Процесс адаптации женщин-курсантов к условиям обучения в ведомственных вузах является одной из актуальных проблем науки и практики. Новые условия деятельности отражаются на функциональном состоянии организма, вследствие чего состояние сердечно-сосудистой системы является важным критерием оценки процесса адаптации. Изменения показателей сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации является разнонаправленным, однако, определённый интерес составляют корреляционные связи, возникающие между исследуемыми показателями. В настоящем исследовании была поставлена цель: проанализировать корреляционные связи, возникающие между показателями функционального состояния сердечно-сосудистой системы, физическим развитием и результативностью контрольных нормативов в течение первого года обучения среди женщин-курсантов ведомственного вуза.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 18 женщин-курсантов, обучающихся в ведомственном вузе по профилю «Следствие» в Орловском юридическом институте имени В. В. Лукьянова. На начальном этапе обучения (2-й семестр) и по его завершении (8-й семестр) обучения курсанты сдали контрольные нормативы, определялось их физическое развитие и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу. Результаты исследования и их обсуждение. Статистическая обработка данных позволяет сделать вывод о том, что в экспериментальной группе на начальном этапе исследования отмечается большое количество взаимосвязей между исследуемыми показателями, что может являться результатом реакции организма на новые условия деятельности и происходящие адаптационные перестройки. На завершающем этапе исследования отмечается некоторое снижение общего количества взаимосвязей между показателями и их усиление, однако при этом сохраняется напряжение в работе сердечно-сосудистой системы.
Выводы. Выявленные закономерности могут являться признаком не завершившихся адаптационных перестроек, происходящих в организме женщин-курсантов, и требует дальнейших более подробных исследований.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность. Изучение особенностей адаптации к специфике обучения с учётом гендерных различий в настоящее время является актуальной проблемой научно-педагогических исследований. Образовательный процесс и социально-бытовые условия ведомственных вузов исторически были ориентированы на мужскую психофизиологию [1, 3], вследствие чего мало учитываются педагогические аспекты подготовки женщин и их гендерные особенности. Особый интерес представляют процессы адаптации, происходящие у курсантов женского пола, поскольку их число в органах внутренних дел имеет тенденцию к увеличению.
Список литературы
1. Аниськова Т. А., Щербатых С. В. Особенности адаптации курсантов женского пола к образовательному процессу в ведомственной организации // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. С. 4. EDN: PFFFKS
2. Аниськова Т. А. Технология педагогического сопровождения профессиональной адаптации курсантов женского пола к образовательному процессу ведомственного вуза Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6(97). С. 7-9. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-697-7-10 EDN: OFFMRX
3. Баркалов С. Н. Актуальные аспекты совершенствования физической подготовки в образовательных организациях МВД России // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург,. 2019. С. 52-56.
4. Бобешко А. В. Выявление основных критериев эффективности организации процесса адаптации первокурсников к условиям в ведомственных вузах // VII педагогические чтения, посвящённые памяти профессора С. И. Злобина: сборник материалов в 3-х томах. Том 1. Пермь, 2021. С. 7-9. EDN: GNOIGW
5. Ивашко, Н. Н. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России: дис.… канд. пед. наук? 13 00 01. Новокузнецк, 2009. 196 с. EDN: MHFBEV
6. Кириллова Т. В., Чурикова И. Э. Адаптация девушек-курсанток к обучению в академии ФСИН России как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 34. EDN: YPOFEM
7. Макеева В. С., Шайкина О. Е., Широкова Е.А. Взаимосвязь психических процессов с технической подготовленностью у баскетболисток 14-15 лет // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 500. С. 177-184. DOI: 10.17223/15617793/500/19
8. Макеева В. С., Калашников А. Ф. Развитие акмеологической адаптивности личности в процессе психофизической подготовки // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России: материалы международной научно-практической конференции. Орел, 2018. С. 117-119. EDN: XSZERV
9. Макеева В. С., Осипов Д. В. Динамика адаптационного потенциала курсантов женского пола в физкультурно-спортивной деятельности юридического вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12 (92). С. 258-262. /. DOI: 10.24158/spp.2021.12.39 EDN: YGTRGT
10. Осипов Д. В., Губанов Э. В. Адаптация девушек курсантов к физическим нагрузкам на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России // Наука-2020. 2018. № 8 (24). С. 53-57.
11. Хурса Р. В. Пульсовое давление крови: роль в гемодинамике и прикладные возможности в функциональной диагностике // Медицинские новости. 2013. № 4 (223). С. 13-18. EDN: QABMVJ
12. Широкова Е. А., Макеева В. С., Осипов Д. В. Адаптивные способности в поддержке качества жизни студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 357-359. EDN: CPEGAX
13. Artificial Intelligence: Multidisciplinary perspectives on emerging challenges, opportunities, and agenda for research, practice and policy / Y. K. Dwivedi [et al.] // Journal of Science and Medicine in Sport. 2018. Vol. 21. Is. 11. Pp. 1116-1124. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.08.002 EDN: XGOZJV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для повышения эффективности подготовки борцов греко-римского стиля к предстоящим соревнованиям необходим контроль функционального состояния организма спортсменов. Цель исследования - получение новых данных об особенностях функционального состояния сердечно-сосудистой системы и нервно-мышечного аппарата борцов в предсоревновательном периоде годичного цикла подготовки.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 12 спортсменов, физиологическое тестирование проводилось на базе бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Врачебно-физкультурный диспансер» и включало в себя: электрокардиографию в положении сидя до и после тренировки; определение вариабельности ритма сердца; миотонометрия на медиальной головке четырехглавой мышцы бедра. Результаты исследования и их обсуждение. Полученные цифровые значения функциональных тестов за период предсоревновательной подготовки достоверно улучшились в исследуемой группе спортсменов, что подтверждается уровнем значимости (Р<0,05). Был отмечен высокий уровень переносимости физических нагрузок. Выявлены типы вегетативной регуляции сердечного ритма у высококвалифицированных борцов греко-римского стиля.
Выводы. Проведенный педагогический эксперимент позволил обосновать необходимость индивидуализации коррекционно-педагогических и восстановительных мероприятий, которые обеспечивают эффективность подготовки и как следствие, успешного выступления на соревнованиях.
Цель работы: авторы изучали современные подходы к созданию эффективных программ управления здоровьем банковских работников с учетом всех особенностей профессиональной деятельности.
Результаты: приведены данные собственного исследования таких связанных с уровнем здоровья показателей функционального состояния банковских служащих как стрессочувствительность, проявления непродуктивных форм перфекционизма и синдрома выгорания.
Выводы: предложен алгоритм более эффективного использования физкультурно-оздоровительных технологий для профилактики и коррекции негативных последствий влияния на организм факторов производственной среды и трудового процесса.
Изучали возможности занятий физической культурой для преодоления негативных факторов, определяющих социально-психологическое здоровье лиц старшей возрастной группы. Были выявлены основные деструктивные факторы социального здоровья людей выбранной категории, показаны механизмы и формы организации занятий. Раскрывается опосредованное и непосредственное влияние двигательной активности для повышения качества жизни людей пожилого возраста.
В настоящем исследовании была поставлена цель: определить наличие взаимосвязи между уровнем самооценки, уровнем притязаний и уровнем спортивных достижений пловцов.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 30 спортсменов-пловцов с разным уровнем спортивных достижений. Было проведено анектирование участников согласно методике Дембо-Рубинштейна. После анализа литературных источников полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу по различным критериям. Результаты исследования и их обсуждение. Несмотря на то, что многие авторы исследований говорят о наличии стойкой взаимосвязи между самооценкой и спортивными достижениями, анализ полученных данных не выявил зависимостей между показателями различных шкал и спортивными успехами испытуемых пловцов.
Выводы. Установлено, что статистические зависимости между выбранными показателями малы, чтобы их можно было считать значимыми, но близки к порогу значимости. Хотя прямая связь между самооценкой и достижениями не подтвердилась, выявленные тенденции требуют дальнейшего изучения. Рекомендуется расширить выборку и включить оценку самооценки психологической готовности перед соревнованиями. В более продолжительных исследованиях рекомендуется также изучение самооценки в комбинации с другими психологическими параметрами.
Отстранение России от международных турниров вызвало у многих спортсменов чувство растерянности: одни погрузились в негативные эмоции, другие испытывают сильное нервное напряжение, а некоторые потеряли свое восприятие как профессионального спортсмена. Вэ той ситуации исследование связи когнитивных стилей и эмоциональной направленности личности спортсмена является актуальной задачей для современного спорта. Цель исследования - выявить связь когнитивных стилей (импульсивность/рефлексивность, вербализация/визуализация) с эмоциональной направленностью личности спортсмена. Исследование проводилось базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Астраханской области «Детско-юношеская спортивная школа водных видов спорта им. Б. Н. Скокова», в нем приняли участие 60 спортсменов, занимающихся водными видами спорта. Возрастной диапазон составил от 12 до 17 лет.
Выводы. В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что спортсмены более склонны к быстрым и незапланированным реакциям на раздражители до завершения обработки информации, которые в свою очередь влияют на эмоции и приводят к негативным последствиям, а принятие решений на основе словесных рассуждений, позволяет спортсменам стремиться к достижению высоких результатов.
В статье рассматривается материальный ресурсный потенциал как совокупность внутренних ресурсов физкультурно-спортивной организации, обеспечивающих непрерывность и эффективность деятельности, которая определяется системой мониторинга, разрабатываемой организацией на определенный период, основанной на нормативных правовых документах учредителя. Разработка собственной программы использования материального ресурсного потенциала физкультурно-спортивной организации имеет свои особенности в зависимости от характера оказываемых услуг и выполняемых работ. Данная программа должна обеспечивать выполнение государственного задания, всех договоров по объемам, срокам и показателям качества, поэтому она разрабатывается по всем видам деятельности физкультурно-спортивной организации.
В статье автор предлагает использовать свою разработанную методику в тренировочном процессе бадминтонистов 9-10 лет, два раза в неделю, по 6-8 минут для воспитания вестибулярной устойчивости. В методику вошли упражнения на координационной лестнице, кубе, полусфере, статические упражнения, многоволанные упражнения. Для оценки уровня вестибулярной устойчивости были проведены специальные тесты и контрольные задания: «Челночный бег 6 x 5 м», «Усложненная проба Ромберга», «Тестовая ходьба», «Проба Яроцкого» в начале и в конце педагогического эксперимента. После применения разработанной методики, у экспериментальной группы выявлена существенно более высокая интенсивность роста показателей вестибулярной устойчивости.
В данной статье представлены результаты исследования интегральной выносливости как ведущего фактора самоатуализации личности спортсменов-самбистов. Авторами раскрыты теоретико-методологические подходы к исследованию феномена «интегральная выносливость» как фактора самоактуализации личности спортсменов; обозначены структура, значение и особенности интегральной выносливости в системе спортивной подготовки на примере национального вида спорта - самбо. В результате проведенного исследования выявлена взаимосвязь элементов интегральной выносливости и их влияние на уровень самоактуализации спортсменов. В статье представлены методические рекомендации по развитию интегральной выносливости как фактора самоактуализации личности у спортсменов-самбистов, используемые в ходе учебно-тренировочного процесса спортсменов, занимающихся на базе МБОУ ДО СШ по ТХЭКВОНДО. Приведен анализ результатов по основным компонентам интегральной выносливости, полученным после внедрения в учебно-тренировочный процесс разработанных методических рекомендаций.
Развитие видов спорта в регионах подчиняется основным направлениям развития вида спорта, определенным в Программах развития общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта. Среди приоритетных направлений развития подводного спорта в России определено увеличение количества регионов, в которых подводный спорт включен в Перечень базовых видов спорта. Цель исследования - изучение потенциала подводного спорта по критериям для включения в Перечень базовых видов спорта и определение направлений развития подводного спорта в Свердловской области для возможности включения в Перечень базовых видов спорта. Для анализа использовались данные статистически отчетов 1-ФК и 5-ФК за период с 2020 по 2023 гг. В результате анализа статистических данных выявлен высокий потенциал подводного спорта по всем критериям, установленным для включения вида спорта в Перечень базовых видов спорта: наличие организаций и динамика численности занимающихся и проходящих спортивную подготовку; обеспеченность тренерскими кадрами; проведение официальных спортивных соревнований международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровня; наличие кандидатов в спортивные сборные команды региона и спортивной сборной команды Российской Федерации; наличие побед и призовых мест на международных и всероссийских юношеских соревнованиях; спортивная квалификация проходящих спортивную подготовку; наличие аккредитованной региональной спортивной федерации по виду спорта. Учитывая наработанный потенциал, у подводного спорта есть предпосылки для его включения в Перечень базовых видов спорта Свердловской области.
В статье приводятся результаты специально проведенного эмпирического исследования, которое направлено на определения места волевых качеств в структуре способностей к педагогической деятельности спортивных тренеров. Здесь показаны результаты выраженности и вариативности двух групп показателей: волевых качеств личности тренеров и их педагогических способностей. Приводятся также результаты корреляционного анализа для определения: внутренних взаимосвязей - компонентов волевых качеств и компонентов способностей, а также внешних взаимосвязей между этими двумя группами показателей. Кроме того, отражены результаты расчета корреляционных отношений, с вычислением коэффициентов регрессии, объясняющих причины полученных взаимосвязей между качествами воли и показателями способностей, также между педагогическими умениями как компонентами способностей и показателями интегративных способностей. Получены две группы волевых качеств: тех, которые являются факторами педагогических способностей тренеров и тех, для включения которых в число этих способностей есть основания.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru