Вопросы использования арктических минеральных ресурсов представляют интерес как для арктических государств, так и для государств, не имеющих прямого выхода к арктическому региону, но заинтересованных в силу стратегических обстоятельств в осуществлении деятельности в арктическом регионе. В последнее время целый ряд государств приняли либо обновили свою арктическую стратегию в связи с бурно меняющейся международной повесткой и в целях адаптации существующих документов к геополитическим реалиям. В основе этих документов лежат отношения, связанные с защитой окружающей среды, климата, устойчивого развития, с защитой биоразнообразия, обменом технологиями и совершенствованием правовых регуляторных механизмов, с развитием транспортно-логистических путей, защитой малочисленных и коренных народов, обеспечением национальной безопасности. В этой связи автором рассмотрены и проанализированы ключевые нормативные и доктринальные источники, регулирующие правоотношения в сфере использования арктических энергетических ресурсов, возникающие между государствами как на национальном, так и на международном уровне.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17803/2311-5998.2025.125.1.092-101
В июне 2024 г. в США была опубликована «Арктическая стратегия — 2024», в которой было указано на необходимость присутствия американских войск в Арктике в связи «изменившейся геополитической ситуацией». В начале октября 2024 г. МИД Канады выступил с заявлением о создании коалиции по вопросам безопасности в Арктике без участия России. В конце октября 2024 г. в Рейкьявике прошла сессия Северного совета, посвященная конфликту на Украине и вопросам безопасности в Арктике.
Список литературы
1. Арктическое право: концепция развития / А. И. Абрамова, В. Р. Авхадеев, Л. В. Андриченко [и др.] ; отв. ред. Т. Я. Хабриева ; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М. : Юриспруденция, 2014. - 152 с.
2. Баттахов П. П. Законодательное обеспечение развития арктической территории Российской Федерации» // Аграрное и земельное право. - 2022. - № 9 (213). - С. 72-75.
3. Бродт Л. Активизация азиатских стран в Арктике. Российско-индийское сотрудничество в регионе / Российский совет по международным делам // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/arcticpolicy/aktivizatsiyaaziatskikh-stran-v-arktike-i-rossiysko-indiyskoe-sotrudnichestvo-v-regione #:~:text=ключевыми%20элементами%20индийской%20политики%20в,климата%20и%20охраны%20окружающей%20среды (дата обращения: 05.11.2024).
4. Кондратьев В. Б. Минеральные ресурсы и будущее Арктики // Горная промышленность. - 2020. - № 1. - С. 87-96.
5. Капустин А. Я. От фрагментации к комплексному регулированию. Право и освоение нефтегазовых ресурсов российской Арктики и континентального шельфа // Neftegaz.ru. - 2020. - № 5.
6. Лукин Ю. Ф. Новая Архангельская летопись : монография. - 2-е изд., испр. и доп. - Архангельск : САФУ, 2015. - 323 с.
7. Попов И. Д., Подоплекин А. О. Эволюция арктической стратегии Германии // Современная Европа. - 2023. - № 1. - С. 34-45.
8. Ромашева Н. В., Смирнова Н. Н., Львов В. В. Проблемы и перспективы освоения арктических нефтегазовых ресурсов России // Российский экономический интернет-журнал. - 2018. - № 2. - С. 83-86. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35338004 (дата обращения: 24.10.2024).
9. Рубинштейн К. Г., Ширяев М. В., Елисеев Г. В., Игнатов Р. Ю. Первые оценки качества работы систем раннего предупреждения о метеорологических угрозах для Мурманской области // Арктика: экология и экономика. - 2014 - № 4 (16). - С. 77-85.
10. Тимошенко Д. С. Арктическая стратегия Еврокомиссии: вызов для России или мера вынужденной интеграции? // Аналитические записки Института Европы РАН. - 2021. - № 32. - С. 32-39.
11. Российская Арктика - территория права : альманах. - Вып. II : Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева, Д. Н. Кобылкин [и др.] ; отв. ред. В. П. Емельянцев, Е. А. Галиновская. - М. : Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа ; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М. ; Салехард : Юриспруденция, 2015. - 392 с.
12. Bowman L., Qingchao X. China in the Arctic. Policies, Strategies, and Opportunities for Alaska. - University of Alaska Fairbanks, 2020. - URL: https://www.uaf.edu/caps/our-work/bowman and xu_2020_china in the arctic_ final18feb2020.pdf (дата обращения: 05.11.2024).
13. Didenko N., Rudenko D. and Skripnuk D. Environmental security issues in the Russian Arctic // Conf. Proc. of Int. Mult. Sc. GeoConf. Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 2015. - 3. - Р. 267-274.
14. Dolata P. (2020) A Balanced Arctic Policy for the EU. Policy Department for External Rela-tions. PE 603.498, European Parliament, Brussels, Netherlands.
