Архив статей журнала

Выставка «Deus conservat omnia. История реставрации Останкинского дворца», усадьба Останкино, 12.02.2025 – 31.12.2025 (2025)
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Авторы: ШЕВЧЕНКО П.А.

Двенадцатого февраля 2025 года открылась выставка «Deus conservat omnia. История реставрации Останкинского дворца», рассказывающая посетителям не только о первой комплексной реставрации памятника, но и о более чем двухсотлетней истории его бытования. Этот проект стал новой вехой в экспозиционной деятельности Государственного музея-заповедника «Останкино и Кусково» в связи с появлением собственных выставочных площадей на территории Центра реставрации и хранения усадьбы Останкино (рис. 1).

Сохранить в закладках
Выставка «Русский кирпич: клейма, знаки, метки», музей-заповедник «Остров-град Свияжск», 02.10.2024 – 22.03.2025 (2025)
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Авторы: БАРАНОВА С.И., КАРТАШЕВА Е.И., СИЛКИН А.Н.

Выставка «Русский кирпич: клейма, знаки, метки» (02.10.2024 – 22.03.2025) в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» представила эволюцию кирпичного производства в России через коллекцию из 200 экспонатов, включая кирпичи, инструменты и архивные материалы. В рамках мероприятия были проведены круглые столы по вопросам реставрации и изучения кирпичных кладок. Проект объединил специалистов из ведущих научных учреждений и частных коллекционеров, подчеркнув значение кирпича как исторического источника.

Сохранить в закладках
Коллекция кирпичей в собрании Государственного научноисследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева (2025)
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Авторы: ОКСЕНЮК А.А.

Статья посвящена обзору коллекции кирпичей в собрании Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева. Эти предметы, входящие в общий фонд строительных материалов, насчитывают около тысячи единиц хранения. В статье были выделены хронологические рамки каждой части собрания от XII до XX века, а также указаны пути поступления предметов, что особенно важно с учётом сложности атрибуции кирпичей и общей слабой изученности коллекции. Было прослежено поступление предметов от специалистов-реставраторов и сотрудников музея, а также археологических экспедиций. Автор указывает как на имеющиеся «родовые» проблемы этой коллекции, так и на перспективы ее изучения и использования в музейном показе. Отдельно уделено внимание предметам, поступившим в музей от реставратора П. Д. Барановского и тем, которые могли поступить из коллекции известного собирателя кирпича Л. И. Антропова.

Сохранить в закладках
СЧЕТНАЯ ФУНКЦИЯ КЛЕЙМ НА МОСКОВСКИХ КИРПИЧАХ XVII - НАЧАЛА XX ВЕКА (2025)
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Авторы: АЛЕКСАНДРОВ П.А., МАШУРОВ Н.С.

Процесс подсчета готовой продукции путем постановки на кирпичи клейм и счетных меток на московских кирпичных заводах второй половины XIX века подробно описан в очерке «Кирпично-гончарное производство Московского уезда» А. В. Погожева, опубликованном в 1881 году. Из описания следует, что, в отличии от других регионов страны, где для подсчета применялась система постановки знаков в виде точек и резцов на кирпиче-сырце, в Москве применялись в том числе и клейма. В данном исследовании впервые приведены результаты прямых подсчетов периодичности клеймения кирпичей, произведенных с конца XVIII до начала XX века, что дает четкое представление о системе, действовавшей на московских заводах. Авторами сделаны выводы о временном интервале использования клейм для подсчета готовой продукции, и заводах, на которых данная практика была применена впервые. Экспериментальным способом частично подтверждены данные, приведенные в работе А. В. Погожева.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О КАТАЛОГИЗАЦИИ КИРПИЧНЫХ КЛЕЙМ АРХИТЕКТУРНО-ПАРКОВОГО АНСАМБЛЯ ЦАРИЦЫНО (2025)
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Авторы: ЕРМОЛОВ П.Б.

