Статья посвящена методике обучения связной речи на уроках родного языка в школе. Объектом исследования стали материалы раздела «Развитие связной речи», а предметом - возможности их обновления за счет педагогически значимых идей риторики. Автор раскрывает подходы к толкованию термина «риторизация», которым называется процесс, заявивший о себе в конце 90-х гг. ХХ в. и оказавший влияние на методику развития речи.
Идентификаторы и классификаторы
Напомним читателям, что в нашей стране в первой половине ХХ в. «старушка» риторика уступила место возникшим на ее основе новым научным дисциплинам, таким как стилистика, теория литературы, культура речи, методики преподавания языков, поэтика, герменевтика, лингвистика текста, а также лингвистическая прагматика. Во второй половине столетия «синтез всех этих дисциплин и классической риторики приводит к становлению современной риторики» [12. С. 28]. Неориторика описывает деятельность, активизирующую речемыслительные процессы, обеспечивающую результативную коммуникацию, а также помогающую создать нехудожественный авторско-адресный текст [2; 3; 11; 13]. Классическая и новая риторика (неориторика), взаимодействуя, начинают оказывать влияние на процесс воспитания, обучения и развития школьников.
Список литературы
1. Баранов М. Т. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, И. И. Кулибаба. М.: Просвещение, 1994. 106 с.
2. Вагапова Д. Х. Экспериментальные программы по риторике и риторизации уроков русского языка / Д. Х. Вагапова, А. Ж. Мурзалинова. Петропавловск: Изд-во Северо-Казахстанского института усовершенствования учителей, 1993. 116 с.
3. Гиндин С. И. Риторика и проблемы структуры текста // Общая риторика. М.: Прогресс, 1986. С. 355-364. EDN: RNNNVH
4. Железняк К. Н. Гуманитарное знание в школе: осмысление проблем. Из серии: Новое содержание школьного образования: культурно-философские основания / К. Н. Железняк, Б. В. Кондаков, О. Л. Лейбович, С. А. Минеева. Пермь: ЗУУНЦ, 1998. 162 с.
5. Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. Пермь: ЗУУНЦ, 1992. 200 с.
6. Капинос В. И. Теория и практика обучения. Книга для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991. 342 с.
7. Кропман Е. Г. Риторика как интегратор учебной и внеучебной деятельности подростков (Опыт риторизации). Пермь: ЗУУНЦ, 2000. 66 с.
8. Ладыженская, Т.А. Дитя античности /Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. - 1994. - №2.
9. Ладыженская Т. А. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. 26 изд., переработ. М.: Просвещение, 1999. 303 с.
10. Маров В. Н. Риторика - учителю / В. Н. Маров, Д. Х. Вагапова, Т. М. Зыбина, Ю. В. Виньков. Пермь: ЗУУНЦ, 1993. 88 с.
11. Минеева С. А. Риторика в развитии культурно-речевой ситуации России // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. С. 355-361.
12. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1996. 416 с. EDN: RXYSPR
13. Одинцов В. В. Структура публичной речи. М.: Знание, 1976. 80 с.
14. Разумовская М. М. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. 2-е изд. М.: Просвещение, 1998. 240 с.
15. Семячко Л. Н. История возникновения и варианты толкования термина “риторизация” // Риторика и развивающее обучение в становлении научно-гуманистической системы образования: Проблемы исследования и преподавания. Материалы IХ научно-практической конференции. Пермь: ЗУУНЦ, 2001. С. 22-30.
16. Семячко Л. Н. Уроки-диалоги в школьном курсе русского языка // Эстетические и лингвистические аспекты анализа текста и речи: Сборник статей Всероссийской (с международным участием) научной конференции. В трех томах. Том 3. Соликамск: Изд-во СГПИ, 2002. С. 288-296.
17. Чудинов Ю. В. Риторика и самоуправление. Пермь, ЗУУНЦ, 1998. 144 с.
18. Шафранова С. Г. Риторика в школе. Опыт преподавания нового предмета и риторизации учебного процесса. Пермь: ЗУУНЦ, 1997. 49 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено влияние сетевых сервисов на социокультурные практики в России. Выделены ключевые понятия современной цифровой среды, проанализированы основные направления воздействия сетевых сервисов: увеличение доступности информации, стимулирование обмена информацией, расширение коммуникационных возможностей и содействие инновациям. Приведены примеры, демонстрирующие изменения в социокультурных практиках под воздействием развития сетевых платформ.
