В статье представлен анализ клинико-психологического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Особое внимание уделено обобщению условий совместной деятельности в ходе работы с родителями и детьми. Показана результативность комплексного подхода в клинико-психологическом сопровождении детей-аутистов с учетом всей социальной ситуации развития.
Идентификаторы и классификаторы
Консультативный метод, выстроенный в духе культурно-исторической концепции, позволяет подойти к каждому случаю не с позиции жестко ограниченного «биологизаторства», а с учетом всех обстоятельств детского развития. Именно поэтому важен тщательный, высококвалифицированный анализ развития ребенка, начиная с момента зачатия родителями [3]. В рамках первичной консультации родителей с помощью клинической беседы, Life-Line, изучения медицинских заключений происходит анализ целого ряда особенностей пре- и постнатального развития: как протекала беременность, были ли заболевания во время беременности и на каком этапе, какие стрессовые ситуации возникали во время беременности; как протекали роды, была ли родовая травма; какие болезни и как протекали у ребенка; какие прививки были сделаны, как ребенок их перенес; были ли стрессовые семейные ситуации в раннем детстве; как происходило приучение к опрятности; как ребенок овладевал бытовыми умениями и т. д. [9; 10]. Особое внимание уделяется развитию речи, предметной деятельности, играм, а также наличию ритуалов и стереотипов, специфике социальной (семейной, детсадовской и не только) ситуации. Такие «точечные» вопросы позволяют выявить условия развития ребенка.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
2. Лебединская К. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. М.: Просвещение, 1991. 97 с.
3. Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 2000. 364 с.
4. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение: Методическое пособие / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг и др. 2-е изд. М.: Теревинф, 2008. 224 с. EDN: QXTBMX
5. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг и др. М: Теревинф, 2005. 224 с. EDN: PFOTUY
6. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998. 352 с.
7. Систематическое опосредствование детского развития (от 2 до 12 лет) при РДА (раннем детском аутизме) и РАС (расстройствах аутистического спектра): отчет о НИР; исполн.: В. Б. Хозиев и др. М., 2017. 100 с.
8. Хозиев В. Б. Аутизм: детское развитие “мимо игры и культуры” // Вестник государственного университета “Дубна”. Серия “Науки о человеке и обществе”. 2018. №2. С. 29-53. EDN: CUVQBK
9. Хозиев В. Б. Психологическое консультирование родителей: Учебное пособие / В. Б. Хозиев, М. В. Хозиева, С. В. Дзетовецкая. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. 504 с. EDN: QXXFEX
10. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 320 с. EDN: EWRUTH
11. Хозиева М. В. Проектная форма обучения в контексте психологического сопровождения развития личности: Проектная форма обучения: опыт создания, исследования и применения. Сургут: Издательский центр СурГУ, 2014. 284 с. EDN: VBKLVX
12. Хозиева М. В. Совместная деятельность родителей и детей в психологической консультации: Учебно-методическое пособие. СПб: ООО “Группа МИД”, 2021. 44 с.
13. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с. EDN: QXMAMB
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено влияние сетевых сервисов на социокультурные практики в России. Выделены ключевые понятия современной цифровой среды, проанализированы основные направления воздействия сетевых сервисов: увеличение доступности информации, стимулирование обмена информацией, расширение коммуникационных возможностей и содействие инновациям. Приведены примеры, демонстрирующие изменения в социокультурных практиках под воздействием развития сетевых платформ.
В статье охарактеризован феномен электронной культуры, выступающий ключевым элементом современной информационной эпохи. Представлены основные социальные аспекты электронной культуры, сделан акцент на формировании новых социальных структур посредством электронной культуры. Показаны техника в повседневной жизни человека и перспективы обеспечения баланса между цифровыми инновациями и человеческими потребностями и ценностями. Подчеркнута важность понимания взаимосвязи между человеком и электронной культурой для достижения гармонии и устойчивого развития в современном мире.
