Исследование многообразных архивных материалов в сочетании с данными натурных исследований и стилистическим анализом памятника позволяет подробно проследить первые два года работы архитектора И. Ф. Мичурина по восстановлению Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Приведенные материалы позволяют выделить период 1731–1732 гг. как особый этап строительной истории Воскресенского собора и творческой биографии И. Ф. Мичурина, наметить характер его взаимоотношений с другими участниками восстановительных работ и с правительственными инстанциями. При исследовании специфики данного периода проявляется целая группа разноплановых аспектов. В настоящей публикации рассмотрены прикладные вопросы архитектуры и строительства.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Восстановление Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря – беспрецедентное по масштабам и характеру явление в отечественной архитектурно-строительной практике второй трети XVIII в. Собор, выстроенный в 1658–1685 гг. по образцу Храма Гроба Господня в Иерусалиме, в 1723 г. пережил катастрофу – обрушение огромного кирпичного шатра над ротондой Гроба Господня; после этого потребовалось восстановление всей западной половины основного корпуса здания.
Список литературы
1. Акинин К. В. Об облике первоначального шатра Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Архитектурная наука и образование. Труды Московского архитектурного института. Т. 3. М., 2003. С. 84-94.
2. Акинин К. В. Мастера-керамисты Ново-Иерусалимского монастыря в XVIII - начале XX века // Керамические строительные материалы в России: технология и искусство Позднего Средневековья. Москва, Новый Иерусалим, 2016. С. 53-59.
3. Акинин К. В. Первые шаги архимандрита Амвросия по восстановлению Воскресенского собора: 1748-1756 годы // Керамические строительные материалы в России: технология и искусство Позднего Средневековья. Москва, Новый Иерусалим, 2016. С. 60-64.
4. Акинин К. В. Копия с плана первого яруса Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря архитектора И. Ф. Мичурина. Ч. 1 // Ползуновский альманах. 2017. № 4. Т. 1. Ч. 2. С. 105-128.
5. Акинин К. В. К характеристике венчающих частей основного корпуса Воскресенского собора в XVII в. и их керамического убранства. Ч. 1. Патриарший период строительства собора // Архитектурная археология. 2021. № 3. С. 24-45. EDN: JJFUWN
6. Баранова С. И. К истории реставрации изразцового декора Москвы XVII в. // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 7. М.-СПб., 2014. С. 134-149.
7. Бугаева Т. В., Гришин В. П., Тепфер Л. Э., Чернышев М. Б. Работы И. Ф. Мичурина по восстановлению Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Архитектурное наследство. Вып. 35. М., 1988. С. 28-33.
8. Виноградова И. К., Губаревич О. К. Материалы проф. В. И. Троицкого “К истории зодчества на Истре”. Машинопись. М., ЦНРМ Академии строительства и архитектуры СССР, 1957-1958 // Бугаева Т. В. Ново-Иерусалимский монастырь / Историко-архивные исследования / Т. 5 (Материалы проф. В. И. Троицкого). Машинопись. М.: трест “Мособлстройреставрация”, 1978. 286 с.
9. Грабарь И. Э. И. Ф. Мичурин и московская архитектура 30-40-х годов XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века. Исследования и материалы под редакцией академика И. Э. Грабаря. М., 1954. С. 246-276.
10. Грабарь И. Э. Московская архитектура 30-40-х годов XVIII века // История русского искусства. Том V. Русское искусство первой половины XVIII века. М., 1960. С. 151-173.
11. Гришин В. П. Воссоздание керамического убранства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря в 1730-40 годах, под руководством архитектора И. Ф. Мичурина. [Электронная рукопись; б. г.] 10 с.
12. Дело о починке в Воскресенском монастыре, что при Истре, повредившейся церкви и над Гробом Господним шатра и стен, и о покрытии железом, 1730-1732 гг. // РГАДА. Ф. 248. Оп. 9. Кн. 531. Л. 671-709.
13. Донесение архитектора И. Мичурина, август 1732 г. (число не проставлено) // РГАДА. Ф. 248. Оп. 98. Кн. 7686. Л. 1060-1060 об.
14. Донесение архитектора И. Мичурина от 24 января 1733 г. // РГАДА. Ф. 248. Оп. 14. Кн. 782. Л. 279-282 об.
