Статья посвящена феномену информатизации системы высшего образования, ее особенностям и тенденциям. В современном мире информационные технологии становятся важнейшим фактором качества системы образования. Основой использования информационных технологий в высшем образовании выступает сочетание методов системного анализа. Внедрение информационных технологий в систему высшего образования имеет большое значение для реального развития этой области. Обозначены проблемы информатизации высшего образования, связанные с игнорированием или непониманием функциональной составляющей образования, динамикой изменений в области технологий, опережающей динамику изменений в содержании образования, разрывом между системами высшего и школьного образования.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
Благодаря компьютерной коммуникации создаются гибридные области науки, что выражается в цитировании и взаимном использовании методов из разных дисциплин. Это, в свою очередь, приводит к стандартизации знаний [18, с. 340]. ИКТ становятся приоритетными в современном развитии науки и высшего образования, оказываясь привлекательными и для абитуриентов, и для ученых при выборе вуза, что обуславливает перспективные изменения в высшем образовании и определяет конкурентоспособность вузов на рынке научных и образовательных услуг [17, с. 30].
Список литературы
1. Диденко Д. В. Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации / Д. В. Диденко, Г. А. Ключарев // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 183-204. EDN: QAJGML
2. Дубских А. И. Развитие иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов посредством дифференцированного подхода / А. И. Дубских, О. В. Кисель, Г. А. Босик // Современные проблемы науки и образования. 2019. №4. С. 85. EDN: LSTOTC
3. Дубских А. И. Development of Communicative Competence in Teaching Foreign Language for Professional Purposes // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2019. С. 28-33. EDN: TLSKJH
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесл. А. Б. Гофман. М.: Наука, 1990. 575 с.
5. Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 28-30. EDN: JWKTMU
6. Зеер Э. Ф. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82. EDN: SJEENB
7. Иванова В. А. Проблема функций образования в мировой и отечественной социологии // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 22-29. EDN: PHYBMP
8. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006. 149 с.
9. Ильин А. Б. Актуальные инструменты формирования предпринимательских компетенций в сфере высшего образования / А. Б. Ильин, Л. С. Леонтьева // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 4. С. 66-71. EDN: VZBCZF
10. Кисель О. В. Обучение чтению на основе профессионально-ориентированных текстов // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 22-26 апреля 2019 года. Том 2. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. С. 380-381. EDN: WUHAQG
11. Мертон Р. Явные и латентные функции (фрагменты) // Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. С. 379-448.
12. Михеева В. В. К проблеме востребованности выпускников МГТУ им. Н. Э. Баумана на рынке труда / В. В. Михеева, А. В. Чернышева // Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: Материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, 16-18 ноября 2023 года. СПб: ООО Издательский дом “Сциентиа”, 2023. С. 1574-1576. EDN: IZNFOA
13. Осипов А. М. Социология образования в России: “Работа над ошибками” в начале XXI века / А. М. Осипов, Н. А. Матвеева // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 36-42. EDN: KVUBMP
14. Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5. М.: Издательство “Праксис”, 2011. 590 с. EDN: QUSGWH
15. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М.: ЗАО Издательство “Экономика”, 2004. 444 с.
16. Яковлева Н. Г. Коммерциализация российского высшего образования: историко-логические контрапункты // Экономическое возрождение России. 2017. № 4. С. 49-58. EDN: XIONMJ
17. Chauhan S. Information technology transforming higher education: A meta-analytic review / S. Chauhan, P. Gupta, S. Palvia, M. Jaiswal // Journal of Information Technology Case and Application Research. 2021. Vol. 23(1). Pp. 3-35. EDN: BRPCJQ
18. Kalyanaraman P. An investigation on E-learning tools and techniques towards effective knowledge management / P. Kalyanaraman, S. Margret Anouncia, V. Balasubramanian // Knowledge computing and its applications. New York: Springer, 2018. Pp. 335-346.
19. Sociology of Education / Ed. by D. Levinson, H. Cookson, A. Sadovnik. New York: Routledge-Faimer, 2002. Pp. 267-272.
20. Zerkina N. Extend Centre’s Resources for Increasing General Digital Literacy / N. Zerkina, Ye. Lomakina, O. Kisel, E. Lazarou // eLearning & Software for Education.2019. Vol. 3. Pp. 140-145. EDN: WYIREC
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется структура и функциональные возможности платформы «Хабр» в качестве канала для получения социологической информации, даются рекомендации по ее использованию. Статья может быть полезна исследователям, практикам и специалистам в области информационных технологий, которые заинтересованы в получении социологической информации и анализе отношения IT-специалистов к такой информации. По мнению автора, «Хабр» может стать полезным инструментом для социологов, изучающих IT-специалистов и информационные технологии.
В статье рассмотрена специфика digital-маркетинга, включая его основные инструменты для привлечения клиентов, влияние на потребителей, а также преимущества и недостатки этой формы маркетинга. Особое внимание автор уделяет тому, каким образом digital-маркетинг помогает компаниям результативно взаимодействовать с аудиторией через различные цифровые инструменты, какие преимущества и риски связаны с использованием такого подхода.
В статье рассмотрена реклама как феномен «общества потребления», а также выработанные ею методы и техники онлайн-манипуляций в Интернет-пространстве. Представлен спектр способов размещения рекламы в виртуальной среде и анализ причин возникновения нового вида рекламы - нативной. Выделены характерные признаки формата нативной рекламы. Определены стратегия и главный инструмент нативной манипуляции. Проблематизируется необходимость продолжения работы в области исследования нативной рекламы и способов противодействия ей.
В статье представлены результаты годичного клинико-психологического сопровождения ребенка из приемной семьи. Описаны основные линии, этапы, задачи психологической работы, их содержание, а также основная феноменология развития ребенка и семьи. Показана важная роль консультативного метода в преодолении проблемного поведения в школе.
В статье представлены результаты исследования возможностей психологического сопровождения детей дошкольного возраста с признаками невротизации. Приведена актуальность заявленной темы, рассмотрен клинико-психологический подход к проблеме детских неврозов, где основную роль играет социальная ситуация развития ребенка, мотивы родительского воспитания. Исследование состоит из пилотажного и основного этапов, включает в себя предварительный анализ особенностей развития ребенка, психологическую диагностику до и после проведения групповых занятий. В качестве эффективного метода психологической работы выступает проектная форма обучения. Кратко представлен разработанный авторами проект «Быть культурным», подробно описан практический пример результатов обследования и участия в проектных занятиях одного из испытуемых.
В статье представлены результаты исследования проблем гинекологической клиники в психологии женского спорта. Авторы рассматривают актуальное состояние и основные психологические проблемы женского спорта, общую специфику психосоматических нарушений менструального цикла у женщин репродуктивного возраста, а также прослеживают корреляцию между имеющимися гинекологическими дисфункциями (аменорея, дисменорея, предменструальный синдром) и особенностями организации спортивной деятельности в женском футболе.
В статье рассматриваются несколько принципиальных для теории планомерно-поэтапного формирования П. Я. Гальперина категорий предмета психологии, метода исследования, опосредствования и развития. Продемонстрирована актуальность концепции. Благодаря предмету и методу исследования, разработанным П. Я. Гальпериным, теория планомерно-поэтапного формирования продолжает оставаться востребованной как в теоретическом, так и в практическом и психотехническом аспектах.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001