А. Социальная идентификация рядового чиновничества в России начала ХХ века: историко-социологический очерк // Журнал социологии и социальной антрпологии. 2000. № 3.
5. Голосенко И.А. Феномен “русской взятки”: очерк истории отечественной социологии чиновничества // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. № 3. EDN: ONCFEV
6. Граждан В. О некомпетентности и бюрократизме в государственной службе // Государственная служба. 2002. № 1.
7. Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской Империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). Одесса, 1912.
8. Деханова Н.Г. Социология государственной службы. М., 2024.
9. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. М., 2000.
10. Ипатова А.А. Зачем современной России чиновник? // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2013. № 1.
11. Киселев А.Г., Киричек П.Н. Реальные и номинальные коллизии в арсенале государственного управления // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 3.
12. Крыштановская О.В. Основные тренды формирования управленческой элиты России в 2020-2030 гг // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 5.
13. Мильто А.В. История государственного и муниципального управления. М., 2022.
14. Мухаметжанова В.С., Ивлев Е.А. Проблемы и перспективы будущей профессиональной деятельности в оценках студентов направления “государственное и муниципальное управление” // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 1.
15. Обличители. Русские пьесы о чиновниках 1850-х годов. М., 2019.
16. Писарькова Л.Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII - первой половине XIX века // Человек. 1995. № 3. EDN: RGOMIH
17. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2003.
18. Социология государственного и муниципального управления в России / Отв. ред. Н.Г. Чевтаева. М., 2024.
19. Тев Д.Б. Высокопоставленные чиновники министерств социального блока российского правительства: каналы рекрутирования и карьера // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2.
20. Тев Д.Б. Федеральная административная элита: карьерные пути и каналы рекрутирования // Политические исследования. 2016. № 4.
21. Холод А.В., Субботина Ю.А. Анализ управленческой культуры в организациях государственного и муниципального управления региона // Культура, управление, экономика, право. 2005. № 4. EDN: OPRVTN
22. Чевтаева Н.Г. Патримониализм в служебных отношения российского чиновничества (по материалам дореволюционных эмпирических исследований) // Социологические исследования. 2022. № 6. EDN: TQMSKF
23. Besley T.J., Burgess R., Khan A., Xu G. Bureaucracy and development // Annual Review of Economics. 2022. Vol. 14.
24. Cornell A., Knutsen C.H., Teorell J. Bureaucracy and growth // Comparative Political Studies. 2020. Vol. 53. No. 14. EDN: CHHYTS
25. Fortescue S.Russia’s civil service: Professional or patrimonial? Executive-level officials in five federal ministries // Post-Soviet Affairs. 2020. Vol. 36. No. 4. EDN: OUVVXW
26. Garifullina G. The best among the connected (men): Promotion in the Russian state apparatus // Post-Soviet Affairs. 2023. Vol. 39. No. 5.
27. Huskey E. The politics-administration nexus in post-communist Russia // D.K. Rowney, E. Huskey (Eds.).Russian Bureaucracy and the State: Officialdom from Alexander III to Vladimir Putin. New York, 2009.
28. Kryshtanovskaya O., White S. From Soviet nomenklatura to the Russian Elite // S. White, D. Nelson (Eds.). The Politics of the Post-Communist World. London, 2019.
