В данной статье исследуются особенности восприятия и роль зрителя в «сферическом» кинематографе и виртуальной реальности. В этом контексте сравниваются традиционный кинематограф, «сферическое» кино и интерактивные проекты, снятые в технологии VR 360, подчеркиваются уникальные особенности каждого формата. Анализируется взаимодействие зрителя со «сферическим» пространством в кинематографе, влияние воздействия «сферического» кинематографа на внимание и память зрителя. Рассматриваются технические и продукционные аспекты съемки и их влияние на качество аудиовизуального контента. Исследование воздействия «сферических» фильмов на зрителя позволяют понять потенциал данного инновационного медиаформата.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.69975/2074-0832-2025-63-1-121-146
«Сферическое» кино и VR переносят зрителя в новое измерение кинематографического опыта. Окруженный 360-градусным пространством, зритель становится активным участником истории, свободно исследуя окружающий визуальный мир.
Список литературы
1. Гай К.В., Соломяный Р.Н. Тенденции развития технологий виртуальной и дополненной реальности в киноиндустрии // Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2022. С. 28-30. URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2022/06/МК-1425-1.pdf#page=28 (дата обращения: 20.09.2024).
2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. 464 с: URL: https://forpsy.ru/works/ekologicheskiy-podhod-k-vospriyatiyu-dj-gibsona (дата обращения: 20.09.2024).
3. Гуляева Я.В. Отечественный опыт создания виртуальных сферических фильмов: основные темы и жанры // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях: XI Международная научнопрактическая конференция. Материалы и доклады. Москва, 2019. С. 127-132.
4. Добрынин О.В. Сферический кинематограф: трансформация киноязыка в условиях виртуальной реальности // Вестник ВГИК. Т. 16, № 1. 2024. С. 106-121.
5. Добрынин О.В. Трансформация режиссерского замысла применительно к построению структуры виртуального пространства в кинематографе // Человек и культура. 2023. № 6. С. 184-198.
6. Искусство Кино: введение в историю и теорию кинематографа / Дэвид Бордуэлл, Кристин Томпсон, Джефф Смит; [перевод с английского А.С. Иевлевой]. М.: Эксмо, 2024. 656 с.
7. Кадура Е.В., Чижова М.А. Методы и алгоритмы обработки и коррекции изображений, снятых сферической камерой // Информационные технологии и высокопроизводительные вычисления: Материалы VI Международной научнопрактической конференции. Хабаровск, 2021. С. 123-129.
8. Климов Я.И. Диалог медиа и зрителя: формы интерактивности // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2022. № 2 (63). С. 50-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-media-i-zritelya-formy-interaktivnosti (дата обращения: 20.09.2024).
9. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, Cop. 1994. 214 с.
10. Маньковская Н.Б., Бычков В.В. Виртуальная реальность как феномен современного искусства // Исследования в области искусствоведения и культурологии. 2020. № 1. С. 112‒120.
11. Маньковская Н.Б., Бычков В.В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. М.: ВГИК, 2011. 210 с.
12. «Одинокие вместе»: Шерри Таркл о том, почему мы предпочитаем соцсети личному общению. URL: https://monocler.ru/odinokie-vmeste-sherri-tarkl-o-tom-pochemu-myipredpochitaem-sotsseti-lichnomu-obshheniyu (дата обращения: 20.09.2024).
13. Старусева-Першеева А.Д. Специфика построения повествования в интерактивной среде виртуальной реальности // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях: XI Международная научнопрактическая конференция. Материалы и доклады. Москва, 2019. С. 133‒142.
14. Тарковский А. Запечатленное время. М.: Искусство, 1986. 254 с.
15. Bolter, J.D. Digital Plenitude: The Decline of Elite Culture and the Rise of New Media. Cambridge: MIT Press, 2019. 240 p.
16. Elizabeth Spelke Harvard University Seminar, “The Child’s Representation of Number” College de France April 1, 2008. URL: https://www.college-de-france.fr/media/stanislasdehaene/UPL4490876066355330307_Elizabeth_Spelke.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
17. Manovich, L. The Language of New Media. Cambridge: MIT Press, 2001. 354 p.
18. Ronald A. Rensink, J. Kevin O’Regan, & James J. Clark. TO SEE OR NOT TO SEE: The Need for Attention to Perceive Changes in Scenes. Cambridge Basic Research, Nissan Research & Development, Inc; 2 Laboratoire de Psychologie Experimentale, CNRS, Université René Descartes, Paris, France; and 3 Department of Electrical Engineering, McGill University. URL: https://philpapers.org/archive/RENTSO.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
19. Slater, M., Wilbur, S. A Framework for immersive virtual environments (FIVE): Speculations on the role of presence in virtual environments // PRESENCE. 1997. Vol. 6. No 6. pp. 603‒616.
