Материалом для статьи явились неопубликованные учебные работы А. К. Глазунова, которые хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и в Научной музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории. Их основной корпус появился в период обучения Глазунова у Н. А. Римского-Корсакова (декабрь 1879 - весна 1881 г.). Нотные автографы Глазунова отражают систему преподавания Римского-Корсакова, ставшего впоследствии главой петербургской композиторской школы. Комплект учебных рукописей, содержащий упражнения, типичные для консерваторского курса специальной теории, демонстрирует стремительный профессиональный рост Глазунова-композитора (вместо традиционных трех лет освоения гармонии, контрапункта и фуги обучение длилось немногим более трех семестров). Изучение рукописных материалов Глазунова позволяет определить круг материалов, относящихся к учебным работам по разным предметам, выявить методические принципы и специфику выполняемых заданий, уточнить датировку некоторых автографов.
Идентификаторы и классификаторы
Существенную часть фондов российских архивов и библиотек составляют учебные материалы петербургских музыкантов, живших и творивших на рубеже XIX–XX вв.: Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. М. Ляпунова и многих других.
Список литературы
1. Беляев 1922 - Беляев В. М. Александр Константинович Глазунов: Материалы к его биографии. Петроград: Гос. филармония, 1922. Т. 1. Жизнь. Ч. 1. 148 с.
2. Биркенгоф, Вильскер, Вульфиус, Фрейндлинг 1964 - Инструкции или положения по Петербургской консерватории для руководства учебной и хозяйственной жизнью // Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы. 1862-1917 / сост.: А. Л. Биркенгоф, С. М. Вильскер, П. А. Вульфиус, Г. Р. Фрейндлинг. Ленинград: Музыка, 1964. С. 15-40.
3. Бусслер 1885 - [Бусслер Л.] Строгий стиль: учебник простого и сложного контрапункта, имитации, фуги и канона в церковных ладах. Cочинение Людвига Бусслера / перевод с немецкого С. И. Танеева. Москва: П. Юргенсон, 1885. 191 с.
4. Ганина 1961 - Ганина М. А. Александр Константинович Глазунов. Жизнь и творчество. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1961. 390 с.
5. Гервер 2022 - Гервер Л. Л. Танеевские уроки контрапункта в нотных тетрадях Сергея Васильевича Евсеева // Научный вестник Московской консерватории. 2022. Том 13. Выпуск 4 (декабрь). С. 768-797. DOI: 10.26176/mosconsv.2022.51.4.05 EDN: AYDETP
6. Глазунов 1958 - Глазунов А. К. Воспоминания об Н. А. Римском-Корсакове // Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное / сост., вступительная статья и примечания М. А. Ганиной. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1958. С. 439-451.
7. Двоскина 2024 - Двоскина Е. М. П. И. Чайковский - преподаватель элементарной теории музыки. Курс Чайковского в конспектах Танеева // Научный вестник Московской консерватории. Том 15. Выпуск 3 (сентябрь 2024). С. 462-481. DOI: 10.26176/mosconsv.2024.58.3.06
8. Ляпунова 1955 - Ляпунова А. С. Рукописное наследие А. К. Глазунова: Обзор // Сборник Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград: [Б. и.], 1955. Вып. 3. С. 103-121.
9. Маркс 1872 - Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки. Руководство для учителей и учащихся по всем отраслям музыкального образования / Перевод с 8-го издания, ред. А. С. Фаминцын. Санкт-Петербург: издание А. Iогансена, 1872. 426 с.
10. Михайлов 1959 - Михайлов М. К. Н. А. Римский-Корсаков - воспитатель композиторов // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 13-45.
11. Полоцкая 2009 - Полоцкая Е. Е. П. И. Чайковский и становление композиторского образования в России: дис. … доктора искусствоведения: 17.00.02 / РАМ им. Гнесиных. Москва, 2009. 435 с. EDN: QEWEMB
12. Римский-Корсаков 1909 - Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 1844-1906 / ред. Н. Н. Римской-Корсаковой. Санкт-Петербург: тип. Глазунова, 1909. 368 с., V с.
13. Римский-Корсаков 1963 a - Римский-Корсаков Н. А. Проект преобразования программы теории музыки и практического сочинения в консерваториях // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. Том 2. С. 212-218.
14. Римский-Корсаков 1963 b - Римский-Корсаков Н. А. Теория и практика [и] Обязательная теория музыки в русской консерватории // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. Том 2. С. 188-212.
15. Римский-Корсаков 1963 c - Римский-Корсаков Н. А. Теория композиции // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. Том 2. С. 172-174.
16. Рихтер 1873 - [Рихтер Э. Ф.] Учебник фуги: Руководство к сочинению фуги и к подготовительным упражнениям в подражаниях и каноне: Составил для Лейпцигской музыкальной консерватории Эрнст Фридрих Рихтер, капельмейстер при Лейпцигском университете / пер. с нем. [и предисл.] А. Фаминцын. Санкт-Петербург: А. Битнер, 1873. 202 с.
17. Тюлин 1959 - Тюлин Ю. Н. Об историческом значении учебника гармонии Н. А. Римского-Корсакова // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 81-93.
18. Фатыхова 2004 - Фатыхова Э. А. Нотные рукописи А. К. Глазунова: Опыт текстологического исследования: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург: [б. и.], 2004. 22 с. EDN: ZMTPPD
19. Фатыхова 2008 - Фатыхова-Окунева Э. А. Н. А. Римский-Корсаков - преподаватель теории музыки (По ученическим тетрадям А. К. Глазунова) // Римский-Корсаков. Сборник статей. Санкт-Петербург: Композитор•Санкт-Петербург, 2008. С. 170-192. (Петербургский музыкальный архив. Вып. 7).
20. Штейнберг 1959 - Воспоминания М. О. Штейнберга / подг. к печати Н. Б. Никольская // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 196-209.
21. Янкус 2022 - Янкус А. И. Учебные фуги А. К. Глазунова в отделе рукописей Российской национальной библиотеки // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2022. № 4 (32). С. 91-106. DOI: 10.61908/2413-0486.2022.32.4.91-106
22. Янкус 2023 - Янкус А. И. Рецепция “Хорошо темперированного клавира” И. С. Баха в рукописи А. К. Глазунова (РНБ. Ф. 187. № 642) // Университетский научный журнал. 2023. № 77. С. 87-92. DOI: 10.25807/22225064_2023_77_87 EDN: HCALZY
23. Bussler 1877 - [Bussler L.] Der strenge Satz in der musikalischen Kompositionslehre in zweiundfünfzig Aufgaben mit zahlreichen, ausschliesslich in den Text gedruckten Muster-, Uebungs- und Erläuterungs-Beispielen, sowie Anführungen aus den Meisterwerken der Tonkunst für den Unterricht an öffentlichen Lehranstalten, den Privat und Selbst-Unterricht systematisch-metodisch dargestellt von Ludwig Bussler. Berlin: Carl Habel, 1877. 223 S.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Советский органист и композитор Михаил Леонидович Старокадомский (1901-1954) много лет дружил с выдающимся немецким органистом и дирижером Гюнтером Раминым (1898-1956). Они познакомились в 1927 г. во время зарубежной стажировки Старокадомского, и затем в течение ряда лет переписывались. Рамин был учителем Старокадомского, однако общался с ним практически на равных. Письма Рамина, хранящиеся в Москве, в архиве Старокадомского в РГАЛИ, затрагивают важные вопросы исполнения музыки И. С. Баха, прежде всего, органных хоральных прелюдий и «Искусства фуги». Большое письмо от 15 мая 1928 г. публикуется здесь в полном виде впервые, включая факсимиле. Контакты двух музыкантов в силу внешних причин прервались в конце 1930-х гг., и тогда же Старокадомский завершил свою карьеру концертирующего органиста. Однако искусство Рамина, и особенно, его интерпретации произведений Баха, оказали заметное воздействие на советских музыкантов в 1950-х гг., особенно после гастролей Рамина в Ленинграде и Москве в 1954 гг., вскоре после смерти Старокадомского. Некоторые проблемы исполнения произведений Баха, затронутые в письмах Рамина к Старокадомскому, остаются актуальными и в наше время - особенно это касается тембровой реализации «Искусства фуги» и «Музыкального приношения».
