Сегодня изучению билингвизма уделяется много внимания, в результате чего возникают различные подходы к определению самого понятия, типов и видов этого явления. В статье рассмотрен феномен бикультурной личности в условиях естественного и искусственного билингвизма. Естественный билингвизм рассматривался на примере двуязычной семьи. Представлены результаты лингвистического эксперимента, проведенного на кафедре лингвистики государственного университета «Дубна» для описания процесса формирования бикультурного компонента при искусственном билингвизме.
Идентификаторы и классификаторы
Существуют разные классификации этого феномена, например, ранний / поздний – в зависимости от того, в каком возрасте человек начинает изучать второй язык; естественный / искусственный – изучение языка в естественной среде (в семье) или специальное изучение иностранного языка для определенных целей; координативный / субординативный – сосуществование двух языковых систем в сознании индивида или преобладание одного языка над другим; рецептивный / продуктивный – способность воспринимать неродной язык только на слух или способность не только понимать, но и писать, говорить на нем и др. [3].
Список литературы
1. Волкова С. Б. Лексема finger в составе английских фразеологизмов // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. 2020. № 2. С. 32-38. EDN: KKXWBH
2. Волкова С. Б. К вопросу о бикультурной личности в условиях искусственного билингвизма / С. Б. Волкова, Е. В. Константинова, А. С. Анисимова // Аксиология филологического образования в контексте подготовки педагога будущего: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию создания кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы, Минск, 20-21 марта 2023 года. Минск: Белорусский государственный университет, 2023. С. 89-93. EDN: LTZSLQ
3. Жукова И. Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова, М. Г. Лебедько, З. Г. Прошина, Н. Г. Юзефович; под ред. М. Г. Лебедько и З. Г. Прошиной. М.: Флинта: Наука, 2013. 632 с. EDN: SDQYUD
4. Konstantinova E. V. Bilingualism in the Context of Economic Globalization // Proceedings of the Jubilee International Scientific Conference dedicated to the 100th anniversary of the University of Economics, Volume VI. Varna: University publishing house “Science and Economics”, 2020. Pp. 722-730.
5. Константинова Е. В. О некоторых особенностях формирования бикультурной личности билингва в современных условиях / Е. В. Константинова, М. А. Васина // Аксиология филологического образования в контексте подготовки педагога будущего: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения проф. Л.А. Муриной, Минск, 22-23 марта 2021 года / Редколлегия: О. В. Проскалович (гл. ред.) [и др.]. Минск: Белорусский государственный университет, 2022. С. 99-103. EDN: LZILUH
6. Легостаева О. В. Лингвокультурологическая составляющая билингвизма // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 9. С. 85-94. EDN: UJDYAN
7. Орлова Т. Г. Учет структурно-семантического сходства и различия английских соматических фразеологических единиц при переводе их на русский язык / Т. Г. Орлова, Е. Ф. Никулина // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2011. № 1. С. 22-32. EDN: PZEBNL
8. Попова В. Н. Искусственный билингвизм как компонент профессиональной коммуникативной компетенции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 6. С. 86-90. EDN: NXZVCP
9. Фролова Г. Э. Особенности аудиторного билингвизма // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей V Международной научной конференции молодых ученых, Екатеринбург, 12 февраля 2016 года / Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; общая редакция: Ж.А. Храмушина, А.С. Поршнева, А.А. Ширшикова. - Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2016. С. 47-52. EDN: WKWALJ
10. Beatens Beardsmore H. Bilingualism: Basic Principles. Bristol: Multilingual Matters, 1986. 205 p.
11. Grosjean F. Bicultural bilinguals // International Journal of Bilingualism. 2015. Vol. 19(5). Pp. 572-586.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено влияние сетевых сервисов на социокультурные практики в России. Выделены ключевые понятия современной цифровой среды, проанализированы основные направления воздействия сетевых сервисов: увеличение доступности информации, стимулирование обмена информацией, расширение коммуникационных возможностей и содействие инновациям. Приведены примеры, демонстрирующие изменения в социокультурных практиках под воздействием развития сетевых платформ.
В статье охарактеризован феномен электронной культуры, выступающий ключевым элементом современной информационной эпохи. Представлены основные социальные аспекты электронной культуры, сделан акцент на формировании новых социальных структур посредством электронной культуры. Показаны техника в повседневной жизни человека и перспективы обеспечения баланса между цифровыми инновациями и человеческими потребностями и ценностями. Подчеркнута важность понимания взаимосвязи между человеком и электронной культурой для достижения гармонии и устойчивого развития в современном мире.
В статье рассматриваются вопросы формирования нетрадиционных отраслей права, направленных на регулирование общественных отношений в социальном государстве. Это права российских граждан на достойную жизнь. На примере права социального обеспечения анализируются инновационные тенденции в становлении и развитии этой отрасли права. Рассматривается зарождение отдельных норм отрасли социального обеспечения на разных этапах становления и развития отечественной государственности от Древней Руси до современной России, показано инновационное воплощение этой традиции.
Статья посвящена изучению применения краткосрочной терапии (далее - ОРКТ) в коррекции уровня учебной мотивации студентов. Многие из студентов сталкиваются с так называемым «кризисом третьего курса», переживание которого может приводить к снижению учебной мотивации, успеваемостии, ухудшению посещаемостии занятий. Такие студенты испытывают высокую потребность в психологической помощи, однако эта проблема остается недостаточно разработанной как в теоретическом, так и в практическом плане. В работе представлены результаты исследования влияния ОРКТ на уровень учебной мотивации студентов.
В статье представлен анализ клинико-психологического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Особое внимание уделено обобщению условий совместной деятельности в ходе работы с родителями и детьми. Показана результативность комплексного подхода в клинико-психологическом сопровождении детей-аутистов с учетом всей социальной ситуации развития.
В статье рассматриваются особенности жанра фэнтези. Автор разграничивает понятия «фэнтези» и «фантастика» и выделяет характерные черты исследуемого жанра на примере романа Т. Пратчетта «Санта-Хрякус». Проведенное исследование показывает, что существуют универсальные особенности жанра фэнтези, включающие в себя наличие магии, вымышленных существ и миров, элементов Средневековья, принцип спасения вымышленного мира, противопоставление добра и зла, конфликт исторического и мифологического времен. В результате рассмотрения анализируемого произведения выделена особенность индивидуального стиля автора - высокая аллюзивность.
Иппологическая терминология представляет из себя масштабную систему, ввиду ряда факторов имеющую интерес для углубленного изучения. В статье приводится обзор некоторых направлений, или аспектов, сравнительного изучения такой терминологии в русском и английском языках. С точки зрения структуры, системы обозначения окрасов лошадей в обоих языках представляют семантические категории. Они разделяют многие принципы своей организации с подсистемами семантического поля «цвет» и могут быть рассмотрены в качестве терминологических систем и лексико-семантических групп. Основная часть статьи посвящена обзору особенностей членов рассматриваемых систем, в том числе их структурной организации, этимологии, словообразовательных возможностей, частотности и сочетаемости.
Статья посвящена методике обучения связной речи на уроках родного языка в школе. Объектом исследования стали материалы раздела «Развитие связной речи», а предметом - возможности их обновления за счет педагогически значимых идей риторики. Автор раскрывает подходы к толкованию термина «риторизация», которым называется процесс, заявивший о себе в конце 90-х гг. ХХ в. и оказавший влияние на методику развития речи.
Ключевым словом мировой литературы является любовь - оно начало начал человеческого бытия. В результате новой технологической революции на этот статус претендует новое словосочетание - искусственный интеллект. В статье обозначены основные подходы к определению понятий «любовь» и «искусственный интеллект», осуществлена попытка обнаружения возможных точек сопряжения между ними.
В статье рассматривается искусственный интеллект (ИИ), ставится задача сопоставить ИИ и интеллект человека, выяснив их особенности, исходя из таких оснований, как способность человека и машины к пониманию, интуиции, воображению, познанию и мышлению. Определено, что ИИ способен к функционированию в качестве кибернетической системы, но он не обладает возможностью к порождению мира идеального. Показано, что отсутствие такой способности ИИ делает невозможным сближение системы человеческого интеллекта и ИИ, которые принципиально различаются.
Университету «Дубна» 1 октября 2024 г. исполняется 30 лет. На фоне старейших МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, некоторых других вузов России этот юбилей представляется весьма скромным.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001