В настоящем исследовании была поставлена цель: определить наличие взаимосвязи между уровнем самооценки, уровнем притязаний и уровнем спортивных достижений пловцов.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 30 спортсменов-пловцов с разным уровнем спортивных достижений. Было проведено анектирование участников согласно методике Дембо-Рубинштейна. После анализа литературных источников полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу по различным критериям. Результаты исследования и их обсуждение. Несмотря на то, что многие авторы исследований говорят о наличии стойкой взаимосвязи между самооценкой и спортивными достижениями, анализ полученных данных не выявил зависимостей между показателями различных шкал и спортивными успехами испытуемых пловцов.
Выводы. Установлено, что статистические зависимости между выбранными показателями малы, чтобы их можно было считать значимыми, но близки к порогу значимости. Хотя прямая связь между самооценкой и достижениями не подтвердилась, выявленные тенденции требуют дальнейшего изучения. Рекомендуется расширить выборку и включить оценку самооценки психологической готовности перед соревнованиями. В более продолжительных исследованиях рекомендуется также изучение самооценки в комбинации с другими психологическими параметрами.
Идентификаторы и классификаторы
Введение. С ростом спортивной конкуренции и достижением результатов, близких к предельным возможностям человека, спортсмены, их тренеры, психологи и другие специалисты ищут все возможные способы и пути совершенствования спортивной подготовки, активно исследуют возможные ресурсы организма спортсменов. Одним из таких ресурсов является психика спортсмена, позволяющая открыть скрытые потенциалы. [4]
Самооценка – один из основных критериев психологической готовности спортсмена к выступлению, легкий и удобный к проверке и одновременно с тем информативный.
Список литературы
1. Бакуменко А. А., Микита Л. П. Самооценка спортсмена как оснополагающее условие успешной деятельности // Современные вызовы и перспективы развития физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности? Сборник научных трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 16-17 марта 2021 года / Под общей редакцией Р. С. Ткача, Е. Н. Ткач. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2021. С. 29-32. EDN: BKOPAU
2. Грачев Н. М., Шелиспанская Э. В. Изучение самооценки и притязаний на признание у юных спортсменов // Проблемы и достижения современной науки? Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 30 мая 2023 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. Нефтекамск: Научно-издательский центр “Мир науки” (ИП Вострецов Александр Ильич), 2023. С. 315-319. EDN: IFUDES
3. Никифоров С. В., Кудрявцева В. В. Исследование взаимосвязи самооценки и целеполагания к спортивному совершенствованию у юных спортсменов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств? Сборник материалов XXV международной научно-практической конференции, Иркутск, 26 октября 2023 года. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2023. С. 444-446. EDN: VPSYXL
4. Одинцов Д. В., Уляева Л. Г. Специфика самооценки как фактор психологической готовности борцов греко-римского стиля к соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2009. № 1. С. 75-76. EDN: JWICYT
5. Палий В. И., Сохликова В. А. Особенности самооценки спортсменов с различным уровнем мастерства // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2017. № 7. С. 187-190. EDN: ZVRSJT
6. Полубедова А. С. Особенности социально-психологической адаптации и самооценки у спортсменов // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса? Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летия факультета физической культуры, Шуя, 26 апреля 2024 года. Шуя: Ивановский государственный университет, 2024. С. 334-337.
7. Солодовник Е. М. Влияние самооценки и мотивационных состояний на успешность юных спортсменов // Перспективы науки. 2021. № 8(143). С. 116-119. EDN: WOURVL
8. Сохликова В. А. Самооценка спортсмена: Путь к победе. Санкт-Петербург? ООО “Реноме”, 2021. 176 с. EDN: GUUMUZ
9. Тадтаева Л. Х., Калоева Л. А. Взаимосвязь самооценки и адаптированности спортсмена к профессиональной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 8. С. 245-252. EDN: RIMESZ
10. Уляева Л. Г. Личностные ресурсы спортсменов: структура, содержание, психологические условия их реализации в детско-юношеском спорте. Москва? Общество с ограниченной ответственностью “Издательско-торговый Дом “ПЕРСПЕКТИВА”, 2023. 216с. EDN: BRTSIK
11. Уляева Л. Г. Феномен самореализации личности в детско-юношеском спорте // Живая психология. 2017. Т. 4, № 2(14). С. 141-156. DOI: 10.18334/lp.4.2.38385 EDN: ZTWQKR
12. Фагина С. С. Тестирование самооценки профессиональных спортсменов // Наукосфера. 2022. № 9-2. С. 85-88. EDN: ZSJHCV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для повышения эффективности подготовки борцов греко-римского стиля к предстоящим соревнованиям необходим контроль функционального состояния организма спортсменов. Цель исследования - получение новых данных об особенностях функционального состояния сердечно-сосудистой системы и нервно-мышечного аппарата борцов в предсоревновательном периоде годичного цикла подготовки.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 12 спортсменов, физиологическое тестирование проводилось на базе бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Врачебно-физкультурный диспансер» и включало в себя: электрокардиографию в положении сидя до и после тренировки; определение вариабельности ритма сердца; миотонометрия на медиальной головке четырехглавой мышцы бедра. Результаты исследования и их обсуждение. Полученные цифровые значения функциональных тестов за период предсоревновательной подготовки достоверно улучшились в исследуемой группе спортсменов, что подтверждается уровнем значимости (Р<0,05). Был отмечен высокий уровень переносимости физических нагрузок. Выявлены типы вегетативной регуляции сердечного ритма у высококвалифицированных борцов греко-римского стиля.
