Рассматривается подход к стратегическому управлению инновационным развитием бизнеса на базе показателей стоимости компании. Обозначен перечень факторов стоимости компании, определяемых уровнем ее инновационного развития.
Предлагается метод расчета интегрального показателя создания стоимости инновационной компании на базе совокупности основных показателей, формирующих экономическую добавленную стоимость бизнеса, реализующего инновационные проекты.
Представлены результаты практической апробации метода расчета интегрального показателя создания стоимости инновационного бизнеса на примере ряда предприятий металлургического комплекса, позволяющие сделать вывод о наличии взаимосвязи между предлагаемыми показателями создания стоимости бизнеса и значением показателя его экономической добавленной стоимости.
Рассматривается механизм влияния инноваций на рост стоимости бизнеса.
Приводятся индикаторы эффективной реализации стоимостного подхода к управлению инновационным развитием бизнеса. Также предлагается перечень рекомендаций, направленных на повышение стоимости инновационно-ориентированного бизнеса.
Идентификаторы и классификаторы
В современных условиях одним из факторов достижения долгосрочных конкурентных преимуществ, позволяющих компании успешно функционировать в условиях нестабильной внешней среды, является разработка и внедрение инновационных продуктов, услуг и технологий. Деятельность инновационно-ориентированной фирмы зачастую сопряжена с высоким уровнем риска [1] и необходимостью инвестирования больших объемов финансовых средств в ходе разработки и реализации инноваций [2]. Все это обуславливает необходимость внедрения в практику стратегического управления инновационным развитием организации новых подходов и методов, ориентированных на обеспечение непрерывного повышения инвестиционной привлекательности бизнеса. В качестве одного из таких подходов можно рассматривать управление на базе показателей стоимости компании, являющихся индикаторами рыночной перспективности инновационно активного бизнеса для потенциальных инвесторов.
Список литературы
1. Соколов Е.О., Ростанец В.Г. Оценка рисков и эффективности инновационно-инвестиционных проектов при стоимостном подходе управления компании // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 4. С. 83-85. EDN: MEANXV
2. Михненко О.Е., Мельниченко В.Н. Риски инновационного развития и управление ими // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность: труды VI Международной научно-практической конференции. Москва, 08 апреля 2021 года. Москва: ФГАОУ ВО “Российский университет транспорта” РУТ (МИИТ), 2021. С. 141-149. EDN: FYSDCW
3. Евсеева С. А., Слабкова А.И. Содержательный анализ методов оценки вклада инновационного проекта в стоимость компании // Инновационное развитие экономики. 2019. № 3 (51). С. 16-27. EDN: JIEWBQ
4. EVA assessment, R&D management and innovation efficiency of central government-owned enterprises (CGOEs) / Ning Xia, Meng Lan, Xiangbo Ning // Xitong Gongcheng Lilun yu Shijian/System Engineering Theory and Practice (2019). Vol.39. P. 2038-2048. URL: https://sysengi.cjoe.ac.cn/CN/ (дата обращения 05.12.2023). DOI: 10.12011/1000-6788-2018-1274-11
5. Performance Management for Growth: A Framework Based on EVA / Mihaela Brindusa Tudose,Valentina Diana Rusu, Silvia Avasilcai // Journal of Risk and Financial Management (2021). 14(3), 102. URL:. DOI: 10.3390/jrfm14030102 EDN: VHLLXP
6. Касьяненко Т.Г., Тарасова Ж.Н. Управление, ориентированное на стоимость компании (VBM): монография. Москва: РУСАЙНС, 2020. 344 с.
7. Сампиев Д. А. Инструменты реализации стратегии управления компании на основе стоимостного подхода // Достижения науки и образования. 2020. № 4(58). С. 23-27. EDN: MSZTZW
8. Бударов А. Ю., Вендина А.И. Применение функционально-стоимостного анализа при управлении интеллектуальным капиталом научно-производственных комплексов // Актуальные проблемы управления 2022: материалы 27-й Международной научно-практической конференции. Москва, 23-24 ноября 2022 г. Вып. 1. Москва: Государственный университет управления. 2023. С. 96-98. EDN: BBZVHZ
9. Измайлов М. К., Кобзев В.В. Проблемы и перспективы внедрения стоимостно-ориентированного управления на отечественных промышленных предприятиях // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 5. С. 199-208. DOI: 10.18721/JE.12516 EDN: ZDPZJO
10. Назаренко О. В., Лесников А.Н. Влияние финансовых механизмов на стоимость компании в условиях структурных рисков // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2021. № 1 (36). С. 23-29. DOI: 10.21777/2587-554X-2021-1-23-29 EDN: HFLCUY
11. Веселовский М. Я., Погодина Т.В. Стратегическое управление стоимостью компании на основе развития инновационно-технологической деятельности // Вопросы региональной экономики. 2021. № 3 (48). С. 10-17. EDN: AZVVDB
12. Яшин С. Н., Туккель И. Л., Кошелев Е. В. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2014. Т. 1. 688 с. EDN: VNDZPH
13. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров “Инноватика” и специальности “Управление инновациями” / С. Н. Яшин, И. Л. Туккель, Е. В. Кошелев, Ю. В. Захарова. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2016. Т. 2. 709 с. EDN: YQWUHR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена обоснованию необходимости совершенствования инструментария для оценки эффективности проектов и разработке интегрального показателя эффективности инвестиционных проектов.
