Статья: ВЕТЕР В МИФОЛОГИИ КАРЕЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ) (2025)

Читать онлайн

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XX в. до начала ХХI в. География включает ареалы традиционного проживания карелов в современных административных границах в пределах России: Республика Карелия, Ленинградская область (Тихвинский район) и Тверская область (Весьегонский, Лихославльский и другие районы). Цель работы - комплексное исследование лингвокультурологических данных о ветре в мифологических воззрениях карелов на материале народной медицины. Исследование проводилось с применением компаративного метода, предполагающего сравнение и сопоставление в нашем случае языковых данных и сведений по традициям, обрядам, верованиям различных групп карелов, близкородственных карелам народов - вепсов и финнов, а также неродственных - русских. Изучение языковых и этнографических аспектов миноритарных народов носит актуальный характер. Научная новизна обусловлена малоизученностью мифологических представлений карелов о рассматриваемой стихии, а также отсутствием исследований о мотивах номинации болезней, источником которых является ветер. Главным результатом стало определение значения ветра в народной медицине: выявлены отрицательная (источник заболеваний) и положительная (лечение болезней по принципу «подобное лечится подобным», пускание заболевания по ветру) коннотации. Для исцеления хвори от ветра часто использовали силу знахаря. Лечение, как правило, происходило посредством заговоров, которые произносили одновременно с различными манипуляциями, направленными на выздоровление.

Ключевые фразы: метеоним ветер, верования карелов, болезни, номинация, способы врачевания, традиционная культура карелов
Автор (ы): Пашкова Татьяна Владимировна
Журнал: ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
392. Нравы и обычаи в частной жизни
Для цитирования:
ПАШКОВА Т. В. ВЕТЕР В МИФОЛОГИИ КАРЕЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ) // ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ. 2025. № 2 (69)
Текстовый фрагмент статьи