В статье рассматриваются вопросы формирования нетрадиционных отраслей права, направленных на регулирование общественных отношений в социальном государстве. Это права российских граждан на достойную жизнь. На примере права социального обеспечения анализируются инновационные тенденции в становлении и развитии этой отрасли права. Рассматривается зарождение отдельных норм отрасли социального обеспечения на разных этапах становления и развития отечественной государственности от Древней Руси до современной России, показано инновационное воплощение этой традиции.
Статья посвящена изучению применения краткосрочной терапии (далее - ОРКТ) в коррекции уровня учебной мотивации студентов. Многие из студентов сталкиваются с так называемым «кризисом третьего курса», переживание которого может приводить к снижению учебной мотивации, успеваемостии, ухудшению посещаемостии занятий. Такие студенты испытывают высокую потребность в психологической помощи, однако эта проблема остается недостаточно разработанной как в теоретическом, так и в практическом плане. В работе представлены результаты исследования влияния ОРКТ на уровень учебной мотивации студентов.
В статье рассматриваются особенности жанра фэнтези. Автор разграничивает понятия «фэнтези» и «фантастика» и выделяет характерные черты исследуемого жанра на примере романа Т. Пратчетта «Санта-Хрякус». Проведенное исследование показывает, что существуют универсальные особенности жанра фэнтези, включающие в себя наличие магии, вымышленных существ и миров, элементов Средневековья, принцип спасения вымышленного мира, противопоставление добра и зла, конфликт исторического и мифологического времен. В результате рассмотрения анализируемого произведения выделена особенность индивидуального стиля автора - высокая аллюзивность.
Иппологическая терминология представляет из себя масштабную систему, ввиду ряда факторов имеющую интерес для углубленного изучения. В статье приводится обзор некоторых направлений, или аспектов, сравнительного изучения такой терминологии в русском и английском языках. С точки зрения структуры, системы обозначения окрасов лошадей в обоих языках представляют семантические категории. Они разделяют многие принципы своей организации с подсистемами семантического поля «цвет» и могут быть рассмотрены в качестве терминологических систем и лексико-семантических групп. Основная часть статьи посвящена обзору особенностей членов рассматриваемых систем, в том числе их структурной организации, этимологии, словообразовательных возможностей, частотности и сочетаемости.
Статья посвящена методике обучения связной речи на уроках родного языка в школе. Объектом исследования стали материалы раздела «Развитие связной речи», а предметом - возможности их обновления за счет педагогически значимых идей риторики. Автор раскрывает подходы к толкованию термина «риторизация», которым называется процесс, заявивший о себе в конце 90-х гг. ХХ в. и оказавший влияние на методику развития речи.
Сегодня изучению билингвизма уделяется много внимания, в результате чего возникают различные подходы к определению самого понятия, типов и видов этого явления. В статье рассмотрен феномен бикультурной личности в условиях естественного и искусственного билингвизма. Естественный билингвизм рассматривался на примере двуязычной семьи. Представлены результаты лингвистического эксперимента, проведенного на кафедре лингвистики государственного университета «Дубна» для описания процесса формирования бикультурного компонента при искусственном билингвизме.
Ключевым словом мировой литературы является любовь - оно начало начал человеческого бытия. В результате новой технологической революции на этот статус претендует новое словосочетание - искусственный интеллект. В статье обозначены основные подходы к определению понятий «любовь» и «искусственный интеллект», осуществлена попытка обнаружения возможных точек сопряжения между ними.
В статье рассматривается искусственный интеллект (ИИ), ставится задача сопоставить ИИ и интеллект человека, выяснив их особенности, исходя из таких оснований, как способность человека и машины к пониманию, интуиции, воображению, познанию и мышлению. Определено, что ИИ способен к функционированию в качестве кибернетической системы, но он не обладает возможностью к порождению мира идеального. Показано, что отсутствие такой способности ИИ делает невозможным сближение системы человеческого интеллекта и ИИ, которые принципиально различаются.
Университету «Дубна» 1 октября 2024 г. исполняется 30 лет. На фоне старейших МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, некоторых других вузов России этот юбилей представляется весьма скромным.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001