Статьи в выпуске: 6

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ ДЛЯ МЕДИАСПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ (2025)
Авторы: Самкова Алина Олеговна

Сферы культуры и журналистики традиционно объединяли людей, для которых среди главных задач были отражение действительности и возможность самореализации. Одним из способов мотивации работников творческого труда являются профессиональные конкурсы. В настоящее время наблюдается рост популярности таковых для медиаспециалистов, задействованных в сфере культуры. Конкурсы играют важную роль в развитии и улучшении состояния культуры и журналистики, выявлении талантливых и перспективных специалистов, дополнительно стимулируют креативность, инновации и профессионализм, а также способствуют обмену опытом и знаниями. В статье предпринимается попытка продемонстрировать на примере двух масштабных конкурсов, что их результаты не только имеют узкопрофессиональную значимость, но и важны для граждан и государства в целом и отражают положительные изменения в сознании общества.

Сохранить в закладках
ФУНКЦИИ И ПРИМЕРЫ ВНЕДРЕНИЯ БОЛЬШИХ ЯЗЫКОВЫХ МОДЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАКОММУНИКАЦИЯХ (2025)
Авторы: Короткевич Михаил Александрович

В статье рассматривается роль больших языковых моделей (БЯМ) в развитии современных медиакоммуникаций, а также на основе отечественного и зарубежного опыта анализируются примеры их внедрения. Выделяется пять основных функций БЯМ: изменения в образовательной сфере и методологии поиска информации, модификация роли человека в создании медиатекста, воздействие на рынок труда и влияние на языковое устройство. Внедрение БЯМ повышает эффективность процессов, связанных с созданием медиаконтента, и тем самым стимулирует переосмысление традиционных подходов к работе в медиасфере. Но эффективное применение БЯМ требует соответствующих компетенций и навыков, а также понимания их ограничений и потенциала. На текущем этапе развития технологии основными сферами применения БЯМ являются обработка информации и генерация типовых текстов, однако их потенциал еще предстоит полностью раскрыть.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОЯЗЫЧНОГО ДЕТЕКТИВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ РОССИИ (Ш. Ш. ИДИАТУЛЛИН, И. И. ХАНИПАЕВ) (2025)
Авторы: Шаряфетдинов Рамиль Хайдярович

Современные произведения детективного жанра в литературах народов России, с одной стороны, продолжает традиции родных литератур, транслируя и раскрывая элементы национальной культуры, быта, верований, с другой стороны, русскоязычное творчество значительно расширяет читательскую аудиторию, а сами произведения соответствуют современным тенденциям российской литературы (прием визуализации, сценарная природа текста, использование социальных сетей и т. д.). В данном контексте в центре нашего научного внимания детективные романы современных русскоязычных писателей: «До февраля» (2023) татарского писателя Ш. Ш. Идиатуллина и «Холодные глаза» (2022) аварского писателя И. И. Ханипаева, в которых обнаруживаются как художественные черты современной литературы (историзм, фотографичность, визуализация и т. д.), так и элементы национальной культуры, религии, менталитета народов Российской Федерации, а также поднимаются острые вопросы современности национальной культуры (незнание языков, плохое знание этнокультурных, конфессиональных особенностей и национально-культурной специфики и др.).

Сохранить в закладках
«МАЛЕНЬКАЯ ПОЭМА» С. А. ЕСЕНИНА «МОЙ ПУТЬ» КАК ПОЭТИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ (2025)
Авторы: Савченко Татьяна Константиновна

Статья посвящена «маленькой поэме» С. А. Есенина «Мой путь». Отличительная черта художественной автобиографии писателя - соотношение правды и вымысла, то есть документального и художественного начал, что в полной мере являет поэтическая биография Есенина: в ретроспективном повествовании лирический герой подводит итоги прожитому, прослеживая основные этапы жизненного пути и становления своей творческой личности. Анализируется история создания «маленькой поэмы», вписанной в общий контекст творчества поэта. Общий замысел переоценки прошедшего и обдумывания новой жизни, а также явное композиционное и стилевое сходство объединяют поэму с «Русью уходящей», «Русью бесприютной» и другими произведениями поэта. Концепция пути как возвращения стала формой выражения самых сокровенных раздумий и переживаний Есенина, в том числе и в его поэтической биографии. Если мотив возвращения на родину в некоторых произведениях поэта связан с образом собаки, то здесь - с образом кобылы. В финальных строках мотив возвращения на родину связывается с надеждой на вдохновение и обновление.

Сохранить в закладках
ГЕРОЙ ПРЕДВОЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОЗЕ Л. Д. РЖЕВСКОГО («ДВОЕ НА КАМНЕ») И Б. И. БАЛТЕРА («ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ!») (2025)
Авторы: Коновалов Андрей Александрович

Цель работы - выявить типологические свойства героя предвоенного поколения, представленного в повестях «Двое на камне» Л. Д. Ржевского и «До свидания, мальчики!» Б. И. Балтера. Научная новизна исследования состоит в отсутствии сопоставительного анализа данного типа героя в прозе советских авторов и эмигрантов второй волны. В результате установлено, что, несмотря на имевшиеся идеологические расхождения между авторами, герой предвоенного поколения у Л. Д. Ржевского и Б. И. Балтера обладает целым рядом сходных черт (ощущение свободы и преодоление попыток ее ограничения; удивительно обостренное восприятие времени; стремление к правде и повышенная ранимость в личных отношениях). Несходство судеб главных героев (лагеря Ди-Пи у Ржевского, война и послевоенные реалии СССР) не отменяет внутреннего родства, что подтверждает тезис о внутреннем единстве русской советской и русской зарубежной литературы, что выводит на знаковую для современного литературоведения проблему поиска аксиологических констант, обеспечивавших единство русской литературы вопреки идеологическим и политическим потрясениям XX в.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОВЕДАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ: ИСТОКИ, КОНТЕКСТ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА (2025)
Авторы: Ветивер Мира Михайловна

Статья посвящена важному явлению американской литературы середины XX в. - исповедальной поэзии. В центре внимания находится становление поэтической школы. Прослеживается предваряющий контекст, предшествовавший появлению школы. Рассматриваются творческие пути Роберта Лоуэлла, объединившего бостонских поэтов, в том числе Сильвии Плат и Энн Секстон.

Сохранить в закладках