Направление по сохранению животных экосистем водного типа присутствует в обеспечении стратегического приоритета «экологическая безопасность и рациональное природопользование», встроенного в общую систему национальных стратегических приоритетов, реализуемых усилиями органов публичной власти и институтов гражданского общества. В работе анализируются отдельные аспекты деятельности по сохранению водных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, выявляются проблемы правового регулирования, связанные с отсутствием правовой определенности в вопросах участия общественных организаций в спасении морских млекопитающих, нуждающихся в помощи человека. Анализ источников права показывает необходимость совершенствования законодательной базы, усиления правовой и информационной составляющих процесса легального изъятия краснокнижных животных из среды обитания и дальнейшего обращения с ними для целей оказания ветеринарной помощи и (или) лечения, а также развития взаимодействия государства с некоммерческим сектором по сохранению китообразных в российском водном пространстве.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17803/2311-5998.2025.125.1.057-065
Согласно Административному регламенту заявителю необходимо предоставить материалы, обосновывающие необходимость добывания краснокнижного объекта животного мира. Указанные требования законодательства носят обязательный характер, их несоблюдение приобретает значение квалифицирующего признака в правоприменительной практике.
Список литературы
1. Бушуев С. Г. Истощение кормовой базы как фактор, лимитирующий численность черноморских дельфинов // Экологическая безопасность прибрежной и шельфовой зон и комплексное использование ресурсов шельфа. - 2000. - № 1. - С. 437-452.
2. Гольдин Е. Б. Китообразные в акватории Гераклейского полуострова // Морские млекопитающие Голарктики : сборник научных трудов. - Архангельск : Совет по морским млекопитающим. - 2019. - Т. 1.
3. Дойников П. И. Правовые проблемы охраны и использования животного мира. - М. : Проспект, 2024. - 192 с.
4. Кривоносова О. Ю. Стратегические направления сохранения видового разнообразия: проблемы правового регулирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2023. - № 3. - С. 148-154.
5. Кривохижин С. В. Состояние локальной популяции афалин (Tursiops truncatus ponticus) в Керченском проливе и Таманском заливе // Охрана окружающей среды и заповедное дело. - 2021. - № 1 (2). - С. 43-48.
6. Устьянцева О. В. Нормативное регулирование использования и охраны морских млекопитающих в России // Актуальные проблемы государства и права. - 2019. - № 12. - С. 515-529.
7. Чернецкий А. Д., Краснова В. В., Болтунов А. Н. Встречаемость и распределение китообразных в северо-восточной части Черного моря // Океанология. - 2021. - Т. 61. - № 4. - С. 560-571.
8. Шпаковский Ю. Г., Жаворонкова Н. Г. Экологическая безопасность устойчивого развития: стратегия и механизмы реализации // Актуальные проблемы российского права. - 2024. - № 7. - С. 174-187.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются вопросы, касающиеся проблем уничтожения (утилизации) непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; выявления мест несанкционированного размещения пришедших в негодность пестицидов. Автор рассмотрел полномочия государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в части инвентаризации объектов негативного воздействия на окружающую среду, утилизации выявленных бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов. Автором проанализированы региональные программы в области охраны окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, химической и биологической безопасности, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области обращения с опасными отходами, направленные на утилизацию, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов и тары из-под них.
В статье рассмотрены проблемы правового регулирования устранения негативных экологических последствий прошлой сельскохозяйственной деятельности в части уничтожения непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; развитие института ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Обеспечение продовольственной безопасности является ключевым направлением сотрудничества БРИКС. Современные экологические угрозы и вызовы обусловливают трансформацию национальных моделей правового регулирования сельскохозяйственной деятельности. В статье раскрыты приоритеты БРИКС в сфере продовольственной безопасности, сделан вывод о необходимости модернизации системы управления продовольственной безопасностью как на национальном, так и на региональном уровне, основанной на управлении климатическими, агроэкологическими и иными рисками. Сформулирована авторская позиция о переходе к модели осуществления эколого-ориентированной сельскохозяйственной деятельности, раскрыто ее содержание, включающее, в частности, производство и оборот органической сельскохозяйственной продукции, а также органических удобрений. Обосновывается, что составной частью правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности в России должны быть нормы, направленные на экологизацию сельского хозяйства, минимизацию воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также на адаптацию сельского хозяйства к климатическим изменениям. Сформулированы направления эколого-правового обеспечения продовольственной безопасности в БРИКС.