15. Зеленская Г. М. Изразцы Нового Иерусалима в программе Никоновских чтений. 1998-2014 гг. // Керамические строительные материалы в России: технология и искусство Позднего Средневековья. Москва, Новый Иерусалим, 2016. С. 75-79.
16. Итоговый отчет архитектора И. Мичурина о восстановленных за 1732-1737 гг. частях ротонды, поданный 25 мая 1739 г. (подлинник) // РГАДА. Ф. 390. Оп. 1. Ед. хр. 2790. Л. 8-9 об.
17. Клименко С. В. Архитектурная деятельность И. Ф. Мичурина. 1720-1750-е гг.: диссертация … кандидата архитектуры / Науч. рук. С. С. Подъяпольский. М.: Московский Архитектурный институт, 2002. 290 с.
18. Клименко С. В. Мичурин, Иван Федорович // Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - середины XVIII века. М., 2008. С. 413-417.
19. Крючкова М.А., [Киселева О.Б.] Словарь мастеров Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря XVIII - начала XX вв. // Никоновские чтения в музее “Новый Иерусалим”. М., 2002. С. 284-336.
20. Крючкова М.А., [Киселева О.Б.] Словарь мастеров Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря XVIII - начала XX вв. // Никоновские чтения в музее “Новый Иерусалим”. Вып. 2. М., 2005. С. 355-376.
21. Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. М.: Гос. изд. лит-ры по строительству и архитектуре, 1954. 372 с.
22. Петрухинцев Н. Н. Царствование Анны Иоанновны: формирование внутриполитического курса и судьбы армии и флота 1730-1735 г. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с. EDN: VROCMD
23. Полное собрание законов Российской Империи. 1649-1825. Том VII. 1723-1727 гг. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 925 с.
24. Полное собрание законов Российской Империи. 1649-1825. Том VIII. 1728-1732 гг. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 1018 с.
25. Полное собрание законов Российской Империи. 1649-1825. Том IX. 1733-1736 гг. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 1024 с.
26. Попов М. С. Коллегия экономии // Богословская энциклопедия. Том XII: Книги символические - Константинополь. Составлен под редакцией Н. Н. Глубоковского (Общедоступная Богословская Библиотека, Выпуск XXVII). СПб.: 1911. Стб. 303-309.
27. Скопин В. В. Архитектурные работы на старых сооружениях в 1700-50-е гг. // Памятники архитектуры в дореволюционной России: очерки истории архитектурной реставрации / Под общей редакцией доктора архитектуры А. С. Щенкова. М., 2002. С. 17-28.
28. Тепфер Л. Э. Новые данные о керамическом декоре Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 5, ч. 2. М., 1993. С. 197-195.
29. Тепфер Л. Э. Реконструкция Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря на конец XVII в. // Никоновские чтения в музее “Новый Иерусалим”. М., 2002. С. 119-132.
30. Указ Коллегии экономии от 6 ноября 1730 г. архимандриту Мельхиседеку с братией (копия 1746 г.) // РГАДА. Ф. 390. Оп. 1. Ед. хр. 11295. Л. 5-6.
31. Филиппов А. Н. Правительствующий Сенат в царствования Анны Иоанновны и Иоанна Антоновича // История Правительствующего Сената за двести лет: 1711-1911. Том 1. СПб., 1911. С. 479-640.
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Печи обрасцовые на красках» – выставка с таким названием открылась 9 октября 2024 года в зале открытого хранения фондов Великоустюгского государственного музея-заповедника и представляет художественную традицию, присущую изразцовому делу Великого Устюга. Ее оригинальные черты раскрывают предметы из коллекции музея, насчитывающей более пяти тысяч экспонатов. На выставке представлено более трехсот предметов. Это отдельные изразцы, печные клейма и полностью сохраненные печные комплекты, многие из которых экспонируются впервые. Впервые показаны архивные документы, рисунки, фотографии из музейных и частных архивов и коллекций. В их числе фотографии изразцовых печей и печные комплекты, атрибуция которых стала возможной благодаря материалам архива А. В. Филиппова, предоставленным доктором искусствоведения Е. А. Бобринской (рис. 1).
Восемнадцатого февраля 2025 года в Музейном центре Российского государственного гуманитарного университета в Москве открылась выставка «瓷烤炉. О необычном заказе Петра I в Китай». Проект приурочен к 300-летию завершения эпохи правления Петра I (1672–1725) и посвящён малоизученному эпизоду истории – заказу государем фарфоровых изразцовых печей в Китае в 1715 году.
