«Ты должна полюбить во мне Баха», - писал Шуман Кларе Вик: так он видел главное в себе на 28-м году жизни. Совсем недолго занимаясь композицией с наставником (Г. Дорн) и эпизодически - самостоятельно по учебным руководствам (Г. Вебера, Ф. Марпурга, Л. Керубини), Шуман своими истинными учителями считал великих мастеров, из которых первый - И. С. Бах. Виртуозно овладев сложнейшей полифонической техникой (и особенно ценя свои фуги на B-A-C-H), Шуман по-настоящему воплотил почерпнутое им у Баха в своем особом мире скрытой полифонии, растворенной в романтической гармонии и фактуре - там, где Бах «не слышен», но задает особую высоту чувствования. Другой парадокс: глубокое убеждение композитора в том, что постороннее вмешательство в великую музыку есть «величайшее оскорбление» для искусства, публичный призыв Шумана оградить сочинения классиков от современных обработок; и вдруг, в последний светлый год перед ментальной катастрофой - неудержимая потребность аранжировать И. С. Баха (!), создать фортепианное сопровождение к его сольным циклам для скрипки и для виолончели (что и было осуществлено). Отчего? Авторские объяснения не устраняют глубинных вопросов на уровне композиторского самосознания, задаваться ими правомерно, даже если они не могут иметь однозначных ответов.
Идентификаторы и классификаторы
Литература о Роберте Шумане огромна. Фактология его жизни и творчества проработана с большой тщательностью, и она продолжает обогащаться.
Список литературы
1. Дальхаус 2019 - Дальхаус К. О “средней” музыке XIX века // Дальхаус К. Избранные труды по истории и теории музыки / сост., пер. с нем, послесл., коммент. С. Б. Наумовича. Санкт-Петербург: Издательство имени Н. И. Новикова, 2019. C. 237-251.
2. Зенкин 2011 - Зенкин К. В. О некоторых проявлениях бахианства в музыке Шумана // К 200-летию со дня рождения Шопена и Шумана: Сборник статей / ред.-сост. Н. А. Брагинская. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2011. С. 218-229. EDN: ORMMYF
3. Караев 2023 - Караев, Фарадж: “Делай, что должен и будь что будет”. / беседовала А. Кусенова // Российский музыкант. 2023. № 8 (1400). URL: https://rm.mosconsv.ru/?p=11675 (дата обращения: 14.08.2024).
4. Карелина 1996 - Карелина Е. К. Камерные ансамбли Р. Шумана в контексте авторского стиля: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Москва: [б. и.], 1996. 200 с.
5. Лосева 2000 - Воспоминания о Роберте Шумане / сост., коммент., предисловие О. В. Лосевой; переводы А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. Москва: Композитор, 2000. 556 с.
6. Протопопов 1986 - Протопопов В. В. История полифонии. Западноевропейская музыка XIX - начала XX века. Вып. 4. Москва: Музыка, 1986. 319 с.
7. Шуман 1970 - Шуман Р. Письма: в 2-х т. / пер. с нем., сост., текстол. ред., вступ. ст., коммент., указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского. Москва: Музыка, 1970. Том 1. 719 с.
8. Шуман 1978 - Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей: В 2-х т. / cост., текст. ред., вступ. статья, коммент. и указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского, пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой. Москва: Музыка, 1978. Том 2-А. 327 с.
9. Шуман 1979 - Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей: В 2-х т. / сост., текст. ред., вступ. статья, коммент. и указ. Д. В. Житомирского, пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой. Москва: Музыка, 1979. Том 2-Б. 294 с.
10. Шуман 1982 - Шуман Р. Письма: в 2-х т. / пер. с нем., сост., текстол. ред., вступ. ст., коммент., указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского. Москва: Музыка, 1982. Том 2. 525 с.
11. Bischoff 1997 - Bischoff, B. Das Bach-Bild Robert Schumanns // Michael Heinemann, Hans-Joachim Hinrichsen (Hrsg.): Bach und die Nachwelt. Band 1: 1750-1850. Laaber: Laaber-Verlag, 1997. S. 421-499.
12. Boetticher 1941 - Boetticher W. Robert Schumann: Einführung in Persönlichkeit und Werk. Berlin: Hahnefeld, 1941. 688 S.
13. Dadelsen 1957 - Dadelsen, G. Robert Schumann und die Musik Bachs // Archiv für Musikwissentschaft, 1957, 14. Jahrg. H. 1. S. 46-59.
14. Daverio 1997 - Daverio, J. Robert Schumann: Herald of a “New Poetic Age”. New York, 1997. 607 p.
15. Kelley 1892 - Kelley E. S. The Bach-Schumann Suites for Cello // Music: A Monthly Magazine. November 1892 - April 1893: Volume 3, Issue None. P. 612-619. Цифровая копия: Internet Archive, 2024. URL: https://archive.org/details/sim_music-a-monthly-magazine_november-1892-april-1893_3/mode/2up (дата обращения: 12.11.2024).
16. Köhler 2007 - Köhler, H. J. Bach als Katalysator der Identitätssuche Robert Schumanns //.,Zu groß, zu unerreichbar“: Bach-Rezeption im Zeitalter Mendelssohns und Schumanns / ed. Anselm Hartinger, Christoph Wolff, and Peter Wollny. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 2007. S. 237-254.
17. Rasmussen 2010 - Rasmussen, M. “Robert and Clara Schumann, and their teacher J. S. Bach” // Executive Intelligence Review Culture. Vol. 37, no. 24, June 18, 2010. P. 38-55. Цифровая копия: The Wayback Machine, 2024. URL: https://web.archive.org/web/20120502000943/http://www.schillerinstitut.dk/drupal/system/files/eir%20with%20Schumann%20article.pdf (дата обращения: 12.11.2024).
18. Schmieder 1971 - Schmieder, W. Thematische-systematisches Verzeichnis der Werke Johann Sebastian Bachs. Leipzig: VEB Breitkopf & Härtel musikverlag. 1971. XXII. 747 S.
19. Stinson 2015 - Stinson, R. Neue Erkenntnisse zu Robert Schumanns Bach-Rezeption // Bach-Jahrbuch Bd. 101 (2015). Neue Bachgesellschaft. Leipzig. S. 233-245.
20. Schumann 1971 - Schumann, R. Tagebücher. Bd. I: 1827-1838 / Hrsg. von G. Eismann. Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1971. 563-[23] S. Цифровая копия: Internet Archive, 2024. URL: https://archive.org/details/RobertSchumannTagebcherBd1/mode/2up (дата обращения: 12.11.2024).
21. Schumann 1982 - Schumann, R. Tagebücher, Bd. III. Haushaltsbücher. Teil 1: 1837-1847/ hrsg. v. Gerd Nauhaus. Leipzig, VEB Deutscher Verlag für Musik, 1982. 956-[36] S. URL: https://archive.org/details/RobertSchumannTagebcherBd3/mode/2up (дата обращения: 12.11.2024).
22. Ullrich 2012 - Ullrich, M. Kontrapukt bei Schumann. Zu Satztechnik und Terminologie in Robert Schumanns kompositorischem und literarischem Schaffen. Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Fakultät “Music” der Universität der Künste. Berlin, [2012]. 242 S.
23. Wendt 2001 - Wendt, M. Bach und Händel in der Rezeption Robert Schumanns / Referat, gehalten am.,Tag der mitteldeutschen Barockmusik 2001 in Zwickau“. Цифровая копия: Robert-Schumann-Forschungsstelle E. V., 2024. URL: https://www.schumann-ga.de/wordpress/?page_id=319 (дата обращения: 12.11.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Советский органист и композитор Михаил Леонидович Старокадомский (1901-1954) много лет дружил с выдающимся немецким органистом и дирижером Гюнтером Раминым (1898-1956). Они познакомились в 1927 г. во время зарубежной стажировки Старокадомского, и затем в течение ряда лет переписывались. Рамин был учителем Старокадомского, однако общался с ним практически на равных. Письма Рамина, хранящиеся в Москве, в архиве Старокадомского в РГАЛИ, затрагивают важные вопросы исполнения музыки И. С. Баха, прежде всего, органных хоральных прелюдий и «Искусства фуги». Большое письмо от 15 мая 1928 г. публикуется здесь в полном виде впервые, включая факсимиле. Контакты двух музыкантов в силу внешних причин прервались в конце 1930-х гг., и тогда же Старокадомский завершил свою карьеру концертирующего органиста. Однако искусство Рамина, и особенно, его интерпретации произведений Баха, оказали заметное воздействие на советских музыкантов в 1950-х гг., особенно после гастролей Рамина в Ленинграде и Москве в 1954 гг., вскоре после смерти Старокадомского. Некоторые проблемы исполнения произведений Баха, затронутые в письмах Рамина к Старокадомскому, остаются актуальными и в наше время - особенно это касается тембровой реализации «Искусства фуги» и «Музыкального приношения».
Метротектонический метод Георгия Эдуардовича Конюса известен в основном по его теоретическим трудам. Однако не меньшее значение имеет до настоящего времени не изученная практическая часть научного наследия ученого, представленная обширной коллекцией планов (названных по аналогии с архитектурными планами). Планы - изобретения Конюса, позволяющие осуществить подробную фиксацию музыкальной формы при помощи чисел, графических фигур, а в некоторых случаях и особым образом распределенного нотного текста. Избрав для изучения коллекцию планов 48 фуг ХТК Баха, автор настоящей статьи предлагает систематизацию планов, показывая различие аналитических подходов в каждом из трех выявленных типов. Материалом статьи послужили восемь планов баховской фуги cis I: наличие среди них неправильного (по оценке Конюса) и гарантированно правильного (опубликованного Конюсом) вариантов анализа дало возможность посредством их детального сравнения в какой-то мере приблизиться к пониманию механизмов метротектонического анализа, прояснив, в частности, роль «точек рассечения» музыкального целого.
В интермедиях фуг двух томов «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха содержится порядка 76 двухголосных канонических секвенций; они могут повторяться в фуге с теми или иными системными изменениями. В статье прослеживаются истоки технологии создания двухголосных канонических секвенций - в той ее части, которая задокументирована в музыкально-теоретических источниках, - и раскрываются особенности метода Баха в контексте развития данной технологии. Аутентичные техники сочинения тематических и контрапунктических бесконечных канонов и канонических секвенций в условиях 2-4-голосия, описываемые в музыкально-теоретических трактатах второй половины XVI - первой половины XVIII в., не изучены в отечественном музыкознании. Вопрос специально исследуется в публикациях немецкого музыковеда Фолкера Фрёбе, изложенный в них материал учтен в предлагаемой статье. Автор реконструирует процесс создания двухголосной канонической секвенции у Баха. Вводится понятие каркас, под которым понимается лежащая в основе канонической секвенции последовательность определенных гармонических интервалов, возвращающаяся на другой высоте, с равномерным чередованием интервалов. Устанавливаются наиболее употребительные в «Хорошо темперированном клавире» каркасы. Выявляется такая особенность технологии Баха, как использование в канонических секвенциях по большей части мелодического материала из элементов фуги: темы, противосложения, кодетты, уже прозвучавшей интермедии. Эта техника определяется в статье как «вставка в каркас». Указывается на возможность предвидения канонической секвенции в элементах фуги.
Материалом для статьи явились неопубликованные учебные работы А. К. Глазунова, которые хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и в Научной музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории. Их основной корпус появился в период обучения Глазунова у Н. А. Римского-Корсакова (декабрь 1879 - весна 1881 г.). Нотные автографы Глазунова отражают систему преподавания Римского-Корсакова, ставшего впоследствии главой петербургской композиторской школы. Комплект учебных рукописей, содержащий упражнения, типичные для консерваторского курса специальной теории, демонстрирует стремительный профессиональный рост Глазунова-композитора (вместо традиционных трех лет освоения гармонии, контрапункта и фуги обучение длилось немногим более трех семестров). Изучение рукописных материалов Глазунова позволяет определить круг материалов, относящихся к учебным работам по разным предметам, выявить методические принципы и специфику выполняемых заданий, уточнить датировку некоторых автографов.
Статья посвящена одной из неопубликованных учебных фуг С. И. Танеева - на тему фуги D-dur из II тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха (BWV 874), - хранящейся вместе с другими учебными работами начинающего музыканта в архиве Государственного мемориального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину. Здесь приведены полная расшифровка фуги и ее анализ, а также прокомментированы правки, внесенные в нотный текст Н. А. Губертом, что позволяет расширить и уточнить представления о становлении Танеева-композитора, педагога и ученого. Обсуждение его первой написанной целиком фуги поднимает многие, притом весьма различные, вопросы - о формировании отечественной системы профессионального музыкального образования; о методике преподавания контрапункта и фуги; о глубинной связи музыкального материала и возникающей на его основе композиции; о проблемах стиля и техники. При всей несхожести двух фуг - баховской и танеевской - в них оказываются воплощены сходные музыкальные идеи, и лежат они в области применения сложного контрапункта.
В статье рассматриваются три фуги И. С. Баха, в которых системно функционируют два рода тематических преобразований, выходящие за рамки обычных и необходимых для развертывания формы средств - имитационного и тонально-ладового продвижения темы, а также поддержки ее противосложениями. Эти два рода воздействий - стретта и противодвижение (обращение, инверсия). В анализируемых фугах они выступают как наиболее действенные конструктивные средства, определяющие весь ход становления фуги и ее композиционный тип. Две из обсуждаемых в статье фуг входят в состав «Хорошо темперированного клавира» (dis-moll из I тома и b-moll из II тома), третья - Контрапункт 5 из «Искусства фуги». Дополнением, подтверждающим структурные идеи, реализованные в монументальном творении Баха, служит краткий анализ Контрапункта 10 - переработки Фуги VI из ранних версий цикла, первоначально основанной на том же варианте темы цикла, что и Контрапункт 5. В окончательной версии Контрапункт 10 - двойная фуга, и к ее первой теме - бывшему удержанному противосложению - конспективно применены преобразования, освоенные на теме Контрапункта 5. Характер использования стретты и инверсии в анализируемых фугах убедительно подтверждает незыблемое отношение Баха к теме как целостной структуре, подлежащей бережному исследованию, раскрытию, истолкованию и в итоге - утверждению.
Исследование иноконфессиональных музыкальных цитат связано с решением ряда вопросов, среди которых на первом плане оказываются религиозно-этический и эстетический. Отдельно следует учитывать функциональный аспект: в каком контексте автор предполагал исполнение подобных сочинений. Показана историческая изменчивость обращения композиторов к иноконфессиональным цитатам: в XIX в. они все чаще стали возникать в светских жанрах (на первом месте - хорал “Dies Irae”). На конкретных примерах проанализированы причины, объясняющие их появление: внешние обстоятельства (заказ) - “Lauda Sion” Ф. Мендельсона; сочувственное / толерантное отношение автора к другой религии - “Veni Domine” Б. Гуаюля; решение определенных художественных задач - «Гугеноты» Дж. Мейербера; интерес к различным художественным / культовым традициям - фантазии на темы псалмов гугенотов Э. дю Корруа, ряд псалмов из “Estro poetico-armonico” Б. Марчелло, “Dixit Dominus” Г. Генделя; функционирование музыкального материала в «чужой» литургической практике - Траурный антем памяти королевы Каролины Г. Генделя. У композиторов, связанных с немецкой культурой, цитаты выполняли риторические функции; особое положение в этом плане занимает Credo из Мессы h-moll И. С. Баха. В статье рассматриваются первоисточник использованных в нем цитат, особенности их трактовки, а также соотношение с религиозной и художественной концепцией Мессы.
В статье рассматривается публикация избранных хоралов И. С. Баха, предпринятая Шарлем Гуно, - Choix de Chorals de Jean Sébastien Bach, annotés par Ch. Gounod(Paris, Choudens Fils Edition, 1870). Из третьего издания собрания К. Ф. Э. Баха и И. Ф. Кирнбергера 371 vierstimmige Choralgesänge von Johann Sebastian Bach (Лейпциг,1831) Гуно отбирает 152 хорала и снабжает их своими комментариями. Раскрываются обстоятельства и причины появления подобной публикации, дается характеристика подхода одного из виднейших французских композиторов к материалу, представляющему собой квинтэссенцию баховского наследия. Особо отмечаются прецеденты воплощения хорала в предшествующих публикации оперных творениях Гуно («Фауст», «Мирейль») - как продолжение традиции, заложенной В. А. Моцартом в «Волшебной флейте» и Дж. Мейербером в «Гугенотах». В развернутом Предуведомлении, блистательном с точки зрения литературного стиля, Гуно обозначает векторы постижения баховского наследия французской музыкальной культурой второй половины XIX в. Дидактическая направленность публикации во многом отражает и общеевропейскую тенденцию - постепенное «врастание» Баха в процесс профессионального формирования музыкантов независимо от их специальности, уровня оснащенности и принадлежности к национальной школе.
В статье рассматриваются два параллельно складывавшихся типа жизнеописаний великих композиторов и конкретно Иоганна Себастьяна Баха: адресованный широкому кругу любителей музыки и научный, предназначенный главный образом профессионалам-музыковедам. Принципиальные отличия между ними заключаются в их воздействии на читателя - эмоциональном в популярно-художественных интерпретациях и рациональном в научных исследованиях. Это определяет отношение к фактам: свободное в одном слое культуры и строгое - в другом. Оба типа подвержены веяниям времени: популярный в большей степени, научный - в меньшей. Поскольку биографика сформировалась в XIX в. под влиянием романтизма с его культом одинокого и страдающего художника, романтический пафос остался доминирующим в художественных интерпретациях биографии Баха. Растущая популярность музыки Баха в последней четверти XX в., в частности в связи с 300-летней годовщиной со дня его рождения, совпала с появлением в 1990-е гг. работ Кристофа Вольфа, получивших большую известность и отмеченных влиянием постмодернизма, стимулирующего тотальный пересмотр установившихся в баховедении концепций. Дух сенсационности его открытий, нередко спорных, заметно повлиял на популярно-художественные интерпретации жизни Баха. Различия устанавливаются при сравнении произведений, созданных в традиционно романтическом ключе (пьеса Пауля Барца «Возможная встреча» и четырехсерийного телефильма “Johann Sebastian Bach” (ГДР - Венгрия, оба - 1985), с фильмом “Mein Name ist Bach” (Германия-Швейцария, 2003). Сравнение сфокусировано на эпизоде импровизации Баха на тему короля Фридриха II в 1747 г.
При восстановлении событий прошлого ученым приходится иногда опираться на исторические документы, в которых по тем или иным причинам факты изложены неверно. В ходе изучения произошедшего исследователями многих поколений событие обрастает новыми «сведениями» и в результате этой «эволюции» оказывается представлено иначе, чем оно было на самом деле. После научно-фантастического рассказа Рэя Брэдбери подобные случаи стали характеризовать устойчивым выражением эффект бабочки. В предлагаемой статье проблема рассмотрена на материале широко известного сюжета о паломничестве И. С. Баха из Арнштадта в Любек, а также о цели и результатах этого похода. Опираясь на два документа, в которых события отражены не в соответствии с реальностью, - Протокол консисторского заседания (две реплики И. С. Баха и суперинтендента И. Г. Олеариуса), а также восемь строк из Некролога памяти Баха, - исследователи приходят к неверным выводам. Ошибочной в конечном счете оказывается интерпретация цели визита И. С. Баха в Любек, плана визита, сформированного самим композитором, последовательности событий, их хронологии, результатов путешествия, а также характеристики личности героя истории, о которой идет речь. Столь велика оказывается цена ошибки - случайной или намеренной - в исходных документах.
Издательство
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 190068, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2, литер "А"
- Юр. адрес
- 190068, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3, литер "А"
- ФИО
- Васильев Алексей Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@conservatory.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3122129