Рынок малого и среднего бизнеса является составляющей частью и важным элементом маркетинговых исследований в современных условиях. Малый бизнес играет немаловажную роль в развитии экономики государства, но, начиная с 2022 года, количество малых предприятий в Российской Федерации значительно уменьшилось. В 2023 году на малый и средний бизнес приходилось 21% ВВП, однако вклад малых предприятий в экономику страны составляет лишь 7%. На протяжении длительного периода сектор малого предпринимательства нуждается в постоянной оценке его реального состояния, в выявлении сложившихся факторов развития и поддержке. Создания концепции государственного регулирования в условиях высокой степени кризисных факторов позволит сформировать контуры маркетинговой политики МБ. Для детального анализа развития рынка малого бизнеса необходимо ввести элементы институционального механизма в маркетинговую политику субъекта, определить факторы, демонстрирующие существующий уровень и способствующие нивелированию влияния негативных факторов. Все это позволит повысить степень прямого воздействия и увеличить долю финансовых вливаний малого бизнеса в доход государства. Цель исследования заключается в определении возможностей развития указанного рынка для совершенствования его маркетинговой политики в современных условиях.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Доля малого бизнеса в ВВП России в 2022 году составила 22,3%, в 2024 году она должна увеличиться почти до 40%, Сравнивая долевой вклад в ВВП дружественных государств, следует отметить, что в Беларуси на малый бизнес приходится 15%, в Казахстане – 30%, тогда как в Китае доля достигает 70%, а в странах Европейского Союза – 65%.
Список литературы
1. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», одобренный Советом при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/info/35563/ (дата обращения: 14.05.2024).
2. Об утверждении Правил предоставления субсидий из Федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным в 2019–2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1764 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72041688/ (дата обращения: 14.05.2024).
3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»): распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р (редакция от 30.03.2018) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d9387 61ccffdd288bd/ (дата обращения: 14.05.2024).
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 (с изменениями от 27.10.2020) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 14.05.2024).
5. О развитии малого и среднего предпринимательства: Закон Донецкой Народной Республики № 432-IIНС от 27.01.2023 [Электронный ресурс]. – URL: http://npa.dnronline.su/2023-01-27/432-iins-o-razvitii-malogo-i-srednego-predprinimatelstvav- donetskoj-narodnoj-respublike.html (дата обращения: 14.05.2024).
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 14.05.2024).
7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 14.05.2024).
8. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности [Текст] / под ред. Скоробогатых И. И., Сидорчука Р. Р., Андреева С. Н. – Москва : Инфра-М, 2023. – 589 с.
9. Сидочук, Р. Р. Маркетинговое управление деловой активностью субъектов малого бизнеса: теоретико-методологический аспект. Автореф. дис. … дра экон. наук. Москва, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2013. – 345 с.
10. Миньковская, М. В. Развитие средств и инструментов информационных технологий в малом бизнесе [Текст] / М. В. Миньковская, А. М. Пятаченко // Использование информационных технологий в различных сферах деятельности: сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию основания университета, Гомель, 14 марта 2024 г. – Гомель : Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2024. – С. 93–99.
11. Корсаков, К. Е. Проблемы развития малого бизнеса в современных условиях [Текст] / К. Е. Корсаков // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2021. – № 4(131). – С. 7–12.
12. Медведева, О. С. Государственная поддержка малого бизнеса [Текст] / О. С. Медведева, Т. В. Кисиогло // Экономика и бизнес: Теория и практика. – 2023 – Вып. 5-2 (99). – С. 12–16.
13. Симакина, А. А. Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса [Текст] / А. А. Симакина, Д. В. Климина, Е. А. Цыркаева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 5(81). – С. 554–559.
14. Волкова, Н. В. Проблемы малого бизнеса в России [Текст] / Н. В. Волкова, Н. С. Смирнов // Московский экономический журнал. 2022. – № 6 – С. 482–486.
15. Хужин, А. М. Невиновное поведение в праве: проблемы юридической ответственности и эффективности правоприменения [Текст] / А. М. Хужин. – Москва : Юрлитинформ, 2013. – 192 с.
16. Пятаченко, А. М. Усовершенствование элементов институционального механизма развития малого бизнеса [Текст] // Исторические, культурные и социально- экономические векторы интеграции Донбасса в Российскую Федерацию: Концепции и механизмы молодых ученых: коллективная монография / Б. Ю. Байда. В. О. Бессарабов, Л. Н. Браганцева [и др.]; под ред. Е. М. Азарян. – Ростов-на-Дону: Манускрипт, 2023. – С. 251–272.
17. Куликова, Д. С. Цифровизация бизнес-моделей: глобальные тренды и перспективы развития [Текст] / Д. С. Куликова // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 4. – С. 54–58.