29. Nikulin A., Trotsuk I., Wegren S. Ideology and philosophy of the successful regional development in contemporary Russia: The Belgorod case // Крестьяноведение. 2018. Т. 3. № 1. EDN: XMPJBB
30. Nikulin A.M., Trotsuk I.V., Wegren S.K. The importance of strong regional leadership in Russia: The Belgorod Miracle in agriculture // Eurasian Geography and Economics. 2017. Vol. 58. No. 3. EDN: XZWKOH
31. Owen C. Participatory authoritarianism: From bureaucratic transformation to civic participation in Russia and China // Review of International Studies. 2020. Vol. 46. No. 4. EDN: PUCGVA
32. Trotsuk I.V., Ivlev E.A. Few words on the high level of social distrust among the Russian youth: Civil servants’ social image // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. № 2.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В год 300-летия Российской академии наук и Год семьи в Российской Федерации в Краснодарском крае (городе Сочи) при поддержке РУДН и Министерства труда и социальной защиты состоялся V Всероссийский форум с международным участием, который проводится с 2019 года Институтом демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН. Ключевая цель Форума - оценка демографической ситуации на национальном и международном уровнях в 2023-2024 годы; выработка новых подходов к реализации демографической политики, направленной на повышение рождаемости, формирование мотивации к многодетности и здоровому долгожительству, регулирование рынка труда и миграционных процессов. На пленарных и секционных заседаниях были представлены доклады руководителей федеральных и региональных органов государственной власти, ведущих российских и зарубежных ученых в области демографии, а также «Демографическая энциклопедия в лицах. Т. 1. Дореволюционный период» и Национальный доклад за 2023 год «Демографическое самочувствие регионов России». К Форуму были подготовлены два тематических номера журналов «Высшее образование в России» (№ 8) и «Вопросы управления» (№ 3).
Статья представляет собой рецензию-размышление над монографией А. А. Хагурова «Устойчивое развитие сельских территорий: проблемы и перспективы» (Краснодар: КубГАУ, 2023. 254 с.). В книге анализируется сложное соотношение социально-экономического и эколого-гуманистического измерений глобального развития стран и сообществ и подчеркивается, что проблемы устойчивого развития стали предметом большой международной политики и внутренней политики практически всех стран. Автор монографии учитывает глобальность и актуальность концепции устойчивого развития, поэтому каждую главу начинает с рассмотрения решенных и не решенных теоретических и методологических проблем данного типа развития.
Статья представляет собой рецензию на книгу Ж. Т. Тощенко «Судьбы общественного договора в России: эволюция идей и уроки реализации» (М.: ФНИСЦ РАН; РГГУ, 2025. 844 с.). В монографии описано возникновение и проанализировано содержание концепции общественного договора, впервые выдвинутой и обоснованной мыслителями эпохи Просвещения как идеи социального контракта между народом и государством, причем латентного характера. Значительное внимание в книге уделено сложившимся теориям общественного договора и их особенностям, многообразным вариантам его толкования и осуществления в современной социальной практике. Особый акцент автор делает на выявлении основных характеристик общественного договора, его смысловой сущности как единства целей участников, ориентированных на взаимное доверие, баланс интересов и постоянное использование обратной связи. Представлены современные интерпретации общественного договора и новые варианты осмысления практик его реализации в современной общественно-политической жизни. Проведен обстоятельный анализ исторического опыта реализации общественного договора на разных этапах существования России/СССР в противоречивом развитии и функционировании страны, а также форм участия основных социальных групп в общественном договоре. Обозначены суть, содержание и эволюция идей общественного договора в XX-XXI веках, их трансформация и уроки реализации общественного договора на различных этапах общественного развития.
Несмотря на успехи международных организаций и государств в деле борьбы с голодом, эта проблема продолжает обостряться: по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в мире недоедает каждый девятый человек. В то же время становится все более ощутимой проблема ожирения среди взрослых: им страдает практически каждый восьмой. Эти полярные риски продовольственного обеспечения зачастую проявляются в одних и тех же странах, обществах и социальных группах. Глобальная нехватка продуктов питания, голод и продовольственная безопасность стали ключевыми вопросами мировой повестки дня. Еще в 2019 году Всемирный экономический форум (ВЭФ) представил «Отчет о глобальных рисках» по итогам опроса почти тысячи экспертов о восприятии глобальных рисков. Хотя под глобальным риском в данном случае контексте понимается ситуация неопределенности, которая повлечет за собой негативное последствие для некоторых стран или экономических отраслей в течение ближайших десяти лет, такая трактовка затрагивает только один аспект классического социологического определения риска, подразумевающего ситуацию неопределенности, в которой необходимо сделать конкретный выбор на основе дихотомии действительности и возможности, т. е. результатом выбора может быть не только негативное, но и позитивное последствие. Иными словами, необходимо заблаговременно прогнозировать тренды развития глобальных проблем человечества, к которым, безусловно, относятся и риски питания. Вопросы мировой продовольственной безопасности, отраженные в целях устойчивого развития - глобальной инициативе ООН по комплексному преобразованию мира, задают глобальную повестку дня, учитывая рискогенность современного социума и в вопросах питания. В статье обоснована необходимость социологического изучения природы возникновения рисков питания, а также их новых форм, появившихся в ходе взаимосвязанных процессов глобализации и глокализации и определяющих будущее продовольственных систем. По результатам теоретического анализа представлена классификация рисков еды человека в контексте постоянно усложняющегося социума с учетом основных социологических подходов к определению еды и ее рациональности, а также трактовок новых рисков, специфических для питания человека, в теориях риска, глобального продовольственного риск-менеджмента и неолиберальных версиях устранения продовольственных рисков.
