Выбор подхода к отраслевой организации всегда происходит в нескольких подходах к ограничениям регулирования, которые задают политические элиты. Во времена масштабных потрясений, как, например, в 2022 г., экономисты ощущают данную специфику все сильнее, однако до сих пор еще не сформирован операционный инструментарий, который можно было бы учитывать при анализе показателей отраслевого регулирования. Статья посвящена поиску такого инструментария с позициями новой институциональной экономической теории (НИЭТ): совмещены концепции «социальных порядков» Д. Норта, Дж. Уоллиса и Б. Вайнгаста и «механизмы управления трансакциями» О. Уильямсона. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что учет фактора оппортунизма политиков из анализа отраслевой организации приводит к тому, что вне фокуса внимания находятся основные интересы политиков, которые способны искажающее воздействовать на выбор критериев управления трансакциями.
Идентификаторы и классификаторы
Классическая (вертикальная) промышленная политика, основанная на наделении отраслей и предприятий ресурсами, в последние десятилетия в некоторых сферах уступает место «горизонтальной» политике, которая сфокусирована на защите и развитии экономической конкуренции [Rodrik 2004; Кузнецов, Симачев 2014]. Однако этот тренд не универсален: например, некоторые государства предпочитают нерыночные, антиконкурентные инструменты промышленной политики1. Данная особенность наиболее ярко проявляется в кризисные периоды – такие, как 2022 г. В сложившейся ситуации многие страны пытаются с помощью дискреционных мер преодолеть возникшие отраслевые шоки, вмешиваясь в рыночные процессы. Причем одни и те же отрасли, которые имеют схожие особенности технологического и экономического характера, разные государства регулируют по-разному. Соответственно, следует рассматривать проблему выбора инструментов промышленной политики в более широком контексте: как на проблему выбора механизмов отраслевой организации под влиянием политической власти. Предпринята попытка установить причины и условия, при которых политики ограничивают экономическую конкуренцию «сверх необходимого» или проводят дерегуляцию там, где обычно считается необходимым преодолевать «провалы рынка».
Список литературы
1. Аджемоглу Д., Робинсон Дж. (2016) Почему одни страны богатые, а другие бедные. М.: АСТ. 760 с.
2. Андреева А.А., Ионкина К.А., Санишвили Т.Т. (2017) Эмпирический подход к оценке социальных порядков // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. № 2. С. 51-71. ЭДН: XPCNRR
3. Аузан А.А., Лепетиков Я.Д., Ситкевич Д.А. (2022) Колея и маятник: влияние ловушки ведущего развития на динамику институциональных изменений // Вопросы теоретической экономики. № 1. С. 24-47. EDN: ВУННКО
4. Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В. (2014) Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2. С. 152-178. EDN: SLPSFR
5. Плискевич Н.М. (2013) Возможности трансформации в России и концепции Норт-Уоллиса-Вайнгаста. Статья 1. Срывы революции вчера и сегодня // Общественные науки и современность. № 5. С. 37-50. EDN: RDRCCN
6. Полтерович В.М. (2001) Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. № 3. С. 24-49. EDN: IBAKRX
7. Федоров С.И. (2021) Кластерная политика и инновационная активность промышленных предприятий // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. № 4. С. 161-185. EDN: BLUTNZ
8. Шаститко А.Е. (2012) Быть или не быть антитрасту в России? // Экономическая политика. № 3. С. 50-69. EDN: OYRDSN
9. Шаститко А.Е., Ионкина К.А. (2021) Институт отечественного антитраста: Химического коллективного доминирования в России // Вопросы экономики. № 7. С. 68-88. EDN: NKIXIH
10. Шаститко А.Е., Павлова Н.С. (2018) Широкие перспективы и овраги конкурентной политики // Экономическая политика. № 5. С. 110-133. EDN: YMCETJ
11. Шаститко А.Е., Павлова Н.С. (2021) Антиконкурентные последствия антимонопольной политики: кейс мобильных операторов // Вопросы государственного и муниципального управления. № 2. С. 7-33. EDN: QZIJTR
12. Шаститко А.Е., Павлова Н.С. (2022) Пигувианство против коузианства: идеи, ценности, перспективы // Вопросы экономики. № 1. С. 23-46. EDN: XGRJFB
13. Яковлев А.А. (2012) Как снизить силовое давление на бизнес в России? // Вопросы экономики. № 11. С. 4-23. EDN: PFRHJL
14. Асиимве ГБ (2013) От монопольного маркетинга до кофе Мангедо: ответы на безрассудство политики и извлечение в Уганде, 1971-79 // Журнал восточноафриканских исследований. № 7. С. 104-124.