Проанализированы различные существующие методологические подходы, а также показатели, используемые в настоящее время для оценки эффективности проектов.
Установлено, что до сих пор не сформирована общепризнанная и доступная для применения методика комплексной оценки проектов с использованием и количественных, и качественных оценочных показателей.
В целях развития существующего методического инструментария приведена система количественных и качественных показателей оценки эффективности инвестиционного проекта и проведен сравнительный анализ методического обеспечения при проведении оценочных процедур с выделением основных недостатков.
На основе проведенного анализа количественных и качественных показателей эффективности проекта выведена формула определения итогового интегрального показателя эффективности с целью обеспечения более эффективного управления инвестиционными проектами.
Понятие ESG является относительно новым, которое стало применяться в деятельности отечественных банков, реализацию стратегии в направлениях экологического, социального и экономического развития банка. Устойчивое развитие банков является важным элементом в создании добавленной стоимости для акционеров и заинтересованных сторон, позволяя увеличивать капитализацию, привлекать инвесторов, достигать лидирующие позиции на отраслевом рынке.
В статье приведен критический анализ ранее опубликованных исследований по теме ESG, предложены показатели для оценки устойчивого развития банков в соответствии с принципами ESG. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в разработке мероприятий по дальнейшему развитию устойчивости банков в соответствии с принципами ESG.
Рассматриваемый инструмент оценки банков является начальным этапом и имеет свои ограничения, так как на данном этапе экспертное мнение играет большую роль при разработке показателей оценки и диапазоны измерения.
Изучение потребительского опыта относится к важным направлениям теоретических и практических исследований в современном маркетинге. В основе потребительского опыта лежит взаимодействие с потребителями, от эффективности и долгосрочного которого зависит конкурентоспособность компании. Данная статья посвящена изучению категории потребительского опыта. В статье проводится сравнительный анализ существующих подходов к определению потребительского опыта и его структурных элементов. В ходе анализа выделены три основных элемента потребительского опыта (аффективный, когнитивный, поведенческий), а также предложен авторский подход к определению категории «потребительский опыт», которое содержит ключевые признаки всех выделенных подходов и коррелирует с тремя основными элементами структуры потребительского опыта. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях потребительского опыта.
В статье проведен анализ подходов к оценке успешности IT-проектов на примере методики Standish Group, моделей Делоуна-Маклина и Летса-Райна. На конкретных примерах доказана несостоятельность данных подходов в связи с нарушением методологических принципов сравнительной оценки, отсутствием экспертизы фактических сроков и бюджета проектов, недостаточностью критериев успешности проектов, игнорированием точки зрения проводимой оценки. Предложен инновационный алгоритм оценки успешности IT-проектов, основанный на преодолении ряда ограничений, заложенных в известных подходах. Реализация теоретических и методических положений, изложенных в работе, позволит повысить обоснованность и достоверность оценки успешности IT-проектов, результаты работы могут быть использованы в практике управления IT-проектами, в образовательных, научных, коммерческих и социальных целях.
Статья посвящена характеристике формирующегося типа управления маркетинговыми коммуникациями и выявлению состава объектов управления в функциональной подсистеме маркетинговых коммуникаций ресторанного бизнеса - стейкхолдеров-участников коммуникаций, задействование которых представляется возможным и целесообразным в процессе организации управления коммуникациями.
Изложены основные схемы управления маркетинговыми коммуникациями (классические, горизонтальные и далее - децентрализованные) и приведены основания перехода к децентрализованному типу управления коммуникациями.
Разработана наглядная схема реализации децентрализованного управления маркетинговыми коммуникациями с участием агентов микросреды.
Предполагается, что привлечение агентов микросреды организации, заинтересованных в распространении в информационном поле информации о бренде, позволяет разнообразить используемые маркетинговые каналы и инструменты, повысить уровень доверия потребительской аудитории к бренду и способствовать росту эффективности коммуникационной деятельности.
Представленное исследование позволило обосновать актуальность и наличие технологического аппарата реализации децентрализованной схемы коммуникаций, а также указать основные преимущества подобной организации управления маркетинговыми коммуникациями.
Статья посвящена проблеме финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации. В статье проведен анализ источников финансирования инноваций в разрезе отдельных видов экономической деятельности. По результатам исследования сделаны выводы о том, что в масштабах экономики в целом процесс финансирования инноваций в период 2012-2017 гг. имел ярко выраженную тенденцию снижения доли собственных средств предприятий, тогда как доля средств федерального бюджета и прочих источников увеличилась, что свидетельствует о привлечении новых источников к финансированию инноваций. В последующем позитивная тенденция роста доли бюджетных средств, как источника финансирования инноваций, не получила развитие. Повышение эффективности механизма финансирования инноваций должно осуществляться на основе изменения роли банковской системы страны, основной задачей которой становится финансовое обеспечение инновационных проектов с длительным периодом окупаемости, имеющих коммерческие перспективы. Для проектов социальной направленности и обеспечения обороноспособности государства необходимо бюджетное финансирование
В современных условиях обеспечение технологического суверенитета стало одной из главных задач для достижения целей развития страны. В этой связи возрастает потребность в систематизации и дальнейшем развитии методических подходов, позволяющих получить однозначную оценку уровня и степени достижения технологического суверенитета. В статье представлены результаты исследования методических подходов к оценке технологического суверенитета, которое позволило на основе обобщения материалов выявить в качестве основных однокритериальный, многокритериальный, индексный показатели. Обоснована потребность в едином показателе, позволяющем выявлять степень достижения технологической независимости страны, ее резервы и факторы. Предложен авторский подход, основанный на многокритериальной оценке с использованием индексного метода формирования комплексного показателя.
В статье актуализирован подход к управлению функционалом логистики проекта строительства дорожно-транспортной инфраструктуры, который опирается не только на традиционные подходы к управлению проектом, основанными на плане, но и на гибкие и бережливые методы для получения экономически эффективных результатов. Традиционный функционал логистики в проектах строительства дорожно-транспортной инфраструктуры требует концептуального уточнения в связи с динамичным развитием отрасли, изменением национальных целей и отраслевых стратегий и требованиями цифрового сервиса. Исследуется функционал логистики через призму анализа объектно-предметной области проекта дорожного строительства. Разработана гибридная модель управления проектом строительства дорожно-транспортной инфраструктуры.
Статья посвящена структуризации образовательной коллаборации как взаимовыгодного равноправного сотрудничества заинтересованных сторон в решении конкретных проблем в сфере образования, направленного на создание инновации, полезной для пользователя.
Методы исследования: стейкхолдерский подход, критический анализ информации и исследования, когнитивная структуризация, PEST-анализ, SWOT-анализ. Материалы исследования: научные статьи, посвященные образовательной коллаборации в рецензируемых отечественных и зарубежных изданиях. Выявлены и проанализированы целевые и нежелательные состояния образовательной коллаборации, базисные факторы управления и факторы влияния внешней среды на состояние образовательной коллаборации, сильные и слабые стороны внутренних факторов данной формы сотрудничества, возможности и угрозы внешне средовых факторов. Разработаны стратегические альтернативы, направленные на повышение эффективности образовательной коллаборации при создании условий для инноваций. Внедрение принципа прозрачности информации и коммуникации установлено наиболее перспективной стратегической альтернативой образовательной коллаборации. Обозначена область применения результатов исследования.
Актуальность исследования определяется решением важной научной проблемы достижения своевременной и адекватной реакции логистической системы на происходящие изменения для обеспечения непрерывной и последовательной адаптации процессов развития системы, посредствам совершенствования моделей управления процессами развития, в рамках которых обеспечивается реализация релевантно-направленных управляющих воздействий по нивелированию потока возмущений. Предложена стохастическая экономико-математическая модель плана развития логистической системы в условиях неопределенности, что обеспечит оптимизацию плана процесса развития системы по критерию минимума затрат, который будет иметь комплексный, сбалансированный характер при наличии спектрального многообразия альтернативных вариантов развития.
В статье обоснована необходимость развития методических подходов к управлению закупками в агрохолдинге. Сформулированы цель и принципы; выделены и описаны основные процессы закупочной деятельности агрохолдинга (такие как: планирование потребностей, поиск и выбор поставщиков, переговоры и заключение договоров, контроль качества поставляемых товаров или услуг); разработаны требования к организации каждого процесса. Выявлены современные проблемы и разработаны рекомендации по управлению закупочной деятельности на стадиях: планирование потребностей, поиск и выбор поставщиков, переговоров и заключения договоров, контроля качества поставляемых ресурсов или услуг. Выработан внутренний стандарт «Управление закупочной деятельностью агрохолдинга», включающий следующие разделы: получение коммерческих предложений; анализ коммерческих предложений и выработка решения для тендерной комиссии; принятие решения тендерной комиссией; порядок действий при подписании договора с победителем тендера; порядок действий при закупке дополнительных единиц оборудования в течение года. Дано подробное описание содержания и структуры внутреннего стандарта. Практическая реализация разработанных рекомендаций и внедрение стандарта позволит интегрированным агроформированиям оптимизировать процесс закупок, обеспечить соответствие закупаемых ресурсов, и услуг требованиям качества и безопасности, установить долгосрочные отношения с поставщиками, увеличить прозрачность процесса закупок и уменьшить вероятность коррупционных схем в целом.
Проектирование безопасной городской среды в современных условиях - это важное и приоритетное направление развития урбанистики и деятельности городских служб. Особенно это актуально для России, поскольку в последнее время отмечается значительный рост числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом. Недостаточное внимание к решению данной проблемы может привести к росту аварийности и как следствие социальному, материальному и демографическому ущербу для экономики страны.
В статье рассмотрено применение методов имитационного моделирования в процессах экономического планирования, управления и организации дорожного движения. Описывается создание имитационной модели для элемента дорожной сети.
По результатам экспериментов определено оптимальное расположение знаков приоритета дорог, способствующее меньшему числу пробок и большей интенсивности движения транспортных потоков.
Применение имитационного моделирования при решении вопросов проектирования городской среды способствует принятию решений по улучшению состояния дорожной сети и усовершенствованию подходов, ориентированных, в том числе и на повышение уровня безопасности дорожного движения, без риска для самих объектов, с целью достижения экономического эффекта от планируемых мероприятий.
Результаты проведенного исследования могут быть полезны научным сотрудникам, студентам, магистрантам, специалистам в области проектирования и управления безопасностью городской среды.
Статья направлена на решение вопросов в области устойчивого развития предприятий промышленного комплекса, подтверждает необходимость становления комплексного подхода к формированию политики управления предприятиями данной отрасли.
Актуальность данного исследования определяется резкой изменчивостью и снижением прогнозного уровня финансово-экономических показателей промышленного комплекса в целом в связи с высокой зависимостью от санкционного давления и складывающимися внешнеполитическими угрозами в нарушении цепочек поставок и ограниченности рынков сбыта.
Поставлены и выполнены следующие задачи: исследование современных принципов формирования и инструментов поддержки устойчивого развития промышленных предприятий; определение роли и степени влияния корпоративного управления на устойчивое развитие промышленных предприятий; определение интересов государства в сфере промышленного комплекса и нахождение консенсуса в решении государственных задач и ведении бизнеса как основы устойчивого развития.
Полученные результаты позволили сформировать методологическую основы ведения бизнеса с целью обеспечения устойчивого развития предприятий промышленного комплекса, выделить факторы, ведущие к торможению эффективного сотрудничества со стороны государства и частных лиц. Предложенная основа позволит в дальнейшем более рационально подходить к вопросам обеспечения устойчивости развития и позволит избежать фундаментальных проблем с этим связанных.
Как результат: сформированы принципы выстраивания политики управления предприятиями промышленного комплекса со стороны государства и собственника; систематизированы основные вызовы, с которыми сталкиваются предприятия в условиях ограниченного горизонта планирования; обобщен методологический инструментарий, позволяющий эффективно выстроить управленческую политику промышленными предприятиями; проанализирована текущая ситуация на внутреннем рынке и современные методы ведения промышленного бизнеса; проанализирован конфликт интересов государства и частного предпринимательства, подготовлены теоретические основы нивелирования возникающих проблем с целью выстраивания полезного сотрудничества.
Издательство
- Издательство
- СГТУ им. Гагарина Ю.А.
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410054, г. Саратов, ул.Политехническая, 77
- Юр. адрес
- 410054, Саратовская обл, г Саратов, Октябрьский р-н, ул Политехническая, д 77
- ФИО
- Наумов Сергей Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@sstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2998811
- Сайт
- https://www.sstu.ru/