Статьи в выпуске: 8

ВЫСТАВКА «ПЕЧИ ОБРАСЦОВЫЕ НА КРАСКАХ», ВЕЛИКОУСТЮГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК, 9.10.2024 - 25.10.2025 (2025)
Авторы: БОКОВА И.В.

«Печи обрасцовые на красках» – выставка с таким названием открылась 9 октября 2024 года в зале открытого хранения фондов Великоустюгского государственного музея-заповедника и представляет художественную традицию, присущую изразцовому делу Великого Устюга. Ее оригинальные черты раскрывают предметы из коллекции музея, насчитывающей более пяти тысяч экспонатов. На выставке представлено более трехсот предметов. Это отдельные изразцы, печные клейма и полностью сохраненные печные комплекты, многие из которых экспонируются впервые. Впервые показаны архивные документы, рисунки, фотографии из музейных и частных архивов и коллекций. В их числе фотографии изразцовых печей и печные комплекты, атрибуция которых стала возможной благодаря материалам архива А. В. Филиппова, предоставленным доктором искусствоведения Е. А. Бобринской (рис. 1).

Сохранить в закладках
ВЫСТАВКА «瓷烤炉. О НЕОБЫЧНОМ ЗАКАЗЕ ПЕТРА ПЕРВОГО В КИТАЙ», РГГУ, 18.02.2025 - 18.04.2025 (2025)
Авторы: Баранова Светлана Измайловна

Восемнадцатого февраля 2025 года в Музейном центре Российского государственного гуманитарного университета в Москве открылась выставка «瓷烤炉. О необычном заказе Петра I в Китай». Проект приурочен к 300-летию завершения эпохи правления Петра I (1672–1725) и посвящён малоизученному эпизоду истории – заказу государем фарфоровых изразцовых печей в Китае в 1715 году.

Сохранить в закладках
Изразцы Великого Устюга в собраниях российских музеев (2025)
Авторы: Скупченко Людмила Анатольевна

Статья представляет обзор комплекса изразцов, произведенных в Великом Устюге в XVIII-XIX вв. и находящихся в собраниях российских музеев. Впервые публикуются документы передачи изразцов из фондов Великоустюгского музея-заповедника в собрания российских музеев, фотографии из архива А. В. Филиппова, изображения ряда музейных предметов коллекции изразцов и фото фонда Великоустюгского музея-заповедника. Приведены новые сведения из истории комплектования музейных фондов, впервые установлено место бытования ряда печных комплектов. Впервые опубликованы изразцы из комплектов музея, атрибуция которых состоялась в 2023-2024 гг. В качестве источников использованы материалы Великоустюгского центрального архива и учетная документация Великоустюгского музея-заповедника. Полученные данные позволяют расширить представление об уникальной региональной школе изразцового производства, сложившейся в Великом Устюге в XVIII в. и занимающей важное место в истории русского изразца.

Сохранить в закладках
Атрибуция поделки, оказавшейся подделкой (2025)
Авторы: ОЗЕР Д.В.

Существовавшие в начале ХХ в. в Талашкине, смоленском имении княгини Марии Тенишевой, столярная и резная мастерские известны своими изделиями среди музейных работников, коллекционеров и любителей русского стиля и 120 лет спустя после их закрытия. В этих мастерских была создана разнообразная мебель и домашняя утварь по рисункам самой Тенишевой и сотрудничавших с ней художников. По эскизам Николая Рериха 1904-1905 гг. были произведены в мастерских всего лишь четыре деревянных предмета: книжный шкаф, стол, кресло и диван. Хранящиеся в российских архивах письма, адресованные Николаем Рерихом Марии Тенишевой, позволяют изложить историю возникновения этих проектов и благодаря уцелевшим фотографиям рассмотреть изготовленные в мастерских предметы. Приводимые в статье сведения доказывают, что шкатулка «Остров Буян», которой в выставочном и аукционном каталогах необоснованно приписано авторство Николая Рериха и место изготовления - талашкинские мастерские, является подделанным объектом.

Сохранить в закладках
НОВЫЙ ИСТОЧНИК СЕРЕДИНЫ XVII В. ПО ИСТОРИИ КАРЕЛЬСКИХ «ВЫХОДЦЕВ ИЗ-ЗА ШВЕДСКОГО РУБЕЖА» (2025)
Авторы: Фролов Алексей Анатольевич

Статья представляет неизвестную ранее рукопись с материалами переписи «корелян», переселившихся в XVII веке в пятины Новгородской земли с территорий, которые отошли к Швеции после Смуты. Рукопись объединяет подлинные книги с материалами о «выходцах из-за шведского рубежа» четырех пятин. В статье представлены наблюдения о структуре текста разных частей рукописи с точки зрения кодикологии, а также о соотношении частей и приемах работы над текстом. Рассмотрен также вопрос места рукописи в ряду источников по истории миграции карел в Русское государство.

Сохранить в закладках
Керамические произведения художника Николая Пашкова в Мургабе (2025)
Авторы: Нащокина Мария Владимировна

Статья посвящена описанию, атрибуции и анализу керамического убранства храма Святителя Алексия, митрополита Московского в г. Мургабе (теперь Байрам-Али) в Туркмении. Благодаря материалам частного архива, содержащего документы биографии художника-иконописца Н. П. Пашкова, впервые удалось не только достоверно установить его авторство, но раскрыть семантику и символический замысел керамического декора храма. Исследование оригинальной авторской керамики храма в Государевом имении в Мургабе проведено впервые. В результате анализа керамических церковных работ Пашкова удалось убедительно показать его значимую роль в выполнении монументальных храмовых работ Бутырского завода «Абрамцево» 1910-х годов и выдвинуть гипотезы по возможным неатрибутированным храмовым произведениям мастера. Впервые публикуются некоторые изобразительные и печатные материалы из частного архива Н. П. Пашкова.

Сохранить в закладках
К вопросу об установлении авторства предметов ризницы придела Марии Магдалины в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря (2025)
Авторы: ЧЕРНЕНИЛОВА Л.М.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с комплексом предметов из драгоценных металлов из придела св. равноапостольной Марии Магдалины, устроенного по желанию императрицы Марии Федоровны в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря в 1797–1801 гг. В статье снимается вопрос об архитекторе М. Ф. Казакове как авторе рисунков утвари для придела, изготовленной петербургскими ювелирами, работавшими по заказу императора Павла I и императрицы. Например, на протяжении нескольких десятилетий дарохранительница из придела считалась выполненной по рисунку Казакова и с такой атрибуцией публиковалась в популярных изданиях. Впервые в статье даются ссылки на документы архива Воскресенского Новоиерусалимского монастыря из фондов музея. В научный оборот вводятся предметы, имеющие клеймо ювелира Пьера Термена, выдвигается предположение, что автором оформления Евангелий для придела Марии Магдалины и церкви дворца в Павловске тоже был Пьер Термен.

Сохранить в закладках
Особенности раннего этапа восстановительных работ архитектора И. Ф. Мичурина в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря (1731–1732 годы) (2025)
Авторы: Акинин Кирилл Валериевич

Исследование многообразных архивных материалов в сочетании с данными натурных исследований и стилистическим анализом памятника позволяет подробно проследить первые два года работы архитектора И. Ф. Мичурина по восстановлению Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Приведенные материалы позволяют выделить период 1731–1732 гг. как особый этап строительной истории Воскресенского собора и творческой биографии И. Ф. Мичурина, наметить характер его взаимоотношений с другими участниками восстановительных работ и с правительственными инстанциями. При исследовании специфики данного периода проявляется целая группа разноплановых аспектов. В настоящей публикации рассмотрены прикладные вопросы архитектуры и строительства.

Сохранить в закладках