В статье представлена технология творческого конкурса с использованием художественной литературы в процессе саморазвития педагога, апробированная в ходе практической реализации.
Цель статьи - показать возможности и значение творческого конкурса в саморазвитии педагогов образовательной организации. Актуальность работы исходит из высоких требований к современному педагогу, необходимости раскрытия его потенциала.
Представленная технология способствует мотивации обучающихся педагогического вуза к саморазвитию в профессиональной деятельности.
Предложены этапы проведения творческого конкурса, форма работы «педагогический арт-бук» и алгоритм ее выполнения, которые способствуют развитию умений педагога в воспитательной деятельности.
Авторами разработаны критерии качества творческой работы педагога в соответствии с показателями его личностного и профессионального саморазвития. Привлечение художественно-эстетического опыта педагога в выполнении конкурсной работы оказывает положительное влияние на процесс обучения.
Идентификаторы и классификаторы
Возрастающие требования общества к качеству педагогической деятельности напрямую связаны с вопросами, касающихся саморазвития педагогов. В профессиональном стандарте педагога определены требования к его квалификации, а также сформулированы трудовые функции, выполнение которых требует от педагогов постоянного совершенствования их личностнопрофессиональных качеств. В основе педагогической деятельности лежит творчество педагога, которое может проявляться не только в реализации образовательного процесса, но и в собственном развитии, в улучшении его личных и профессиональных качеств [2, 18, 20].
Список литературы
1. Байлук В.В. О саморазвитии личности // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 50 ̶ 59.
2. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10-1. С. 41 ̶ 43. EDN: VLUTQC
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. 320 с. EDN: QXYPQZ
4. Вахитова Г.Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое образование. 2013. Январь. С. 36-39.
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
6. Головчанская Л.В., Шаронова В.А. Профессиональный конкурс как мотивационная среда для развития профессиональных компетенций и роста профессионализма у студентов медицинского колледжа // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 1. С. 39-46. EDN: VSTUID
7. Гребенкина Л.К., Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с. EDN: QYPXGF
8. Гудова М.Ю. Чтение на фоне разнообразия досуговых культурных практик // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (27): в 2-х ч. Ч. II. C. 63-68.
9. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 194 с.
10. Зинченко В.О., Глазунова С.Ю. Актуальные проблемы профессионального саморазвития педагогов дошкольных образовательных учреждений // Биоразнообразие, биоресурсы, вопросы биотехнологии и здоровье населения Северо-Кавказского региона: материалы IX (66-й) ежегодной научно-практической конференции. Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2022. С. 240-244. EDN: MVWERP
11. Капустина Н.Г., Королева С.В. Педагогическое мастерство и профессиональная компетентность педагога: учебное пособие для бакалавриата. Екатеринбург, 2021. 159 с. EDN: JCEISH
12. Лисицына В.О. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 2. С. 1 ̶ 12. EDN: OECALY
13. Минюрова С.А. Психологические характеристики саморазвития педагога в профессии // Педагогическое образование в России. 2024. № 3. С. 36-46.
14. Миронова Н.А. Читательские практики в системе подготовки педагога дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2016. № 7. С. 35-38. EDN: XXQQCT
15. Петрухина О.А., Феттер И.В. Особенности педагогического взаимодействия в конкурсной деятельности студентов педагогического вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2016. Т. 17, № 1. С. 252-258.
16. Томилова С.Д., Якина Л.Н. Теоретические аспекты и несистемные образовательные практики в совершенствовании процесса обучения студентов педагогических вузов методике работы с детской книгой в цифровой среде // Педагогическое образование в России. 2023. № 2. С. 199-211.
17. Токарь О.В. Оценка читательского восприятия произведений А. Алексина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 1-4. EDN: TVRXTF
18. Топоровский В.П. Потенциал развития и саморазвития педагога в процессе внедрения профессионального стандарта // Человек и образование. 2018. № 2 (55). С. 130-134.
19. Тропникова Н.П. Теоретические основы построения концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 66-72.