Широкий спектр национальных целей и стратегических задач в области обеспечения экологического благополучия, низкоуглеродного развития, реализации зеленой, климатической повестки, создания высокотехнологичной наукоемкой ресурсосберегающей экономики, достижения технологического суверенитета, цифровизации и внедрения цифровых технологий актуализируют применение инновационного подхода в регулировании экологических и связанных с ними общественных отношений. Применительно к экологической сфере инновации рассматриваются в доктрине как наилучшие доступные технологии, внедрение которых предусмотрено в документах стратегического планирования, экологическом законодательстве, статистическом инструментарии инновации.
В статье показаны потребность и перспективность для развития экологического права, находящегося в силу интеграционного содержания в тесных взаимосвязях с другими отраслями, использования методологии юридической (правовой) инноватики как междисциплинарной области знаний о процессах появления, внедрения и управления инновациями в юриспруденции. Выделены доктринальные подходы понимания парадигмы правовой инноватики не только в рамках инновационного законодательства, но также в сфере правотворчества, принятия нормативно-управленческих решений, функционирования государственного механизма и управления. Рассмотрены инновационно-правовые режимы в контексте совершенствования государственного экологического управления с учетом цифровой трансформации экологической сферы.
В статье рассматриваются различные аспекты применения норм о неосновательном обогащении в сфере теплоснабжения (имущественный, обязательственный и защитный), демонстрирующие во многом формальный подход не только к правоотношениям в сфере теплоснабжения, но и к выбору способов защиты гражданских прав. На примере ряда показательных судебных споров критически оценивается право на уступку тепловой мощности, нередко приводящее к неосновательному обогащению; модель регулирования передачи тепловой энергии, при которой смежная организация несет некомпенсируемые расходы на пользование ее теплосетевым имуществом; право требования возмещения стоимости некачественной тепловой энергии, подразумевающей изменение размера платы соразмерно ухудшению ее потребительских свойств. Делается вывод, что практика настоятельно требует расширения перечисленных в ст. 12 ГК РФ способов защиты прав, и прежде всего за счет специальных законодательных норм. При этом широкое применение кондикционных требований в сфере теплоснабжения свидетельствует о предпочтении практического выбора указанного способа защиты.
Вопросы использования арктических минеральных ресурсов представляют интерес как для арктических государств, так и для государств, не имеющих прямого выхода к арктическому региону, но заинтересованных в силу стратегических обстоятельств в осуществлении деятельности в арктическом регионе. В последнее время целый ряд государств приняли либо обновили свою арктическую стратегию в связи с бурно меняющейся международной повесткой и в целях адаптации существующих документов к геополитическим реалиям. В основе этих документов лежат отношения, связанные с защитой окружающей среды, климата, устойчивого развития, с защитой биоразнообразия, обменом технологиями и совершенствованием правовых регуляторных механизмов, с развитием транспортно-логистических путей, защитой малочисленных и коренных народов, обеспечением национальной безопасности. В этой связи автором рассмотрены и проанализированы ключевые нормативные и доктринальные источники, регулирующие правоотношения в сфере использования арктических энергетических ресурсов, возникающие между государствами как на национальном, так и на международном уровне.
В статье предложены некоторые направления совершенствования правового регулирования отношений в области энергетической безопасности Российской Федерации на основе системного анализа уровней и видов энергетической безопасности, а также взаимосвязей таких уровней и видов энергетической безопасности, взаимосвязей энергетической безопасности и других областей национальной безопасности. Правовое регулирование отношений в области обеспечения энергетической безопасности предлагается совершенствовать в следующих значимых направлениях: развитие международного регионального энергетического сотрудничества; достижение приоритетов научно-технологического развития в сфере энергетики; дифференциация организационной структуры субъектов, обеспечивающих реализацию требований энергетической безопасности на уровне органов местного самоуправления и субъектов энергетического бизнеса; обеспечение энергетической безопасности в новых субъектах Российской Федерации; конвергенция уровней и видов энергетической безопасности, энергетической безопасности и других видов национальный безопасности, учитывающая экономические интересы субъектов энергетики и потребителей энергоресурсов в условиях рыночной модели энергетических отношений.
