Статья посвящена подробному рассмотрению фрагментированной гидрии инв. № П.1909-91 из собрания Эрмитажа. Она была найдена в 1909 году при раскопках погребения в кургане в Пантикапее (совр. Керчь). В Эрмитаж она поступила в 1912 году в виде 49 фрагментов. На основе сохранившихся фрагментов и аналогичных фигур на других вазах того же периода или мастерской А. Г. Букиной сделана графическая реконструкция гидрии. Фармаковский, Шкорпил, Шефолд, Бордман, Валаванис, Танос писали о гидрии, предлагая свои идеи по поводу атрибуции (Элевсинский мастер, Мастер свадебного шествия) и интерпретации изображения. Российские авторы начала XX века отождествили ряд персонажей, Шефолд - всех. Но никто не выдвинул идею о том, что за сцена изображена. В статье, на основе изучения иконографии рождения Афины в аттической вазописи, формального анализа росписей вазописцев этого времени, а также изучения всех вариантов реконструкции восточного фронтона Парфенона, выдвигается идея, что на гидрии П.1909-91 и на пелике Ю. О.-10 изображено рождение Афины по мотивам восточного фронтона Парфенона.
Идентификаторы и классификаторы
В этом гимне акцент сделан на двух моментах: на появлении из головы Зевса и на том моменте, когда она уже прыгнула на землю и привлекла внимание по сути всего мира вокруг себя. Отдельного упоминания заслуживают Олимп, земля и море (можно спекулировать по поводу присутствия Посейдона и Геи в изображениях), а также Гелиос на колеснице, больше ни о каких конкретных богах речь не идет – они лишь «бессмертные», которых «охватило изумление», в то время как самого Зевса «объяла радость» [не будем исключать теоретическую возможность персонификации подобных чувств, которые испытывают боги, и при визуализации рождения Афины – см., например: Shapiro, 1993; Smith, 2011]. У Пиндара упомянуты земля и небо, а еще активная роль Гефеста в процессе, но в целом это очень короткое описание: «Когда умением Гефеста о медном топоре // Из отчего темени вырвалась Афина // С бескрайним криком, // И дрогнули перед нею Небо и мать Земля». [Пиндар. Олимпийские песни. 7. Диагору Родосскому, 2э–3c. Пер. М. Л. Гаспарова].
Список литературы
1. Букина А.Г. Афинский полихромный лебес из некрополя Горгиппии: новая реконструкция и переатрибуция // XXIV Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Археологические и письменные источники в исторических реконструкциях. Симферополь, Керчь, 2023а. С. 43-46. EDN: HVJEXE
2. Букина А.Г. Аттические краснофигурные полихромные вазы: современная перспектива // Боспорские исследования. 2023б. Вып. XLVI. С. 73-91. EDN: MYMBXQ
3. Букина А.Г. Сцены и символы брака: аттические полихромные краснофигурные вазы IV в. до н. э. на Боспоре // Археологические вести. 2023в. Вып. 41. С. 143-161. EDN: OVBNIL
4. Букина А.Г. Краснофигурные полихромные вазы в погребениях Боспора: статистика и семантика // Боспорский феномен: quarta pars saeculi. Итоги, проблемы, дискуссии. Материалы международной научной конференции. СПб., 2023г. С. 334-336. EDN: OSZYVX
5. Букина А.Г. О позолоте на афинских краснофигурных полихромных вазах // Сборник материалов научной конференции “М.В. Фармаковский (1873-1946). Антиковед у истоков отечественной археологической технологии”, посвященной 150-летию со дня рождения Мстислава Владимировича Фармаковского. СПб., 2024 (в печати).
6. Букина А.Г. Краснофигурные скифосы с совами в собрании Эрмитажа // Сообщения Государственного Эрмитажа. 2019. Вып. 76. С. 9-22. EDN: VGDHJU
7. Виноградов Ю.А., Зинько В.Н., Смекалова Т.Н. Юз-Оба, курганный некрополь аристократии Боспора. Т. I. История изучения и топография. Симферополь, Керчь, 2012.