20. Slater, M., Antley, A., Davison, A., Swapp, D., Guger, C., Barker, C., Pistrang, N., SanchezVives, M.V. A virtual reprise of the Stanley Milgram obedience experiments // PLoS ONE. 2006. Vol. 1. No 1. P. 39.
21. The Virtual window: From Alberti to Microsoft. Anne Freidberg Literary and Linguistic Computing. No 23 (4). pp. 497‒499.
22. Titchener, E. A Textbook of Psychology. New York: Macmillan, 1909. 565 p.
23. Turkle, S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 1995. 352 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется опыт одного из регионов России в сфере кино — Республики Саха (Якутия) — является редким примером стабильно функционирующего регионального кинематографа, где больше всех снимают кино на национальном языке. В кинопроизводстве республики с численностью менее 1 млн человек работает 23 кинокомпании и продакшн-студии, а местные картины обгоняют во внутреннем прокате на территории региона голливудские блокбастеры.
Целью данной работы является выявление ключевых особенностей процесса кинопроката с 2018 по 2022 год с учетом изменений, происходивших в условиях пандемии COVID-19, а также санкционных ограничений. Таким образом, можно выделить следующие задачи исследования: анализ особенностей внутреннего кинотеатрального проката, выявление сдерживающих факторов развития проката якутского кино вне региона, описание опыта онлайн-показа якутских фильмов.
В статье рассматривается эволюция образа Кощея в отечественном кино — от советских киносказок до современности. Доказывается зависимость процесса усложнения отличительных черт героя и характера ролевой модели от особенностей культуры и требований времени. Анализируется значение смерти Кощея и изменение отношения к ней как важный шаг в процессе адаптации фольклорного образа для современной зрительской аудитории. В финале статьи автор приходит к выводу, что, несмотря на усложнение образа Кощея, добавления новых, ранее не свойственных персонажу ролевых моделей, возможностей иного исхода истории, одновременно заметен и процесс упрощения сюжетных схем в самих кинопроизведениях. Происходит смена одних сюжетных шаблонов (волшебная сказка) на другие (шаблоны жанров кино).
В статье исследуется комплекс вопросов, связанных с особенностями оптического изображения в кино. Изображение, получаемое объективом, и наше зрительное восприятие во многом схожи, но во многом и различны. Зрительное восприятие — результат взаимодействия наших глаз и мозга, который управляет основными параметрами нашего видения и формирует зрительный образ наблюдаемой реальности. Объектив (система линз) лишь проецирует на светочувствительный материал или на электронную матрицу оптическое изображение определенной части реального пространства, расположенного перед ним. Особенности изображения, обусловленные самими принципами прохождения и преломления света в оптических средах и конструктивно-оптическими характеристиками объектива, делают возможным записывать изображение, отличающееся от непосредственного зрительного восприятия.
Статья посвящена вопросам, связанным с интерпретацией на экране литературных образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Отечественный кинематограф в последнее время активно задействует устоявшиеся в массовом сознании образы, опирающиеся на сформированную веками социокультурную парадигму. Как правило, создание этих экранных образов происходит благодаря обращению к литературным первоисточникам. В настоящее время происходит активная экранизация наследия русской литературы, что в контексте определенных политических событий и активной трансформации общественного сознания становится значимым шагом в формировании современной отечественной культуры. Этот процесс, безусловно, требует осмысления.
Статья посвящена одной из главных проблем фильмов о музыкантах — драматургическому и режиссерскому подходам к воплощению на экране художественно достоверного, живого образа героя-музыканта. Обобщающий взгляд на игровые и неигровые фильмы о музыкантах дает представление о разных способах не просто отражения на экране характера и внутреннего мира персонажа, но выявления определенного типа личности. Анализ образов музыкантов в достаточно репрезентативном ряде кинокартин дал автору возможность предложить вариант типологии, основанием которой послужил характер взаимоотношения героя с музыкой и, посредством музыки, с социумом: творческо-новаторский («креаторы»); исполнительский («чтецы-трансляторы», «читатели-диалогисты», «психосоматики», «диктаторы», «примадонны»); интуитивно-духовный («медиумы»). Предложенные определения типа (подтипа) киногероя-музыканта носят «рамочный» характер, и эти рамки довольно подвижны и проницаемы, поскольку речь идет о живом характере героя, изменяемого в контексте кинодраматургии вследствие обстоятельств киноистории и изменяющегося в силу внутреннего личностного развития.
В статье на примере фильма «Танцующая в темноте» (реж. Ларс фон Триер, 2000) рассматриваются возможности трансформации жанра киномюзикла. В результате анализа формы взаимодействия художественных средств в этой картине автор приходит к выводу о том, что, обращаясь к киномюзиклу, режиссер раздвигает его границы согласно актуальным запросам времени и задачам режиссера и выводит жанр не просто в разряд серьезных, но и шокирующих.
Фильмы о жизни женщины при фундаментализме занимают ведущее место в творчестве иранского режиссера Джафара Панахи. Данная статья посвящена тому, как менялся женский образ в его картинах с начала карьеры и до последних работ. Автор отмечает, что в фильмах этого режиссера на женскую тему нашли отражение основные тенденции современного кинематографа Ирана, а также изменения в социокультурной обстановке в стране.
В статье предпринята попытка рассмотреть образ дороги в контексте развития истории кинематографа, определить его место как в метафорическом аспекте, так и с точки зрения формирования жанровых особенностей в первую очередь таких жанров, как road movie и buddy cinema. В финале статьи автор приходит к выводу, что фильмы о дорогах, отринув коммерческий приключенческий потенциал, адаптировали приемы медленного кино, использовали его для создания ложного движения и обнаружили способность к размышлению о человеке в вечности.
В статье рассматривается творческая история тридцатилетней работы в кинематографе современного американского сценариста и режиссера Хармони Корина с присущим ему стремлением к новаторству и обновлению киноязыка, а также синтезу с техниками видеоарта и видеоигр с целью активной вовлеченности зрителя в процесс восприятия фильма через иммерсивный сенсорный опыт. Акцентируются основные пункты изменений его стилистических кодов в зависимости от художественного контекста — от документализма, постдока, подключения «дополненной» психологической реальности в характеризации персонажей до геймкора, который он преобразует как новую фазу своего творчества, называя ее «мерцанием». При этом подчеркивается его принципиальная приверженность к кино как искусству, которое Корин, как профессиональный художник, синтезирует с приемами живописи на основе медиатехнологии.
В статье представлен анализ телесериалов «Штрафбат», «В круге первом» и «Ликвидация», охватывающих военный и послевоенный периоды в СССР. Рассматриваются закономерности режиссерского восприятия столкновения отдельной человеческой судьбы с государственной машиной в контексте трагических исторических событий. Анализируется идея государства в коллективном сознании, воплощенная в трех различных теленовеллах. В финале своей статьи автор приходит к выводу, что отношения человека и государства — это одна из ведущих тем и для создателей, и для зрителей. Такие идеи, как верность родине, гордость за отечество и за народ, за историю государства, переживание единства всех граждан являются определяющими и для героев сериала, и для зрителей. Очевидно, что перед создателями сериалов стоит диктуемая самим временем задача переосмысления отечественной истории в художественных образах.
Статья посвящена вопросам, связанным с тенденцией обращения к проблемам киноискусства с точки зрения производственной тематики, что в немалой степени обусловлено и зрительским интересом. Во многом это объясняется возможностью кинематографического погружения в таинства закулисья процессов работы над фильмом, жизнь и творчество съемочного коллектива. Неизведанный мир по ту сторону экрана влечет не только киноаудиторию, но и историков кино, предоставляя исследовательский материал для изучения социокультурной динамики, как в общем теоретическом аспекте, так и с точки зрения конкретных документализированных биографий деятелей кинематографа.
В последние годы остро стоит вопрос сохранения исторической памяти молодежи ко Второй мировой войне. В Узбекистане сохраняется эта память, но современное поколение теряет понимание значимости кинопроизведений, созданных в это сложное время. Наша страна в военные годы оказалась убежищем для множества эвакуированных кинематографистов, которые внесли свой вклад в создание фильмов этого периода. На базе Ташкентской киностудии в годы Второй мировой войны был создан ряд фильмов, которые признаны значимыми произведениями, такие как «Два бойца», «Александр Пархоменко», «Человек № 217». В этом ряду достойное место занимает фильм «Тахир и Зухра».
В статье раскрывается организационно-производственная сторона создания фильма, как в те нелегкие годы удалось снять картину уровня, достойного быть признанным одним из мировых киношедевров.
Издательство
- Издательство
- ВГИК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- Юр. адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- ФИО
- Малышев Владимир Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@vgik.info
- Контактный телефон
- +7 (499) 1811314
- Сайт
- https://vgik.info/