Статья представляет обзор комплекса изразцов, произведенных в Великом Устюге в XVIII-XIX вв. и находящихся в собраниях российских музеев. Впервые публикуются документы передачи изразцов из фондов Великоустюгского музея-заповедника в собрания российских музеев, фотографии из архива А. В. Филиппова, изображения ряда музейных предметов коллекции изразцов и фото фонда Великоустюгского музея-заповедника. Приведены новые сведения из истории комплектования музейных фондов, впервые установлено место бытования ряда печных комплектов. Впервые опубликованы изразцы из комплектов музея, атрибуция которых состоялась в 2023-2024 гг. В качестве источников использованы материалы Великоустюгского центрального архива и учетная документация Великоустюгского музея-заповедника. Полученные данные позволяют расширить представление об уникальной региональной школе изразцового производства, сложившейся в Великом Устюге в XVIII в. и занимающей важное место в истории русского изразца.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Коллекция изразцов Великоустюгского государственного музея-заповедника отсчитывает время своего существования с 1922 года [Скупченко, 2024, с. 42]. Именно тогда, с момента поступления в Музей Северо-Двинской культуры1 четырех печных комплектов из дома купцов Захаровых, в котором разместился детский приемно-распределительный пункт (бывший Грибановский приют), началась целенаправленная работа по созданию фонда изразцов (рис. 1).
Список литературы
1. Акт передачи от 17.12.1955. Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Учетная документация. Д. 1. Л. 42-43.
2. Баранова С. И. Региональные версии изразцового декора. О понятии “северодвинская школа” // Вестник Томского университета. История. 2020. № 68. С. 15-22.
3. Баранова С. И., Лисенкова Ю. Ю. Изразцовый декор памятников архитектуры Великого Устюга // Архитектурное наследство. М., 2012. Выпуск 56. С. 77-94.
4. Баранова С. И., Скупченко Л. А. “Северо-Двинская” школа изразцового дела: истоки возникновения и художественные особенности (на материале коллекции изразцов Великоустюгского музея-заповедника) // Архитектурная археология. № 5. М.: Институт археологии РАН, 2023. С. 185-201.
5. Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М.: Искусство, 1983. 336 с.
6. Власова Г. А. Коллекция русских изразцовых печей из собрания музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица // Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия. Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов за 2004 г. СПб. 2005. С. 24-32.
7. Входящая книга поступлений музея Северо-Двинской культуры в Великом Устюге (инвентарная общая) от 24.08.1922. 234 л.
8. Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Учетная документация. Глазкова (Фонякова) О. Н., Пинкусова Т. В. Изразцы XVII-XVIII веков из собрания отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея // Сборник материалов IХ Международных музейных чтений “Современные проблемы музеологии”. Выпуск 7. Научный редактор и составитель Е. Ю. Степанова. Орловский государственный институт культуры. Орел, 2019. С. 166-171.
9. Гращенков А. В. Происхождение печных наборов из фондов музея Московского Кремля // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь, 2002. Вы-пуск 4. С.183-188.
10. Евдокимов И. В. Север в истории русского искусства. Вологда. Издание Союза Северных Кооперативных Союзов, 1921. 230, [4] с.
11. Журнал № 7 заседания коллегии Северо-Двинского музея от 23 августа 1927 г. Великоустюгский центральный архив. Ф. Р-338. Оп. 1. Д. 29. Л. 14, 14 об.
12. Забелин И. Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России // Соч. И. Забелина. С-Пб.: типография Экспедиции заготовления государственных бумаг, 1853. [2], 101 с.
13. Зиновеева М. М., Трощинская А. В. Музей императорского строгановского училища и художественно-промышленное образование в России // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, № 1 (Часть 1). М., 2020. С. 38 - 46.
14. Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А. В. Филиппова / [авт. коллектив: С. И. Баранова и др.; рук. проекта и науч. ред.: С. И. Баранова; фот.: В. Бойко, М. Федина]. Москва: Эксмо, 2017. 471 с.
15. Книги прихода и расхода денежных сумм церквей г. Великий Устюг, Великоустюгской округи, г. Лальск. 1799 г. Великоустюгский центральный архив. Ф. 364. Оп. 1. Д. 1709. Л. 48.