20. Хохлова А.А. Педагогическое творчество преподавателя как ресурс развития профессионализма // Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С. 90 ̶ 93. EDN: AKCBFL
21. Яковенко Т.В. Креативный педагог профессионального обучения как основа инновационного общества // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы IV Международной научной конференции, Донецк, 31 октября 2019. Т. 6, ч. 1. Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. С. 378-380. EDN: HTDDLX
Выпуск

ВЕСТНИК ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Другие статьи выпуска
Данная проблема работы определена современной ситуацией увеличения заболеваемости среди лиц молодого возраста сахарным диабетом 1 типа (инсулинозависимый СД 1 типа).
В работе представлено исследование особенностей отношения к болезни молодых женщин, которые имеют разный стаж заболевания. Исследование отношения к болезни у молодых женщин с диагнозом СД было проведено в контексте дисфункциональных когнитивных искажений и стратегий совладания со стрессом.;
В рамках проведенного исследования определено состояние молодых женщин с диагнозом сахарный диабет I типа, проведено сравнение с женщинами в молодости без установленных хронических заболеваний. Так показано что у молодых женщин без хронических соматических заболеваний, проявляются адаптивные варианты отношения к болезни, в то время как у молодых женщин с диагнозом сахарный диабет 1 типа более выражены дезадаптивные типы отношения к собственному заболеванию.
По результатам исследования обнаружен чувственный компонент отношения к болезни при СД 1, который характеризуется дискомфортными физиологическими симптомами, что ведет к нарушению нормального функционирования человека, и к особенностям эмоционального компонента, которые проявляются в виде развития тревожной и депрессивной симптоматики. Мотивационный компонент отношения к болезни у женщин с диагнозом СД 1 типа характеризуется использованием стратегий совладающего поведения: избегание, поиск социальной поддержки, положительное переосмысление, принятие ответственности и самоконтроль.
Статья посвящена исследованию вопроса истории становления студенчества и трансформации психосоциальных характеристик молодежи. Методом обзора литературы выявлены основные исторические этапы становления студенчества, сопровождающиеся изменениями на психологическом и социальном уровне в жизни студентов. Изучены результаты исследований личностных характеристик студенческой молодежи и выделены элементы, составляющие психологический портрет современного студента. Основные положения статьи позволяют определить потенциальные мишени дальнейшего исследования с целью создания целостной картины психологического портрета современного студента.
В современной науке формирование эмпатической культуры личности в социономных профессиях рассматривается как неотъемлемый компонент профессионализма и гуманистической направленности профессиональной деятельности. Статья посвящена анализу социально-психологических детерминант, способствующих развитию эмпатической культуры в таких областях, как педагогика, медицина и социальная работа. В качестве теоретико-методологической базы использованы результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. На этой основе выделяются структурно-содержательные аспекты эмпатии, раскрываются механизмы и условия её формирования, а также подчеркивается взаимосвязь эмпатии с профессиональной компетентностью. Данная работа представляет собой попытку систематизировать существующие подходы к пониманию эмпатической культуры, показать её важность для социономных специальностей и определить возможные перспективы дальнейших исследований в этой области.
Цель: рассмотреть основные социально-психологические детерминанты формирования эмпатической культуры личности, показать их взаимосвязь, а также проиллюстрировать, каким образом различные профессиональные контексты (педагогика, медицина, социальная работа) влияют на процесс развития эмпатических навыков.
Результаты исследования. Компаративисткий анализ отечественных и зарубежных исследований даёт основание утверждать, что формирование эмпатической культуры личности в социономных профессиях определяется рядом взаимосвязанных социально-психологических детерминант. Во-первых, немаловажным фактором является профессионально-этическая среда, которая определяет нормативные и гуманистические ценности профессии. Во-вторых, существенную роль играет индивидуальное отношение специалиста к проблеме эмоций и переживаний другого человека: отсутствие достаточной личностной готовности к эмпатии ограничивает эффекты любых обучающих программ. Кроме того, важнейшей детерминантой оказывается организационная культура, где поддерживаются или, напротив, игнорируются эмпатические практики, а также возможность специалистов получать обратную связь от коллег и профессионального сообщества.
