В статье рассматривается творческая история тридцатилетней работы в кинематографе современного американского сценариста и режиссера Хармони Корина с присущим ему стремлением к новаторству и обновлению киноязыка, а также синтезу с техниками видеоарта и видеоигр с целью активной вовлеченности зрителя в процесс восприятия фильма через иммерсивный сенсорный опыт. Акцентируются основные пункты изменений его стилистических кодов в зависимости от художественного контекста — от документализма, постдока, подключения «дополненной» психологической реальности в характеризации персонажей до геймкора, который он преобразует как новую фазу своего творчества, называя ее «мерцанием». При этом подчеркивается его принципиальная приверженность к кино как искусству, которое Корин, как профессиональный художник, синтезирует с приемами живописи на основе медиатехнологии.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.69975/2074-0832-2025-63-1-42-55
В роли отца Корин снял своего любимого режиссера Вернера Херцога, чем, как можно предположить, зашифровал собственное стремление к деиллюзионизму, свойственному, в частности, «немецкому новому кино», к которому принадлежал Херцог, а с другой — недоверие к американским «независимым», которые прошли свой путь «отрицания системы» до врастания в голливудский мейнстрим.
Список литературы
1. Витгенштейн Л. Заметки о цвете. М.: Канон-Плюс, 2022. 159 с.
2. Жарикова В. Видео по запросу «реальность» // Искусство кино. URL: http://old.kinoart.ru/archive/2010/10/n10-article18 (дата обращения: 10.02.2024).
3. Курочкина А. Кто такой Хармони Корин и как понимать его кино // Киноафиша, 2019. URL: https://www.kinoafisha.info/news/kto-takoy-harmoni-korin-i-kak-ponimat-egokino (дата обращения: 12.03.2024).
4. Колотвина О.В. Лучизм Ларионова и кинематографическая техника «тактильного видения» Валь дель Омара // Обсерватория культуры. 2023. Т. 20, № 2. С. 177‒187.
5. Майзель Е. Бен Риверс: искусство утопии // Искусство кино. № 1‒2. 2021. С. 189‒197.
6. Херцог Вернер. Будущее правды. М.: Индивидуум, 2024. 120 с.
7. Debruge, Peter. ‘Aggro Dr1ft’ Review: Harmony Korine Plays With Our Heads in Hard Reset on Filmmaking Rules // Variety, Sept. 2, 2023. URL: https://variety.com/2023/film/reviews/aggrodr1ft-review-harmony-korine-aggro-drift-1235709573 (дата обращения: 04.01.2024).
8. Debruge, Peter. Harmony Korine Sounds Off on ‘Aggro Dr1ft,’ TikToks Being Better Than Movies // Variety Sep 1, 2023. URL: https://variety.com/2023/film/festivals/harmony-korineaggro-dr1ft-venice-tiktok-better-movies-1235707067 (дата обращения: 04.01.2024).
9. Dillon, Stephen. Korine Applies Cinema to Canvas // Artsy Editorial, Feb. 3, 2015. URL: https://gagosian.com/media/gallery/press/2015/2695cabbb81c43fe2cafd4a28f653218 (дата обращения: 08.12.2023).
10. Ebert, Roger. Kids. // Chicago Sun-Times. July 28, 1995. URL: https://www.rogerebert.com/reviews/kids-1995 (дата обращения: 06.02.2024).
11. Olsen, Marc Harmony Korine explains the ‘vibes’ and ‘vapors’ of his hallucinatory ‘Aggro Dr1ft’ // Los Angeles Times, Sept. 13, 2023. URL: https://www.latimes.com/entertainment-arts/movies/story/2023-09-13/harmony-korine-aggro-dr1ft-tiff. (дата обращения: 17.06.2024).
12. Stephenson, Hunter Harmony Korine On Trash Humpers, Manhattan’s Appetite For Double Down Sandwiches, And The Time He Met Shaquille O’Neal - Slash Film, May 2010. URL: https://www.slashfilm.com/508641/interview-harmony-korine-on-trash-humpersmanhattans-appetite-for-double-down-sandwiches-and-the-time-he-met-shaquille-oneal / May 2010 (дата обращения: 16.02.2023).
