Целью данного исследования является анализ этнографического и языкового материала по народной медицине карелов, собранного из опубликованных источников и от респондентов в полевых условиях. В период активной ревитализации и в аспекте сохранения языков и культуры коренных малочисленных народов актуальность подобных научных изысканий очевидна. Научная новизна исследования обусловлена отсутствием комплексного анализа религиозно-мифологических представлений карелов (в сопоставлении с таковыми у вепсов и русских) о болезнях оспе, краснухе, кори и ветряной оспе. В результате выявлен целый комплекс единых представлений о рассматриваемых заболеваниях, в том числе черты древнейшего анимизма и антропоморфизма в воззрениях карелов на природу и протекание заболеваний, способы лечения и номинации болезней.
Идентификаторы и классификаторы
Народная медицина всегда вызывала неподдельный интерес у исследователей. В ней отображается не только лечебная практика, рациональная и иррациональная, но также прогностика заболеваний, верования, заговорная традиция, обрядовая магия и др.
Список литературы
1. Алимов Т.М. Знахарство в Карелии // В помощь просвещенцу. 1929. № 1. С. 17-28.
2. Белова О.В. Красный цвет // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. Т. 2. С. 647-651.
3. Винокурова И.Ю. Вепсский мифологический пантеон в свете некоторых этапов этнической истории народа (на основе вепсского диалектного материала) // Вепсские ареальные исследования. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2013. С. 174-192. EDN: UDIWTH
4. Винокурова И.Ю. Мифология вепсов: Энциклопедия. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. 524 с. EDN: VOOZQJ
5. Винокурова И.Ю. Вепсы: Народная медицина // Народы Карелии: Историко-этнографические очерки. Петрозаводск: Периодика, 2019. С 478-490. EDN: XGIYNR
6. Лавонен Н.А. Карельская скатерть: ее функции в народном быту и традиционных обрядах // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск: РАН, КарНЦ, Ин-т яз., лит. и истории, 1994. С. 82-102.
7. Лесков Н. Отчет о поездке к Олонецким Корелам летом 1893 г. // Живая старина. СПб., 1894. Вып. 1. С. 19-36.
8. Линевский А.М. Карелы // СЭ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Вып. 5. С. 89-109.
9. Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877. 318 с.
10. Никольская Р.Ф., Сурхаско Ю.Ю. О карельской народной медицине: Рациональное и “иррациональное” в традиционном врачевании // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 1994. С. 103-121.
11. Никонова Л.И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы их жизнеобеспечения. Саранск: Рузаевка, 2000. 156 с.
12. Образцы карельской речи / Сост. В.Д. Рягоев. Л.: Наука, 1980. 382 с.
13. Пашкова Т.В. Баня в лечебных обрядах карел // Традиционная культура: Науч. альманах. 2015. № 1 (57). С. 142-149. EDN: TQBBPH
14. Пашкова Т.В. Народная медицина // Народы Карелии: Историко-этнографические очерки. Петрозаводск: Периодика, 2019. С. 240-251.
15. Пашкова Т.В., Родионова А.П. Полевой дневник как источник информации по народной медицине (по материалам экспедиции в Заонежье в 1931 г.) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2023. № 1 (60). C. 191-198. EDN: FZZZTM
16. Петров К. Болезни простого народа // Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 48. С. 183-189.
17. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М.: ГИС, 1958. 1284 с.
18. Словарь вепсского языка / М.И. Зайцева, М.И. Муллонен. Л.: Наука, 1972. 745 с.
19. Словарь карельского языка: (Ливвиковский диалект) / Сост. Г.Н. Макаров. Петрозаводск: Карелия, 1990. 495 с.
20. Словарь карельского языка: (Тверские говоры) / Сост. А.В. Пунжина. Петрозаводск: Карелия, 1994. 396 с.
21. Словарь собственно-карельских говоров Карелии / Сост. В.П. Федотова, Т.П. Бойко. Петрозаводск: КнигоГрад, 2009. 752 с. EDN: UOVASV
22. Слушаю карельский говор / Сост. А.В. Пунжина. Петрозаводск: Периодика, 2001. 208 с.
