Наркомания наносит большой вред здоровью населения и является непосредственной причиной многих насильственных преступлений. В 2023 г. во Вьетнаме установлен факт совершения преступлений наркозависимыми лицами[1]. В Законах Социалистической Республики Вьетнам «О профилактике и контроле за оборотом наркотиков» 2021 г., «О рассмотрении административных нарушений» 2012 г. (с изменениями и дополнениями 2020 г.) и других определены меры профилактики и борьбы с наркотиками, в том числе применение принудительных мер медицинского характера. Однако положения, регулирующие порядок направления лиц на такое лечение, по-прежнему имеют некоторые пробелы, что приводит к трудностям в применении закона. В этой связи автор уделяет особое внимание выяснению общих вопросов регламентации применения принудительных мер медицинского характера и современному состоянию правового регулирования применения принудительных мер медицинского характера, выдвигает предложения по совершенствованию законодательства.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17803/2311-5998.2025.125.1.164-171
Установление факта употребления наркотических средств возможно путем проведения медицинского освидетельствования, однако установление намерения лица скрыться зависит от субъективного усмотрения компетентного органа. К тому же в настоящее время не определена ответственность лиц, уполномоченных проверять указанные факты, что затрудняет применение данного основания на практике.
Список литературы
1. Ле Суан Куанг. Наркомания среди подростков как проблема современного общества (2023) // URL: https://vksnd.gialai.gov.vn/nghien-cuu-exchange/understanding-of-the-закон-года-thieu-nien-at-the-flower-of-xa-hoi-currentdaily-and-can-be-phap-de-phong-ngua-2224.html#_ftnref1 (дата обращения: 03.06.2024).
2. Нгуен Тху Тхао. Административные меры по направлению в учреждения, применяющие принудительные меры медицинского характера : дис. ... канд. юрид. наук. - Ханой : Ханойский юридический университет, 2022. - 320 с.
3. Тьен М. - Чи М. Трагическая история «Западная наркомания» (2019) // URL: https://cand.com.vn/ho-so-interpol/bi-hai-chuyen-tay-ngao-da-i515239 (дата обращения: 03.06.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящее время в исследованиях по проблематике экологической безопасности и охраны окружающей среды в Китае доминируют ученые отраслевой юридической науки, но сформировать целостную точку зрения относительно экологической охраны в рамках мышления отраслевой юридической науки представляется достаточно сложным. Необходимо найти более совершенное понятие, которое заменит понятие «правовая система». Им, по нашему мнению, является понятие «нормативная система».
Авторы вводят в научный оборот новое понятие «экологическая защита окружающей среды». В статье показано, что с точки зрения состава нормативной системы экологическая защита окружающей среды в современном Китае сформировала относительно стабильную трехмерную нормативную систему, т. е. многогранную нормативную систему.
Авторами раскрыты тенденции, доминирующие в развитии системы правового регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в КНР.
Для цитирования: Шпаковский Ю. Г. Сокровищница народной мудрости. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2025;1(1):215-219.
Для цитирования: Шпаковский Ю. Г. Хлебные карточки. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2025;1(1):206-211.
Рассмотрены особенности законодательного регулирования и уголовной ответственности за экологические правонарушения на примере Евросоюза и отдельных государств — участников политического объединения. Дана краткая характеристика экологической преступности в России. Отмечается, что среди ключевых мер обеспечения экологической безопасности выделяется привлечение к уголовной ответственности за совершение деяний, посягающих на нарушение уголовно-правовых норм в области охраны окружающей среды. Автор приходит к выводу, что уголовно-правовая политика Евросоюза в области обеспечения экологической безопасности заключается в защите окружающей среды и обеспечении устойчивого развития путем применения уголовно-правовых мер и механизмов для предотвращения и наказания экологически вредных преступных деяний. К ключевым особенностям уголовного законодательства государств — участников объединения автор относит: а) отсылочный и бланкетный характер правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушение уголовно-экологического законодательства, что обусловливает возможность их применения совместно с обращением к национальным и отраслевым нормативным правовым актам; б) закрепление строгих норм и стандартов в области охраны окружающей среды и установление ответственности за загрязнение и причиненный ущерб конкретным сферам экологии; в) утверждение государствами отраслевого уголовного законодательства, регулирующего исключительно нормы в области охраны окружающей среды (Экологический кодекс (Франция), Кодекс окружающей среды (Швеция) и др.).