15. Авдашева С., Голованова С. (2016) Искажающие эффекты измерения эффективности деятельности конкурентного ведомства: случай России // Международный журнал государственного сектора. № 3. С. 288-306.
16. Авдашева С., Шаститко А. (2011) Российская антимонопольная политика: сила принуждения против качества правил // Посткоммунистические экономики. № 4. С. 493-505. EDN: PERVCP
17. Бьюкенен Дж. М., Таллок Г. (1962) Расчет согласия: логические основы конституционной демократии. Кармель: Liberty Fund.
18. Дэвис Л., Норт Д. (1971) Институциональные изменения и американский экономический рост. Кембридж: Cambridge University Press. 283 стр.
19. Дьянков С., Ла Порта Р., Лопес-де-Силанес Ф., Шлейфер А. (2002) Регулирование въезда // Ежеквартальный журнал экономики. № 1. Стр. 1-37. EDN: EDBKOP
20. Эрдогу Э. (2014) Политическая экономия либерализации рынка электроэнергии: межстрановой подход // Energy Journal. № 3. С. 91-128.
21. Фоер А.А. (2018) Культура, экономика и антимонопольная политика: пример доверия // Антимонопольный вестник. № 63. С. 65-103.
22. Гултом YML (2021) Когда экстрактивные политические институты влияют на государственно-частное партнерство: эмпирические данные независимых производителей электроэнергии в Индонезии при двух политических режимах // Энергетическая политика. № 149. EDN: LRLEPO
23. Хайек Ф.А. (1968) Der Wettbewerb als Entdeckungsverfahren. Киль: Инст. для мира. 20 р.
24. Кацулакос Й., Авдашева С., Голованова С. (2016) Правовые стандарты и роль экономики в применении конкурентного права // Европейский журнал конкуренции. № 2. С. 1-21. EDN: YUVZQX
25. Кирзнер И.М. (1978) Конкуренция и предпринимательство. Чикаго: Издательство Чикагского университета. 256 с.
26. Найт Ф. (1921) Риск, неопределенность и прибыль. Бостон: Houghton, Mifflin. 381 стр.
27. Курдин А., Шаститко А. (2020) Новая промышленная политика: шанс для стран БРИКС // Экономический журнал БРИКС. № 1. С. 60-80. EDN: UJUMOI
28. Менар К. (2004) Экономика гибридных организаций // Журнал институциональной и теоретической экономики. № 3. С. 345-376.
29. Менар К. (2022) Гибриды: где мы находимся? // Журнал институциональной экономики. № 18. С. 297-312.
30. Мизес Л. (1996) Человеческая деятельность: Трактат по экономике. 3-е перераб. изд. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
31. Мерфи К.М., Шлейфер А., Вишни Р.В. (1993) Почему погоня за рентой так дорого обходится росту? // The American Economic Review. № 2. С. 409-414. EDN: HENHHB
32. Норт Д.К., Уоллис Дж.Дж., Вайнгаст Б.Р. (2009) Насилие и социальные порядки: концептуальная основа интерпретации зафиксированной истории человечества. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 328 стр.
33. Олсон М. (1965) Логика коллективного действия. Общественные блага и теория групп. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. 186 стр.
34. Потрафке Н. (2010) Влияет ли государственная идеология на дерегулирование товарных рынков? Эмпирические данные из стран ОЭСР // Общественный выбор. № 143. С. 135-155.
35. Родрик Д. (2004) Промышленная политика для XXI века. Дискуссионные доклады CEPR 4767. 57 стр.
36. Шлейфер А., Вишни Р. (1993) Коррупция // Ежеквартальный журнал экономики. № 3. С. 599-617. EDN: BPNNTN
37. Шумпетер JA (2008) Теория экономического развития: исследование прибыли, капитала, кредита, процента и делового цикла. Первоначально опубликовано в 1934 году. Нью-Брансуик, Лондон: Transaction Publishers.
38. Тадей Ф. (2018) Долгосрочные эффекты экстрактивных институтов: данные торговой политики в колониальной французской Африке // Экономическая история развивающихся регионов. № 33. С. 183-208.
39. Таллок Г. (1967) Издержки благосостояния от тарифов, монополий и воровства // Western Economic Journal. № 5. С. 224-232.
40. ван Бавел Б., Ансинк Э., ван Бесоув Б. (2017) Понимание экономики порядков ограниченного доступа: стимулы, организации и хронология развития // Журнал институциональной экономики. № 13. С. 109-131.
41. ван Бесоу Б., Ансинк Э., ван Бавел Б. (2016) Экономика насилия в естественных государствах // Журнал экономического поведения и организации. № 132. Стр. 139-156.
42. Ванино Э., Ли С. (2018) Экстрактивные институты в неторгуемых отраслях // Economics Letters. № 170. С. 10-13.
43. Вегнер Г. (2015) Капиталистическая трансформация без политического участия: немецкий капитализм в первой половине XIX века // Конституционная политическая экономия. № 26. С. 61-86.
44. Веймут С. (2016) Политика конкуренции: группы интересов, демократия и антимонопольная реформа в развивающихся странах // Антимонопольный вестник. № 61. С. 296-316.
45. Уильямсон О. (1985) Экономические институты капитализма. Нью-Йорк: Свободная пресса. 468 стр.
46. Уильямсон О. (1991) Сравнительная экономическая организация: анализ дискретных структурных альтернатив // Administrative Science Quarterly. № 2. С. 269-296. EDN: BJLAVR 47. Вольф Э.А. (2020) Глобальная политика африканской промышленной политики: случай запрета на продажу подержанной одежды в Кении, Уганде и Руанде // Обзор международной политической экономии. № 5. С. 1308-1331.
48. Яковлев А., Соболев А., Казун А. (2014) Средства производства против средств принуждения: может ли российский бизнес ограничить насилие хищного государства? // Post-Soviet Affairs. № 30. С. 171-194. EDN: SKPALZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассмотрено формирование, состояние и особенности системы высшего образования в Германии на современном этапе. Приведены преимущества высшего образования в немецких вузах. Оценена востребованность высшего образования разных ступеней среди населения. Представлены и проанализированы данные Федерального статистического управления Германии по количеству и типам высших учебных заведений, численности студентов вузов и их распределению по предметным группам за зимние семестры 2019/2020-2021/2022 гг., а также по численности первокурсников немецких вузов по землям в зимние семестры 2020/2021-2021/2022 гг. Изучена статистика о конкурентоспособности выпускников на рынке труда Германии. Оценена их средняя первоначальная годовая зарплата в зависимости от направления подготовки и полученной квалификации. Сделан вывод о высоком уровне востребованности высшего образования среди населения Германии, а также о конкурентных преимуществах людей с высшим образованием на рынке труда.
Как главный агрессор во Второй мировой войне Германия обязана бессрочно соблюдать комплекс строгих ограничений при развитии и использовании своего военного потенциала. Рассмотрена эволюция наблюдения за страной этой фундаментальной основы до начала 2020-х гг. Внимание уделяется кейсам пересмотру Германией условий, которые ограничивают строительство военной страны радиальных державных амбиций. ФРГ заявила, что «российская (советская) угроза» стала основным поводом для ремилитаризации. Однако в действительности Германия уделяла внимание своей особой ответственности перед СССР и РФ. В данном двадцати показаны рамочные условия развития «военной машины» ФРГ, заданные канцлером К. Аденауэром. Прослежена направленность ремилитаризации ФРГ в период с конца 2010-х гг. Изучены особенности использования Бундесвера внутри и за пределами зоны безопасности НАТО, как шаги по отходу от «стратегической сдержанности».
Проблема противоракетной защиты остается одной из важнейших тем в дискуссии о контроле над вооружениями на современном этапе. Без ее решения невозможно конструктивно продвигаться по пути глобальной борьбы с военной угрозой и взаимного влияния потенциалов ядерных вооружений России и США, России и НАТО, а также укреплять глобальную стратегическую стабильность. Этот вопрос выступает главным раздражителем в отношениях России с западными контрагентами - прежде всего с военно-политическим альянсом НАТО во главе с США. Соответственно, взаимоприемлемые решения в данном направлении могли бы сохранить доверие между Россией и ее контрагентами, а также создать бывшие предпосылки для построения более безопасного и стабильного мира. Предложен ряд конкретных первоочередных шагов, которые могут открыть путь к выходу из устаревшего переговорного тупика вокруг проблем ПРО. Также они могут привести к принятию прагматических мер, которые не нарушают национальную безопасность ни в одном из государств, в случае будущей нормализации отношений Москвы и Вашингтона.