8. Петракова А.Е., Ягги О. Эроты с позолоченными крыльями: рецепция краснофигурных ваз из мастерской Мастера Марсия в Северном Причерноморье // Боспорские исследования. 2019. Вып. XXXIX. С. 89-116. EDN: RQZGOI
9. Петракова А.Е. Фрагментированная гидрия из Пантикапея с изображением Зевса и Афины: о реконструкции сюжета и прототипа // XXIV Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Археологические и письменные источники в исторических реконструкциях. Симферополь, Керчь, 2023. С. 268-276. EDN: VHIXYH
10. Петракова А.Е. Женщина с закрытым лицом: редкий мотив на афинских вазах из боспорских находок // Боспорский феномен: quarta pars saeculi. Итоги, проблемы, дискуссии. Материалы международной научной конференции. СПб., 2023б. С. 337-343. EDN: NQMYUU
11. Петракова А.Е. Полихромия на афинских краснофигурных вазах IV в. до н.э. с изображением амазонок // Сборник материалов научной конференции “М.В. Фармаковский (1873-1946). Антиковед у истоков отечественной археологической технологии”, посвященной 150-летию со дня рождения Мстислава Владимировича Фармаковского. СПб., 2024 (в печати).
12. Стефани Л. Объяснение некоторых художественных произведений найденных в 1871 году в Южной России, Таблица I // Отчет Императорской Археологической комиссии за 1872 год. СПб., 1875. С. 6-142.
13. [Строганов С.] Доклад о действиях Императорской Археологической Комиссии за 1872 год // Отчет Императорской Археологической комиссии за 1872 год. СПб., 1875. С. III-XVIII.
14. Фармаковский Б.В. Аттическая вазовая живопись и ее отношение к искусству монументальному в эпоху непосредственно после греко-персидских войн. СПб., 1902.
15. Шкорпил В.В. Отчет о раскопках в г. Керчи и окрестностях в 1909 г. (с 20 рис.) // Известия Императорской Археологической Комиссии. 1913. Вып. 47. С. 1-41.
16. Ακαμάτης N. Ερυθρόμορφη πελίκη του Ζωγράφου της Γαμήλιας Πομπής στο Αρχαιολογικό Μουσείο της Πέλλας // Ήχάδιν. Τιμητικός τόμος για τη Στέλλα Δρούγου / eds. M. Yiannopoulou, Ch. Kallini. Athens, 2016. σ. 100-114.
17. Βαλαβάνης Π. Παναθηναϊκοί αμφορείς από την Ερέτρια. Συμβολή στην αττική αγγειογραφία του 4ου π.Χ. αι. Αθηνά, 1991.
18. Θάνος Α.Δ. Ο Ζωγράφος του Μαρσύα και ο κύκλος του: συμβολή στη μελέτη της αττικής αγγειογραφίας του 4ου αι. π.Χ. Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης, Φιλοσοφική Σχολή, Τμήμα Ιστορίας και Αρχαιολογίας, 2020.
19. Attic Vase Inscriptions Database. URL: https://avi.unibas.ch.
20. Beazley Archive Pottery Database. URL: https://www.beazley.ox.ac.uk/carc.
21. Beazley J.D. Attic black-figure vase-painters. Oxford (UK), 1956.
22. Beazley J.D. Attic red-figure vase-painters. 2nd ed. Oxford (UK), 1963-1968.
23. Benz M. The Reception of Architectural Sculpture in Two-Dimensional Art // Structure, Image, Ornament: Architectural Sculpture in the Greek World. Proceedings of an int. conf. held at the American School of Classical Studies, 27-28 November 2004 / eds. P. Schultz, R. von den Hoff. Oxford, 2008. P. 188-197.
24. Berger E. Die Geburt der Athena im Ostgiebel des Parthenon. Basel, 1974.
25. Berger E. Parthenon-Ostgiebel: Vorbemerkungen zu einer Rekonstruktion. Bonn, 1959.
26. Beyer I. Position der Peplosfigur Wegner im Parthenon-Ostgiebel: Ein Rekonstruktionsversuch der Giebelmitte // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Athenische Abteilung. 1974. Vol. 89. S. 123-149.