В статье рассматриваются правовые аспекты развития конкурентных отношений на оптовом и розничных рынках электроэнергии и в теплоснабжении. Анализируются основные пробелы и коллизии энергетического законодательства в части обеспечения развития конкурентных отношений на энергорынках, в том числе организационно-методологические и структурные, и проблемы нормативно-правового регулирования энергетической сферы. Также рассматриваются особенности развития конкурентных отношений в энергетической сфере: наличие объективных ограничений для развития конкуренции, присутствие специфичных правовых механизмов стимулирования и развития конкуренции на энергорынке, а также присущие данной сфере формы конкурентных отношений (квазиконкуренция), в том числе особого рода отборы и конкурсы. Также выявлены юридические особенности механизмов квазиконкуренции в энергетике. В качестве ключевых тенденций развития конкуренции на энергорынке называются развитие специфических форм неценовой конкуренции, расширение масштаба рынка посредством формирования трансграничных рынков (для оптового энергорынка), а также развитие региональных торговых площадок (для розничных энергорынков).
В статье анализируются вопросы, касающиеся эффективного использования природных ресурсов, — задачи, поставленной в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации. Одним из инструментов выполнения поставленной задачи является природоресурное законодательство, регулирующее использование и охрану природных ресурсов. Автором дана классификация понятий, сформулированы требования к дефинициям. Рассматриваются споры и мнения по поводу места природоресурсного права в системе отраслей законодательства и отраслей права. Поднимаются проблемы, связанные с понятиями (дефинициями), данными законодателем, в некоторых случаях дошедшие до Конституционного Суда РФ, что, в свою очередь, показывает их роль в правоприменительной практике. В данной статье сделана попытка показать, на примере различных норм природоресурсного законодательства, насколько важны понятия (дефиниции) и терминология в теории права в целом и в нормативных правовых актах в частности, а также в теоретическом и в практическом смыслах.
С введением в Лесной кодекс РФ статьи 12.1, определяющей понятие лесного комплекса в качестве единства различных видов деятельности, осуществляемых в лесном хозяйстве и лесной промышленности, государственная политика стала в большей степени направленной на комплексной решение задач, поставленных для опережающего развития лесного комплекса. В настоящей статье рассмотрены программные документы, определяющие основные направления развития лесного хозяйства в качестве важнейшей компоненты лесного комплекса. Систематизированы документы стратегического планирования в лесной отрасли и рассмотрены их основные положения. Особое внимание уделено анализу Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года как центрального акта в системе документов стратегического планирования. Предложены меры по повышению эффективности использования и охраны лесов, обеспечению организации устойчивого управления лесами, основными из которых являются использование государственных информационных систем в сфере лесного хозяйства и переход к применению цифровых технологий.
Статья посвящена анализу документов государственного стратегического планирования, а также действующего законодательства, устанавливающего особенности правового регулирования использования природоподобных технологий.
По результатам проведенного исследования доказывается значимость перехода к природоподобным технологиям, воспроизводящим системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот для целей обеспечения приоритетного направления научно-технологического развития Российской Федерации.
Отмечается, что применение природоподобных технологий предопределяет возникновение принципиально новых экологических угроз и вызовов, поскольку природоподобные технологии могут влиять на состояние экологических систем, природных комплексов и природных объектов.
На основе проведенного исследования инструментария для создания природоподобных технологий — так называемых конвергентных НБИКС-технологий (нано-, био-, информационных, когнитивных, социогуманитарных и иных технологий) — выявляются проблемы правового регулирования данных отношений, а также формулируются предложения по совершенствованию действующего экологического законодательства в части развития и применения природоподобных технологий.
Издательство
- Издательство
- МГЮА им. О.Е.Кутафина
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр. 2
- Юр. адрес
- 123242, город Москва, Садовая-Кудринская ул, д. 9 стр. 1
- ФИО
- Блажеев Виктор Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- msal@msal.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 2448888
- Сайт
- https://msal.ru