В статье рассматриваются экологические вызовы, с которыми сталкиваются государства Латинской Америки. Акцент сделан на общей проблеме борьбы с политическими трудностями в странах региона. Данный процесс можно толковать не только в девяти локальных «центро-периферийных» отношениях в латиноамериканских государствах, но и как часть общего тренда в рамках постколониальных исследований. Рассмотрены теории развития и поразвития, а также локальные альтернативные модели, возникшие в социально-политическом дискурсе стран Андского субрегиона. Накопленный опыт позволяет не только экстраполировать элементы их развития во всем регионе, но и создавать международные инструменты по защите экологических прав, а, следовательно, стимулировать дальнейшую реализацию целей развития (ЦУР).
Национальная политика в многосоставных государствах зачастую изменчива и противоречива. Необходимо изучать данные особенности, чтобы выявить общие закономерности этнополитических процессов. Представлен анализ причин колебаний курса национальной политики СССР и, отчасти, политики постсоветской России. Даны критические оценки концепциям «этнополитического маятника» и «маятника национальной политики». Выявлено, что советское руководство, преднамеренно или неосознанно, было непоследовательным в соблюдении фундаментальных принципов национальной политики: право наций на самоопределение, федерализм и права этнических меньшинств. На основе проведенного анализа сделаны следующие выводы. Курс советской национальной политики менялся в зависимости от актуальных политических задач, которые зачастую требовали корректировать идейные принципы или отступать от них. Образ маятника применим скорее как метафора, чем объяснительная модель колебаний курса в данной области. Советский опыт недостаточно осмыслен в современной России, в результате чего сохраняется высокая вероятность этнической и конфессиональной мобилизации граждан.
В статье рассмотрена трансформация использования понятия ресентимента в политической борьбе. Показано, что изначально эта концепция была сформулирована скорее с правых идеологических позиций, чтобы «разоблачать» якобы «истинную» подоплеку действий и идеологем левых и прогрессивных сил. Однако со временем левые и либералы также взяли ее на вооружение. Они начали находить у оппонентов почти все те черты, в которых их обвиняют правые. Представлены причины, которые сделали возможным такой разворот концепции. Обращено внимание на то, что оба правых классика ресентимента (Ф. Ницше и М. Шелер) ссылаются на понятия нормативности, нормальности, образцовости, некоего естественного порядка. Образец такой нормативности, вымышленный ницшевско-шелеровский аристократ, служит в базовой концепции ресентимента примером «господина» и объектом для сравнения, «компаратором». Однако в модерновых обществах такого общепризнанного господствующего социального субъекта нет. На его место претендуют различные политические силы и социальные группы. Таким образом, все противоборствующие стороны получают возможность уличать друг друга в ресентименте, и правая монополия на использование этой концепции оказывается разрушенной.
Интерес к анализу научного статуса концепции постмодернизма обусловлен тем, что к ней зачастую обращаются без рефлексии границ и возможностей ее использования. Осмысленное же использование положений постмодернизма требует анализа проблем, которые стали стимулом для его появления, и изучения структуры социальных сред, представления которых близко концептуальным основаниям постмодернизма. Для таких сред постмодернизм выступает релевантной философской парадигмой. Показано, что свойственная постмодернизму проблематизация нравственных оснований социальной жизни существенно ограничивает круг социальных сред, для которых данная концепция способна выступать релевантной социологической объяснительной схемой. Границы релевантности концепции по отношению к определенным социальным средам определяются уровнем проблематизации в них нравственных оснований индивидуальной и социальной жизни. Соответственно, релевантное использование концепции постмодернизма в качестве социологической объяснительной схемы ограничено социальными средами, в которых постоянно анализируются нравственные основания их собственной личной и социальной жизни. Использование ее для сред, где мало сомневаются в нравственно-этических основаниях жизни, приводит к нерелевантным выводам.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО НАУКА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121099 г. Москва, Шубинский пер., 6, стр. 1
- Юр. адрес
- 121099 г. Москва, Шубинский пер., 6, стр. 1
- ФИО
- Николай Николаевич Федосеенков (Директор)
- E-mail адрес
- info@naukapublishers.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2767735