Статья представляет обзор комплекса изразцов, произведенных в Великом Устюге в XVIII-XIX вв. и находящихся в собраниях российских музеев. Впервые публикуются документы передачи изразцов из фондов Великоустюгского музея-заповедника в собрания российских музеев, фотографии из архива А. В. Филиппова, изображения ряда музейных предметов коллекции изразцов и фото фонда Великоустюгского музея-заповедника. Приведены новые сведения из истории комплектования музейных фондов, впервые установлено место бытования ряда печных комплектов. Впервые опубликованы изразцы из комплектов музея, атрибуция которых состоялась в 2023-2024 гг. В качестве источников использованы материалы Великоустюгского центрального архива и учетная документация Великоустюгского музея-заповедника. Полученные данные позволяют расширить представление об уникальной региональной школе изразцового производства, сложившейся в Великом Устюге в XVIII в. и занимающей важное место в истории русского изразца.
Существовавшие в начале ХХ в. в Талашкине, смоленском имении княгини Марии Тенишевой, столярная и резная мастерские известны своими изделиями среди музейных работников, коллекционеров и любителей русского стиля и 120 лет спустя после их закрытия. В этих мастерских была создана разнообразная мебель и домашняя утварь по рисункам самой Тенишевой и сотрудничавших с ней художников. По эскизам Николая Рериха 1904-1905 гг. были произведены в мастерских всего лишь четыре деревянных предмета: книжный шкаф, стол, кресло и диван. Хранящиеся в российских архивах письма, адресованные Николаем Рерихом Марии Тенишевой, позволяют изложить историю возникновения этих проектов и благодаря уцелевшим фотографиям рассмотреть изготовленные в мастерских предметы. Приводимые в статье сведения доказывают, что шкатулка «Остров Буян», которой в выставочном и аукционном каталогах необоснованно приписано авторство Николая Рериха и место изготовления - талашкинские мастерские, является подделанным объектом.
Статья представляет неизвестную ранее рукопись с материалами переписи «корелян», переселившихся в XVII веке в пятины Новгородской земли с территорий, которые отошли к Швеции после Смуты. Рукопись объединяет подлинные книги с материалами о «выходцах из-за шведского рубежа» четырех пятин. В статье представлены наблюдения о структуре текста разных частей рукописи с точки зрения кодикологии, а также о соотношении частей и приемах работы над текстом. Рассмотрен также вопрос места рукописи в ряду источников по истории миграции карел в Русское государство.
Статья посвящена описанию, атрибуции и анализу керамического убранства храма Святителя Алексия, митрополита Московского в г. Мургабе (теперь Байрам-Али) в Туркмении. Благодаря материалам частного архива, содержащего документы биографии художника-иконописца Н. П. Пашкова, впервые удалось не только достоверно установить его авторство, но раскрыть семантику и символический замысел керамического декора храма. Исследование оригинальной авторской керамики храма в Государевом имении в Мургабе проведено впервые. В результате анализа керамических церковных работ Пашкова удалось убедительно показать его значимую роль в выполнении монументальных храмовых работ Бутырского завода «Абрамцево» 1910-х годов и выдвинуть гипотезы по возможным неатрибутированным храмовым произведениям мастера. Впервые публикуются некоторые изобразительные и печатные материалы из частного архива Н. П. Пашкова.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с комплексом предметов из драгоценных металлов из придела св. равноапостольной Марии Магдалины, устроенного по желанию императрицы Марии Федоровны в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря в 1797–1801 гг. В статье снимается вопрос об архитекторе М. Ф. Казакове как авторе рисунков утвари для придела, изготовленной петербургскими ювелирами, работавшими по заказу императора Павла I и императрицы. Например, на протяжении нескольких десятилетий дарохранительница из придела считалась выполненной по рисунку Казакова и с такой атрибуцией публиковалась в популярных изданиях. Впервые в статье даются ссылки на документы архива Воскресенского Новоиерусалимского монастыря из фондов музея. В научный оборот вводятся предметы, имеющие клеймо ювелира Пьера Термена, выдвигается предположение, что автором оформления Евангелий для придела Марии Магдалины и церкви дворца в Павловске тоже был Пьер Термен.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/