Реставрация царицынского архитектурно-паркового ансамбля породила многочисленные домыслы о неподлинности его главных сооружений и о замене сохранившихся кирпичных стен Большого дворца М. Ф. Казакова на железобетонный муляж. В 2021–2024 годах было предпринято исследование кирпичных кладок сооружений архитектурно-паркового ансамбля с целью каталогизации кирпичных клейм и выяснения аутентичности кладок. Исследования показали, что в Царицыне сохранились значительные площади подлинных кирпичных кладок XVIII–XIX веков. На стенах строений можно видеть большое количество клейм и счетных меток, которые были зафиксированы в каталоге. В ходе изучения и каталогизации царицынских клейм была предпринята попытка уточнить датировку некоторых сооружений по клеймам. В то же время благодаря наличию большого количества точно датированных архивных документов, связанных со строительством ансамбля, можно надеяться и на уточнение датировок самих клейм.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ КИРПИЧНЫХ КЛЕЙМ (2025)
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Авторы: СМИРНОВ В.Н.

На основании собранной автором коллекции проведено изучение массива данных о более чем четырех тысячах различных клейм на старинных кирпичах Российской империи, произведенных начиная с середины XIX века. Представлен краткий обзор различных способов нанесения клейма на кирпич и их особенности для различных губерний. Выявлены основные закономерности, сложившиеся при формировании клейм, и их трансформация с течением времени. Приведена классификация видов клейм в зависимости от формы собственности завода и назначения продукции. Выделены особенности представления информации на клейме, способствующие идентификации владельца завода. Отмечены характерные литеры и их сочетания, присущие определенной группе заводов: казенного, военного, тюремного, железнодорожного ведомств, товариществ и обществ, усадебным, церковным, арендным заводам и др. Варианты клеймения наглядно проиллюстрированы на примерах клейм из различных губерний. Отмечены случаи нестандартного клеймения, появления «фантазийных» клейм и их причины.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ ИЗРАЗЦОВОЙ ОБЛИЦОВКИ ПЕЧЕЙ ДОМА ЗАСЕЦКИХ В ВОЛОГДЕ (2025)
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Авторы: ЛОГИНОВА А.Н.

В статье приведены результаты изучения изразцовых печей, находящихся в доме Засецких – памятнике деревянного зодчества города Вологды, построенном в 1780–1785 гг. Комплексное обследование изразцовой облицовки удалось осуществить в процессе реставрационных мероприятий, проводимых с 2020 года по настоящее время. На основании анализа архивных документов, материалов проектно-реставрационной документации 1973 г., замеров и визуальных наблюдений сделана попытка ретроспективного анализа состояния печей и их облика. В результате обследования печных фундаментов удалось существенно сузить датировку печной облицовки и ограничить ее 1780–1785 годами. В исследовании указана последовательность работ, выполненных на изразцовых печах, отражены основные этапы и использованные методы реставрации.

Сохранить в закладках
Экспедиции С. А. Маслиха по древнерусским городам (2025)
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Авторы: СУХОМЛИНОВА О.Б.

В статье рассказывается о методике С. А. Маслиха по изучению, классификации, копированию и реконструкции изразца, основанной на личных экспедициях по древнерусским городам. Приводятся высказывания автора о целях и задачах коллекционера, мере его ответственности за сохранение существующих образцов древнерусского изразцового искусства. По следам маршрутов экспедиций создателя коллекции акварельных копий изразцов рассматривается все этапы ее создания – от изучения работ авторитетных исследователей русского изразцового искусства XV–XIX веков до создания уникальной иллюстрированной истории его развития, позволяющей мастерам будущих поколений развивать и обогащать русское изразцовое искусство, используя обретенные исторические данные, а также новые практики и технологии. Актуальность и востребованность коллекции, созданной С. А. Маслихом, подтверждается ее неоднократным использованием в создании современных проектов и экспозиций на многих выставочных площадках нашей страны до настоящего времени.

Сохранить в закладках
ВЫСТАВКА «ПЕЧИ ОБРАСЦОВЫЕ НА КРАСКАХ», ВЕЛИКОУСТЮГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК, 9.10.2024 - 25.10.2025 (2025)
Выпуск: № 1 (5) (2025)
Авторы: БОКОВА И.В.