15. Lackenbauer P. W., Manicom J. East Asia-Arctic Relations: Boundary, Security and International Politics. Canada‘s Northern Strategy and East Asian Interests in the Arctic // CIGI. - 2013. - № 5.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются вопросы, касающиеся проблем уничтожения (утилизации) непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; выявления мест несанкционированного размещения пришедших в негодность пестицидов. Автор рассмотрел полномочия государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в части инвентаризации объектов негативного воздействия на окружающую среду, утилизации выявленных бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов. Автором проанализированы региональные программы в области охраны окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, химической и биологической безопасности, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области обращения с опасными отходами, направленные на утилизацию, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов и тары из-под них.
В статье рассмотрены проблемы правового регулирования устранения негативных экологических последствий прошлой сельскохозяйственной деятельности в части уничтожения непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; развитие института ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Обеспечение продовольственной безопасности является ключевым направлением сотрудничества БРИКС. Современные экологические угрозы и вызовы обусловливают трансформацию национальных моделей правового регулирования сельскохозяйственной деятельности. В статье раскрыты приоритеты БРИКС в сфере продовольственной безопасности, сделан вывод о необходимости модернизации системы управления продовольственной безопасностью как на национальном, так и на региональном уровне, основанной на управлении климатическими, агроэкологическими и иными рисками. Сформулирована авторская позиция о переходе к модели осуществления эколого-ориентированной сельскохозяйственной деятельности, раскрыто ее содержание, включающее, в частности, производство и оборот органической сельскохозяйственной продукции, а также органических удобрений. Обосновывается, что составной частью правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности в России должны быть нормы, направленные на экологизацию сельского хозяйства, минимизацию воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также на адаптацию сельского хозяйства к климатическим изменениям. Сформулированы направления эколого-правового обеспечения продовольственной безопасности в БРИКС.
Широкий спектр национальных целей и стратегических задач в области обеспечения экологического благополучия, низкоуглеродного развития, реализации зеленой, климатической повестки, создания высокотехнологичной наукоемкой ресурсосберегающей экономики, достижения технологического суверенитета, цифровизации и внедрения цифровых технологий актуализируют применение инновационного подхода в регулировании экологических и связанных с ними общественных отношений. Применительно к экологической сфере инновации рассматриваются в доктрине как наилучшие доступные технологии, внедрение которых предусмотрено в документах стратегического планирования, экологическом законодательстве, статистическом инструментарии инновации.
В статье показаны потребность и перспективность для развития экологического права, находящегося в силу интеграционного содержания в тесных взаимосвязях с другими отраслями, использования методологии юридической (правовой) инноватики как междисциплинарной области знаний о процессах появления, внедрения и управления инновациями в юриспруденции. Выделены доктринальные подходы понимания парадигмы правовой инноватики не только в рамках инновационного законодательства, но также в сфере правотворчества, принятия нормативно-управленческих решений, функционирования государственного механизма и управления. Рассмотрены инновационно-правовые режимы в контексте совершенствования государственного экологического управления с учетом цифровой трансформации экологической сферы.
В статье рассматриваются различные аспекты применения норм о неосновательном обогащении в сфере теплоснабжения (имущественный, обязательственный и защитный), демонстрирующие во многом формальный подход не только к правоотношениям в сфере теплоснабжения, но и к выбору способов защиты гражданских прав. На примере ряда показательных судебных споров критически оценивается право на уступку тепловой мощности, нередко приводящее к неосновательному обогащению; модель регулирования передачи тепловой энергии, при которой смежная организация несет некомпенсируемые расходы на пользование ее теплосетевым имуществом; право требования возмещения стоимости некачественной тепловой энергии, подразумевающей изменение размера платы соразмерно ухудшению ее потребительских свойств. Делается вывод, что практика настоятельно требует расширения перечисленных в ст. 12 ГК РФ способов защиты прав, и прежде всего за счет специальных законодательных норм. При этом широкое применение кондикционных требований в сфере теплоснабжения свидетельствует о предпочтении практического выбора указанного способа защиты.
В статье предложены некоторые направления совершенствования правового регулирования отношений в области энергетической безопасности Российской Федерации на основе системного анализа уровней и видов энергетической безопасности, а также взаимосвязей таких уровней и видов энергетической безопасности, взаимосвязей энергетической безопасности и других областей национальной безопасности. Правовое регулирование отношений в области обеспечения энергетической безопасности предлагается совершенствовать в следующих значимых направлениях: развитие международного регионального энергетического сотрудничества; достижение приоритетов научно-технологического развития в сфере энергетики; дифференциация организационной структуры субъектов, обеспечивающих реализацию требований энергетической безопасности на уровне органов местного самоуправления и субъектов энергетического бизнеса; обеспечение энергетической безопасности в новых субъектах Российской Федерации; конвергенция уровней и видов энергетической безопасности, энергетической безопасности и других видов национальный безопасности, учитывающая экономические интересы субъектов энергетики и потребителей энергоресурсов в условиях рыночной модели энергетических отношений.
В статье рассматриваются правовые аспекты развития конкурентных отношений на оптовом и розничных рынках электроэнергии и в теплоснабжении. Анализируются основные пробелы и коллизии энергетического законодательства в части обеспечения развития конкурентных отношений на энергорынках, в том числе организационно-методологические и структурные, и проблемы нормативно-правового регулирования энергетической сферы. Также рассматриваются особенности развития конкурентных отношений в энергетической сфере: наличие объективных ограничений для развития конкуренции, присутствие специфичных правовых механизмов стимулирования и развития конкуренции на энергорынке, а также присущие данной сфере формы конкурентных отношений (квазиконкуренция), в том числе особого рода отборы и конкурсы. Также выявлены юридические особенности механизмов квазиконкуренции в энергетике. В качестве ключевых тенденций развития конкуренции на энергорынке называются развитие специфических форм неценовой конкуренции, расширение масштаба рынка посредством формирования трансграничных рынков (для оптового энергорынка), а также развитие региональных торговых площадок (для розничных энергорынков).
В статье анализируются вопросы, касающиеся эффективного использования природных ресурсов, — задачи, поставленной в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации. Одним из инструментов выполнения поставленной задачи является природоресурное законодательство, регулирующее использование и охрану природных ресурсов. Автором дана классификация понятий, сформулированы требования к дефинициям. Рассматриваются споры и мнения по поводу места природоресурсного права в системе отраслей законодательства и отраслей права. Поднимаются проблемы, связанные с понятиями (дефинициями), данными законодателем, в некоторых случаях дошедшие до Конституционного Суда РФ, что, в свою очередь, показывает их роль в правоприменительной практике. В данной статье сделана попытка показать, на примере различных норм природоресурсного законодательства, насколько важны понятия (дефиниции) и терминология в теории права в целом и в нормативных правовых актах в частности, а также в теоретическом и в практическом смыслах.
Направление по сохранению животных экосистем водного типа присутствует в обеспечении стратегического приоритета «экологическая безопасность и рациональное природопользование», встроенного в общую систему национальных стратегических приоритетов, реализуемых усилиями органов публичной власти и институтов гражданского общества. В работе анализируются отдельные аспекты деятельности по сохранению водных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, выявляются проблемы правового регулирования, связанные с отсутствием правовой определенности в вопросах участия общественных организаций в спасении морских млекопитающих, нуждающихся в помощи человека. Анализ источников права показывает необходимость совершенствования законодательной базы, усиления правовой и информационной составляющих процесса легального изъятия краснокнижных животных из среды обитания и дальнейшего обращения с ними для целей оказания ветеринарной помощи и (или) лечения, а также развития взаимодействия государства с некоммерческим сектором по сохранению китообразных в российском водном пространстве.
С введением в Лесной кодекс РФ статьи 12.1, определяющей понятие лесного комплекса в качестве единства различных видов деятельности, осуществляемых в лесном хозяйстве и лесной промышленности, государственная политика стала в большей степени направленной на комплексной решение задач, поставленных для опережающего развития лесного комплекса. В настоящей статье рассмотрены программные документы, определяющие основные направления развития лесного хозяйства в качестве важнейшей компоненты лесного комплекса. Систематизированы документы стратегического планирования в лесной отрасли и рассмотрены их основные положения. Особое внимание уделено анализу Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года как центрального акта в системе документов стратегического планирования. Предложены меры по повышению эффективности использования и охраны лесов, обеспечению организации устойчивого управления лесами, основными из которых являются использование государственных информационных систем в сфере лесного хозяйства и переход к применению цифровых технологий.
Статья посвящена анализу документов государственного стратегического планирования, а также действующего законодательства, устанавливающего особенности правового регулирования использования природоподобных технологий.
По результатам проведенного исследования доказывается значимость перехода к природоподобным технологиям, воспроизводящим системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот для целей обеспечения приоритетного направления научно-технологического развития Российской Федерации.
Отмечается, что применение природоподобных технологий предопределяет возникновение принципиально новых экологических угроз и вызовов, поскольку природоподобные технологии могут влиять на состояние экологических систем, природных комплексов и природных объектов.
На основе проведенного исследования инструментария для создания природоподобных технологий — так называемых конвергентных НБИКС-технологий (нано-, био-, информационных, когнитивных, социогуманитарных и иных технологий) — выявляются проблемы правового регулирования данных отношений, а также формулируются предложения по совершенствованию действующего экологического законодательства в части развития и применения природоподобных технологий.
Издательство
- Издательство
- МГЮА им. О.Е.Кутафина
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр. 2
- Юр. адрес
- 123242, город Москва, Садовая-Кудринская ул, д. 9 стр. 1
- ФИО
- Блажеев Виктор Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- msal@msal.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 2448888
- Сайт
- https://msal.ru