18. Мамрега, В. В. Сферы применения машинного зрения в промышленности [Текст] / В. В. Мамрега // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. – 2022. – № 1-2. – С. 32–37.
19. Датукашвили, Р. Д. Совершенствование взаимодействия малого и крупного бизнеса как фактор инновационного развития экономики России [Текст] / Р. Д. Датукашвили, Ю. А. Гильярди // Российское предпринимательство. – 2008. – № 3(107). – С. 34-41.
20. Агаева, А. Р. Применение инструментов маркетинга в малом бизнесе [Текст] / А. Р. Агаева // Актуальные проблемы развития региональной экономики. – 2017. – № 1. – С. 134–137.
21. Морозов, Н. С. Проблемы управления маркетингом в малом бизнесе [Текст] / Н. С. Морозов // Междисциплинарные исследования. – 2018. – № 3. – С. 43–49.
22. Пирская, Е. В. Особенности современного маркетинга предприятий малого бизнеса [Текст] / Е. В. Пирская // Современная экономика. – 2019. – № 6. – С. 54–62.
23. Керимова, И. Д. Стратегическое маркетинговое планирование: что это такое и как это делать [Текст] / И. Д. Керимова // Вестник Омского регионального института. – 2018. – № 3. – С. 218–222.
24. Ашманов, И. Оптимизация и продвижение в поисковых системах [Текст] / И. Ашманов. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 512 с.
25. Коваленко, А. Е. Интернет-маркетинг предприятий малого бизнеса: теория, практика, региональные аспекты: монография [Текст] / А. Е. Коваленко, И. Ю. Окольнишникова, Ю. Г. Кузменко – Москва : Первое экономическое издательство, 2021. – 278 с.
26. Бучнева, О. Рынок e-commerce в России: анализ, прогнозы и потенциал для бизнеса [Электронный ресурс] // Ашманов и партнеры. – URL: https://www.ashmanov.com/education/articles/rynok-e-commerce-v-rossii-analiz-prognozy-ipotentsial- dlya-biznesa/ (дата обращения 14.05.2024).
27. Налоговая реформа 2024–2025: последствия для бизнеса [Электронный ресурс]. – URL: https://www.klerk.ru/blogs/das_group/615797/ (дата обращения 14.05.2024).
28. Налогообложение малого бизнеса в 2022 году [Электронный ресурс]. – URL: https://www.b-kontur.ru/enquiry/871-nalogooblajenie-malogo-business (дата обращения 14.05.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выявлены специальные признаки осужденного при совершении гражданских сделок купли-продажи товаров (потребление и целевое расходование заработной платы). Уточнено разграничение понятий «имущественное положение» и «вещное положение», а также пределы применения гражданских прав осужденных. Выявлены признаки потребительских правоотношений, которым присущ специальный состав прав и обязанностей в момент приобретения вещей осужденными. Классифицированы пределы вещного положения осужденных к принудительным работам и лишению свободы. Введены в оборот такие дефиниции, как «номинальный уровень потребления», «совокупный уровень потребления» в целях уточнения расчета и оценки имущественного состояния осужденного. Дана стоимостная оценка имущественного положения в силу исполнения наказания. Сделан вывод, что мотивация в трудовом заработке минимальна или отсутствует у осужденных в силу «фактических затрат» на нужды уголовно-исполнительной системы. Предложено установить фиксированную сумму или процентную ставку в целях исполнения норм по обеспечению гражданских прав по вещному положению, сохранению уровня личного потребления и трудовой мотивации осужденных, особенно в условиях гуманизации и развития института пробации.
Предприятия торговли, перерабатывающие предприятия и рядовые потребители оставляют значительное количество отходов упаковки, которая требует переработки. Для этого в экономике замкнутого цикла государство устанавливает определенные требования, связанные, среди прочего, с кратностью повторной переработки, которая определяется природой материалов. О полимерах, а именно полиолефинах, установилось мнение, что их невозможно перерабатывать более 2–3 раз вследствие значительной потери технологических и эксплуатационных свойств. В работе приведены результаты экспериментальных исследований многократной экструзионной переработки полиэтилена и полипропилена в течение 10 последовательных циклов. Каждый цикл переработки сопровождался измерением физико-механических свойств (относительное удлинение при разрыве и разрушающее напряжение), измерением показателя текучести расплава, изменением химической структуры и показателя желтизны для исходных и переработанных полимеров. Предложено оценивать пригодность материалов к многократной переработке не по отдельным единичным показателям, а по совокупности свойств, которые в итоге определяют как технологические свойства и способность к переработке, так и эксплуатационные свойства, и устойчивость к старению. Нами рассмотрены шесть единичных показателей (для исходных образцов их принимали за единицу), и совокупное свойство – критерий технологического старения (площадь составленного многоугольника). При этом площадь многоугольника исходного образца принимали за 1, или 100%, а площадь получаемого многоугольника после каждого цикла переработки находили отношением к исходному значению. Как это принято в практике полимерных исследований, критерием пригодности считали отклонения в суммарной величине, не превышавшие ±20%. Это позволило определить количество циклов переработки полиэтилена как 9, а полипропилена как 8, что превышает установленные нормативные значения.
