Отстранение России от международных турниров вызвало у многих спортсменов чувство растерянности: одни погрузились в негативные эмоции, другие испытывают сильное нервное напряжение, а некоторые потеряли свое восприятие как профессионального спортсмена. Вэ той ситуации исследование связи когнитивных стилей и эмоциональной направленности личности спортсмена является актуальной задачей для современного спорта. Цель исследования - выявить связь когнитивных стилей (импульсивность/рефлексивность, вербализация/визуализация) с эмоциональной направленностью личности спортсмена. Исследование проводилось базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Астраханской области «Детско-юношеская спортивная школа водных видов спорта им. Б. Н. Скокова», в нем приняли участие 60 спортсменов, занимающихся водными видами спорта. Возрастной диапазон составил от 12 до 17 лет.
Выводы. В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что спортсмены более склонны к быстрым и незапланированным реакциям на раздражители до завершения обработки информации, которые в свою очередь влияют на эмоции и приводят к негативным последствиям, а принятие решений на основе словесных рассуждений, позволяет спортсменам стремиться к достижению высоких результатов.
Идентификаторы и классификаторы
Введение. Современная политическая ситуация в мире привела к изоляции России от всех международных соревнований, что в свою очередь оказывает сильное негативное влияние на эмоции спортсменов. Отсутствие «полноценных спортивных эмоций» может негативно сказаться на поступки и поведение спортсмена, поэтому изучение эмоциональной направленности и когнитивных стилей у спортсменов, является одной из актуальных проблем в современном спорте. Эмоции тесно связаны с центральными личностными образованиями, самосознанием, личностной идентичностью [18]. Спортсменов всегда считают «элитными» в отношении управления эмоциями и невосприимчивыми к такого рода проблемам [16]. Однако исследование, проведенное в 2024 году на выборке 483 студентов-спортсменов и неспорстменов, которые по-разному обрабатывают информацию, связанную с эмоциями, подтвердили, что спортсмены чаще всего сталкиваются с депрессией, тревожными расстройствами, а также при обработке информации склонны к катастрофизации [14].
Список литературы
1. Бердникова С. О., Копейка Я. Ю., Лысый В. И. Эмоциональная направленность личности спортсменов // Ананьевские чтения-2000: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. С. 77-78.
2. Волкова Н. Н., Гусев А. Н. Когнитивные стили: дискуссионные вопросы и проблемы изучения // Национальный психологический журнал. 2016. № 2 (22). С. 28-37. EDN: XEPJPN
3. Грошев А. М., Буторин В. В. Влияние когнитивного стиля личности спортсмена на результативность тактико-технических действий в баскетболе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 324-326. EDN: VSWLHN
4. Додонов Б. И. О системе “Личность” // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 36-45.
5. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. 270 c.
6. Карпова Е. В., Яблокова А. В. Когнитивные стили: история вопроса и новые проблемы // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 220-226. EDN: XGROLN
7. Коскина Е. Н. Результативность игры футболистов в зависимости от их когнитивных стилей // Теория и практики физической культуры. 2010. № 6. С. 77-79.
8. Кузьменко Г. А., Ким Т. К. Актуализация когнитивных стилей деятельности юных спортсменов в ситуационных видах спорта как условие повышения их конкурентоспособности // Живая психология. 2020. Т. 7. № 2 (26). С. 9-19. EDN: FQGYTD
9. Раянова Ю. Ю., Речапова Л. Р. Формирование когнитивных стилей спортсменовфигуристов // Физкультурное образование Сибири. 2019. № 2 (42). С. 56-59. EDN: DUSQQT
10. Русалов В. М., Волкова Е. В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 32-42. EDN: UNLMHL
11. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 c. EDN: PVNQXB
12. Шкуратова И. П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности //Первая росс. Конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань. КГУ. 2004. С. 256-257.
13. Яковлев Б. П. Взаимосвязь мотивации и эмоций в физкультурно-спортивной деятельности / Б. П. Яковлев, Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин, Н. Р. Усаева // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 87-89. EDN: RVFCAJ
14. Landeghem C. V., Jakobson L. S. Disentangling general and sport-specific risk factors for anxiety and depression in a mixed sample of athletes and non-athletes // Psychology of Sport and Exercise 2025. Vol. 76. 102773. DOI: 10.1016/j.psychsport.2024.102773 EDN: OAWHVQ
15. Jakobson L. S. Traits linked to sensory processing sensitivity mediate the relationship between externally oriented thinking and fantasizing / L. S. Jakobson, A. M. McQuarrie, C. Van Landeghem, S. D. Smith // Frontiers in Psychology, 2024. Vol. 15. Article 1354120. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1354120 EDN: ROWEAN
16. Rice S. M.(2016). The mental health of elite athletes: A narrative systematic review / S. M. Rice, R. Purcell, S. De Silva, D. Mawren, P. D. McGorry, A. G. Parker // Sports Medicine, 46, 1333-1353. DOI: 10.1007/s40279-016-0492-2 EDN: HGDMWN
17. Smith R. The structure of emotional experience and its relationship to emotional awareness: A theoretical review / R. Smith, W. D. S. Killgore, R. D. Lane // Emotion. 2018. Vol. 18 (5), pp. 670-692. DOI: 10.1037/emo0000376
18. Vesely M. A., Udayar S., Fiori M. Enhancing the Prediction of Emotionally Intelligent Behavior: The PAT Integrated Framework Involving Trait EI, Ability EI, and Emotion Information Processing // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9:1078. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01078
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для повышения эффективности подготовки борцов греко-римского стиля к предстоящим соревнованиям необходим контроль функционального состояния организма спортсменов. Цель исследования - получение новых данных об особенностях функционального состояния сердечно-сосудистой системы и нервно-мышечного аппарата борцов в предсоревновательном периоде годичного цикла подготовки.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 12 спортсменов, физиологическое тестирование проводилось на базе бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Врачебно-физкультурный диспансер» и включало в себя: электрокардиографию в положении сидя до и после тренировки; определение вариабельности ритма сердца; миотонометрия на медиальной головке четырехглавой мышцы бедра. Результаты исследования и их обсуждение. Полученные цифровые значения функциональных тестов за период предсоревновательной подготовки достоверно улучшились в исследуемой группе спортсменов, что подтверждается уровнем значимости (Р<0,05). Был отмечен высокий уровень переносимости физических нагрузок. Выявлены типы вегетативной регуляции сердечного ритма у высококвалифицированных борцов греко-римского стиля.
Выводы. Проведенный педагогический эксперимент позволил обосновать необходимость индивидуализации коррекционно-педагогических и восстановительных мероприятий, которые обеспечивают эффективность подготовки и как следствие, успешного выступления на соревнованиях.
Цель работы: авторы изучали современные подходы к созданию эффективных программ управления здоровьем банковских работников с учетом всех особенностей профессиональной деятельности.
Результаты: приведены данные собственного исследования таких связанных с уровнем здоровья показателей функционального состояния банковских служащих как стрессочувствительность, проявления непродуктивных форм перфекционизма и синдрома выгорания.
Выводы: предложен алгоритм более эффективного использования физкультурно-оздоровительных технологий для профилактики и коррекции негативных последствий влияния на организм факторов производственной среды и трудового процесса.
Изучали возможности занятий физической культурой для преодоления негативных факторов, определяющих социально-психологическое здоровье лиц старшей возрастной группы. Были выявлены основные деструктивные факторы социального здоровья людей выбранной категории, показаны механизмы и формы организации занятий. Раскрывается опосредованное и непосредственное влияние двигательной активности для повышения качества жизни людей пожилого возраста.
В настоящем исследовании была поставлена цель: определить наличие взаимосвязи между уровнем самооценки, уровнем притязаний и уровнем спортивных достижений пловцов.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 30 спортсменов-пловцов с разным уровнем спортивных достижений. Было проведено анектирование участников согласно методике Дембо-Рубинштейна. После анализа литературных источников полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу по различным критериям. Результаты исследования и их обсуждение. Несмотря на то, что многие авторы исследований говорят о наличии стойкой взаимосвязи между самооценкой и спортивными достижениями, анализ полученных данных не выявил зависимостей между показателями различных шкал и спортивными успехами испытуемых пловцов.
Выводы. Установлено, что статистические зависимости между выбранными показателями малы, чтобы их можно было считать значимыми, но близки к порогу значимости. Хотя прямая связь между самооценкой и достижениями не подтвердилась, выявленные тенденции требуют дальнейшего изучения. Рекомендуется расширить выборку и включить оценку самооценки психологической готовности перед соревнованиями. В более продолжительных исследованиях рекомендуется также изучение самооценки в комбинации с другими психологическими параметрами.
В статье рассматривается материальный ресурсный потенциал как совокупность внутренних ресурсов физкультурно-спортивной организации, обеспечивающих непрерывность и эффективность деятельности, которая определяется системой мониторинга, разрабатываемой организацией на определенный период, основанной на нормативных правовых документах учредителя. Разработка собственной программы использования материального ресурсного потенциала физкультурно-спортивной организации имеет свои особенности в зависимости от характера оказываемых услуг и выполняемых работ. Данная программа должна обеспечивать выполнение государственного задания, всех договоров по объемам, срокам и показателям качества, поэтому она разрабатывается по всем видам деятельности физкультурно-спортивной организации.
В статье автор предлагает использовать свою разработанную методику в тренировочном процессе бадминтонистов 9-10 лет, два раза в неделю, по 6-8 минут для воспитания вестибулярной устойчивости. В методику вошли упражнения на координационной лестнице, кубе, полусфере, статические упражнения, многоволанные упражнения. Для оценки уровня вестибулярной устойчивости были проведены специальные тесты и контрольные задания: «Челночный бег 6 x 5 м», «Усложненная проба Ромберга», «Тестовая ходьба», «Проба Яроцкого» в начале и в конце педагогического эксперимента. После применения разработанной методики, у экспериментальной группы выявлена существенно более высокая интенсивность роста показателей вестибулярной устойчивости.
В данной статье представлены результаты исследования интегральной выносливости как ведущего фактора самоатуализации личности спортсменов-самбистов. Авторами раскрыты теоретико-методологические подходы к исследованию феномена «интегральная выносливость» как фактора самоактуализации личности спортсменов; обозначены структура, значение и особенности интегральной выносливости в системе спортивной подготовки на примере национального вида спорта - самбо. В результате проведенного исследования выявлена взаимосвязь элементов интегральной выносливости и их влияние на уровень самоактуализации спортсменов. В статье представлены методические рекомендации по развитию интегральной выносливости как фактора самоактуализации личности у спортсменов-самбистов, используемые в ходе учебно-тренировочного процесса спортсменов, занимающихся на базе МБОУ ДО СШ по ТХЭКВОНДО. Приведен анализ результатов по основным компонентам интегральной выносливости, полученным после внедрения в учебно-тренировочный процесс разработанных методических рекомендаций.
Процесс адаптации женщин-курсантов к условиям обучения в ведомственных вузах является одной из актуальных проблем науки и практики. Новые условия деятельности отражаются на функциональном состоянии организма, вследствие чего состояние сердечно-сосудистой системы является важным критерием оценки процесса адаптации. Изменения показателей сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации является разнонаправленным, однако, определённый интерес составляют корреляционные связи, возникающие между исследуемыми показателями. В настоящем исследовании была поставлена цель: проанализировать корреляционные связи, возникающие между показателями функционального состояния сердечно-сосудистой системы, физическим развитием и результативностью контрольных нормативов в течение первого года обучения среди женщин-курсантов ведомственного вуза.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 18 женщин-курсантов, обучающихся в ведомственном вузе по профилю «Следствие» в Орловском юридическом институте имени В. В. Лукьянова. На начальном этапе обучения (2-й семестр) и по его завершении (8-й семестр) обучения курсанты сдали контрольные нормативы, определялось их физическое развитие и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу. Результаты исследования и их обсуждение. Статистическая обработка данных позволяет сделать вывод о том, что в экспериментальной группе на начальном этапе исследования отмечается большое количество взаимосвязей между исследуемыми показателями, что может являться результатом реакции организма на новые условия деятельности и происходящие адаптационные перестройки. На завершающем этапе исследования отмечается некоторое снижение общего количества взаимосвязей между показателями и их усиление, однако при этом сохраняется напряжение в работе сердечно-сосудистой системы.
Выводы. Выявленные закономерности могут являться признаком не завершившихся адаптационных перестроек, происходящих в организме женщин-курсантов, и требует дальнейших более подробных исследований.
Развитие видов спорта в регионах подчиняется основным направлениям развития вида спорта, определенным в Программах развития общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта. Среди приоритетных направлений развития подводного спорта в России определено увеличение количества регионов, в которых подводный спорт включен в Перечень базовых видов спорта. Цель исследования - изучение потенциала подводного спорта по критериям для включения в Перечень базовых видов спорта и определение направлений развития подводного спорта в Свердловской области для возможности включения в Перечень базовых видов спорта. Для анализа использовались данные статистически отчетов 1-ФК и 5-ФК за период с 2020 по 2023 гг. В результате анализа статистических данных выявлен высокий потенциал подводного спорта по всем критериям, установленным для включения вида спорта в Перечень базовых видов спорта: наличие организаций и динамика численности занимающихся и проходящих спортивную подготовку; обеспеченность тренерскими кадрами; проведение официальных спортивных соревнований международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровня; наличие кандидатов в спортивные сборные команды региона и спортивной сборной команды Российской Федерации; наличие побед и призовых мест на международных и всероссийских юношеских соревнованиях; спортивная квалификация проходящих спортивную подготовку; наличие аккредитованной региональной спортивной федерации по виду спорта. Учитывая наработанный потенциал, у подводного спорта есть предпосылки для его включения в Перечень базовых видов спорта Свердловской области.
В статье приводятся результаты специально проведенного эмпирического исследования, которое направлено на определения места волевых качеств в структуре способностей к педагогической деятельности спортивных тренеров. Здесь показаны результаты выраженности и вариативности двух групп показателей: волевых качеств личности тренеров и их педагогических способностей. Приводятся также результаты корреляционного анализа для определения: внутренних взаимосвязей - компонентов волевых качеств и компонентов способностей, а также внешних взаимосвязей между этими двумя группами показателей. Кроме того, отражены результаты расчета корреляционных отношений, с вычислением коэффициентов регрессии, объясняющих причины полученных взаимосвязей между качествами воли и показателями способностей, также между педагогическими умениями как компонентами способностей и показателями интегративных способностей. Получены две группы волевых качеств: тех, которые являются факторами педагогических способностей тренеров и тех, для включения которых в число этих способностей есть основания.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru