Статья посвящена анализу новых светских праздников, которые появились не так давно в современной казахской культуре: gender reveal party (гендер пати), baby shower (бейби шауэр), тiлашар. В качестве источников использованы данные полевых этнографических исследований (Актюбинская, Атырауская области РК) и материалы персональных профилей пользователей социальных сетей и сервисов по общению (жители Актюбинской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Туркестанской областей РК). Автор пытается найти ответ на вопрос, почему же казахская культура так легко воспринимает и адаптирует вестернизированные светские практики. Ответ, с его точки зрения, кроется в специфике социальной организации казахского общества, появлении новых каналов сохранения и трансляции информации и в общей ориентированности современного Казахстана на глобализацию.
Идентификаторы и классификаторы
Казахская семейная обрядность закономерно находится в сфере неослабевающего интереса этнографов, социальных антропологов, поскольку современное казахское общество сохраняет условно традиционную основу [Аргынбаев, 1974; Толеубаев, 1991; Ерназаров, 2003; Калышев, 2001; Коновалов, Шаханова, 1998; Стасевич, 2011; 2021с; и др.], отдельным направлением исследования обрядности являются фиксация и анализ форм ее адаптации в современном мире [Бекбалак, 2001; Галимова, 2003; Калыш, 2013; Ларина, Наумова, 2016; Стасевич, 2021а; Попова, Шалманова, 2021].
Список литературы
1. Аргынбаев Х.А. Свадьба и свадебные обряды у казахов в прошлом и настоящем // СЭ. 1974. № 6. С. 69-77.
2. Бекбалак К.А. Похоронно-поминальная обрядность казахов Южного Казахстана // Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем. Алматы: Ғылым, 2001. С. 294-317.
3. Галимова А.К. Семейные обряды сельских казахов Северного Казахстана в современный период. Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2003. 91 с.
4. Головнев А.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. Веб-этнография и киберэтничность // УИВ. № 1 (58). 2018. С. 100-108. EDN: YSLWRC
5. Ерназаров Ж.Т. Семейная обрядность казахов: Символ и ритуал. Алматы: Курсив, 2003. 199 с. 6. Жармакина Ф.М. Архетипы и ориентиры казахского менталитета // Казахи в евразийском пространстве. Омск, 2019. С. 54-60. DOI: 10.25513/978-5-7779-2434-6.54-60 EDN: FTBKWK
7. Калышев А.Б. Семейная обрядность сельского населения Павлодарского Прииртышья // Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем. Алматы: Ғылым, 2001. С. 131-142.
8. Калыш А.Б. Семья и брак в современном Казахстане. Алматы, Арыс, 2013. 464 с.
9. Коновалов А.В., Шаханова Н.Ж. Ребенок в системе традиционной обрядности казахов: Родильный и ранний воспитательный циклы // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб.: МАЭ РАН, 1998. С. 7-36.
10. Курылев В.П. Семейно-родственные группы у казахов в конце XIX - начале ХХ в. (по некоторым литературным источникам) // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука. 1978. С. 132-143.
11. Ларина Е.И., Наумова О.Б. Сквозь модернизацию: Традиции в современной жизни российских казахов. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. 303 с. EDN: ZOAOER
12. Попова Л.Ф. Родственные отношения как ценность в современном казахском обществе // Лавровский сборник: Материалы XXXIII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2008-2009 гг.: Этнология, история, археология, культурология. СПб., 2009. С. 145-150.
13. Попова Л.Ф., Стасевич И.В. Современная свадебная обрядность казахов как феномен этничности // Материалы ХIX Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений “Этнокультурная идентичность: феноменология и вариативность в контекстах истории XIX-XXI веков”. СПб., 2020. С. 118-124. EDN: FKPDFE
14. Попова Л.Ф., Шалманова А.Б. Традиционный компонент в системе свадебных подарков казахов Актюбинской области Республики Казахстан // Кунсткамера. № 4 (14). 2021. С. 141-152. DOI: 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-141-152
15. Стасевич И.В. Социальный статус женщины у казахов: Традиции и современность. СПб.: МАЭ РАН, 2011. 199 с. EDN: QZRXSZ
16. Стасевич И.В. Современный Кыргызстан: Повторная исламизация или возрождение национальной культуры // ЭО. 2018. № 2. С. 76-88. DOI: 10.7868/S0869541518020069 EDN: XMGHJZ
17. Стасевич И.В. Вызов времени: Воспроизведение “забытых” традиций в современной казахской культуре // Вестник археологии, антропологии и этнографии. № 2 (53). 2021а. С. 146-154. DOI: 10.20874/2071-0437-2021-53-2-14 EDN: PKZHSH
18. Стасевич И.В. Новые способы трансляции информации в обрядовой культуре казахов // Кунсткамера. № 4 (14). 2021b. С. 168-178. DOI: 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-168-178 EDN: JBZQAK
19. Стасевич И.В. Обряды и ритуалы жизненного цикла // Казахи / Отв. ред. Ажигали С.Е., Наумова О.В., Октябрьская И.В. М.: Наука, 2021б. С. 508-552. Сер. Народы и культуры.
20. Толеубаев А. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алма-Ата: Ғылым, 1991. 213 с.
21. Gieseler C. Gender-reveal Parties: Performing Community Identity in Pink and Blue // Journal of Gender Studies. 2017. № 27 (6). P. 661-671. DOI: 10.1080/09589236.2017.128706
22. Nahata L. The Gender Reveal: Implications of a Cultural Tradition for Pediatric Health//Pediatrics. 2017. № 140 (6). DOI: 10.1542/peds.2017-1834
23. Pasche Guignard F. A Gendered Bun in the Oven. The Gender-reveal Party as a New Ritualization during Pregnancy // Studies in Religion/Sciences Religieuses. 2015. № 44 (4). P. 479-500. DOI: 10.1177/0008429815599802
24. Sax L. How Common is Intersex? A Response to Anne Fausto-Sterling//Journal of Sex Research. 2002. № 39 (3). P. 174-178. DOI: 10.1080/00224490209552139
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи - проследить изменение этничности в трех поколениях хантыйских женщин («матерей», «дочек» «внучек»), проживающих в столице Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Актуальность работы обусловлена значительным увеличением численности городского населения - представителей коренных народов Севера в Югре, где наблюдается преобладание женщин, им же принадлежит ведущая роль в современной культуре хантов. В то же время в условиях города происходит постепенное «размывание» этнического самосознания.
Рассматривается проблема строительства мечетей в Енисейской губернии во второй половине XIX - начале XX в. в рамках правового поля Российской империи. Авторы обращают внимание на особенности данного региона как ссыльного края, где активность культового строительства приходится на начало XX в. - период увеличения числа переселенцев. На основе фактического материала установлено, что несмотря на начавшиеся преобразования в стране мусульмане испытывали ряд затруднений при получении разрешений на культовое строительство в регионе.
Охарактеризовано современное оленеводство как важнейший элемент этнической культуры на Чукотке. Исследование основано на материалах, собранных у оленеводов Анадырского, Билибинского, Иультинского, Чаунского и Чукотского районов Чукотки. Несмотря на изменения, произошедшие в XX - начале XXI в., оленеводы смогли сохранить свои традиции, обряды и праздники, сопряженные с кочевой культурой. Наблюдения показали, что наиболее устойчивыми оказались именно те хозяйства, в которых еще были сильны традиции.
Рассматривается праздничное убранство лошади, как неотъемлемый атрибут свадьбы у юго-восточных, горных башкир, проживающих на территории административных образований Абзелиловского, Баймакского, Бурзянского и Белорецкого районов Республики Башкортостан. Изучены красочные чепраки, потники, нагрудники, подбрюшники, подхвостники, используемые во время свадебного торжества. Выявлено, что на изучаемой территории были распространены несколько видов чепраков, отличающихся по технике выполнения: аппликация, вышивка, лоскутная техника, машинная строчка.
Целью данного исследования является анализ этнографического и языкового материала по народной медицине карелов, собранного из опубликованных источников и от респондентов в полевых условиях. В период активной ревитализации и в аспекте сохранения языков и культуры коренных малочисленных народов актуальность подобных научных изысканий очевидна. Научная новизна исследования обусловлена отсутствием комплексного анализа религиозно-мифологических представлений карелов (в сопоставлении с таковыми у вепсов и русских) о болезнях оспе, краснухе, кори и ветряной оспе. В результате выявлен целый комплекс единых представлений о рассматриваемых заболеваниях, в том числе черты древнейшего анимизма и антропоморфизма в воззрениях карелов на природу и протекание заболеваний, способы лечения и номинации болезней.
Рассматривается информативность характеристики пика ростовой активности в скрининговых обследованиях детского населения как биомаркера хронологического статуса популяции на основе анализа межпопуляционной изменчивости показателя наибольшей скорости ростовых изменений среднего уровня длины тела в подростковом периоде - его абсолютной величины (см) и хронологического возраста, на который он приходится; анализируются внутригрупповые половые различия этих показателей. Привлечение к анализу значительного спектра выборок (N = 43), включающего разные этнотерриториальные группы РФ и бывшего СССР, обследованные на широком историческом срезе второй половины ХХ - начала ХХI в., дало возможность установить, что характер изменчивости показателя говорит о значительной социальной/антропогенной обусловленности хронобиологического статуса популяции и независимости ростовых стратегий мужского и женского полов, что, в свою очередь, позволяет считать его достаточно надежным перспективным биомаркером в популяционных ростовых исследованиях.
История Северной Африки издревле тесно переплетена с событиями, происходящими на Евразийском континенте. Миграции и путешествия в обоих направлениях фиксируются как в письменных источниках, так и по многочисленным археологическим свидетельствам. Для лучшего понимания исторических процессов необходим комплексный подход, включающий в себя также изучение останков людей, живших на этой территории в разные эпохи. К сожалению, средневековое население этого региона очень слабо изучено и представлено в публикациях, особенно это касается метрических параметров, являющихся основными биологическими характеристиками палеопопуляции. В данной работе мы публикуем краниологическую характеристику серии Южного некрополя Дерахейб, частично заполняя пробел в данных. По историческим источникам, изучаемый памятник являлся центром золотодобычи — городом аль-Аллаки, существовавшим в IX–XV вв. и привлекавшим множество людей возможностью заработка. Кроме того, аль-Аллаки был одной из остановок на караванном пути, соединявшем верхнеегипетский город Асуан с красноморским портом Айзаб. Этот путь использовался как купцами, так и паломниками, пересекавшими Нубийскую пустыню по пути в Джидду. Материалом исследования являются 14 мужских и 9 женских черепов, измеренных по 55 линейным размерам стандартной краниометрической программы с привлечением дополнительных признаков. Статистическая обработка данных была выполнена с помощью пакетов языка R, а также программы Multican. Исследование показало неоднородность как мужской, так и женской частей серии на внутригрупповом уровне, что согласуется с результатами археологических исследований и исторических свидетельств. Однако небольшая численность серии не располагает к однозначности интерпретаций. Результаты межгруппового анализа в сравнении с экваториальными и европеоидными популяциями этого и соседнего регионов показали, что погребенные на Южном некрополе памятника Дерахейб морфологически более сходны с европеоидным населением, чем с группами из Восточной Африки.
Изучение процессов неолитизации в лесной зоне Европы требует привлечения палеогенетики. Результаты полногеномного анализа ДНК останков мужчины из ранненеолитических слоев многослойной стоянки Ивановское VII дополняют редкие к настоящему времени и первые для региона данные о генофонде мезо-неолитического населения Европы. Доказана генетическая близость индивида с представителями раннемезолитического населения севера Русской равнины и Поволжья, относимыми к группе «восточные охотники-собиратели».
Анализ домохозяйств городища Горбатка (Приморье) показал их роль в обеспечении функционирования административного центра государства Бохай (VIII-X вв.). Основным занятием населения было сельское хозяйство, дополнявшееся охотой, рыболовством и собирательством. Домашняя ремесленная деятельность жителей дополнялась специализированным производством бронзовых изделий в домохозяйствах. Устойчивость экономики городища обеспечивалась высокой степенью адаптивности домохозяйств к окружающей среде.
Исследуются изделия из цветного металла (28 экз.) из материалов баитовской культуры городища Марай 1. В результате металлографического анализа выявлены технологические схемы и приемы, использовавшиеся в металлопроизводстве баитовским населением. Зафиксировано применение формообразующей ковки в различных температурных режимах и в меньшей степени литья с незначительной последующей доработкой. Мелкие орудия труда и украшения изготовлены из низколегированных оловом и мышьяком сплавов, преимущественно горячей ковкой в режиме красного каления металла, а также холодной доработки с отжигами. Микроструктурное исследование подтвердило применение мастерами баитовской культуры окисленной меди с характерными включениями эвтектики Cu-Cu2O, связанной с уральскими производящими центрами. Наконечники стрел и слиток, вероятно, являлись прямым импортом из ареала иткульской культуры.
Исследовано массовое захоронение скелетов крупного (8 особей) и мелкого рогатого (89 особей) скота в яме на поселении раннего железного века Абылай (49°15’ N, 75°07’ E). Анализ археологических и археозоологических материалов и этнографических данных показал, что это захоронение животных, погибших в результате весеннего джута.
Рассматриваются бронзовые предметы финала раннего железного века из полностью изученного могильника Пинчуга-6 в Нижнем Приангарье. Детали поясных наборов представлены плоскими ажурными пряжками, обоймами и птицевидными накладками. В категорию украшений входят трубчатые пронизки, нашивки и подвески. Культовое литье представлено орнитоморфными, зооморфными и ихтиоморфными изображениями и дисками с циркульным орнаментом. Датировка изделий по аналогиям укладывается в рамки второй четверти I тыс. н. э. Морфологическим и химическим анализами определены группы вещей, происхождение которых связано с Западной и Южной Сибирью, а также, возможно, с местным производством.
Представлены результаты изучения последовательности культурных отложений на участке линии 1 поселения Коноплянка 2 в Южном Зауралье. На основании анализа материалов раскопок, геофизических данных и пространственного распределения керамики были выделены две строительные фазы - срубно-алакульская и черкаскульская. Идентифицированы соответствующие постройки, установлены их размеры и конфигурация, рассмотрена организация внутреннего пространства.
Анализируются костяные изделия из мужского погребения 9 грунтового могильника у горы Березовой синташтинской культуры, исследованного в Оренбургском Предуралье. Основное внимание уделено костяному предмету дисковидной формы (пряжке): найдены аналогии (в основном в памятниках доно-волжской абашевской культуры), сопоставлены трасологические данные. Выяснено, что изделия схожей морфологии могут быть действительно поясными пряжками, или же выступать в роли украшений/амулетов. Дисковидное изделие из погребения 9 - скорее пряжка, ее обнаружение свидетельствует о межкультурных связях населения, оставившего некрополь, с культурами колесничного круга западных регионов. Астрагал из погребения, вероятно, был игральной/гадальной костью. Функциональное назначение суставного угла лопатки не определено, аналогии ему не найдены, но очерчен их возможный круг.
Цель исследования - выявить основные типы бронзовых серпов с крюками методами геометрической морфометрии, а также сравнить полученные данные с результатами изучения этой же выборки изделий на основе традиционного морфометрического подхода. В выборку вошли 167 серпов с крюками, которые методами традиционной морфометрии ранее были выделены исследователями в четыре самостоятельных типа (ибракаевский, дербеденевский, перелюбский, явленский). Опыт применения инструментов геометрической морфометрии показывает, что внутри выборки отчетливо группируются три основные формы за исключением серпов, ранее отнесенных к явленскому типу, вероятно, в силу их малочисленности. Результаты исследования вполне согласуются с данными традиционной морфометрии в вопросе выделения отдельных типов. В целом, можно сказать, что метод геометрической морфометрии демонстрирует свою работоспособность при анализе форм металлических серпов и в перспективе может использоваться для анализа большей выборки.
Методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой и лазерной абляцией был исследован химический состав 29 медных и бронзовых артефактов из материалов памятников петровской и алакульской культур позднего бронзового века междуречья Тобола и Ишима: могильников Джангильды 5 и Бектениз, поселений Семиозерное 2 и Новоникольское 1. В исследуемой выборке «чистая» медь является ведущей металлургической группой с незначительным перевесом как в петровском, так и в алакульском металле; вторая часть изделий представлена оловянными бронзами: низколегированными в петровской культуре, высоколегированными - в алакульской. Статистический анализ главных компонент элементов-примесей в металле показал разделение на 6 основных геохимических групп. Среди этих групп выделяются оловянные бронзы с неинтерпретируемым медным компонентом (10 экз.), «чистая» медь уральского происхождения с Fe-Co-Ni-As-Zn корреляциями (9 экз.) и «чистая» медь с полиметаллической Sn-Pb-As-Ag-Se специализацией (10 экз.), соответствующей рудам медных месторождений Кокшетауского антиклинория. Обзор тектонических структур Северного Казахстана показал наличие нескольких близкорасположенных меднопорфировых и скарновых месторождений с древними рудниками (Имантау, Баксинское, Аккан-Бурлукское и др.), которые, вероятно, являлись источником медной руды. Данные говорят о приуроченности памятников бронзового века Северного Казахстана к рудно-сырьевой базе региона и интенсивности торгового обмена металлургической продукцией между уральскими и казахстанскими очагами металлопроизводства.
Представлена детальная статистико-типологическая и минералогическая характеристика каменных изделий комплекса памятников «святилище Кокшаровский холм - Юрьинское поселение» из раскопок А. Ф. Шорина в 2013 и 2015 гг. Раскопами исследованы восточная часть сакральной площадки святилища и примыкающий к ней участок Юрьинского поселения. В комплексе выявлена примесь каменных изделий мезолита (16,35 %), а также энеолита и бронзы (1,4 %). Основная часть каменного инвентаря относится к неолиту (82 %).
Издательство
- Издательство
- ТюмНЦ СО РАН
- Регион
- Россия, Тюмень
- Почтовый адрес
- 625000, Тюменская обл., г. Тюмень, а/я 1230
- Юр. адрес
- 625026, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Малыгина д. 86
- ФИО
- Ренев Евгений Петрович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- fic@tmnsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (345) 2406377
- Сайт
- http:/www.tmnsc.ru