13. Korine, Harmony Aggressive Dr1fter Part II // Hauser Wirth.com, 9 May - 27 July 2024. URL: https://www./hauser-wirth-exhibitions/harmony-korine-aggressive-dr1fter-part-ii (дата обращения: 13.10. 2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется опыт одного из регионов России в сфере кино — Республики Саха (Якутия) — является редким примером стабильно функционирующего регионального кинематографа, где больше всех снимают кино на национальном языке. В кинопроизводстве республики с численностью менее 1 млн человек работает 23 кинокомпании и продакшн-студии, а местные картины обгоняют во внутреннем прокате на территории региона голливудские блокбастеры.
Целью данной работы является выявление ключевых особенностей процесса кинопроката с 2018 по 2022 год с учетом изменений, происходивших в условиях пандемии COVID-19, а также санкционных ограничений. Таким образом, можно выделить следующие задачи исследования: анализ особенностей внутреннего кинотеатрального проката, выявление сдерживающих факторов развития проката якутского кино вне региона, описание опыта онлайн-показа якутских фильмов.
В статье рассматривается эволюция образа Кощея в отечественном кино — от советских киносказок до современности. Доказывается зависимость процесса усложнения отличительных черт героя и характера ролевой модели от особенностей культуры и требований времени. Анализируется значение смерти Кощея и изменение отношения к ней как важный шаг в процессе адаптации фольклорного образа для современной зрительской аудитории. В финале статьи автор приходит к выводу, что, несмотря на усложнение образа Кощея, добавления новых, ранее не свойственных персонажу ролевых моделей, возможностей иного исхода истории, одновременно заметен и процесс упрощения сюжетных схем в самих кинопроизведениях. Происходит смена одних сюжетных шаблонов (волшебная сказка) на другие (шаблоны жанров кино).
В статье исследуется комплекс вопросов, связанных с особенностями оптического изображения в кино. Изображение, получаемое объективом, и наше зрительное восприятие во многом схожи, но во многом и различны. Зрительное восприятие — результат взаимодействия наших глаз и мозга, который управляет основными параметрами нашего видения и формирует зрительный образ наблюдаемой реальности. Объектив (система линз) лишь проецирует на светочувствительный материал или на электронную матрицу оптическое изображение определенной части реального пространства, расположенного перед ним. Особенности изображения, обусловленные самими принципами прохождения и преломления света в оптических средах и конструктивно-оптическими характеристиками объектива, делают возможным записывать изображение, отличающееся от непосредственного зрительного восприятия.
В данной статье исследуются особенности восприятия и роль зрителя в «сферическом» кинематографе и виртуальной реальности. В этом контексте сравниваются традиционный кинематограф, «сферическое» кино и интерактивные проекты, снятые в технологии VR 360, подчеркиваются уникальные особенности каждого формата. Анализируется взаимодействие зрителя со «сферическим» пространством в кинематографе, влияние воздействия «сферического» кинематографа на внимание и память зрителя. Рассматриваются технические и продукционные аспекты съемки и их влияние на качество аудиовизуального контента. Исследование воздействия «сферических» фильмов на зрителя позволяют понять потенциал данного инновационного медиаформата.
Статья посвящена вопросам, связанным с интерпретацией на экране литературных образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Отечественный кинематограф в последнее время активно задействует устоявшиеся в массовом сознании образы, опирающиеся на сформированную веками социокультурную парадигму. Как правило, создание этих экранных образов происходит благодаря обращению к литературным первоисточникам. В настоящее время происходит активная экранизация наследия русской литературы, что в контексте определенных политических событий и активной трансформации общественного сознания становится значимым шагом в формировании современной отечественной культуры. Этот процесс, безусловно, требует осмысления.
Статья посвящена одной из главных проблем фильмов о музыкантах — драматургическому и режиссерскому подходам к воплощению на экране художественно достоверного, живого образа героя-музыканта. Обобщающий взгляд на игровые и неигровые фильмы о музыкантах дает представление о разных способах не просто отражения на экране характера и внутреннего мира персонажа, но выявления определенного типа личности. Анализ образов музыкантов в достаточно репрезентативном ряде кинокартин дал автору возможность предложить вариант типологии, основанием которой послужил характер взаимоотношения героя с музыкой и, посредством музыки, с социумом: творческо-новаторский («креаторы»); исполнительский («чтецы-трансляторы», «читатели-диалогисты», «психосоматики», «диктаторы», «примадонны»); интуитивно-духовный («медиумы»). Предложенные определения типа (подтипа) киногероя-музыканта носят «рамочный» характер, и эти рамки довольно подвижны и проницаемы, поскольку речь идет о живом характере героя, изменяемого в контексте кинодраматургии вследствие обстоятельств киноистории и изменяющегося в силу внутреннего личностного развития.