Авторами статьи сделан анализ существующих теоретических основ и; психолого-педагогических подходов по изучению особенностей стиля детско-родительских отношений у матерей, воспитывающих ребенка старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
Результаты исследования дало возможность рассмотреть существенные отличия стиля детско-родительских отношений, который проявляется у матерей, воспитывающих старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, выявленный стиль детско-родительских отношений позволяет понять смысложизненные ориентации матерей.
По результатам проведенного исследования предложен психологический практикум для матерей старших дошкольников с особыми возможностями здоровья с занятиями, включающими модульную программу, состоящую из двух модулей: просветительский модуль с лекциями для родителей и практический модуль с тренинговыми упражнениями и ролевыми играми.
Всепоглощающее проникновение информационных технологий трансформирует не только деятельность интернет-пользователя, но его окружающую действительность, среду жизнедеятельности, а также и многие атрибуты его личности. Контакт пользователя и виртуального пространства носит характер взаимодействия, взаимопроникновения и взаимоизменения двух систем.
Результатом данного процесса выступает виртуальная личность интернет-пользователя. Движущей силой ее формирования является виртуализация и совокупность мотивов, которые совместно образуют мотивационный механизм формирования виртуальной личности интернет-пользователя.
Цель статьи заключается в выявлении и анализе закономерностей в мотивационном механизме формирования виртуальной личности. В качестве эмпирических методов применялись авторские опросники, а также методики на определение мотивационного профиля личности и выявление ведущих интернет-мотивов.
Полученные результаты дают возможность проанализировать внутреннюю структуру мотивационного механизма в процессе формирования виртуальной личности интернет-пользователя. Уровень виртуализации, а также сложность и разнообразие взаимодействия между личностью и виртуальным пространством тесно связаны с мотивами пользователя, которые можно разделить на универсальные и специфические.
Мотивационный механизм представляет собой структурно-функциональную совокупность универсальных мотивов, свойственных для всех пользователей и реализуемых как через возможности реального пространства, так и через виртуальное пространство, а также специфических мотивов, которые присущи только виртуальному пространству и могут быть реализованы только через его уникальные возможности.
Результаты исследования позволили установить взаимосвязь уровня виртуализации личности интернет-пользователя и групп мотивов, как универсальных, так и специфических.
Полученные данные позволяют расширить дальнейший спектр исследования виртуальной личности интернет-пользователя.
Статья посвящена обзору зарубежных психологических исследований прекрастинации. Проблема прекрастинации находится в фокусе внимания психологической науки в период последнего десятилетия и является мало изученной. Прекрастинация трактуется в качестве тенденции выполнить задачу как можно скорее, даже если это приводит к необоснованному выбору и требует от человека дополнительных физических ресурсов. Приведены краткие описания экспериментов, направленных на изучение прекрастинации.
Формирование у молодежи компетенций, направленных на развитие патриотизма и гражданской позиции, - одна из главных задач современного российского образования.
Цель статьи - обобщить опыт реализации курса «Личность в системе социально-политических отношений», в частности, использования современных цифровых методов и искусственного интеллекта при формировании у студентов гражданско-патриотических компетенций.
Задачи:
1.; Постановка проблемы гражданско-патриотического воспитания современных студентов.
2.; Анализ курса «Личность в системе социально-политических отношений».
3.; Апробация различных цифровых образовательных технологий и творческих заданий для формирования ценностно-смысловой сферы студентов.
4.; Рассмотрение полученных результатов.
Авторы статьи приводят конкретные примеры реализации учебного курса «Личность в системе социально-политических отношений», при изучении которого развивается ценностно-смысловая сфера у будущих социальных педагогов. Акцент делается на разнообразии творческих заданий и результаты их выполнения учащимися.
Здоровье населения является одной из важных составляющих стабильности и безопасности государства. Одним из факторов укрепления здоровья является ЗОЖ и оптимальный уровень физической нагрузки.
В связи со сказанным возрастает необходимость привлечения населения к занятиям физической культурой, и важным является исследование мотивации взрослых лиц, занимающихся физической культурой.
Цель данной работы – исследовать особенности мотивационной сферы взрослых лиц, которые занимаются физической культурой.
Использовались следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, методика диагностики направленности личности Б. Басса, методика способности самоуправления Н. М. Пейсахова.
Полученные результаты показали, что мотивационная сфера взрослых лиц, занимающихся физической культурой, имеет сложную структуру, характеризуется высокими показателями осмысленности жизни, уверенностью в необходимости контролировать свою жизнь, удовлетворенностью жизнью в настоящем и своими достижениями в реализации жизненных планов; направленностью на себя; ориентировкой в ситуации, рациональным анализом, способностью к самоуправлению.
В статье рассматриваются вопросы применения в образовательной практике психолого-педагогических технологий, которые на современном этапе решают задачи поддержки и профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей. Целью исследования является анализ и разработка методических инструментов использования коуч-технологий в развитии soft skills студентов педагогических специальностей. Выделены сущность и особенности коучинга и смежных понятий: фасилитация, тьюторское сопровождение, наставничество. Раскрыты потенциальные возможности использования инструментов коучинга для развития компетенций soft skills обучающихся. Изложена специфика интеграции основных принципов коуч-технологий в учебном процессе высшей школы.
В статье освещаются теоретические подходы к решению проблемы сознания в современной когнитивной науке.
Показано, что в настоящее время наибольшее внимание уделяется поиску нейрональных коррелятов сознания. Вместе с тем одним из важнейших понятий в объяснительных конструкциях когнитивистов является «информация».
В частности, количество интегрированной информации в теории Д. Тонони выступает мерой сложности сознания как субъективного опыта. Во многом эту позицию разделяет Д. Чалмерс, защищающий идею информационного панпсихизма. Наконец, сравнительно новым направлением в поле когнитивных исследований является «воплощенное познание».
Можно предположить, что интеграция результатов научных поисков приведет к появлению теории, которая будет обладать куда большим объяснительным потенциалом по сравнению с ныне существующими.
Данная статья посвящена изучению актуального феномена современной психологии - «самостоятельности».
Целью исследования являлось выявление психологических личностных качеств подростков с высоким и низким уровнями развития самостоятельности. Выборку составили 60 обучающихся в возрасте от 14 до 16 лет, из них 30 юношей и 30 девушек. Данные были получены при помощи методики «Опросник автономии» О. А. Карабановой и Н. Н. Поскребышевой, «Тест определения самооценки» С. А. Будасси, математико-статистического анализа (U Манн-Уитни, t-критерий Стьюдента) показал достоверные различия компонентов автономии испытуемых с высоким и низким уровнями развития самостоятельности, установлена прямая взаимосвязь шкал «общая автономия» и «когнитивная автономия» с самооценкой подростков.
Полученные результаты могут быть применены для составления индивидуальных образовательных маршрутов в психолого-педагогическом сопровождении личностного самоопределения обучающихся.
Статья посвящена проблеме развития личностного потенциала старших дошкольников в системе «детский сад - школа - техникум - предприятие». Одним из инновационных и эффективных форматов профориентационной работы, предоставляющим возможности изучения особенностей профессий родителей дошкольников в творческой совместной деятельности, выступает марафон предприимчивости, участниками которого являются воспитанники, родители и педагоги.
Цель статьи заключается в презентации опыта работы детского сада в качестве базового учреждения - Кузбасского регионального института развития профессионального образования им. А. М. Тулеева (КРИРПО) по использованию современных профориентационных форматов, направленных на развитие личностного потенциала старших дошкольников средствами марафона предприимчивости.
Результаты проведенного исследования показали значимость и эффективность использования данного формата профориентационной работы с дошкольниками, а также подтвердили повышение уровня результативности работы по ранней профориентации воспитанников.
Издательство
- Издательство
- АлтГУ
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- Юр. адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- ФИО
- Бочаров Сергей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@asu.ru
- Контактный телефон
- +7 (385) 2291291
- Сайт
- https://www.asu.ru/