По мере развития информационных технологий цифровизация становится глобальной тенденцией общественного развития - технологии и знания обновляются с невероятной скоростью.
В контексте цифровой трансформации вузы как фундамент подготовки специалистов и двигатель научно-технического прогресса должны адаптироваться к изменениям в обществе, успевать за развитием технологий и применять информационные новшества для совершенствования системы управления и своего кадрового потенциала. Цель статьи - оценка общего вектора развития управления высшим образованием в Китае в контексте цифровой трансформации посредством обзора ее тенденций в китайских вузах, анализ текущей ситуации, проблем и перспектив внедрения элементов цифрового управления в вузах. В качестве показательных кейсов были выбраны четыре китайских высших учебных заведения с разными уровнями подготовки, а в качестве базы выборки использовались «типичные примеры построения и применения инструментов информатизации управления образованием с использованием цифровых технологий в 2022-2023 годы», подготовленные журналом «Информатизация образования в Китае» и определенные Министерством образования Китая. Как показали результаты исследования, в рамках глобальной цифровой трансформации китайские вузы использовали социальные ресурсы для завершения модернизации информационных систем, инфраструктуры, систем безопасности и защиты в пяти ключевых сферах деятельности, однако и в них сохраняются нерешенные проблемы. Благодаря информационной поддержке на платформе цифрового управления китайские университеты начали переходить от управления, основанного на опыте, к управлению, основанному на больших данных.
В современном информационном обществе государство не просто стремится, но зачастую вынуждено выстраивать диалог с гражданами в онлайн-пространстве - посредством сайтов, порталов, приложений и социальных сетей, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Личные обращения к чиновникам переводятся в онлайн-формат - вместо часов ожидания в учреждениях мы быстро заполняем специальные формы в «электронных приемных», что порождает новые формы диалога между органами власти и населением, способствуя развитию и совершенствованию каналов коммуникации заинтересованных субъектов на всех уровнях социального управления. Специальные сервисы и приложения позволяют получать государственные услуги в удаленном режиме, задавать вопросы представителям власти, оставлять жалобы, голосовать за предлагаемые решения и т. д. В рамках российского электронного правительства осуществляется переход к модели открытого государства, призванный развивать доверительные отношения власти и общества, однако у быстрых технологических новшеств есть и оборотная сторона: рост цифрового неравенства, технические сбои, заметный отрыв ряда регионов по уровню внедрения государственных услуг (прежде всего, городов-миллионников, особенно Москвы). Государство нацелено на реализацию масштабных проектов цифровизации, которые позволят не только повысить качество жизни и доступность государственных услуг, но и развивать диалог с населением, поэтому, с одной стороны, государству необходимо выявлять актуальные запросы и реальные коммуникативно-технологические возможности населения; с другой стороны, и оно нуждается в эффективных формах взаимодействия с государственным аппаратом; причем в обоих случаях востребованы социологические методики (массовые опросы, фокус-группы, контент-анализ медиасреды), учитывающие темпы развития коммуникативно-технологических процессов в разных регионах и на разных уровнях государственной власти. В статье обозначены основные аспекты (коммуникативный, технический и социальный) социологического анализа нынешних тенденций цифровизации диалога населения с государством в современном российском обществе.