В статье охарактеризован феномен электронной культуры, выступающий ключевым элементом современной информационной эпохи. Представлены основные социальные аспекты электронной культуры, сделан акцент на формировании новых социальных структур посредством электронной культуры. Показаны техника в повседневной жизни человека и перспективы обеспечения баланса между цифровыми инновациями и человеческими потребностями и ценностями. Подчеркнута важность понимания взаимосвязи между человеком и электронной культурой для достижения гармонии и устойчивого развития в современном мире.
В статье рассматриваются вопросы формирования нетрадиционных отраслей права, направленных на регулирование общественных отношений в социальном государстве. Это права российских граждан на достойную жизнь. На примере права социального обеспечения анализируются инновационные тенденции в становлении и развитии этой отрасли права. Рассматривается зарождение отдельных норм отрасли социального обеспечения на разных этапах становления и развития отечественной государственности от Древней Руси до современной России, показано инновационное воплощение этой традиции.
Статья посвящена изучению применения краткосрочной терапии (далее - ОРКТ) в коррекции уровня учебной мотивации студентов. Многие из студентов сталкиваются с так называемым «кризисом третьего курса», переживание которого может приводить к снижению учебной мотивации, успеваемостии, ухудшению посещаемостии занятий. Такие студенты испытывают высокую потребность в психологической помощи, однако эта проблема остается недостаточно разработанной как в теоретическом, так и в практическом плане. В работе представлены результаты исследования влияния ОРКТ на уровень учебной мотивации студентов.
В статье представлен анализ клинико-психологического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Особое внимание уделено обобщению условий совместной деятельности в ходе работы с родителями и детьми. Показана результативность комплексного подхода в клинико-психологическом сопровождении детей-аутистов с учетом всей социальной ситуации развития.
В статье рассматриваются особенности жанра фэнтези. Автор разграничивает понятия «фэнтези» и «фантастика» и выделяет характерные черты исследуемого жанра на примере романа Т. Пратчетта «Санта-Хрякус». Проведенное исследование показывает, что существуют универсальные особенности жанра фэнтези, включающие в себя наличие магии, вымышленных существ и миров, элементов Средневековья, принцип спасения вымышленного мира, противопоставление добра и зла, конфликт исторического и мифологического времен. В результате рассмотрения анализируемого произведения выделена особенность индивидуального стиля автора - высокая аллюзивность.
Иппологическая терминология представляет из себя масштабную систему, ввиду ряда факторов имеющую интерес для углубленного изучения. В статье приводится обзор некоторых направлений, или аспектов, сравнительного изучения такой терминологии в русском и английском языках. С точки зрения структуры, системы обозначения окрасов лошадей в обоих языках представляют семантические категории. Они разделяют многие принципы своей организации с подсистемами семантического поля «цвет» и могут быть рассмотрены в качестве терминологических систем и лексико-семантических групп. Основная часть статьи посвящена обзору особенностей членов рассматриваемых систем, в том числе их структурной организации, этимологии, словообразовательных возможностей, частотности и сочетаемости.
Сегодня изучению билингвизма уделяется много внимания, в результате чего возникают различные подходы к определению самого понятия, типов и видов этого явления. В статье рассмотрен феномен бикультурной личности в условиях естественного и искусственного билингвизма. Естественный билингвизм рассматривался на примере двуязычной семьи. Представлены результаты лингвистического эксперимента, проведенного на кафедре лингвистики государственного университета «Дубна» для описания процесса формирования бикультурного компонента при искусственном билингвизме.
Ключевым словом мировой литературы является любовь - оно начало начал человеческого бытия. В результате новой технологической революции на этот статус претендует новое словосочетание - искусственный интеллект. В статье обозначены основные подходы к определению понятий «любовь» и «искусственный интеллект», осуществлена попытка обнаружения возможных точек сопряжения между ними.
В статье рассматривается искусственный интеллект (ИИ), ставится задача сопоставить ИИ и интеллект человека, выяснив их особенности, исходя из таких оснований, как способность человека и машины к пониманию, интуиции, воображению, познанию и мышлению. Определено, что ИИ способен к функционированию в качестве кибернетической системы, но он не обладает возможностью к порождению мира идеального. Показано, что отсутствие такой способности ИИ делает невозможным сближение системы человеческого интеллекта и ИИ, которые принципиально различаются.
Университету «Дубна» 1 октября 2024 г. исполняется 30 лет. На фоне старейших МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, некоторых других вузов России этот юбилей представляется весьма скромным.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001