«Печи обрасцовые на красках» – выставка с таким названием открылась 9 октября 2024 года в зале открытого хранения фондов Великоустюгского государственного музея-заповедника и представляет художественную традицию, присущую изразцовому делу Великого Устюга. Ее оригинальные черты раскрывают предметы из коллекции музея, насчитывающей более пяти тысяч экспонатов. На выставке представлено более трехсот предметов. Это отдельные изразцы, печные клейма и полностью сохраненные печные комплекты, многие из которых экспонируются впервые. Впервые показаны архивные документы, рисунки, фотографии из музейных и частных архивов и коллекций. В их числе фотографии изразцовых печей и печные комплекты, атрибуция которых стала возможной благодаря материалам архива А. В. Филиппова, предоставленным доктором искусствоведения Е. А. Бобринской (рис. 1).

Сохранить в закладках
ВЫСТАВКА «瓷烤炉. О НЕОБЫЧНОМ ЗАКАЗЕ ПЕТРА ПЕРВОГО В КИТАЙ», РГГУ, 18.02.2025 - 18.04.2025 (2025)
Выпуск: № 1 (5) (2025)
Авторы: Баранова Светлана Измайловна

Восемнадцатого февраля 2025 года в Музейном центре Российского государственного гуманитарного университета в Москве открылась выставка «瓷烤炉. О необычном заказе Петра I в Китай». Проект приурочен к 300-летию завершения эпохи правления Петра I (1672–1725) и посвящён малоизученному эпизоду истории – заказу государем фарфоровых изразцовых печей в Китае в 1715 году.

Сохранить в закладках
Изразцы Великого Устюга в собраниях российских музеев (2025)
Выпуск: № 1 (5) (2025)
Авторы: Скупченко Людмила Анатольевна

Статья представляет обзор комплекса изразцов, произведенных в Великом Устюге в XVIII-XIX вв. и находящихся в собраниях российских музеев. Впервые публикуются документы передачи изразцов из фондов Великоустюгского музея-заповедника в собрания российских музеев, фотографии из архива А. В. Филиппова, изображения ряда музейных предметов коллекции изразцов и фото фонда Великоустюгского музея-заповедника. Приведены новые сведения из истории комплектования музейных фондов, впервые установлено место бытования ряда печных комплектов. Впервые опубликованы изразцы из комплектов музея, атрибуция которых состоялась в 2023-2024 гг. В качестве источников использованы материалы Великоустюгского центрального архива и учетная документация Великоустюгского музея-заповедника. Полученные данные позволяют расширить представление об уникальной региональной школе изразцового производства, сложившейся в Великом Устюге в XVIII в. и занимающей важное место в истории русского изразца.

Сохранить в закладках
Атрибуция поделки, оказавшейся подделкой (2025)
Выпуск: № 1 (5) (2025)
Авторы: ОЗЕР Д.В.

Существовавшие в начале ХХ в. в Талашкине, смоленском имении княгини Марии Тенишевой, столярная и резная мастерские известны своими изделиями среди музейных работников, коллекционеров и любителей русского стиля и 120 лет спустя после их закрытия. В этих мастерских была создана разнообразная мебель и домашняя утварь по рисункам самой Тенишевой и сотрудничавших с ней художников. По эскизам Николая Рериха 1904-1905 гг. были произведены в мастерских всего лишь четыре деревянных предмета: книжный шкаф, стол, кресло и диван. Хранящиеся в российских архивах письма, адресованные Николаем Рерихом Марии Тенишевой, позволяют изложить историю возникновения этих проектов и благодаря уцелевшим фотографиям рассмотреть изготовленные в мастерских предметы. Приводимые в статье сведения доказывают, что шкатулка «Остров Буян», которой в выставочном и аукционном каталогах необоснованно приписано авторство Николая Рериха и место изготовления - талашкинские мастерские, является подделанным объектом.

Сохранить в закладках