Эпоха долголетия, характеризующая многие развитые страны, включая Россию, требует пересмотра феномена старения и роли пожилых в обществе. Представление о старшей когорте населения как пассивных бенефициарах, создающих дополнительную нагрузку на рынок труда, системы социального обслуживания и здравоохранения, постепенно сменяется более инклюзивным взглядом, который основан на принципах активного долголетия и подразумевает расширение прав и возможностей пожилых, их интеграцию во все сферы общества. Один из способов ответа на вызовы долголетия - образовательные программы для пожилых, или геронтообразование, способное обеспечить старшую когорту нужными знаниями и навыками, укрепить их человеческий потенциал. В статье представлена перспективная теоретическая рамка для анализа геронтообразования в России как «серебряной экосистемы» образовательных программ для пожилых, реконструированной по работам У. Бронфенбреннера и интегрированной со структуралистско-конструктивистским подходом. Согласно «экологической теории» Бронфенбреннера, включенность представителей старшего поколения в образование может быть проанализирована на уровне ряда взаимосвязанных подсистем с акцентом на акторов разного уровня, вносящих вклад в социальное развитие и благополучие группы. Структуралистский конструктивизм позволяет рассмотреть образование для пожилых в контексте власти и неравенства как поле, на котором неравномерно распределены ресурсы, что необходимо учитывать в разработке образовательных программ. Применяя концептуальные основания нового подхода к анализу выборочных региональных документов, авторы раскрывают связи и разрывы, разнонаправленные процессы внутри «серебряной экосистемы», которые порождают противоречия между идеалами стратегии в интересах старшего поколения, предусматривающей его активное вовлечение в жизнь общества, и неравномерностью распределения ресурсов в поле социальной интеграции пожилых людей.
В статье представлены новые данные исследований, которые следует рассматривать как продолжение ранее начатых [15. С. 875-887]. Актуальность изучения «идеального портрета руководителя образовательного комплекса» определяется требованиями к профессиональным и личностным качествам педагогических кадров, которые установлены российским законодательством: в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» излагаются ключевые правила поведения педагогических работников, согласно которым, чтобы «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне», требуются особые личностные качества самого педагога. Это определило цель представленных в статье исследований: выявление профессионально важных личностных качеств руководителей-педагогов, разработка идеального портрета руководителя образовательного комплекса и построение математической модели границ выраженности личностных качеств вопреки мнению коллег об «утопичности идеальных типов социального действия» М. Вебера, «не подлежащими проверке» [1], поскольку их «нельзя найти в повседневной реальности» [2. С. 207]. Исследования показали, что идеальный портрет руководителя образовательного комплекса содержит уникальные черты: из 16 возможных личностных качеств отличительными, доминирующими у педагогов стали 11 характерных. Корреляционный анализ выявил среди них 7 ключевых, связанных с эффективностью работы, в результате чего автором была предложена более строгая модель отбора, которая требует внесения корректив в предложенную ранее профессиограмму, построенную на средних показателях. Кроме того, были выявлены личностные качества руководителей-педагогов, обусловливающие деловые и межличностные конфликты в школьных коллективах.
Концепция фреймов И. Гофмана активно используется в исследованиях религии и религиозности в зарубежной социологии и социокультурной антропологии. Особенно многочисленны исследования медиа фреймов, осваиваемых обществом и влияющих на принятие управленческих решений на государственном уровне. Небольшая часть исследований касается религиозной повседневности и образа религии в массовом сознании. Исследователи не только используют концепцию фрейма Гофмана, но и прибегают к методологическим принципам других его работ (понятия стигмы, повседневного взаимодействия, представления себя другим), что говорит об эвристическом потенциале интеллектуального наследия Гофмана при условии его комплексного использования. Отечественные исследователи также обращаются к фрейм-анализу Гофмана, но работы российских авторов не так многочисленны и разнообразны. Среди них в основном представлены проекты в области социальной политики и лингвистики, тогда как исследования в области социологии религии и религиоведения через призму фреймов в отечественном научном дискурсе достаточно редки. В большинстве своем они носят теоретический характер и, как правило, используют терминологический аппарат фрейм-концепции, но не ее методологическое содержание. Проведенный автором анализ теоретических и эмпирических работ с применением идей фрейм-анализа демонстрирует возможности использования концепции фреймов в исследованиях религии. Особенностью обращения к данной научной категории является необходимость детальной проработки методологической части каждого конкретного исследования для адекватного отражения специфики выбранного дисциплинарного/предметного поля.
На протяжении последних десятилетий стремление к саморазвитию и достижению успеха стали неотъемлемой характеристикой российского общества, а тренинги личностного роста - инструментом, с помощью которого, как представляется его участникам и организаторам, можно реализовать это стремление. Однако наряду с профессиональными тренингами, которые проводят дипломированные специалисты (психологи), встречаются и те, что способны нанести столь серьезный вред здоровью (ментальному и физическому), что получили название «психокультов» (как один из форматов секты). Молодежь как группа, в наибольшей степени стремящаяся к достижению жизненного успеха и высоким статусным позициям, наиболее подвержена и вовлечению в психокульты (именно вовлечению, поскольку для вступления в подобные сообщества используются психологические манипуляции), которые нередко скрываются под нейтральными названиями тренингов личностного роста. Цель статьи - характеристика представлений московской молодежи (на примере студентов Российского университета дружбы народов) о тренингах личностного роста. Авторы исходили из гипотезы о позитивном отношении студенчества к тренингам личностного роста, что создает потенциальную опасность вовлечения молодежи в психокульты, «притворяющиеся» такими тренингами. На основе работ отечественных и зарубежных исследователей в статье обозначены основные характеристики тренингов личностного роста, в том числе сближающие их с психокультами. Эмпирическая часть статьи представлена результатами двух фокус-групп и социологического опроса по репрезентативной квотной выборке (N=500), которые говорят о достаточно высоком уровне осведомленности столичного студенчества о тренингах личностного роста и «марафонах желаний» и о заинтересованности в участии в них. По материалам эмпирических исследований был составлен «портрет» участника тренингов личностного роста и показаны различия представлений студенчества о тренингах личностного роста, марафонах желаний и сектах: оказалось, что скорее марафоны желаний, чем тренинги личного роста, ассоциируются с психокультом (сектой) в силу общих негативных коннотаций и совпадения портретов их участников (ведомые, одинокие, неуспешные), что говорит о высоких рисках вовлечения молодежи в психокульты в случае их маскировки под безобидные тренинги личностного роста.
Студенческая молодежь - социальная группа с высоким интеллектуальным и инновационным потенциалом, востребованным в национальной экономике. Важнейшим фактором трудовой деятельности человека являются его ценностные ориентации, касающиеся жизненных приоритетов, образовательных и профессиональных стратегий, отношения к работе и иным способам получения дохода. В социологии широко используются различные методики измерения связи культурных переменных и хозяйственного поведения. В статье представлены данные, отражающие ценностные ориентации белорусских студентов, их представления о профессиональном будущем, важных характеристиках работы, жизненных целях и средствах их достижения, т. е. факторы, определяющие стратегии трудового поведения молодежи. Возможность использования этих данных в учебной, научной и воспитательной деятельности учреждений высшего образования при формировании профессиональной и экономической культуры студентов определяет практическую значимость исследования. Его эмпирической базой выступил социологический опрос студентов гродненских университетов, проведенный в 2024 году в рамках проекта БРФФИ-РНФ «Молодежь России и Беларуси о себе: экономические и социокультурные вызовы настоящего и конструирование горизонтов будущего для сотрудничества» (N=1000). Полученные данные отражают иерархию жизненных ценностей студенчества, уровень субъективного благополучия, профессиональные планы, представления о средствах достижения успеха и важнейших характеристиках работы. Выявлены и противоречия в мировоззрении молодежи: с одной стороны, студенты ориентируются на собственные компетенции и усилия в деле трудоустройства, реализации способностей и служебного продвижения, что будет способствовать их профессиональной активности; с другой стороны, стремление достичь быстрого успеха, завышенные ожидания, неустойчивая мотивация к труду и подверженность влиянию внешних факторов негативно сказываются на работе молодежи. В статье сделаны выводы о проблемах и рисках, с которыми сталкиваются молодые люди в своей профессиональной деятельности, а также о роли государства в содействии максимальной занятости молодежи.
В большинстве стран происходят значительные изменения в возрастном составе населения - переход от доминирования молодежи (связанного с высоким уровнем рождаемости и смертности в прошлом) к старению (вследствие снижения уровня рождаемости и смертности) [46]. Возрастная структура населения играет важную роль в экономическом развитии страны: недостаток рабочей силы определяет его замедление, избыток трудоспособного населения (так называемый «демографический дивиденд») - ускорение [21; 25]. Множество эмпирических исследований, оценивающих взаимосвязь между возрастной структурой населения и социально-экономическим развитием, показали, что экономически активное население (в возрасте 15-64 лет) оказывает сильное положительное влияние на рост ВВП на душу населения, причем важен не общий прирост численности, а позитивные изменения в продолжительности жизни, возрастной структуре и т. д. Было выделено три механизма демографического воздействия на социально-экономическое развитие: влияние на рынок труда, влияние на сбережение и накопление капитала, влияние на охват образованием и человеческий капитал. Вьетнам по численности населения занимает 15 место в мире, а по доле молодежи относится к группе стран с «золотой структурой» населения (69% трудоспособного населения в возрасте 15-64), однако также демонстрирует тенденции старения населения [8], которые, по прогнозам, достигнут предельных значений к 2035 году [5]. Правительство Вьетнама реализует множество мер, чтобы воспользоваться преимуществами «золотого периода» (развитие человеческих ресурсов, привлечение инвестиций, создание рабочих мест), однако средние показатель экономического роста в 6,21% за 2011-2020 годы не позволил Вьетнаму покинуть группу стран с низким средним уровнем доходов [49] и высокими темпами старения населения [12; 15], что и определяет необходимость изучения взaимoсвязи между ростом населения и социально-экономическим развитием страны в контексте ее возрастной структуры. Статья основана на данных Главного статистического управления Вьетнама, переписей населения 1989, 1999, 2009 и 2019 годов и других демографических материалах и прогнозах.
Развитие вспомогательных репродуктивных технологий, особенно суррогатного материнства, требует переосмысления материнства как феномена и понимания логики встраивания гестанционного материнства в структуры родства, поскольку материнство вышло за рамки диады «мать-ребенок» и расширилось до системы «суррогатная мать-ребенок-биологическая мать», что пошатнуло традиционные основы и смыслы, казалось бы, устойчивой и незыблемой конструкции родительства. Новые реалии формируют новые трактовки и новые роли материнства, ставя перед исследователями задачу описания тех, кто сегодня принимает решение стать суррогатной матерью, а именно - ее социального портрета и социального статуса. Социальный портрет помогает понять, кто становится суррогатной матерью и почему, - авторы перечисляют ряд демографических характеристик (возраст, место жительства, семейное положение, уровень образования и т. д.) и личностных черт, которые позволяют женщине выполнять эту сложную роль. Также авторы пытаются реконструировать общественное восприятие суррогатного материнства и то, как вовлеченные стороны (суррогатные матери, биологические родители, специалисты по репродукции) определяют позицию суррогатной матери в структуре родства. Проведенное авторами эмпирическое исследование позволило описать среднестатистическую суррогатную мать и ее статус в системе семейных отношений на основе сочетания методов экспертного интервью (с репродуктологами, репродуктивными психологами и агентами по рекрутингу, N=6) и репрезентативного опроса (N=1300). Согласно полученным данным, суррогатная мать в России - это, как правило, женщина 25-33 лет, имеющая 1-2 здоровых детей, часто одинокая мама или состоящая в повторном браке, со средним профессиональным образованием и невысоким доходом, проживающая в регионе. С психологической точки зрения эксперты отмечают ее «легкий взгляд на жизнь», простоту, ответственность и адекватное понимание ситуации. В общественном мнении суррогатная мать не включена в структуру родства, а выполняет временную функцию, после чего ее договорные обязательства считаются завершенными, т. е. суррогатная мать выполняет роль помощника в решении проблемы бесплодия (оказывает услуги по вынашиванию и рождению генетического ребенка пары), факт обращения к которому часто анонимизируется обеими сторонами для создания «нормального» образа семьи и снижения социального давления на суррогатную мать.
В последние годы домашнее насилие стало одной из наиболее обсуждаемых социальных проблем. В российском публичном пространстве идут жаркие споры о том, необходим или нет дополнительный закон о профилактике домашнего насилия, о границах вмешательства государства и общественных организаций в дела семьи, о ценностном содержании понятия «крепкая семья». При этом споры о важности криминализации или декриминализации семейного насилия проникают и в политическую плоскость борьбы либеральных и консервативных сил. Несмотря на столь широкий общественный интерес и резонансные случаи домашнего насилия, освещенные в СМИ, эта проблематика крайне скупо представлена в российском научно-исследовательском поле. В статье обозначены возможности социологического мониторинга общественного мнения по данной проблеме. Сравниваются показатели всероссийских опросов, проведенных авторами в 2019 и 2024 годы, анализируются данные официальной статистики семейного насилия за период 2015-2023 годов. Делаются выводы о характере восприятия россиянами домашнего насилия, их личном опыте, ценностных ориентациях и социальных установках при столкновении с подобной ситуацией. Домашнее насилие воспринимается большинством опрошенных как значимая социальная проблема, комплексная по характеру. Россияне относят к нему не только физическое и сексуальное насилие в отношении члена семьи, но также психологическое и экономическое насилие, причем роль психологического фактора в семье возрастает. В целом домашнее насилие носит во многом скрытый характер, поэтому оценка его масштабов требует учета косвенных факторов его появления, таких как доля отозванных заявлений потерпевших, оценка распространенности домашнего насилия в ближнем окружении (среди соседей, друзей и родственников).
На примере потока студенческой миграции из Узбекистана в Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (САФУ, Архангельск) в 2009-2024 годы в статье обозначены особенности формирования и развития региональных миграционных потоков. Автор уделяет особое внимание переходу от фазы инициации потока к этапу его самоподдержки и выявлению роли таких институтов, как миграционные сети и миграционная индустрия. Статья основана на статистических данных приема иностранных студентов в САФУ, анкетном опросе и полуформализованных интервью с гражданами Узбекистана - студентами университета, экспертных интервью с представителями миграционной индустрии и включенном наблюдении в рамках профессиональной деятельности автора. В результате выделены четыре этапа в развитии потока региональной студенческой миграции, не однородных по объему и социальной организации. Миграционная индустрия играла ключевую роль в обеспечении миграционного прироста с 2013 по 2017 годы, а 2020-2021 годы он в большей степени обеспечивался миграционными сетями, что подтверждается его устойчивостью в условиях частичной дисфункции сложившихся ранее механизмов миграционной индустрии (пандемия) и развитием региональных субпотоков из Наманганской и Ташкентской областей. Важную роль в развитии миграционных сетей сыграли студенты, которые успешно прошли адаптационные процессы, накопили социальный капитал в принимающем сообществе и сохранили социальные связи в отправляющем сообществе, тем самым способствуя поступлению в САФУ своих соотечественников. Применяя концепцию Х. де Хааса о внутренней динамике миграционных потоков к студенческой миграции, автор выдвигает гипотезу, что комплексная деятельность университета по встраиванию в миграционную индустрию, включая меры поддержки иностранных студентов, является необходимой предпосылкой для успешной адаптации академических мигрантов, что способствует развитию механизмов сетевой миграции.
В современных условиях быстрого технологического прогресса и изменения рынка труда непрерывное образование становится важнейшим фактором воспроизводства человеческого капитала. В России проблема участия взрослого населения в программах непрерывного образования обретает все большую значимость, что связано с необходимостью адаптации профессиональных компетенций к изменяющимся экономическим и технологическим реалиям, а также с важностью повышения квалификации для поддержания конкурентоспособности на рынке труда. Статья посвящена участию взрослого населения России в непрерывном образовании, выявлению ключевых барьеров, препятствующих данному участию, и сравнению российской ситуации с лидирующими странами по уровню вовлеченности взрослых в программы обучения. Исследование основано на экспертном опросе: было проведено 25 полуформализованных интервью, что позволило выявить мнения специалистов из разных сфер, связанных с непрерывным образованием взрослых. Дополнительно были использованы результаты авторского массового анкетирования, а также данные опросов ВЦИОМ, что обеспечило количественное подтверждение качественных выводов. Применялся тематический анализ интервью и статистическая обработка данных анкетирования. Анализ показал, что основные причины, препятствующие активному участию взрослых в программах непрерывного образования, - культурно-ценностные установки, финансовые ограничения и недостатки институциональной среды. Несмотря на рост интереса к дополнительному обучению, Россия продолжает отставать от стран-лидеров по уровню включенности взрослого населения в непрерывное образование. Для повышения уровня участия взрослых в непрерывном образовании необходимо развивать образовательную культуру, снижать финансовые барьеры и совершенствовать институциональные условия. Эти меры будут способствовать повышению конкурентоспособности рабочей силы и развитию человеческого капитала страны.
Статья посвящена новому периоду в жизни российского общества и государства - отказу от компрадорской модели управления и переходу к стратегии суверенного развития. Для российского социума суверенитет - это не только обеспечение внешней и внутренней независимости, но и когнитивный слом всей системы взглядов, представлений и иллюзий по поводу возможности врастания российской цивилизации в сферу западного жизнеустройства. Это сложный и болезненный процесс, затрагивающий интересы разных социальных групп и сопровождаемый столкновением позиций в экономике, государственном управлении, науке, образовании, культуре и информационной среде. Водораздел между мировоззренческими позициями в отношении суверенности российской государственности проходит по линии отказа следовать в русле западных концепций развития и выбора в качестве мировоззренческой основы российского суверенитета идеологии традиционно-нравственных ценностей. Понятие суверенитета становится цементирующим в мировоззренческом обосновании стратегии развития страны. Проблеме суверенитета посвящено множество теоретических работ, в основном раскрывающих его роль в формировании многополярного мироустройства, но практически отсутствуют эмпирические исследования, показывающие характер восприятия обществом перехода от компрадорской системы отношений к суверенному развитию. В основу статьи положены результаты экспертных опросов, проведенных при участии автора Институтом социально-политических исследований. Экспертные оценки позволяют сделать вывод, что суверенность российской государственности нуждается в укреплении на всех уровнях: государственно-политическом, духовно-мировоззренческом и экономическом. Многие субъекты гражданского общества все еще не осознают невозможность возвращения к прежней системе отношений с Западом и окончательность отказа России от проводившегося ранее курса на вхождение в сферу западного жизнеустройства.
В статье рассматривается концепция общественного договора как консенсуса между властью и народом. На основе трудов Т. Гоббса, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, немецкой социальной мысли, в контексте размышлений о «легитимности» Р. Нозика, Дж. Ролза, М. Олсона, А. Аузана делается вывод, что общественный договор носит консенсусный характер и для выработки консенсуса необходима коммуникация власти и народа. Cтавится вопрос об общественных организациях и политических партиях как традиционных проводниках интересов народа во взаимодействиях с государством. На основе социологических исследований делается вывод о низком доверии к политическим партиям и неучастии в деятельности общественных организаций российских граждан. Это свидетельствует о том, что общественные организации и политические партии слабо представляют интересы граждан во взаимодействии с властью. Причина такого положения - в изменении типа общества: российское общество становится более флексибильным и атомизированным, сильные связи заменяются на слабые. На примере семьи как наиболее традиционного института показаны процессы флексибилизации и атомизации. В этих условиях общественные организации и политические партии, созданные в предшествующий период, перестают быть адекватными посредниками во взаимодействии власти и народа. Вырабатываются новые каналы коммуникации: интернет-сообщества и прямые обращения граждан к органам власти, минуя посредников в виде общественных организаций и политических партий. Российское общество активно взаимодействует с властью в этих формах, но слабо - в классических, что опровергает представление о народе как пассивном субъекте, распространении политического абсентеизма и неразвитости гражданского общества. Скорее это свидетельствует об утрате актуальности идеи об общественных организациях как выразителе общественных интересов и о необходимости выработки концепций, соответствующих новому типу общества.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/