Рассмотрен современный тренд развития национальной экономики, четко ориентированный на цифровизацию, что предполагает необходимость адаптации предприятий и отраслей к функционированию в цифровой среде. Главная проблема, возникшая в экономической науке в связи с этим, – отсутствие единообразия в трактовках определения сущности данного процесса, что затрудняет выработку новых принципов и механизмов взаимодействия и устойчивого развития экономических агентов. Использование эволюционного подхода позволило обосновать этапы цифровой трансформации общественного развития: от появления компьютерных технологий до институциализации цифровых отношений. Выделены основные подходы к исследованию сущности цифровизации: технологический; информационно-коммуникационный; воспроизводственный; деятельностный; инфраструктурный; институциональный; мировоззренческий и расширенный (интегральный).
Преимущества цифровой экономики в качестве формирующейся экономической модели интерпретированы как отсутствие физического веса продукции, его замена информационным объемом с более низкими затратами ресурсов на производство электронных товаров; снижение объемных показателей производства за счет применения электронных носителей; скорость перемещения продукции в системе «производитель – потребитель» при использовании интернета. К элементам негативного воздействия цифровизации на социально-экономическое развитие общества отнесены: «цифровое неравенство» и «цифровой разрыв»; вытеснение человека из реального сектора экономики, что не может не иметь системных последствий.
Обоснованы стратегические направления адаптации бизнеса в цифровой среде: модернизация управления на уровне экономических агентов; внедрение новых методов управления на основе информатизации бизнес-процессов; формирование комплексных цифровых платформ как основы информационного обеспечения бизнеса; использование цифровых технологий, позволяющих накапливать и анализировать сложные, объемные, неоднородные данные с учетом роста интенсивности внешних и внутренних информационных потоков; создание цифровой экосистемы, позволяющей быстро и эффективно взаимодействовать бизнесу и государству.
Динамичные изменения партнерской среды обусловливают взаимодействия по совместному поиску инновационных решений, внедрению технологий, способствующих созданию благоприятной среды для развития бизнеса с учетом различных воздействующих факторов. В зависимости от их влияния на интенсивность инновационных процессов в отрасли происходит внедрение соответствующих новшеств, направленных на эффективность хозяйственной деятельности каждого участника рыночных отношений с целью повышения конкурентоспособности предприятия. Типизация факторов показывает, что первостепенное значение придается формированию культуры инноваций и качеству трудовых ресурсов, которые способствуют инновационной активности и наращиванию человеческого капитала.
В статье рассмотрены подходы формирования стратегии продвижения кондитерской продукции местных товаропроизводителей на межрегиональные и внешние рынки. Актуальность исследования и изучения особенностей реализации компанией-производителем кондитерской продукции в зависимости от модели рынка B2C, B2B, B2G направлена на повышение конкурентоспособности и инновационной активности. Позиционирование на маркетплейсах помогает эффективно продвигать продукцию на межрегиональные и внешние рынки, оптимизируя стратегии продвижения и затраты на логистику.
Целью исследования является изучение теоретических и методических аспектов организации реализации продукции на маркетплейсах, выбор оптимального канала продвижения кондитерской продукции на межрегиональные рынки.
Эффективным цифровым инструментом продвижения кондитерской продукции для АО «Краскон», обеспечивающим широкий географический охват и целевой рынок B2С, определен маркетплейс Wildberries. На данной торговой площадке продукция реализуется преимущественно по технологиям FBO и FBS, обеспечивается высокий объем трафика и оптимальный размер комиссии за продажу.
Осуществлен комплексный эволюционный анализ теорий конкуренции с использованием метатеоретического сферного подхода, который позволяет систематизировать эволюцию конкурентных теорий, выделяя ключевые этапы их развития и вклад важнейших ученых в формирование и понимание данной экономической категории. Акцентировано внимание на взаимодействии различных сфер знаний, пересекающихся в определенных точках, что создает новые плоскости для интерпретации. Такой подход не только способствует более полному осмыслению конкуренции, но и обеспечивает целостность и системность восприятия.
Исследование начинается с рассмотрения исторических корней категории, затем переходит к анализу современных теорий, подчеркивая их взаимосвязь и взаимовлияние. Особое внимание уделено тому, как различные теоретические подходы влияют на понимание конкурентных процессов в экономике, а также как изменения в экономической теории отражаются на практическом применении конкурентных стратегий в бизнесе.