В статье на примере фильма «Танцующая в темноте» (реж. Ларс фон Триер, 2000) рассматриваются возможности трансформации жанра киномюзикла. В результате анализа формы взаимодействия художественных средств в этой картине автор приходит к выводу о том, что, обращаясь к киномюзиклу, режиссер раздвигает его границы согласно актуальным запросам времени и задачам режиссера и выводит жанр не просто в разряд серьезных, но и шокирующих.
Фильмы о жизни женщины при фундаментализме занимают ведущее место в творчестве иранского режиссера Джафара Панахи. Данная статья посвящена тому, как менялся женский образ в его картинах с начала карьеры и до последних работ. Автор отмечает, что в фильмах этого режиссера на женскую тему нашли отражение основные тенденции современного кинематографа Ирана, а также изменения в социокультурной обстановке в стране.
В статье предпринята попытка рассмотреть образ дороги в контексте развития истории кинематографа, определить его место как в метафорическом аспекте, так и с точки зрения формирования жанровых особенностей в первую очередь таких жанров, как road movie и buddy cinema. В финале статьи автор приходит к выводу, что фильмы о дорогах, отринув коммерческий приключенческий потенциал, адаптировали приемы медленного кино, использовали его для создания ложного движения и обнаружили способность к размышлению о человеке в вечности.
В статье представлен анализ телесериалов «Штрафбат», «В круге первом» и «Ликвидация», охватывающих военный и послевоенный периоды в СССР. Рассматриваются закономерности режиссерского восприятия столкновения отдельной человеческой судьбы с государственной машиной в контексте трагических исторических событий. Анализируется идея государства в коллективном сознании, воплощенная в трех различных теленовеллах. В финале своей статьи автор приходит к выводу, что отношения человека и государства — это одна из ведущих тем и для создателей, и для зрителей. Такие идеи, как верность родине, гордость за отечество и за народ, за историю государства, переживание единства всех граждан являются определяющими и для героев сериала, и для зрителей. Очевидно, что перед создателями сериалов стоит диктуемая самим временем задача переосмысления отечественной истории в художественных образах.
Статья посвящена вопросам, связанным с тенденцией обращения к проблемам киноискусства с точки зрения производственной тематики, что в немалой степени обусловлено и зрительским интересом. Во многом это объясняется возможностью кинематографического погружения в таинства закулисья процессов работы над фильмом, жизнь и творчество съемочного коллектива. Неизведанный мир по ту сторону экрана влечет не только киноаудиторию, но и историков кино, предоставляя исследовательский материал для изучения социокультурной динамики, как в общем теоретическом аспекте, так и с точки зрения конкретных документализированных биографий деятелей кинематографа.
В последние годы остро стоит вопрос сохранения исторической памяти молодежи ко Второй мировой войне. В Узбекистане сохраняется эта память, но современное поколение теряет понимание значимости кинопроизведений, созданных в это сложное время. Наша страна в военные годы оказалась убежищем для множества эвакуированных кинематографистов, которые внесли свой вклад в создание фильмов этого периода. На базе Ташкентской киностудии в годы Второй мировой войны был создан ряд фильмов, которые признаны значимыми произведениями, такие как «Два бойца», «Александр Пархоменко», «Человек № 217». В этом ряду достойное место занимает фильм «Тахир и Зухра».
В статье раскрывается организационно-производственная сторона создания фильма, как в те нелегкие годы удалось снять картину уровня, достойного быть признанным одним из мировых киношедевров.
Издательство
- Издательство
- ВГИК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- Юр. адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- ФИО
- Малышев Владимир Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@vgik.info
- Контактный телефон
- +7 (499) 1811314
- Сайт
- https://vgik.info/