Актуальным направлением межгосударственного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь являются интеграционные проекты, реализуемые в рамках Союзного государства, ориентированные на охрану окружающей среды и рациональное природопользование. Область обращения с отходами производства и потребления относится к трендовым направлениям современной государственной экологической политики. Гармонизация законодательства об отходах способствует достижению стратегических целей и реализации коррелирующих с ними задач в области обращения с отходами производства и потребления на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
В статье выделены основные документы стратегического планирования в области обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации и Республике Беларусь. Проведен анализ основных правовых понятий в области обращения с отходами, таких как: «отходы», «отходы производства и потребления», «отходы производства», «отходы потребления», «обращение с отходами», предусмотренные российским и белорусским законодательством. Выделены особенности понятийного аппарата, влияющие на правовое регулирование отношений в области обращения с отходами.
В статье рассматриваются правовые аспекты климатической безопасности в рамках национальной безопасности России, законодательные меры, включая обновленную Климатическую доктрину, направленные на снижение выбросов. Анализируются проблемы приспособления к климатическим условиям, влияние международных обязательств и санкций, а также важность независимых оценок и технологий. Акцент делается на необходимость пересмотра климатической политики и разработки мер адаптации к изменениям климата для обеспечения национальной безопасности. Это подразумевает разработку и реализацию мер по адаптации сложившихся природных, социальных и экономических систем к текущим или ожидаемым изменениям климата и их последствиям, которые могут нанести значительный ущерб инфраструктуре и негативно сказаться на здоровье и благополучии людей. В условиях нарастающей интенсивности изменений климата федеральные и региональные органы исполнительной власти должны располагать готовыми планами необходимых мер для любого варианта развития событий, направленных на снижение потенциальных рисков или использование благоприятных возможностей, возникающих в результате этих изменений.
Для цитирования: Букалерова Л. А. Рецензия на учебное пособие «Основы теории национальной безопасности». Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2025;1(1):172-179.
В статье рассматривается важнейший элемент механизма правотворчества в Российской Федерации — правотворческое решение, раскрываются его особенности и признаки. Уделяется внимание такому явлению, как лоббизм, которое все больше внедряется в правотворческий процесс. Раскрываются виды лоббизма: официозный, общественный, теневой; рассматривается позитивное и негативное влияние лоббизма на правотворчество, прослеживается связь незаконного лоббизма с коррупцией. Предлагается законодательное урегулирование лоббизма в России.
В статье анализируются проблемы правового обеспечения луговодства Российской Федерации, которое оценивается с двух сторон: во-первых, со стороны (сельскохозяйственного) аграрного законодательства, во-вторых, со стороны природоресурсного (экологического) законодательства. Автор обосновывает принципы правового обеспечения естественной растительности, произрастающей на лугах России для основной и вспомогательной сельскохозяйственной деятельности, подчеркивая необходимость различных приоритетов аграрного и природоресурсного законодательства в первом и втором случаях. Обосновывается также необходимость дальнейшего развития законодательства о лугах в направлении его детализации с тем, чтобы обеспечивать необходимым юридическим аппаратом развитие сельскохозяйственных наук по данной проблеме. При этом развитие законодательства может быть как на федеральном, так и на региональном уровнях. Автор также обосновывает определение луговодства, предлагая свою интерпретацию, а также обосновывает классификацию отношений в луговодстве. С позиции сельскохозяйственного и природоресурсного законодательства автор анализирует систему улучшения земель для лугов сенокосов и пастбищ. С указанных позиций автор рассматривает различные методы улучшения земель лугов — как методы низкозатратного улучшения, так и методы коренного улучшения лугов. В заключение автор останавливается на государственной поддержке данного направления сельскохозяйственной деятельности.
В статье анализируются проблемы правового обеспечения луговодства Российской Федерации, которое оценивается с двух сторон: во-первых, со стороны (сельскохозяйственного) аграрного законодательства, во-вторых, со стороны природоресурсного (экологического) законодательства. Автор обосновывает принципы правового обеспечения естественной растительности, произрастающей на лугах России для основной и вспомогательной сельскохозяйственной деятельности, подчеркивая необходимость различных приоритетов аграрного и природоресурсного законодательства в первом и втором случаях. Обосновывается также необходимость дальнейшего развития законодательства о лугах в направлении его детализации с тем, чтобы обеспечивать необходимым юридическим аппаратом развитие сельскохозяйственных наук по данной проблеме. При этом развитие законодательства может быть как на федеральном, так и на региональном уровнях. Автор также обосновывает определение луговодства, предлагая свою интерпретацию, а также обосновывает классификацию отношений в луговодстве. С позиции сельскохозяйственного и природоресурсного законодательства автор анализирует систему улучшения земель для лугов сенокосов и пастбищ. С указанных позиций автор рассматривает различные методы улучшения земель лугов — как методы низкозатратного улучшения, так и методы коренного улучшения лугов. В заключение автор останавливается на государственной поддержке данного направления сельскохозяйственной деятельности.
В статье анализируются вопросы, касающиеся проблем уничтожения (утилизации) непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; выявления мест несанкционированного размещения пришедших в негодность пестицидов. Автор рассмотрел полномочия государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в части инвентаризации объектов негативного воздействия на окружающую среду, утилизации выявленных бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов. Автором проанализированы региональные программы в области охраны окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, химической и биологической безопасности, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области обращения с опасными отходами, направленные на утилизацию, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов и тары из-под них.
В статье рассмотрены проблемы правового регулирования устранения негативных экологических последствий прошлой сельскохозяйственной деятельности в части уничтожения непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; развитие института ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Обеспечение продовольственной безопасности является ключевым направлением сотрудничества БРИКС. Современные экологические угрозы и вызовы обусловливают трансформацию национальных моделей правового регулирования сельскохозяйственной деятельности. В статье раскрыты приоритеты БРИКС в сфере продовольственной безопасности, сделан вывод о необходимости модернизации системы управления продовольственной безопасностью как на национальном, так и на региональном уровне, основанной на управлении климатическими, агроэкологическими и иными рисками. Сформулирована авторская позиция о переходе к модели осуществления эколого-ориентированной сельскохозяйственной деятельности, раскрыто ее содержание, включающее, в частности, производство и оборот органической сельскохозяйственной продукции, а также органических удобрений. Обосновывается, что составной частью правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности в России должны быть нормы, направленные на экологизацию сельского хозяйства, минимизацию воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также на адаптацию сельского хозяйства к климатическим изменениям. Сформулированы направления эколого-правового обеспечения продовольственной безопасности в БРИКС.
Широкий спектр национальных целей и стратегических задач в области обеспечения экологического благополучия, низкоуглеродного развития, реализации зеленой, климатической повестки, создания высокотехнологичной наукоемкой ресурсосберегающей экономики, достижения технологического суверенитета, цифровизации и внедрения цифровых технологий актуализируют применение инновационного подхода в регулировании экологических и связанных с ними общественных отношений. Применительно к экологической сфере инновации рассматриваются в доктрине как наилучшие доступные технологии, внедрение которых предусмотрено в документах стратегического планирования, экологическом законодательстве, статистическом инструментарии инновации.
В статье показаны потребность и перспективность для развития экологического права, находящегося в силу интеграционного содержания в тесных взаимосвязях с другими отраслями, использования методологии юридической (правовой) инноватики как междисциплинарной области знаний о процессах появления, внедрения и управления инновациями в юриспруденции. Выделены доктринальные подходы понимания парадигмы правовой инноватики не только в рамках инновационного законодательства, но также в сфере правотворчества, принятия нормативно-управленческих решений, функционирования государственного механизма и управления. Рассмотрены инновационно-правовые режимы в контексте совершенствования государственного экологического управления с учетом цифровой трансформации экологической сферы.
В статье рассматриваются различные аспекты применения норм о неосновательном обогащении в сфере теплоснабжения (имущественный, обязательственный и защитный), демонстрирующие во многом формальный подход не только к правоотношениям в сфере теплоснабжения, но и к выбору способов защиты гражданских прав. На примере ряда показательных судебных споров критически оценивается право на уступку тепловой мощности, нередко приводящее к неосновательному обогащению; модель регулирования передачи тепловой энергии, при которой смежная организация несет некомпенсируемые расходы на пользование ее теплосетевым имуществом; право требования возмещения стоимости некачественной тепловой энергии, подразумевающей изменение размера платы соразмерно ухудшению ее потребительских свойств. Делается вывод, что практика настоятельно требует расширения перечисленных в ст. 12 ГК РФ способов защиты прав, и прежде всего за счет специальных законодательных норм. При этом широкое применение кондикционных требований в сфере теплоснабжения свидетельствует о предпочтении практического выбора указанного способа защиты.
Вопросы использования арктических минеральных ресурсов представляют интерес как для арктических государств, так и для государств, не имеющих прямого выхода к арктическому региону, но заинтересованных в силу стратегических обстоятельств в осуществлении деятельности в арктическом регионе. В последнее время целый ряд государств приняли либо обновили свою арктическую стратегию в связи с бурно меняющейся международной повесткой и в целях адаптации существующих документов к геополитическим реалиям. В основе этих документов лежат отношения, связанные с защитой окружающей среды, климата, устойчивого развития, с защитой биоразнообразия, обменом технологиями и совершенствованием правовых регуляторных механизмов, с развитием транспортно-логистических путей, защитой малочисленных и коренных народов, обеспечением национальной безопасности. В этой связи автором рассмотрены и проанализированы ключевые нормативные и доктринальные источники, регулирующие правоотношения в сфере использования арктических энергетических ресурсов, возникающие между государствами как на национальном, так и на международном уровне.
В статье предложены некоторые направления совершенствования правового регулирования отношений в области энергетической безопасности Российской Федерации на основе системного анализа уровней и видов энергетической безопасности, а также взаимосвязей таких уровней и видов энергетической безопасности, взаимосвязей энергетической безопасности и других областей национальной безопасности. Правовое регулирование отношений в области обеспечения энергетической безопасности предлагается совершенствовать в следующих значимых направлениях: развитие международного регионального энергетического сотрудничества; достижение приоритетов научно-технологического развития в сфере энергетики; дифференциация организационной структуры субъектов, обеспечивающих реализацию требований энергетической безопасности на уровне органов местного самоуправления и субъектов энергетического бизнеса; обеспечение энергетической безопасности в новых субъектах Российской Федерации; конвергенция уровней и видов энергетической безопасности, энергетической безопасности и других видов национальный безопасности, учитывающая экономические интересы субъектов энергетики и потребителей энергоресурсов в условиях рыночной модели энергетических отношений.
В статье рассматриваются правовые аспекты развития конкурентных отношений на оптовом и розничных рынках электроэнергии и в теплоснабжении. Анализируются основные пробелы и коллизии энергетического законодательства в части обеспечения развития конкурентных отношений на энергорынках, в том числе организационно-методологические и структурные, и проблемы нормативно-правового регулирования энергетической сферы. Также рассматриваются особенности развития конкурентных отношений в энергетической сфере: наличие объективных ограничений для развития конкуренции, присутствие специфичных правовых механизмов стимулирования и развития конкуренции на энергорынке, а также присущие данной сфере формы конкурентных отношений (квазиконкуренция), в том числе особого рода отборы и конкурсы. Также выявлены юридические особенности механизмов квазиконкуренции в энергетике. В качестве ключевых тенденций развития конкуренции на энергорынке называются развитие специфических форм неценовой конкуренции, расширение масштаба рынка посредством формирования трансграничных рынков (для оптового энергорынка), а также развитие региональных торговых площадок (для розничных энергорынков).
В статье анализируются вопросы, касающиеся эффективного использования природных ресурсов, — задачи, поставленной в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации. Одним из инструментов выполнения поставленной задачи является природоресурное законодательство, регулирующее использование и охрану природных ресурсов. Автором дана классификация понятий, сформулированы требования к дефинициям. Рассматриваются споры и мнения по поводу места природоресурсного права в системе отраслей законодательства и отраслей права. Поднимаются проблемы, связанные с понятиями (дефинициями), данными законодателем, в некоторых случаях дошедшие до Конституционного Суда РФ, что, в свою очередь, показывает их роль в правоприменительной практике. В данной статье сделана попытка показать, на примере различных норм природоресурсного законодательства, насколько важны понятия (дефиниции) и терминология в теории права в целом и в нормативных правовых актах в частности, а также в теоретическом и в практическом смыслах.
Направление по сохранению животных экосистем водного типа присутствует в обеспечении стратегического приоритета «экологическая безопасность и рациональное природопользование», встроенного в общую систему национальных стратегических приоритетов, реализуемых усилиями органов публичной власти и институтов гражданского общества. В работе анализируются отдельные аспекты деятельности по сохранению водных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, выявляются проблемы правового регулирования, связанные с отсутствием правовой определенности в вопросах участия общественных организаций в спасении морских млекопитающих, нуждающихся в помощи человека. Анализ источников права показывает необходимость совершенствования законодательной базы, усиления правовой и информационной составляющих процесса легального изъятия краснокнижных животных из среды обитания и дальнейшего обращения с ними для целей оказания ветеринарной помощи и (или) лечения, а также развития взаимодействия государства с некоммерческим сектором по сохранению китообразных в российском водном пространстве.
С введением в Лесной кодекс РФ статьи 12.1, определяющей понятие лесного комплекса в качестве единства различных видов деятельности, осуществляемых в лесном хозяйстве и лесной промышленности, государственная политика стала в большей степени направленной на комплексной решение задач, поставленных для опережающего развития лесного комплекса. В настоящей статье рассмотрены программные документы, определяющие основные направления развития лесного хозяйства в качестве важнейшей компоненты лесного комплекса. Систематизированы документы стратегического планирования в лесной отрасли и рассмотрены их основные положения. Особое внимание уделено анализу Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года как центрального акта в системе документов стратегического планирования. Предложены меры по повышению эффективности использования и охраны лесов, обеспечению организации устойчивого управления лесами, основными из которых являются использование государственных информационных систем в сфере лесного хозяйства и переход к применению цифровых технологий.
Статья посвящена анализу документов государственного стратегического планирования, а также действующего законодательства, устанавливающего особенности правового регулирования использования природоподобных технологий.
По результатам проведенного исследования доказывается значимость перехода к природоподобным технологиям, воспроизводящим системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот для целей обеспечения приоритетного направления научно-технологического развития Российской Федерации.
Отмечается, что применение природоподобных технологий предопределяет возникновение принципиально новых экологических угроз и вызовов, поскольку природоподобные технологии могут влиять на состояние экологических систем, природных комплексов и природных объектов.
На основе проведенного исследования инструментария для создания природоподобных технологий — так называемых конвергентных НБИКС-технологий (нано-, био-, информационных, когнитивных, социогуманитарных и иных технологий) — выявляются проблемы правового регулирования данных отношений, а также формулируются предложения по совершенствованию действующего экологического законодательства в части развития и применения природоподобных технологий.
Издательство
- Издательство
- МГЮА им. О.Е.Кутафина
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр. 2
- Юр. адрес
- 123242, город Москва, Садовая-Кудринская ул, д. 9 стр. 1
- ФИО
- Блажеев Виктор Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- msal@msal.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 2448888
- Сайт
- https://msal.ru