Статья: О ТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ТРЕХ ФУГАХ ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА (2024)

Читать онлайн

В статье рассматриваются три фуги И. С. Баха, в которых системно функционируют два рода тематических преобразований, выходящие за рамки обычных и необходимых для развертывания формы средств - имитационного и тонально-ладового продвижения темы, а также поддержки ее противосложениями. Эти два рода воздействий - стретта и противодвижение (обращение, инверсия). В анализируемых фугах они выступают как наиболее действенные конструктивные средства, определяющие весь ход становления фуги и ее композиционный тип. Две из обсуждаемых в статье фуг входят в состав «Хорошо темперированного клавира» (dis-moll из I тома и b-moll из II тома), третья - Контрапункт 5 из «Искусства фуги». Дополнением, подтверждающим структурные идеи, реализованные в монументальном творении Баха, служит краткий анализ Контрапункта 10 - переработки Фуги VI из ранних версий цикла, первоначально основанной на том же варианте темы цикла, что и Контрапункт 5. В окончательной версии Контрапункт 10 - двойная фуга, и к ее первой теме - бывшему удержанному противосложению - конспективно применены преобразования, освоенные на теме Контрапункта 5. Характер использования стретты и инверсии в анализируемых фугах убедительно подтверждает незыблемое отношение Баха к теме как целостной структуре, подлежащей бережному исследованию, раскрытию, истолкованию и в итоге - утверждению.

Ключевые фразы: иоганн себастьян бах, "хорошо темперированный клавир", "искусство фуги", виды ответа, виды стретт, ИНВЕРСИЯ, пред-имитация, хоральная фуга, фуга на хорал
Автор (ы): Южак Кира Иосифовна
Журнал: OPERA MUSICOLOGICA

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
781.42. Теория контрапункта. Канон. Фуга
Для цитирования:
ЮЖАК К. И. О ТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ТРЕХ ФУГАХ ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА // OPERA MUSICOLOGICA. 2024. Т. 16 № 4
Текстовый фрагмент статьи
Моя история просмотров (10)