16. Лисенкова Ю. Ю. Изразцовое убранство храмов Великого Устюга XVII - первой половины XVIII в.: этапы развития и художественные особенности. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. М., 2012.
17. Логинова А. Н. Русской печки пышное убранство // Русский изразец. Альбом. Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2016. С. 1-6.
18. Маслих С. Н. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М.: Изобразительное искусство, 1983.
19. Отношение Государственного Политехнического музея от 13 ноября 1928 года. Великоустюгский центральный архив. Ф. Р-338. Оп. 1. Д. 33. Л. 3940.
20. Марков С. Н. В городе Водолея // Наши достижения. 1936. № 6. С. 90-122.
21. Письмо Главного управления изобразительных искусств Министерства культуры СССР от 21.07.1954. Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Учетная документация. Д. 1. Л. 36-37.
22. Письмо директора государственного Эрмитажа профессора Артамонова от 29.06.1954. Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Учетная документация. Д. 1. Л. 35.
23. Письмо заместителя министра культуры И. П. Кондакова от 16.03.1955. Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Учетная документация. Д. 1. Л. 39.
24. Письмо-заявка Московского высшего художественно-промышленного училища от 11 июня 1958 г. Великоустюгский центральный архив. Ф. 338. Д. 87. Л. 31.
25. Попов А. М. Вознесенская церковь в Великом Устюге // Вологодские епархиальные ведомости. 1875. № 9. С. 172-186.
26. Пронин Г. Н., Соболь В. Е. Смоленские изразцы XVI-XIX веков. Администрация Смоленской области, Институт археологии Российской академии наук, Смоленский государственный музей-заповедник. Смоленск: Свиток, 2013. 238 с.
27. Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея / Авт.-сост. Т. В. Пинкусова, сост. О. Н. Глазкова, авт. вступ. ст. С. И. Баранова. М., Бослен, 2024. 224 с., ил., цв.
28. Скупченко Л. А. К вопросу об атрибуции печных изразцов XVIII в. из Петропавловской церкви в Великом Устюге // Подлинник. Вопросы атрибуции и реставрации. 2024. № 2. С. 41-53.
29. Сыроватская Л. Н. Музей Северо-Двинской культуры: страницы истории // Бысть на Устюзе. Историко-краеведческий сборник. Вологда: ЛиС, 1993. С. 12-20.
30. Федорова М.М. Изразцовый убор Ярославля // Русский изразец. Альбом. Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2016. С. 15-20.
31. Филиппов А. В. Обследование керамики в Великом Устюге // Советская мысль. № 189 от 20 августа 1927 г.
32. Чебыкина Г. Н. Великий Устюг. Летописная книга XII - начала XXI века. Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2007. 192 с.
33. Чебыкина Г. Н. Производство печных изразцов в Великом Устюге // Великоустюгский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: альбом-путеводитель по коллекциям народного искусства / Изд., сост.: С. В. Митурич. М.: Три квадрата, 2013. С. 161-168.
34. Электронный каталог Государственного исторического музея. URL: https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/70471?index=0&paginator=entity-set&entityType=OBJECT&entityId=70470&attribute=like_predm&ysclid=m6lzrl8o54664752107 (дата обращения: 01.09.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Печи обрасцовые на красках» – выставка с таким названием открылась 9 октября 2024 года в зале открытого хранения фондов Великоустюгского государственного музея-заповедника и представляет художественную традицию, присущую изразцовому делу Великого Устюга. Ее оригинальные черты раскрывают предметы из коллекции музея, насчитывающей более пяти тысяч экспонатов. На выставке представлено более трехсот предметов. Это отдельные изразцы, печные клейма и полностью сохраненные печные комплекты, многие из которых экспонируются впервые. Впервые показаны архивные документы, рисунки, фотографии из музейных и частных архивов и коллекций. В их числе фотографии изразцовых печей и печные комплекты, атрибуция которых стала возможной благодаря материалам архива А. В. Филиппова, предоставленным доктором искусствоведения Е. А. Бобринской (рис. 1).
Восемнадцатого февраля 2025 года в Музейном центре Российского государственного гуманитарного университета в Москве открылась выставка «瓷烤炉. О необычном заказе Петра I в Китай». Проект приурочен к 300-летию завершения эпохи правления Петра I (1672–1725) и посвящён малоизученному эпизоду истории – заказу государем фарфоровых изразцовых печей в Китае в 1715 году.
Существовавшие в начале ХХ в. в Талашкине, смоленском имении княгини Марии Тенишевой, столярная и резная мастерские известны своими изделиями среди музейных работников, коллекционеров и любителей русского стиля и 120 лет спустя после их закрытия. В этих мастерских была создана разнообразная мебель и домашняя утварь по рисункам самой Тенишевой и сотрудничавших с ней художников. По эскизам Николая Рериха 1904-1905 гг. были произведены в мастерских всего лишь четыре деревянных предмета: книжный шкаф, стол, кресло и диван. Хранящиеся в российских архивах письма, адресованные Николаем Рерихом Марии Тенишевой, позволяют изложить историю возникновения этих проектов и благодаря уцелевшим фотографиям рассмотреть изготовленные в мастерских предметы. Приводимые в статье сведения доказывают, что шкатулка «Остров Буян», которой в выставочном и аукционном каталогах необоснованно приписано авторство Николая Рериха и место изготовления - талашкинские мастерские, является подделанным объектом.
Статья представляет неизвестную ранее рукопись с материалами переписи «корелян», переселившихся в XVII веке в пятины Новгородской земли с территорий, которые отошли к Швеции после Смуты. Рукопись объединяет подлинные книги с материалами о «выходцах из-за шведского рубежа» четырех пятин. В статье представлены наблюдения о структуре текста разных частей рукописи с точки зрения кодикологии, а также о соотношении частей и приемах работы над текстом. Рассмотрен также вопрос места рукописи в ряду источников по истории миграции карел в Русское государство.
Статья посвящена описанию, атрибуции и анализу керамического убранства храма Святителя Алексия, митрополита Московского в г. Мургабе (теперь Байрам-Али) в Туркмении. Благодаря материалам частного архива, содержащего документы биографии художника-иконописца Н. П. Пашкова, впервые удалось не только достоверно установить его авторство, но раскрыть семантику и символический замысел керамического декора храма. Исследование оригинальной авторской керамики храма в Государевом имении в Мургабе проведено впервые. В результате анализа керамических церковных работ Пашкова удалось убедительно показать его значимую роль в выполнении монументальных храмовых работ Бутырского завода «Абрамцево» 1910-х годов и выдвинуть гипотезы по возможным неатрибутированным храмовым произведениям мастера. Впервые публикуются некоторые изобразительные и печатные материалы из частного архива Н. П. Пашкова.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с комплексом предметов из драгоценных металлов из придела св. равноапостольной Марии Магдалины, устроенного по желанию императрицы Марии Федоровны в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря в 1797–1801 гг. В статье снимается вопрос об архитекторе М. Ф. Казакове как авторе рисунков утвари для придела, изготовленной петербургскими ювелирами, работавшими по заказу императора Павла I и императрицы. Например, на протяжении нескольких десятилетий дарохранительница из придела считалась выполненной по рисунку Казакова и с такой атрибуцией публиковалась в популярных изданиях. Впервые в статье даются ссылки на документы архива Воскресенского Новоиерусалимского монастыря из фондов музея. В научный оборот вводятся предметы, имеющие клеймо ювелира Пьера Термена, выдвигается предположение, что автором оформления Евангелий для придела Марии Магдалины и церкви дворца в Павловске тоже был Пьер Термен.
Исследование многообразных архивных материалов в сочетании с данными натурных исследований и стилистическим анализом памятника позволяет подробно проследить первые два года работы архитектора И. Ф. Мичурина по восстановлению Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Приведенные материалы позволяют выделить период 1731–1732 гг. как особый этап строительной истории Воскресенского собора и творческой биографии И. Ф. Мичурина, наметить характер его взаимоотношений с другими участниками восстановительных работ и с правительственными инстанциями. При исследовании специфики данного периода проявляется целая группа разноплановых аспектов. В настоящей публикации рассмотрены прикладные вопросы архитектуры и строительства.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/