23. Сопоставительно-ономасиологический словарь диалектов карельского, вепсского и саамского языков / Под общей ред. Ю.С. Елисеева, Н.Г. Зайцевой. Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2007. 346 с.
24. Усачева В.В. Оспа // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под общей ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. Т. 3. С. 575-578.
25. Atlas Linguarum Fennicarum II / Ed. U. Vanhatalo. Helsinki: Vammalan Kirjapaino OY, 2007. 540 s.
26. Kalima J. Eräästä rokkotaudin nimestä // Kalevalaseuran vuosikirja. Porvoo; Helsinki, 1949. № 29. S. 41-44.
27. Karjalan kielen sanakirja. Helsinki: Lexica Societatis Fenno-Ugricae / Toim. P. Virtaranta, R. Koponen. I, 1968. 576 p.; IV, 1993. 610 p.; V, 1997. 634 p.
28. Kolosova V., Pashkova T., Muslimov M., Sõukand R. Historical Review of Ethnopharmacology in Karelia (1850s-2020s): Herbs and healers // Journal of Ethnopharmacology. 2022. 10.1016/j.jep.2021.114565 (дата обращения: 18.04.2023). DOI: 10.1016/j.jep.2021.114565(
29. Koski M. Värien nimitykset suomessa ja lähisukukielissä. Savonlinna: WSOY, 1983. 366 s.
30. Kujola J. Lyydiläismurteiden sanakirja. Helsinki: SUS, 1944. 543 s.
31. Paulaharju S. Syntymä, lapsuus ja kuolema: Vienan Karjalan tapoja ja uskomuksia. Porvoo: WSO, 1924. 186 s.
32. Pentikäinen J. Marina Takalon uskonto (uskontoantropologinen tutkimus). Helsinki: SKS, 1971. 388 s.
33. Siraguza L., Zhukova O.Yu. Blowing specific words: verbal charms as material suspended events // Multilingua. 2021. № 40 (4). Р. 463-485. EDN: VWAZPB
34. Suomen kielen etymologinen sanakirja / Toim. Y.H. Toivonen. Helsinki, 1962. 2293 s. (SUS; III).
35. Suomen sanojen alkuperä / Toim. E. Itkonen, U. Kulonen. Helsinki, 2000. 503 p. (SKS; III).
36. Viljanto A. Salmi: Salmin pitäjän muistojulkasu. Jyväskylä: Gummerus kirjpaino OY, 1991. 384 s.
37. Virtaranta P. Vienan kansa muistelee. Porvoo; Helsinki: WSO, 1958. 804 s.
38. Virtaranta P. Tverin karjalaisten entistä elämää. Porvoo; Helsinki: WSO, 1961. 271 s.
39. Virtaranta P. Mari Kyyrönen //Eripainos Kalevalaseuran Vuosikirjasta. 1966. № 46. S. 113-132.
40. Virtaranta P. Vienan kyliä kiertämässä. Porvoo; Helsinki: WSO, 1978. 700 s.
41. Virtaranta P. Lyydiläisiä tekstejä. Anna Vasiljevna Tšesnakovan kerrontaa ja itkuvirsiä. Osa VI. Helsinki: SUST. 218, 1994. 240 s.
42. Virtaranta P., Virtaranta H. Kauas läksit karjalainen: matkamuistelmia tverinkarjalaisita kylistä. Söderström: WSOY, 1986. 320 s.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи - проследить изменение этничности в трех поколениях хантыйских женщин («матерей», «дочек» «внучек»), проживающих в столице Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Актуальность работы обусловлена значительным увеличением численности городского населения - представителей коренных народов Севера в Югре, где наблюдается преобладание женщин, им же принадлежит ведущая роль в современной культуре хантов. В то же время в условиях города происходит постепенное «размывание» этнического самосознания.
Статья посвящена анализу новых светских праздников, которые появились не так давно в современной казахской культуре: gender reveal party (гендер пати), baby shower (бейби шауэр), тiлашар. В качестве источников использованы данные полевых этнографических исследований (Актюбинская, Атырауская области РК) и материалы персональных профилей пользователей социальных сетей и сервисов по общению (жители Актюбинской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Туркестанской областей РК). Автор пытается найти ответ на вопрос, почему же казахская культура так легко воспринимает и адаптирует вестернизированные светские практики. Ответ, с его точки зрения, кроется в специфике социальной организации казахского общества, появлении новых каналов сохранения и трансляции информации и в общей ориентированности современного Казахстана на глобализацию.
Рассматривается проблема строительства мечетей в Енисейской губернии во второй половине XIX - начале XX в. в рамках правового поля Российской империи. Авторы обращают внимание на особенности данного региона как ссыльного края, где активность культового строительства приходится на начало XX в. - период увеличения числа переселенцев. На основе фактического материала установлено, что несмотря на начавшиеся преобразования в стране мусульмане испытывали ряд затруднений при получении разрешений на культовое строительство в регионе.
Охарактеризовано современное оленеводство как важнейший элемент этнической культуры на Чукотке. Исследование основано на материалах, собранных у оленеводов Анадырского, Билибинского, Иультинского, Чаунского и Чукотского районов Чукотки. Несмотря на изменения, произошедшие в XX - начале XXI в., оленеводы смогли сохранить свои традиции, обряды и праздники, сопряженные с кочевой культурой. Наблюдения показали, что наиболее устойчивыми оказались именно те хозяйства, в которых еще были сильны традиции.
Рассматривается праздничное убранство лошади, как неотъемлемый атрибут свадьбы у юго-восточных, горных башкир, проживающих на территории административных образований Абзелиловского, Баймакского, Бурзянского и Белорецкого районов Республики Башкортостан. Изучены красочные чепраки, потники, нагрудники, подбрюшники, подхвостники, используемые во время свадебного торжества. Выявлено, что на изучаемой территории были распространены несколько видов чепраков, отличающихся по технике выполнения: аппликация, вышивка, лоскутная техника, машинная строчка.
Рассматривается информативность характеристики пика ростовой активности в скрининговых обследованиях детского населения как биомаркера хронологического статуса популяции на основе анализа межпопуляционной изменчивости показателя наибольшей скорости ростовых изменений среднего уровня длины тела в подростковом периоде - его абсолютной величины (см) и хронологического возраста, на который он приходится; анализируются внутригрупповые половые различия этих показателей. Привлечение к анализу значительного спектра выборок (N = 43), включающего разные этнотерриториальные группы РФ и бывшего СССР, обследованные на широком историческом срезе второй половины ХХ - начала ХХI в., дало возможность установить, что характер изменчивости показателя говорит о значительной социальной/антропогенной обусловленности хронобиологического статуса популяции и независимости ростовых стратегий мужского и женского полов, что, в свою очередь, позволяет считать его достаточно надежным перспективным биомаркером в популяционных ростовых исследованиях.
История Северной Африки издревле тесно переплетена с событиями, происходящими на Евразийском континенте. Миграции и путешествия в обоих направлениях фиксируются как в письменных источниках, так и по многочисленным археологическим свидетельствам. Для лучшего понимания исторических процессов необходим комплексный подход, включающий в себя также изучение останков людей, живших на этой территории в разные эпохи. К сожалению, средневековое население этого региона очень слабо изучено и представлено в публикациях, особенно это касается метрических параметров, являющихся основными биологическими характеристиками палеопопуляции. В данной работе мы публикуем краниологическую характеристику серии Южного некрополя Дерахейб, частично заполняя пробел в данных. По историческим источникам, изучаемый памятник являлся центром золотодобычи — городом аль-Аллаки, существовавшим в IX–XV вв. и привлекавшим множество людей возможностью заработка. Кроме того, аль-Аллаки был одной из остановок на караванном пути, соединявшем верхнеегипетский город Асуан с красноморским портом Айзаб. Этот путь использовался как купцами, так и паломниками, пересекавшими Нубийскую пустыню по пути в Джидду. Материалом исследования являются 14 мужских и 9 женских черепов, измеренных по 55 линейным размерам стандартной краниометрической программы с привлечением дополнительных признаков. Статистическая обработка данных была выполнена с помощью пакетов языка R, а также программы Multican. Исследование показало неоднородность как мужской, так и женской частей серии на внутригрупповом уровне, что согласуется с результатами археологических исследований и исторических свидетельств. Однако небольшая численность серии не располагает к однозначности интерпретаций. Результаты межгруппового анализа в сравнении с экваториальными и европеоидными популяциями этого и соседнего регионов показали, что погребенные на Южном некрополе памятника Дерахейб морфологически более сходны с европеоидным населением, чем с группами из Восточной Африки.
Изучение процессов неолитизации в лесной зоне Европы требует привлечения палеогенетики. Результаты полногеномного анализа ДНК останков мужчины из ранненеолитических слоев многослойной стоянки Ивановское VII дополняют редкие к настоящему времени и первые для региона данные о генофонде мезо-неолитического населения Европы. Доказана генетическая близость индивида с представителями раннемезолитического населения севера Русской равнины и Поволжья, относимыми к группе «восточные охотники-собиратели».
Анализ домохозяйств городища Горбатка (Приморье) показал их роль в обеспечении функционирования административного центра государства Бохай (VIII-X вв.). Основным занятием населения было сельское хозяйство, дополнявшееся охотой, рыболовством и собирательством. Домашняя ремесленная деятельность жителей дополнялась специализированным производством бронзовых изделий в домохозяйствах. Устойчивость экономики городища обеспечивалась высокой степенью адаптивности домохозяйств к окружающей среде.
Исследуются изделия из цветного металла (28 экз.) из материалов баитовской культуры городища Марай 1. В результате металлографического анализа выявлены технологические схемы и приемы, использовавшиеся в металлопроизводстве баитовским населением. Зафиксировано применение формообразующей ковки в различных температурных режимах и в меньшей степени литья с незначительной последующей доработкой. Мелкие орудия труда и украшения изготовлены из низколегированных оловом и мышьяком сплавов, преимущественно горячей ковкой в режиме красного каления металла, а также холодной доработки с отжигами. Микроструктурное исследование подтвердило применение мастерами баитовской культуры окисленной меди с характерными включениями эвтектики Cu-Cu2O, связанной с уральскими производящими центрами. Наконечники стрел и слиток, вероятно, являлись прямым импортом из ареала иткульской культуры.
Исследовано массовое захоронение скелетов крупного (8 особей) и мелкого рогатого (89 особей) скота в яме на поселении раннего железного века Абылай (49°15’ N, 75°07’ E). Анализ археологических и археозоологических материалов и этнографических данных показал, что это захоронение животных, погибших в результате весеннего джута.
Рассматриваются бронзовые предметы финала раннего железного века из полностью изученного могильника Пинчуга-6 в Нижнем Приангарье. Детали поясных наборов представлены плоскими ажурными пряжками, обоймами и птицевидными накладками. В категорию украшений входят трубчатые пронизки, нашивки и подвески. Культовое литье представлено орнитоморфными, зооморфными и ихтиоморфными изображениями и дисками с циркульным орнаментом. Датировка изделий по аналогиям укладывается в рамки второй четверти I тыс. н. э. Морфологическим и химическим анализами определены группы вещей, происхождение которых связано с Западной и Южной Сибирью, а также, возможно, с местным производством.
Представлены результаты изучения последовательности культурных отложений на участке линии 1 поселения Коноплянка 2 в Южном Зауралье. На основании анализа материалов раскопок, геофизических данных и пространственного распределения керамики были выделены две строительные фазы - срубно-алакульская и черкаскульская. Идентифицированы соответствующие постройки, установлены их размеры и конфигурация, рассмотрена организация внутреннего пространства.
Анализируются костяные изделия из мужского погребения 9 грунтового могильника у горы Березовой синташтинской культуры, исследованного в Оренбургском Предуралье. Основное внимание уделено костяному предмету дисковидной формы (пряжке): найдены аналогии (в основном в памятниках доно-волжской абашевской культуры), сопоставлены трасологические данные. Выяснено, что изделия схожей морфологии могут быть действительно поясными пряжками, или же выступать в роли украшений/амулетов. Дисковидное изделие из погребения 9 - скорее пряжка, ее обнаружение свидетельствует о межкультурных связях населения, оставившего некрополь, с культурами колесничного круга западных регионов. Астрагал из погребения, вероятно, был игральной/гадальной костью. Функциональное назначение суставного угла лопатки не определено, аналогии ему не найдены, но очерчен их возможный круг.
Цель исследования - выявить основные типы бронзовых серпов с крюками методами геометрической морфометрии, а также сравнить полученные данные с результатами изучения этой же выборки изделий на основе традиционного морфометрического подхода. В выборку вошли 167 серпов с крюками, которые методами традиционной морфометрии ранее были выделены исследователями в четыре самостоятельных типа (ибракаевский, дербеденевский, перелюбский, явленский). Опыт применения инструментов геометрической морфометрии показывает, что внутри выборки отчетливо группируются три основные формы за исключением серпов, ранее отнесенных к явленскому типу, вероятно, в силу их малочисленности. Результаты исследования вполне согласуются с данными традиционной морфометрии в вопросе выделения отдельных типов. В целом, можно сказать, что метод геометрической морфометрии демонстрирует свою работоспособность при анализе форм металлических серпов и в перспективе может использоваться для анализа большей выборки.
Методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой и лазерной абляцией был исследован химический состав 29 медных и бронзовых артефактов из материалов памятников петровской и алакульской культур позднего бронзового века междуречья Тобола и Ишима: могильников Джангильды 5 и Бектениз, поселений Семиозерное 2 и Новоникольское 1. В исследуемой выборке «чистая» медь является ведущей металлургической группой с незначительным перевесом как в петровском, так и в алакульском металле; вторая часть изделий представлена оловянными бронзами: низколегированными в петровской культуре, высоколегированными - в алакульской. Статистический анализ главных компонент элементов-примесей в металле показал разделение на 6 основных геохимических групп. Среди этих групп выделяются оловянные бронзы с неинтерпретируемым медным компонентом (10 экз.), «чистая» медь уральского происхождения с Fe-Co-Ni-As-Zn корреляциями (9 экз.) и «чистая» медь с полиметаллической Sn-Pb-As-Ag-Se специализацией (10 экз.), соответствующей рудам медных месторождений Кокшетауского антиклинория. Обзор тектонических структур Северного Казахстана показал наличие нескольких близкорасположенных меднопорфировых и скарновых месторождений с древними рудниками (Имантау, Баксинское, Аккан-Бурлукское и др.), которые, вероятно, являлись источником медной руды. Данные говорят о приуроченности памятников бронзового века Северного Казахстана к рудно-сырьевой базе региона и интенсивности торгового обмена металлургической продукцией между уральскими и казахстанскими очагами металлопроизводства.
Представлена детальная статистико-типологическая и минералогическая характеристика каменных изделий комплекса памятников «святилище Кокшаровский холм - Юрьинское поселение» из раскопок А. Ф. Шорина в 2013 и 2015 гг. Раскопами исследованы восточная часть сакральной площадки святилища и примыкающий к ней участок Юрьинского поселения. В комплексе выявлена примесь каменных изделий мезолита (16,35 %), а также энеолита и бронзы (1,4 %). Основная часть каменного инвентаря относится к неолиту (82 %).
Издательство
- Издательство
- ТюмНЦ СО РАН
- Регион
- Россия, Тюмень
- Почтовый адрес
- 625000, Тюменская обл., г. Тюмень, а/я 1230
- Юр. адрес
- 625026, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Малыгина д. 86
- ФИО
- Ренев Евгений Петрович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- fic@tmnsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (345) 2406377
- Сайт
- http:/www.tmnsc.ru