27. Brommer F. Studien zu den Parthenongiebeln IV // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Athenische Abteilung. 1958. Vol. 13. S. 103-116.
28. Brommer F. Die Geburt der Athena // Jahrbuch des Römisch-Germanischen Zentral Museums. 1961. Bd. 8. S. 66-83.
29. Brommer F. Die Skulpturen der Parthenon-Giebel. Mainz, 1963.
30. Bukina A. What can Athenian Owl-skyphoi Transmit? // Griechische Vasen als Medium für Kommunikation: Ausgewählte Aspekte. Corpus vasorum antiquorum Österreich. Beiheft 3. Akten des Internationalen Symposiums im Kunsthistorischen Museum Wien: 5.-7. Oktober 2017 / eds. C. Lang-Auinger, E. Trinkl. Wien, 2021. S. 121-132.
31. Carpenter R. On restoring the East Pediment of the Parthenon // American Journal of Archaeology. 1962. Vol. 66. P. 265-268.
32. Carpenter R. The lost statues of the East Pediment of the Parthenon // Hesperia. 1933. Vol. 2. P. 1-88.
33. Courby F. Les vases grecs à reliefs. Paris, 1922. (Bibliothèque des Ecoles françaises d’Athènes et de Rome, fasc. CXXV).
34. Delivorrias A. Zum Problem des Zeus im Ostgiebel des Parthenon // Festschrift für U. Hausmann / eds. B. von Freytag gen Löringhoff, D. Mannsperger and F. Prayon. Tübingen, 1982. P. 41-51.
35. Furtwängler A., Reichhold K. Griechische Vasenmalerei, Auswahl hervorragender Vasenbilder, Serie II. Munchen, 1909.
36. Harrison E.B. Athena and Athens in the East Pediment of the Parthenon // American Journal of Archaeology. 1967. Vol. 71, no. 1 (Jan.). P. 27-58.
37. Harrison E.B. The Athenian Agora. Vol. 11: Archaic and Archaistic sculpture. Princeton, 1965.
38. Hurwit J.M. Helios Rising: The Sun, the Moon, and the Sea in the Sculptures of the Parthenon // American Journal of Archaeology. 2017. Vol. 121, no. 4 (October). P. 527-558.
39. Jaeggi O., Petrakova A. The Marsyas Painter and his Workshop in the Northern Black Sea Area // Classical Pottery of the Northern Aegean and its Periphery (480-323/300 BC). Proceedings of the Int. Arch. Conf., Thessaloniki, May 17-20, 2017 / eds. E. Manakidou, A. Avramidou. Thessaloniki, 2019. P. 637-649.
40. Kogioumtzi D. Untersuchungen zur attisch-rotfigurigen Keramikproduktion des 4. Jhs. v. Chr. Berlin, 2006.
41. Kossatz-Deissmann A. Osservazioni sulle nascite di Afrodite ed Atenea nell’arte greca // Colloquio sobre el puteal de la Moncloa / ed. R. Olmos Romero. Madrid, 1986. P. 125-149.
42. Langner M. Grundlagen der Chronologie spätrotfigurigen Vasen aus Athen // BABesch. 2013. Vol. 88. P. 127-170.
43. Langner M. Werkstatt, Gruppierung, Richtung. Die Produzenten spätrotfiguriger Keramik aus Athen // Töpfer Maler Werkstatt. Zuschreibungen in der griechischen Vasenmalerei und die Organisation antiker Keramikproduktion / Hrsg. N. Eschbach, S. Schmidt. München, 2016. S. 139-148. (Beihefte zum Corpus Vasorum Antiquorum, Band VII).
44. Lebel A. The Marsyas Painter and Some of his Contemporaries (diss., Univ. of Oxford). Oxford, 1989.
45. Lethaby W.R. The West Pediment of the Parthenon // The Journal of Hellenic Studies. 1930. Vol. 50, part 1. P. 4-19.
46. Lexicon iconographicum mythologiae classicae. La Fondation pour le Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae; Comité de rédaction Boardman J. et al. Zürich, München, 1981-2009.