Метротектонический метод Георгия Эдуардовича Конюса известен в основном по его теоретическим трудам. Однако не меньшее значение имеет до настоящего времени не изученная практическая часть научного наследия ученого, представленная обширной коллекцией планов (названных по аналогии с архитектурными планами). Планы - изобретения Конюса, позволяющие осуществить подробную фиксацию музыкальной формы при помощи чисел, графических фигур, а в некоторых случаях и особым образом распределенного нотного текста. Избрав для изучения коллекцию планов 48 фуг ХТК Баха, автор настоящей статьи предлагает систематизацию планов, показывая различие аналитических подходов в каждом из трех выявленных типов. Материалом статьи послужили восемь планов баховской фуги cis I: наличие среди них неправильного (по оценке Конюса) и гарантированно правильного (опубликованного Конюсом) вариантов анализа дало возможность посредством их детального сравнения в какой-то мере приблизиться к пониманию механизмов метротектонического анализа, прояснив, в частности, роль «точек рассечения» музыкального целого.
В интермедиях фуг двух томов «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха содержится порядка 76 двухголосных канонических секвенций; они могут повторяться в фуге с теми или иными системными изменениями. В статье прослеживаются истоки технологии создания двухголосных канонических секвенций - в той ее части, которая задокументирована в музыкально-теоретических источниках, - и раскрываются особенности метода Баха в контексте развития данной технологии. Аутентичные техники сочинения тематических и контрапунктических бесконечных канонов и канонических секвенций в условиях 2-4-голосия, описываемые в музыкально-теоретических трактатах второй половины XVI - первой половины XVIII в., не изучены в отечественном музыкознании. Вопрос специально исследуется в публикациях немецкого музыковеда Фолкера Фрёбе, изложенный в них материал учтен в предлагаемой статье. Автор реконструирует процесс создания двухголосной канонической секвенции у Баха. Вводится понятие каркас, под которым понимается лежащая в основе канонической секвенции последовательность определенных гармонических интервалов, возвращающаяся на другой высоте, с равномерным чередованием интервалов. Устанавливаются наиболее употребительные в «Хорошо темперированном клавире» каркасы. Выявляется такая особенность технологии Баха, как использование в канонических секвенциях по большей части мелодического материала из элементов фуги: темы, противосложения, кодетты, уже прозвучавшей интермедии. Эта техника определяется в статье как «вставка в каркас». Указывается на возможность предвидения канонической секвенции в элементах фуги.
Статья посвящена одной из неопубликованных учебных фуг С. И. Танеева - на тему фуги D-dur из II тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха (BWV 874), - хранящейся вместе с другими учебными работами начинающего музыканта в архиве Государственного мемориального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину. Здесь приведены полная расшифровка фуги и ее анализ, а также прокомментированы правки, внесенные в нотный текст Н. А. Губертом, что позволяет расширить и уточнить представления о становлении Танеева-композитора, педагога и ученого. Обсуждение его первой написанной целиком фуги поднимает многие, притом весьма различные, вопросы - о формировании отечественной системы профессионального музыкального образования; о методике преподавания контрапункта и фуги; о глубинной связи музыкального материала и возникающей на его основе композиции; о проблемах стиля и техники. При всей несхожести двух фуг - баховской и танеевской - в них оказываются воплощены сходные музыкальные идеи, и лежат они в области применения сложного контрапункта.
В статье рассматриваются три фуги И. С. Баха, в которых системно функционируют два рода тематических преобразований, выходящие за рамки обычных и необходимых для развертывания формы средств - имитационного и тонально-ладового продвижения темы, а также поддержки ее противосложениями. Эти два рода воздействий - стретта и противодвижение (обращение, инверсия). В анализируемых фугах они выступают как наиболее действенные конструктивные средства, определяющие весь ход становления фуги и ее композиционный тип. Две из обсуждаемых в статье фуг входят в состав «Хорошо темперированного клавира» (dis-moll из I тома и b-moll из II тома), третья - Контрапункт 5 из «Искусства фуги». Дополнением, подтверждающим структурные идеи, реализованные в монументальном творении Баха, служит краткий анализ Контрапункта 10 - переработки Фуги VI из ранних версий цикла, первоначально основанной на том же варианте темы цикла, что и Контрапункт 5. В окончательной версии Контрапункт 10 - двойная фуга, и к ее первой теме - бывшему удержанному противосложению - конспективно применены преобразования, освоенные на теме Контрапункта 5. Характер использования стретты и инверсии в анализируемых фугах убедительно подтверждает незыблемое отношение Баха к теме как целостной структуре, подлежащей бережному исследованию, раскрытию, истолкованию и в итоге - утверждению.
Исследование иноконфессиональных музыкальных цитат связано с решением ряда вопросов, среди которых на первом плане оказываются религиозно-этический и эстетический. Отдельно следует учитывать функциональный аспект: в каком контексте автор предполагал исполнение подобных сочинений. Показана историческая изменчивость обращения композиторов к иноконфессиональным цитатам: в XIX в. они все чаще стали возникать в светских жанрах (на первом месте - хорал “Dies Irae”). На конкретных примерах проанализированы причины, объясняющие их появление: внешние обстоятельства (заказ) - “Lauda Sion” Ф. Мендельсона; сочувственное / толерантное отношение автора к другой религии - “Veni Domine” Б. Гуаюля; решение определенных художественных задач - «Гугеноты» Дж. Мейербера; интерес к различным художественным / культовым традициям - фантазии на темы псалмов гугенотов Э. дю Корруа, ряд псалмов из “Estro poetico-armonico” Б. Марчелло, “Dixit Dominus” Г. Генделя; функционирование музыкального материала в «чужой» литургической практике - Траурный антем памяти королевы Каролины Г. Генделя. У композиторов, связанных с немецкой культурой, цитаты выполняли риторические функции; особое положение в этом плане занимает Credo из Мессы h-moll И. С. Баха. В статье рассматриваются первоисточник использованных в нем цитат, особенности их трактовки, а также соотношение с религиозной и художественной концепцией Мессы.
В статье рассматривается публикация избранных хоралов И. С. Баха, предпринятая Шарлем Гуно, - Choix de Chorals de Jean Sébastien Bach, annotés par Ch. Gounod(Paris, Choudens Fils Edition, 1870). Из третьего издания собрания К. Ф. Э. Баха и И. Ф. Кирнбергера 371 vierstimmige Choralgesänge von Johann Sebastian Bach (Лейпциг,1831) Гуно отбирает 152 хорала и снабжает их своими комментариями. Раскрываются обстоятельства и причины появления подобной публикации, дается характеристика подхода одного из виднейших французских композиторов к материалу, представляющему собой квинтэссенцию баховского наследия. Особо отмечаются прецеденты воплощения хорала в предшествующих публикации оперных творениях Гуно («Фауст», «Мирейль») - как продолжение традиции, заложенной В. А. Моцартом в «Волшебной флейте» и Дж. Мейербером в «Гугенотах». В развернутом Предуведомлении, блистательном с точки зрения литературного стиля, Гуно обозначает векторы постижения баховского наследия французской музыкальной культурой второй половины XIX в. Дидактическая направленность публикации во многом отражает и общеевропейскую тенденцию - постепенное «врастание» Баха в процесс профессионального формирования музыкантов независимо от их специальности, уровня оснащенности и принадлежности к национальной школе.
