Статья посвящена описанию, атрибуции и анализу керамического убранства храма Святителя Алексия, митрополита Московского в г. Мургабе (теперь Байрам-Али) в Туркмении. Благодаря материалам частного архива, содержащего документы биографии художника-иконописца Н. П. Пашкова, впервые удалось не только достоверно установить его авторство, но раскрыть семантику и символический замысел керамического декора храма. Исследование оригинальной авторской керамики храма в Государевом имении в Мургабе проведено впервые. В результате анализа керамических церковных работ Пашкова удалось убедительно показать его значимую роль в выполнении монументальных храмовых работ Бутырского завода «Абрамцево» 1910-х годов и выдвинуть гипотезы по возможным неатрибутированным храмовым произведениям мастера. Впервые публикуются некоторые изобразительные и печатные материалы из частного архива Н. П. Пашкова.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Об использовании абрамцевской керамики в Мургабском государевом имении (сейчас это город Байрам-Али в Туркмении) ничего до сих пор не было известно. Имение было основано по высочайшему повелению Александра III в 1887 году в Мервском оазисе на р. Мургаб около железнодорожной станции Байрамали Закаспийской железной дороги, то есть на самом юге империи, недалеко от границы с Афганистаном.
Список литературы
1. Арзуманова О. И., Любартович В. А., Нащокина М. В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. М.: Жираф, 2000. 222 с.
2. Гаврилова Л. В. Творчество мастерской “Наследники П. П. Пашкова” в контексте истории русской монументально-декоративной живописи конца XIX - начала XX столетия: автореф. дис. … канд. искусствоведения. 2016. 33 с. EDN: ZPZVWL
3. Гаврилова Л. В. Творчество мастерской “Наследники П. П. Пашкова” в контексте истории русской монументально-декоративной живописи конца XIX - начала ХХ столетия: дис. … канд. искусствоведения. М., 2016. 172 с. EDN: JLSDYV
4. Гартевельд В. Н. Среди сыпучих песков и отрубленных голов. Путевые очерки Туркестана (1913) М., Т-во типогр. А. И. Мамонтова, 1914. 159 с.
5. [Договор] Копия. 16 июня 1914 года. № 5218. 7 с.
6. Частный архив Н. П. Пашкова.
7. Зодчий. Журнал архитектурный и художественно-технический. 1904, № 27. С. 314.
8. Зодчий. Журнал архитектурный и художественно-технический. 1912, № 8. С. 65. табл. XII.
9. Ломан Ю. Д. Воспоминания крестника императрицы. Автобиографические записки / Сост. А. К. Крылов. СПб., 2010. 302 с.
10. Нащокина М. В. Словарь художников керамико-художественной мастерской “Абрамцево” // Арзуманова О. И., Любартович В. А., Нащокина М. В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. М.: Жираф, 2000. С. 197-221.
11. Рогозина М. Г. Альбомы художников Пашковых // Русское церковное искусство нового времени. М.: Индрик, 2004. С. 306-310.
12. Томилова А. И. К истории строительства храмов в резиденциях императора Всероссийского Николая II // Культурное наследие России. 2021. С. 38-45.
13. Георгий Пашков - Georgy Pashkov World Biographical Encyclopedia. URL: https://prabook.com/web/georgy.pashkov/2307945 (дата обращения: 16.08.2023).
14. Частный архив Н. П. Пашкова.
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Печи обрасцовые на красках» – выставка с таким названием открылась 9 октября 2024 года в зале открытого хранения фондов Великоустюгского государственного музея-заповедника и представляет художественную традицию, присущую изразцовому делу Великого Устюга. Ее оригинальные черты раскрывают предметы из коллекции музея, насчитывающей более пяти тысяч экспонатов. На выставке представлено более трехсот предметов. Это отдельные изразцы, печные клейма и полностью сохраненные печные комплекты, многие из которых экспонируются впервые. Впервые показаны архивные документы, рисунки, фотографии из музейных и частных архивов и коллекций. В их числе фотографии изразцовых печей и печные комплекты, атрибуция которых стала возможной благодаря материалам архива А. В. Филиппова, предоставленным доктором искусствоведения Е. А. Бобринской (рис. 1).
Восемнадцатого февраля 2025 года в Музейном центре Российского государственного гуманитарного университета в Москве открылась выставка «瓷烤炉. О необычном заказе Петра I в Китай». Проект приурочен к 300-летию завершения эпохи правления Петра I (1672–1725) и посвящён малоизученному эпизоду истории – заказу государем фарфоровых изразцовых печей в Китае в 1715 году.
Статья представляет обзор комплекса изразцов, произведенных в Великом Устюге в XVIII-XIX вв. и находящихся в собраниях российских музеев. Впервые публикуются документы передачи изразцов из фондов Великоустюгского музея-заповедника в собрания российских музеев, фотографии из архива А. В. Филиппова, изображения ряда музейных предметов коллекции изразцов и фото фонда Великоустюгского музея-заповедника. Приведены новые сведения из истории комплектования музейных фондов, впервые установлено место бытования ряда печных комплектов. Впервые опубликованы изразцы из комплектов музея, атрибуция которых состоялась в 2023-2024 гг. В качестве источников использованы материалы Великоустюгского центрального архива и учетная документация Великоустюгского музея-заповедника. Полученные данные позволяют расширить представление об уникальной региональной школе изразцового производства, сложившейся в Великом Устюге в XVIII в. и занимающей важное место в истории русского изразца.
Существовавшие в начале ХХ в. в Талашкине, смоленском имении княгини Марии Тенишевой, столярная и резная мастерские известны своими изделиями среди музейных работников, коллекционеров и любителей русского стиля и 120 лет спустя после их закрытия. В этих мастерских была создана разнообразная мебель и домашняя утварь по рисункам самой Тенишевой и сотрудничавших с ней художников. По эскизам Николая Рериха 1904-1905 гг. были произведены в мастерских всего лишь четыре деревянных предмета: книжный шкаф, стол, кресло и диван. Хранящиеся в российских архивах письма, адресованные Николаем Рерихом Марии Тенишевой, позволяют изложить историю возникновения этих проектов и благодаря уцелевшим фотографиям рассмотреть изготовленные в мастерских предметы. Приводимые в статье сведения доказывают, что шкатулка «Остров Буян», которой в выставочном и аукционном каталогах необоснованно приписано авторство Николая Рериха и место изготовления - талашкинские мастерские, является подделанным объектом.
Статья представляет неизвестную ранее рукопись с материалами переписи «корелян», переселившихся в XVII веке в пятины Новгородской земли с территорий, которые отошли к Швеции после Смуты. Рукопись объединяет подлинные книги с материалами о «выходцах из-за шведского рубежа» четырех пятин. В статье представлены наблюдения о структуре текста разных частей рукописи с точки зрения кодикологии, а также о соотношении частей и приемах работы над текстом. Рассмотрен также вопрос места рукописи в ряду источников по истории миграции карел в Русское государство.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с комплексом предметов из драгоценных металлов из придела св. равноапостольной Марии Магдалины, устроенного по желанию императрицы Марии Федоровны в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря в 1797–1801 гг. В статье снимается вопрос об архитекторе М. Ф. Казакове как авторе рисунков утвари для придела, изготовленной петербургскими ювелирами, работавшими по заказу императора Павла I и императрицы. Например, на протяжении нескольких десятилетий дарохранительница из придела считалась выполненной по рисунку Казакова и с такой атрибуцией публиковалась в популярных изданиях. Впервые в статье даются ссылки на документы архива Воскресенского Новоиерусалимского монастыря из фондов музея. В научный оборот вводятся предметы, имеющие клеймо ювелира Пьера Термена, выдвигается предположение, что автором оформления Евангелий для придела Марии Магдалины и церкви дворца в Павловске тоже был Пьер Термен.
Исследование многообразных архивных материалов в сочетании с данными натурных исследований и стилистическим анализом памятника позволяет подробно проследить первые два года работы архитектора И. Ф. Мичурина по восстановлению Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Приведенные материалы позволяют выделить период 1731–1732 гг. как особый этап строительной истории Воскресенского собора и творческой биографии И. Ф. Мичурина, наметить характер его взаимоотношений с другими участниками восстановительных работ и с правительственными инстанциями. При исследовании специфики данного периода проявляется целая группа разноплановых аспектов. В настоящей публикации рассмотрены прикладные вопросы архитектуры и строительства.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/