47. Digital LIMC database. Universität Basel, LIMC Basel and DHLab. URL: https://weblimc.org.
48. Loeb E.H. Die Geburt der Götter in der griechischen Kunst der klassischen Zeit. Jerusalem, 1979.
49. Marx P.A., Gisler J.-R. Athens NM Acropolis 923 and the Contest between Athena and Poseidon for the Land of Attica // Antike Kunst. 2011. Vol. 54. P. 21-40.
50. McPhee I. An Attic Red-Figured Pelike in the Abbegg-Stiftung // Studi Miscellanei di Ceramografia Greca. Catania, 2018. Vol. IV. P. 71-79.
51. Metzger H. Les représentations dans la céramique attique du IVe siècle. Paris, 1951.
52. Meyer M. To Cheat or not to Cheat: Poseidon’s Eris with Athena in the West Pediment of the Parthenon // Electra: A publication of the Center of the Study of Myth and Religion in Greek and Roman Antiquity, Department of Philology, University of Patras. 2018. No. 4. P. 51-77.
53. Mostratos G. A reconstruction of the Parthenon’s East Pediment // The Parthenon and its sculptures / ed. M.B. Cosmopoulos. Cambridge, 2004. P. 114-149.
54. Muscolino F. Per una cronologia della ceramica attica figurata del IV secolo a.C. // Studi miscellanei di ceramografia greca III / eds. E. Giudice, G. Giudice. Catania, 2017. P. 71-120.
55. Palagia O. Fire from Heaven: Pediments and Akroteria of the Parthenon // The Parthenon: From Antiquity to the Present / ed. J. Neils. Cambridge University Press, 2005. P. 225-260.
56. Palagia O. First among Equals: Athena in the East Pediment of the Parthenon // The Interpretation of Architectural Sculpture in Greece and Rome / ed. D. Buitron-Oliver. Hannover, London, 1997. P. 29-49. (Studies in the History of Art 49; Center for Advanced Study in the Visual Arts, Symposium Papers XXIX).
57. Palagia O. The Pediments of the Parthenon. Leiden, 1993. (Monumenta Graeca and Romana 7).
58. Pemberton E. G. The gods of the East Frieze of the Parthenon // American Journal of Archaeology. 1976. Vol. 80. P. 113-124.
59. Petrakova A. Late Attic Red-figure Vases from Burials in the Kerč Area: The Question of Interpretation in Ancient and Modern Contexts // Vasenbilder im Kulturtransfer - Zirkulation und Rezeption griechischer Keramik im Mittelmeerraum / eds. S. Schmidt, A. Stähli. München, 2012. P. 151-163.
60. Pharmakowsky B.W. Archäologische Funde im Jahre 1909, Russland, Mit 43 Abbildungen // Archäologische Anzeiger, Beiblatt zum Jahrbuch des Archäologischen Instituts. Berlin, 1911. Bd. XXV (1910). S. 195-243.
61. Sauer B. Untersuchungen über die Giebelgruppen des Parthenon // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Athenische Abteilung. 1891. Vol. 16. S. 59-94.
62. Schefold K. Kertscher Vasen. Berlin, 1930.
63. Schefold K. Untersuchungen zu den Kertscher Vasen. Berlin, Leipzig, 1934.
64. Schefold K. Götter- und Heldensagen der Griechen in der Früh- und Hocharchaischen Kunst. München, 1993.
65. Schneider R. Die Geburt der Athena. Vienna, 1880.
66. Shapiro H.A. Personifications in Greek Art: The Representation of Abstract Concepts 600-400 B.C. Kilchberg, 1993.
67. Simon E. El nacimento de Atnea en el fronton oriental del Partenon // Coloquio sobre el Puteal de la Moncloa / ed. R. Olmos Romero. Madrid, 1986. P. 65-85.
68. Six J. Die Mittelgruppe des ostlichen Parthenon-Giebels // Jahrbuch des Deutschen Archaoliguschen Instituts. 1894. Vol. 9. S. 83-87.
69. Smith A.C. Polis and Personnification in Classical Athenian Art. Leiden, Boston, 2011. (Monumenta Graeca et Romana, 19).
