Читать онлайн

В статье рассматриваются два параллельно складывавшихся типа жизнеописаний великих композиторов и конкретно Иоганна Себастьяна Баха: адресованный широкому кругу любителей музыки и научный, предназначенный главный образом профессионалам-музыковедам. Принципиальные отличия между ними заключаются в их воздействии на читателя - эмоциональном в популярно-художественных интерпретациях и рациональном в научных исследованиях. Это определяет отношение к фактам: свободное в одном слое культуры и строгое - в другом. Оба типа подвержены веяниям времени: популярный в большей степени, научный - в меньшей. Поскольку биографика сформировалась в XIX в. под влиянием романтизма с его культом одинокого и страдающего художника, романтический пафос остался доминирующим в художественных интерпретациях биографии Баха. Растущая популярность музыки Баха в последней четверти XX в., в частности в связи с 300-летней годовщиной со дня его рождения, совпала с появлением в 1990-е гг. работ Кристофа Вольфа, получивших большую известность и отмеченных влиянием постмодернизма, стимулирующего тотальный пересмотр установившихся в баховедении концепций. Дух сенсационности его открытий, нередко спорных, заметно повлиял на популярно-художественные интерпретации жизни Баха. Различия устанавливаются при сравнении произведений, созданных в традиционно романтическом ключе (пьеса Пауля Барца «Возможная встреча» и четырехсерийного телефильма “Johann Sebastian Bach” (ГДР - Венгрия, оба - 1985), с фильмом “Mein Name ist Bach” (Германия-Швейцария, 2003). Сравнение сфокусировано на эпизоде импровизации Баха на тему короля Фридриха II в 1747 г.

Ключевые фразы: иоганн себастьян бах, ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА, кристоф вольф, фридрих ii, биографика, импровизация на тему короля, “mögliche begegnung der herren bach und händel”, “johann sebastian bach”, “mein name ist bach”
Автор (ы): Рыцарева Марина Григорьевна
Журнал: OPERA MUSICOLOGICA

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
78.01. Общие вопросы. Теории. Эстетика и философия музыки
Для цитирования:
РЫЦАРЕВА М. Г. МИФ О БАХЕ В ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЕ // OPERA MUSICOLOGICA. 2024. Т. 16 № 4
Текстовый фрагмент статьи
Моя история просмотров (10)