«Ты должна полюбить во мне Баха», - писал Шуман Кларе Вик: так он видел главное в себе на 28-м году жизни. Совсем недолго занимаясь композицией с наставником (Г. Дорн) и эпизодически - самостоятельно по учебным руководствам (Г. Вебера, Ф. Марпурга, Л. Керубини), Шуман своими истинными учителями считал великих мастеров, из которых первый - И. С. Бах. Виртуозно овладев сложнейшей полифонической техникой (и особенно ценя свои фуги на B-A-C-H), Шуман по-настоящему воплотил почерпнутое им у Баха в своем особом мире скрытой полифонии, растворенной в романтической гармонии и фактуре - там, где Бах «не слышен», но задает особую высоту чувствования. Другой парадокс: глубокое убеждение композитора в том, что постороннее вмешательство в великую музыку есть «величайшее оскорбление» для искусства, публичный призыв Шумана оградить сочинения классиков от современных обработок; и вдруг, в последний светлый год перед ментальной катастрофой - неудержимая потребность аранжировать И. С. Баха (!), создать фортепианное сопровождение к его сольным циклам для скрипки и для виолончели (что и было осуществлено). Отчего? Авторские объяснения не устраняют глубинных вопросов на уровне композиторского самосознания, задаваться ими правомерно, даже если они не могут иметь однозначных ответов.
В статье рассматриваются два параллельно складывавшихся типа жизнеописаний великих композиторов и конкретно Иоганна Себастьяна Баха: адресованный широкому кругу любителей музыки и научный, предназначенный главный образом профессионалам-музыковедам. Принципиальные отличия между ними заключаются в их воздействии на читателя - эмоциональном в популярно-художественных интерпретациях и рациональном в научных исследованиях. Это определяет отношение к фактам: свободное в одном слое культуры и строгое - в другом. Оба типа подвержены веяниям времени: популярный в большей степени, научный - в меньшей. Поскольку биографика сформировалась в XIX в. под влиянием романтизма с его культом одинокого и страдающего художника, романтический пафос остался доминирующим в художественных интерпретациях биографии Баха. Растущая популярность музыки Баха в последней четверти XX в., в частности в связи с 300-летней годовщиной со дня его рождения, совпала с появлением в 1990-е гг. работ Кристофа Вольфа, получивших большую известность и отмеченных влиянием постмодернизма, стимулирующего тотальный пересмотр установившихся в баховедении концепций. Дух сенсационности его открытий, нередко спорных, заметно повлиял на популярно-художественные интерпретации жизни Баха. Различия устанавливаются при сравнении произведений, созданных в традиционно романтическом ключе (пьеса Пауля Барца «Возможная встреча» и четырехсерийного телефильма “Johann Sebastian Bach” (ГДР - Венгрия, оба - 1985), с фильмом “Mein Name ist Bach” (Германия-Швейцария, 2003). Сравнение сфокусировано на эпизоде импровизации Баха на тему короля Фридриха II в 1747 г.
При восстановлении событий прошлого ученым приходится иногда опираться на исторические документы, в которых по тем или иным причинам факты изложены неверно. В ходе изучения произошедшего исследователями многих поколений событие обрастает новыми «сведениями» и в результате этой «эволюции» оказывается представлено иначе, чем оно было на самом деле. После научно-фантастического рассказа Рэя Брэдбери подобные случаи стали характеризовать устойчивым выражением эффект бабочки. В предлагаемой статье проблема рассмотрена на материале широко известного сюжета о паломничестве И. С. Баха из Арнштадта в Любек, а также о цели и результатах этого похода. Опираясь на два документа, в которых события отражены не в соответствии с реальностью, - Протокол консисторского заседания (две реплики И. С. Баха и суперинтендента И. Г. Олеариуса), а также восемь строк из Некролога памяти Баха, - исследователи приходят к неверным выводам. Ошибочной в конечном счете оказывается интерпретация цели визита И. С. Баха в Любек, плана визита, сформированного самим композитором, последовательности событий, их хронологии, результатов путешествия, а также характеристики личности героя истории, о которой идет речь. Столь велика оказывается цена ошибки - случайной или намеренной - в исходных документах.
Издательство
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 190068, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2, литер "А"
- Юр. адрес
- 190068, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3, литер "А"
- ФИО
- Васильев Алексей Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@conservatory.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3122129