70. Stansbury-O’Donnell M.D. Reflections of Monumental Painting in Greek Vase Painting of the 5th and 4th Centuries BC // Painting in the Classical World / ed. J.J. Pollitt. Cambridge, New York, 2015. P. 143-169.
71. Stark М. Göttliche Kinder: Ikonographische Untersuchung zu den Darstellungskonzeptionen von Gott und Kind bzw. Gott und Mensch in der griechischen Kunst. Stuttgart, 2012. (Potsdammer altertumswissenschaftliche Beiträge 39).
72. Stuart J., Revett N. The Antiquities of Athens measured and delineated by James Stuart F.R.S. and F.S.A. and Nicholas Revett Painters and Αrchitects. Vol. III / ed. W. Reveley. London: John Nichols, 1794.
73. The Statue of Zeus at Olympia: New Approaches / ed. by J. McWilliam, S. Puttock, T. Stevenson, R. Taraporewalla. Cambridge, 2011.
74. Villing A. The Iconography of Athena in Attic Vase-painting from 440-370 BC, A thesis submitted in partial fulfilment of the requirements for the degree of Master of Philosophy. Oxford, 1992.
75. Walter-Karydi E. The Disposition of the Central Figures in Archaic, Early Classical and the Parthenon Pediments // ΣΠΟΝΔΗ Αφιρωμα στη μνμη του Γιργου Δεσπνη, ΤΟΜΟΣ Α’. Athens, 2020.
76. Williams D., Morton K. The East Pediment of the Parthenon: from Perikles to Nero. Oxford, 2013. (Bulletin of the Institute of Classical Studies. Suppl. 118).
77. Zervoudaki E.A. Attische polychrome Reiefkeramik des späten 5. und des 4. Jahrhunderts v. Chr. // Mitteilungen des Deutschen archäologishcen Instituts, Athenische Abteilung. 1968. Bd. 83. S. 1-110.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме появления гуннов в Северном Причерноморье во второй половине IV в. н. э. Существует мнение, что некоторые из кочевников гуннского круга племен, например, алпидзуры, проникли в регион из глубинных районов Азии, немного ранее появления здесь основной волны гуннов. Авторы с целью решения данной проблемы, предлагают привлечь в качестве важнейших источников для исследования, две тамги на зеркале-подвеске из женского погребения Кизиярская Балка (Мелитополь), относящегося к одному из ранних погребений гуннов в Северном Причерноморье. На основании тщательного анализа данных тамг, авторы приходят к выводу, что пришедшие в Северное Причерноморье алпидзуры и местные кочевники имели общих легендарных предков. Более того, как у алпидзуров, так и у их родственников, в том числе и из числа боспорской элиты, в достаточной степени был развит особый пласт религиозных представлений, связанный с почитанием своих прославленных родоначальников. Видимо именно на базе таких представлений, подошедшие в Северное Причерноморье кочевники, имеющие общих прославленных героических предков с местными варварами, смогли создать с последними совершенно новое, возникшее уже в Северном Приазовье объединение, получившее название алпидзуры («герой-народ-дзур»). Возможно именно такое тесное взаимодействие с представителями боспорской и варварской элиты Северного Причерноморья, способствовало, не только быстрой адаптации к местным условиям, но и к переходу части указанных варваров на оседлый образ жизни.
Рассматриваются некоторые мотивы инкрустационного декора на предметах вооружения и конского снаряжения из Северного Причерноморья эпохи Великого переселения народов. Они принадлежат средиземноморской традиции и, вероятно, имеют ранневизантийское происхождение. В целом инкрустационный орнамент и характер обработки некоторых камней-инкрустаций (с рельефным декором) являются типичными для изделий средиземноморских мастерских. Эти декоративные элементы характерны для украшений, исполненных в технике перегородчатой инкрустации, бытовавших как в гуннское, так и в постгуннское время. «Иконография» орнамента этих вещей очень разнообразна, что свидетельствует об их изготовлении на заказ. Необходимо подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, восточные параллели рассмотренных мотивов инкрустационного стиля свидетельствуют если не об их прямом происхождении, то, по крайней мере, о значительном вкладе художественных традиций Ближнего и Среднего Востока в ювелирное искусство римского / византийского Средиземноморья. И во-вторых, отдельные вещи, вроде гарды меча с Тамани, говорят о возможном происхождении некоторых предметов вооружения из мастерских Западного Средиземноморья, что может быть связано с отдельными эпизодами военной истории Боспора Киммерийского в VI в.
В статье рассматриваются амфорные комплексы IV в. н. э. из раскопок городища «Белинское» 1996-2022 годов. Анализ сочетаемости трёх типов амфор (F и Е по Д. Б. Шелову и C Snp I) в комплексах городища «Белинское» показал, что для первой четверти IV века характерно явное доминирование амфор типа C Snp I (в их ранних вариантах) в сочетании с амфорами типа F по Д. Б. Шелову. Для последней четверти этого века характерно сочетание амфор F и Е по Д. Б. Шелову (без явного доминирования одного из типов) с включением незначительного количества амфор типа C Snp I («Делакеу») в поздних вариантах. При этом морфологические признаки амфор типа F, присутствовавших в комплексах первой четверти IV века, отличаются от морфологических признаков амфор этого же типа в комплексах последней четверти IV века, что указывает на определённую эволюцию этого типа амфор на протяжении данного отрезка времени.
В статье приводится подробный анализ терракотовых предметов, найденных в погребениях некрополя Танаиса. Представлены аналогии данным находкам, происходящие из античных городов и поселений Боспорского царства. Все терракотовые статуэтки датируются I - III вв. н. э., происходят из детских погребений, большинство из которых было ограблено в древности. Вероятно, по религиозным представлениям жителей древнего Танаиса, терракоты служили проводниками в потусторонний мир, а также своеобразными жертвами хтоническим богам. Они имеют культовое значение и свидетельствуют об эллинизации высших слоев жителей Танаиса.
Святилище Ахилла на Бейкуше возникло в начале VI в. до н. э., что заметно раньше, чем его же святилище на острове Левке. При этом характер отправления культа в обоих святилищах резко отличался. Если на Левке всё практически полностью соответствовало греческим ритуалам, то на Бейкуше преобладали «варварские» компоненты культовых действ. Это, а также краткие граффити A, АХ и AXI (особенно - с изображением змей) позволяют допустить большую вероятность того, что на Бейкуше совершалось, в основном, не поклонение греческому Ахиллу, но Áhi-Змею - Первопредку и, возможно, Верховному богу местного «варварского» населения. Всем этим и было обусловлено, на наш взгляд, полное отсутствие в античной литературе сведений о здешнем крупном святилище Ахилла.
Статья посвящена подробному рассмотрению инвентаря трех погребений из грунтового некрополя Волна 1, раскопанного в юго-западной части Таманского полуострова (Темрюкский район Краснодарского края) в 2015 - 2018 годах. Речь идет о погребениях из раскопок 2016 года (детском, мужском, женском), в которых найдены аттические керамические вазы: расписные (чернофигурные, в технике Сикса), чернолаковые, с кораллово-красной облицовкой. В комплексе 211 вместе с останками ребенка найден аттический чернофигурный лекиф Мастера Афины с изображением гибели Кайнея, позднеархаическая бихромная фиала ахеменидского типа, чернолаковая чаша, железный предмет. В погребении 172 найден мужской костяк в «позе всадника», железный стержень, фиала-мезомфал с декором в технике Сикса (изображены три бегущих Минотавра и надписи), железные наконечники стрел, бронзовое украшение или застежка, протофасосская амфора, чернофигурный килик Безлистной группы («чаша с глазами», изображены Дионис и члены фиаса) и железный меч. В погребении 273 скелет определен, как женский, там найдены: бронзовое зеркало, пряслице, бусина, чернолаковый килик, красноглиняная миска, чернофигурный лекиф с пальметтами и две мисочки (одна чернолаковая, другая с кораллово-красной облицовкой). В статье предлагается интерпретация находок (как формы сосудов, так и содержания росписей), созданных гончарами и вазописцами афинского Керамика и найденных в погребениях на азиатской стороне Боспора.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru