В статье рассматривается искусственный интеллект (ИИ), ставится задача сопоставить ИИ и интеллект человека, выяснив их особенности, исходя из таких оснований, как способность человека и машины к пониманию, интуиции, воображению, познанию и мышлению. Определено, что ИИ способен к функционированию в качестве кибернетической системы, но он не обладает возможностью к порождению мира идеального. Показано, что отсутствие такой способности ИИ делает невозможным сближение системы человеческого интеллекта и ИИ, которые принципиально различаются.
Идентификаторы и классификаторы
Сама постановка вопроса относительно сходства и различия ИИ и интеллекта человека обусловлена, в значительной мере, семантической многозначностью самого понятия «ИИ», которое предполагает если не тождество, то, по крайней мере, существенное сходство ИИ с человеческим интеллектом, или даже с разумом. Эта позиция связана со значениями слова «интеллект», где англоязычная интерпретация понятия artificial intelligence не включает антропоморфную составляющую.
Список литературы
1. Бостром Н. Искусственный интеллект: этапы, угрозы, стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 490 с.
2. Веселкин Н. П. Головной мозг [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/c/golovnoi-mozg-176cbf (дата обращения 19.02.2024).
3. Гоббс Т.Левиафан. М.: АСТ, 2021. 800 с.
4. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 128-140.
5. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане: К вечному миру. Алматы: ВШП “Әдiлет”, 1999. 153 с.
6. Костина А. В. О корректности постановки вопроса “Может ли машина мыслить?”, или Какие особенности человеческого мышления способен воспроизводить искусственный интеллект? // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 3. С. 36-52. EDN: NCTSUJ
7. Костина А. В. Понимание и его социокультурная обусловленность: от гносеологии - к онтологии // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 2. С. 72-81. EDN: NGDEJK
8. Попов Ю. Н. Интуиция [Электронный ресурс] // Большая Российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/c/intuitsiia-66dc4f (дата обращения: 23.09.2024).
9. Рамачандран В. С. Рождение разума: загадки нашего сознания. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 202 с.
10. Свасьян К. А. Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1987. 198 с.
11. Сеунг С. Коннектом. Как мозг делает нас тем, что мы есть. М.: Лаборатория знаний, 2018. 440 с.
12. McCarthy J. What is Artificial Intelligence? [Electronic resource] // Stanford University. Available at: https://www-formal.stanford.edu/jmc/whatisai/whatisai.html (accessed date: 23.09.2024).
13. Ray Kurzweil’s How to Create a Mind published [Electronic resource] //The Kurzweil Library + collections. Available at: https://www.thekurzweillibrary.com/ray-kurzweils-how-to-create-a-mind-published (accessed date: 19.02.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено влияние сетевых сервисов на социокультурные практики в России. Выделены ключевые понятия современной цифровой среды, проанализированы основные направления воздействия сетевых сервисов: увеличение доступности информации, стимулирование обмена информацией, расширение коммуникационных возможностей и содействие инновациям. Приведены примеры, демонстрирующие изменения в социокультурных практиках под воздействием развития сетевых платформ.
В статье охарактеризован феномен электронной культуры, выступающий ключевым элементом современной информационной эпохи. Представлены основные социальные аспекты электронной культуры, сделан акцент на формировании новых социальных структур посредством электронной культуры. Показаны техника в повседневной жизни человека и перспективы обеспечения баланса между цифровыми инновациями и человеческими потребностями и ценностями. Подчеркнута важность понимания взаимосвязи между человеком и электронной культурой для достижения гармонии и устойчивого развития в современном мире.
В статье рассматриваются вопросы формирования нетрадиционных отраслей права, направленных на регулирование общественных отношений в социальном государстве. Это права российских граждан на достойную жизнь. На примере права социального обеспечения анализируются инновационные тенденции в становлении и развитии этой отрасли права. Рассматривается зарождение отдельных норм отрасли социального обеспечения на разных этапах становления и развития отечественной государственности от Древней Руси до современной России, показано инновационное воплощение этой традиции.
Статья посвящена изучению применения краткосрочной терапии (далее - ОРКТ) в коррекции уровня учебной мотивации студентов. Многие из студентов сталкиваются с так называемым «кризисом третьего курса», переживание которого может приводить к снижению учебной мотивации, успеваемостии, ухудшению посещаемостии занятий. Такие студенты испытывают высокую потребность в психологической помощи, однако эта проблема остается недостаточно разработанной как в теоретическом, так и в практическом плане. В работе представлены результаты исследования влияния ОРКТ на уровень учебной мотивации студентов.
В статье представлен анализ клинико-психологического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Особое внимание уделено обобщению условий совместной деятельности в ходе работы с родителями и детьми. Показана результативность комплексного подхода в клинико-психологическом сопровождении детей-аутистов с учетом всей социальной ситуации развития.
В статье рассматриваются особенности жанра фэнтези. Автор разграничивает понятия «фэнтези» и «фантастика» и выделяет характерные черты исследуемого жанра на примере романа Т. Пратчетта «Санта-Хрякус». Проведенное исследование показывает, что существуют универсальные особенности жанра фэнтези, включающие в себя наличие магии, вымышленных существ и миров, элементов Средневековья, принцип спасения вымышленного мира, противопоставление добра и зла, конфликт исторического и мифологического времен. В результате рассмотрения анализируемого произведения выделена особенность индивидуального стиля автора - высокая аллюзивность.
Иппологическая терминология представляет из себя масштабную систему, ввиду ряда факторов имеющую интерес для углубленного изучения. В статье приводится обзор некоторых направлений, или аспектов, сравнительного изучения такой терминологии в русском и английском языках. С точки зрения структуры, системы обозначения окрасов лошадей в обоих языках представляют семантические категории. Они разделяют многие принципы своей организации с подсистемами семантического поля «цвет» и могут быть рассмотрены в качестве терминологических систем и лексико-семантических групп. Основная часть статьи посвящена обзору особенностей членов рассматриваемых систем, в том числе их структурной организации, этимологии, словообразовательных возможностей, частотности и сочетаемости.
Статья посвящена методике обучения связной речи на уроках родного языка в школе. Объектом исследования стали материалы раздела «Развитие связной речи», а предметом - возможности их обновления за счет педагогически значимых идей риторики. Автор раскрывает подходы к толкованию термина «риторизация», которым называется процесс, заявивший о себе в конце 90-х гг. ХХ в. и оказавший влияние на методику развития речи.
Сегодня изучению билингвизма уделяется много внимания, в результате чего возникают различные подходы к определению самого понятия, типов и видов этого явления. В статье рассмотрен феномен бикультурной личности в условиях естественного и искусственного билингвизма. Естественный билингвизм рассматривался на примере двуязычной семьи. Представлены результаты лингвистического эксперимента, проведенного на кафедре лингвистики государственного университета «Дубна» для описания процесса формирования бикультурного компонента при искусственном билингвизме.
Ключевым словом мировой литературы является любовь - оно начало начал человеческого бытия. В результате новой технологической революции на этот статус претендует новое словосочетание - искусственный интеллект. В статье обозначены основные подходы к определению понятий «любовь» и «искусственный интеллект», осуществлена попытка обнаружения возможных точек сопряжения между ними.
Университету «Дубна» 1 октября 2024 г. исполняется 30 лет. На фоне старейших МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, некоторых других вузов России этот юбилей представляется весьма скромным.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001