В статье рассматриваются несколько принципиальных для теории планомерно-поэтапного формирования П. Я. Гальперина категорий предмета психологии, метода исследования, опосредствования и развития. Продемонстрирована актуальность концепции. Благодаря предмету и методу исследования, разработанным П. Я. Гальпериным, теория планомерно-поэтапного формирования продолжает оставаться востребованной как в теоретическом, так и в практическом и психотехническом аспектах.
Идентификаторы и классификаторы
Поддерживать огонь было несложно, поскольку примечательной чертой концепции оказывается то, что принципы, методы и феномены из многих течений и концепций в психологии могут быть интерпретированы как частное следствие законов, правил и методических приемов, найденных и обоснованных в ТПФ. Историко-психологическая линия, берущая начало от самого П. Я. Гальперина, привычно соотносящего и сопоставляющего психологические факты в различных исследовательских схемах, создавала блестящий background для глубокого, контекстного понимания психологической науки и практики.
Список литературы
1. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. 240 с. EDN: QXHXTB
2. Гальперин П. Я. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение // Психология как объективная наука. М.; Воронеж: НПО Модек, 1998. С. 37-93.
3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука. М.; Воронеж: НПО Модек, 1998. С. 272-317. EDN: QXHJVN
4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Московского университета, 1976. 150 с. EDN: QXLFUT
5. Гальперин П. Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 25-32.
6. Гальперин П. Я. Метод “срезов” и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 128-135.
7. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Московского университета, 1985. 44 с.
8. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 1965. 50 с.
9. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова // Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Издательство Московского университета, 1978. С. 93-110.
10. Гальперин П.Я. Система исторической психологии Л. С. Выготского и некоторые положения к ее анализу (тезисы) // Культурно-историческая психология. 2009. Т. 5, № 1. С. 118-123. EDN: KJABMH
11. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. М.: Издательство Московского университета, 1974. 102 с.
12. Грехова И. П. Стихотворная речь как форма развития детской речи. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.: 1998. 23 с. EDN: NLLKGX
13. Гузич М. Э. Психолого-педагогическое обеспечение проектной формы обучения (на примере естественнонаучного проекта “Мой дом”). Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2002. 24 с. EDN: UHTSQT
14. Дзетовецкая С. В. Развитие родительской рефлексии в условиях “Родительской школы” Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Калуга, 2003. 32 с. EDN: NMLECR
15. Иванчихина Е. В. Развитие самосознания подростков в проектной форме обучения словесному творчеству. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Калуга, 2003. 32 с. EDN: NMLEFT
16. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 1997. 432 с. EDN: RAXURR
17. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1962. 432 с.
18. Мамкина Т. М. Макро- и микрогенез опосредствования. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 28 с. EDN: NOTXJL
19. Нечаев Н. Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 23-42. EDN: PLHEYX
20. Плеханова Н. П. Психологические условия формирования индивидуального имиджа. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 27 с. EDN: NOTXPP
21. Самойлова М. В. Развитие понимания и порождения метафоры у школьников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2002. 22 с. EDN: NLXYJJ
22. Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Под. Ред. Т. Г. Щедриной. М.: РОССПЭН, 2011. 640 с.
23. Хозиев В. Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования в грядущей парадигме психологии // Методология и история психологии. Т. 2, № 1. 2007. С. 190-206. EDN: QAAXNR
24. Хозиев В. Б. Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции // Культурно-историческая психология. 2005. №1. С. 25-36. EDN: KNULVT
25. Хозиев В. Б. Практикум по психологии развития, педагогической психологии и психологии аномального развития: учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2020. 768 с. EDN: CGBGZK
26. Хозиев В. Б. Становление сложного действия как проблема психологии развития / В. Б. Хозиев, О. В. Фролова // Сборник научных трудов. Вып. 15: в 3 ч. Ч. 3. Психология. Педагогика. Лингвистика. Сургут: Изд-во СурГУ, 2003. С. 76-86.
27. Хохлова Н. И. Оригами как пропедевтика к формированию системы геометрических понятий Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2002. 24 с. EDN: NLYUBF
28. Эльконин Б. Д. Л. С. Выготский - Д. Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 57-63.
29. Эльконин Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: Издательский дом “ERGO”, 2010. 279 с. EDN: QYBFAD
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется структура и функциональные возможности платформы «Хабр» в качестве канала для получения социологической информации, даются рекомендации по ее использованию. Статья может быть полезна исследователям, практикам и специалистам в области информационных технологий, которые заинтересованы в получении социологической информации и анализе отношения IT-специалистов к такой информации. По мнению автора, «Хабр» может стать полезным инструментом для социологов, изучающих IT-специалистов и информационные технологии.
Статья посвящена феномену информатизации системы высшего образования, ее особенностям и тенденциям. В современном мире информационные технологии становятся важнейшим фактором качества системы образования. Основой использования информационных технологий в высшем образовании выступает сочетание методов системного анализа. Внедрение информационных технологий в систему высшего образования имеет большое значение для реального развития этой области. Обозначены проблемы информатизации высшего образования, связанные с игнорированием или непониманием функциональной составляющей образования, динамикой изменений в области технологий, опережающей динамику изменений в содержании образования, разрывом между системами высшего и школьного образования.
В статье рассмотрена специфика digital-маркетинга, включая его основные инструменты для привлечения клиентов, влияние на потребителей, а также преимущества и недостатки этой формы маркетинга. Особое внимание автор уделяет тому, каким образом digital-маркетинг помогает компаниям результативно взаимодействовать с аудиторией через различные цифровые инструменты, какие преимущества и риски связаны с использованием такого подхода.
В статье рассмотрена реклама как феномен «общества потребления», а также выработанные ею методы и техники онлайн-манипуляций в Интернет-пространстве. Представлен спектр способов размещения рекламы в виртуальной среде и анализ причин возникновения нового вида рекламы - нативной. Выделены характерные признаки формата нативной рекламы. Определены стратегия и главный инструмент нативной манипуляции. Проблематизируется необходимость продолжения работы в области исследования нативной рекламы и способов противодействия ей.
В статье представлены результаты годичного клинико-психологического сопровождения ребенка из приемной семьи. Описаны основные линии, этапы, задачи психологической работы, их содержание, а также основная феноменология развития ребенка и семьи. Показана важная роль консультативного метода в преодолении проблемного поведения в школе.
В статье представлены результаты исследования возможностей психологического сопровождения детей дошкольного возраста с признаками невротизации. Приведена актуальность заявленной темы, рассмотрен клинико-психологический подход к проблеме детских неврозов, где основную роль играет социальная ситуация развития ребенка, мотивы родительского воспитания. Исследование состоит из пилотажного и основного этапов, включает в себя предварительный анализ особенностей развития ребенка, психологическую диагностику до и после проведения групповых занятий. В качестве эффективного метода психологической работы выступает проектная форма обучения. Кратко представлен разработанный авторами проект «Быть культурным», подробно описан практический пример результатов обследования и участия в проектных занятиях одного из испытуемых.
В статье представлены результаты исследования проблем гинекологической клиники в психологии женского спорта. Авторы рассматривают актуальное состояние и основные психологические проблемы женского спорта, общую специфику психосоматических нарушений менструального цикла у женщин репродуктивного возраста, а также прослеживают корреляцию между имеющимися гинекологическими дисфункциями (аменорея, дисменорея, предменструальный синдром) и особенностями организации спортивной деятельности в женском футболе.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001