Авторы показывают динамику конкуренции в контексте глобализации и цифровизации, свидетельствуя, что современные технологии (создание искусственного интеллекта) и мировая экономика предъявляют новые требования к теоретическому осмыслению конкуренции. Итогом работы выступает графическое изображение сферного пространства эволюции теории конкуренции в комплексной хронологии на базисе критического анализа позиций ключевых деятелей, а также формулировка авторской терминологии. Таким образом, статья представляет собой комплексный исследовательский труд, который способствует более глубокому пониманию конкуренции как многогранного и динамичного явления.
Пандемия Covid-19 привела к резкому падению мирового туризма. Тем не менее, поскольку считается, что во время пандемии будут больше путешествовать молодые люди, целью данного исследования стало изучение того, как эта болезнь может повлиять на рынок молодежного туризма. Опрос был проведен среди 134 молодых людей Ростовской области России методом онлайн-опроса. Собранные данные проанализированы с использованием метода основных компонентов, который показал, что влияние кризиса Covid-19 на поведение участников в поездках можно разделить на два отдельных компонента: отношение к путешествию (предпочтения) и гигиеническую безопасность. В целом исследование подтвердило, что кризис практически не повлиял на отношение к путешествиям, поведение, а также проблемы здоровья и безопасности, связанные с поездками. Кроме того, установлено, что пандемия меньше повлияла на отношение участников-мужчин к поездкам, но больше – на гигиену и безопасность, причем респонденты старшего возраста придерживались более строгого отношения как к гигиене и безопасности, так и предпочтениям в путешествиях. Несмотря на ущерб, нанесенный пандемией, выявлены оптимистичные перспективы молодежного туризма, если будут приняты соответствующие меры гигиены и безопасности.
В статье рассматриваются изменения формирования и развития конкурентных преимуществ экосистем торговли и сферы услуг в условиях цифровой экономики. Дан анализ традиционных подходов к определению конкурентных преимуществ и выявлены современные их потенциалы, возникающие с распространением цифровизации. На основе анализа открытой информации об инновациях, используемых на предприятиях торговли и сферы услуг, определены наиболее популярные инструменты обеспечения конкурентоспособности.
Изучена экосистема торговли и сферы услуг Красноярского края, что позволяет выявить наиболее значимые ее элементы, которые могут выступать драйверами экономического и технического роста. Оценены уровни применения и развития компонентов комплекса маркетинга 7P в каждом элементе рассматриваемой экосистемы.
В результате исследования определены актуальные направления развития экосистемных элементов, формируемых цифровой экономикой и способствующих росту конкурентных преимуществ предприятий торговли и услуг на территории Красноярского края; выявлены возможности развития перспективных направлений бизнесов и их взаимодействий, в том числе платформенно-цифровых.
Рассмотрены особенности развития стратегического партнерства в сфере торговли и услуг Донецкой Народной Республики как формата взаимодействия предприятий, направленного на формирование ресурсно-компетентционной базы каждого партнера; показана роль стратегического партнерства в создании динамических способностей предприятия, ориентированных на создание совместной ценности предпринимательских структур. Проведен анализ основных партнеров стратегического взаимодействия в сфере торгово-экономической деятельности с предприятиями Донецкой Народной Республики. Проведен ретроспективный анализ развития стратегического партнерства с другими государствами, в результате которого сделан вывод о том, что изменения мирового бизнес-пространства повлекли неизбежность появления трансформационных форм и способов взаимодействия отечественных предприятий с зарубежными партнерами. Установлены значительные изменения в области экономического сотрудничества Донецкой Народной Республики с предприятиями Российской Федерации после вхождения Республики в состав Российской Федерации. На основе проведенного анализа нормативно-правовых документов и статистического материала определены основные направления стратегического партнерства по регионально-отраслевому признаку, выделены формы стратегического партнерства в соответствии с программой социально-экономического развития Донецкой Народной Республики. Разработан научно-практический подход к интегрированному развитию стратегического партнерства в сфере торговли и услуг Донецкой Народной Республики, сущность которого состоит в определении основных элементов (в их логической взаимосвязи), отражающих общую концепцию развития стратегического партнерства и определяющих основные механизмы стратегического партнерства с учетом поставленных целей, выбора партнеров и нормативно-правовой базы.
Издательство
- Издательство
- СФУ
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
- Юр. адрес
- 660041, Красноярский край, г Красноярск, Октябрьский р-н, Свободный пр-кт, д 79
- ФИО
- Румянцев Максим Валерьевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@sfu-kras.ru
- Контактный телефон
- +7 (391) 2062077