Выводы. Проведенный педагогический эксперимент позволил обосновать необходимость индивидуализации коррекционно-педагогических и восстановительных мероприятий, которые обеспечивают эффективность подготовки и как следствие, успешного выступления на соревнованиях.
Цель работы: авторы изучали современные подходы к созданию эффективных программ управления здоровьем банковских работников с учетом всех особенностей профессиональной деятельности.
Результаты: приведены данные собственного исследования таких связанных с уровнем здоровья показателей функционального состояния банковских служащих как стрессочувствительность, проявления непродуктивных форм перфекционизма и синдрома выгорания.
Выводы: предложен алгоритм более эффективного использования физкультурно-оздоровительных технологий для профилактики и коррекции негативных последствий влияния на организм факторов производственной среды и трудового процесса.
Изучали возможности занятий физической культурой для преодоления негативных факторов, определяющих социально-психологическое здоровье лиц старшей возрастной группы. Были выявлены основные деструктивные факторы социального здоровья людей выбранной категории, показаны механизмы и формы организации занятий. Раскрывается опосредованное и непосредственное влияние двигательной активности для повышения качества жизни людей пожилого возраста.
Отстранение России от международных турниров вызвало у многих спортсменов чувство растерянности: одни погрузились в негативные эмоции, другие испытывают сильное нервное напряжение, а некоторые потеряли свое восприятие как профессионального спортсмена. Вэ той ситуации исследование связи когнитивных стилей и эмоциональной направленности личности спортсмена является актуальной задачей для современного спорта. Цель исследования - выявить связь когнитивных стилей (импульсивность/рефлексивность, вербализация/визуализация) с эмоциональной направленностью личности спортсмена. Исследование проводилось базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Астраханской области «Детско-юношеская спортивная школа водных видов спорта им. Б. Н. Скокова», в нем приняли участие 60 спортсменов, занимающихся водными видами спорта. Возрастной диапазон составил от 12 до 17 лет.
Выводы. В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что спортсмены более склонны к быстрым и незапланированным реакциям на раздражители до завершения обработки информации, которые в свою очередь влияют на эмоции и приводят к негативным последствиям, а принятие решений на основе словесных рассуждений, позволяет спортсменам стремиться к достижению высоких результатов.
В статье рассматривается материальный ресурсный потенциал как совокупность внутренних ресурсов физкультурно-спортивной организации, обеспечивающих непрерывность и эффективность деятельности, которая определяется системой мониторинга, разрабатываемой организацией на определенный период, основанной на нормативных правовых документах учредителя. Разработка собственной программы использования материального ресурсного потенциала физкультурно-спортивной организации имеет свои особенности в зависимости от характера оказываемых услуг и выполняемых работ. Данная программа должна обеспечивать выполнение государственного задания, всех договоров по объемам, срокам и показателям качества, поэтому она разрабатывается по всем видам деятельности физкультурно-спортивной организации.
В статье автор предлагает использовать свою разработанную методику в тренировочном процессе бадминтонистов 9-10 лет, два раза в неделю, по 6-8 минут для воспитания вестибулярной устойчивости. В методику вошли упражнения на координационной лестнице, кубе, полусфере, статические упражнения, многоволанные упражнения. Для оценки уровня вестибулярной устойчивости были проведены специальные тесты и контрольные задания: «Челночный бег 6 x 5 м», «Усложненная проба Ромберга», «Тестовая ходьба», «Проба Яроцкого» в начале и в конце педагогического эксперимента. После применения разработанной методики, у экспериментальной группы выявлена существенно более высокая интенсивность роста показателей вестибулярной устойчивости.
В данной статье представлены результаты исследования интегральной выносливости как ведущего фактора самоатуализации личности спортсменов-самбистов. Авторами раскрыты теоретико-методологические подходы к исследованию феномена «интегральная выносливость» как фактора самоактуализации личности спортсменов; обозначены структура, значение и особенности интегральной выносливости в системе спортивной подготовки на примере национального вида спорта - самбо. В результате проведенного исследования выявлена взаимосвязь элементов интегральной выносливости и их влияние на уровень самоактуализации спортсменов. В статье представлены методические рекомендации по развитию интегральной выносливости как фактора самоактуализации личности у спортсменов-самбистов, используемые в ходе учебно-тренировочного процесса спортсменов, занимающихся на базе МБОУ ДО СШ по ТХЭКВОНДО. Приведен анализ результатов по основным компонентам интегральной выносливости, полученным после внедрения в учебно-тренировочный процесс разработанных методических рекомендаций.
Процесс адаптации женщин-курсантов к условиям обучения в ведомственных вузах является одной из актуальных проблем науки и практики. Новые условия деятельности отражаются на функциональном состоянии организма, вследствие чего состояние сердечно-сосудистой системы является важным критерием оценки процесса адаптации. Изменения показателей сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации является разнонаправленным, однако, определённый интерес составляют корреляционные связи, возникающие между исследуемыми показателями. В настоящем исследовании была поставлена цель: проанализировать корреляционные связи, возникающие между показателями функционального состояния сердечно-сосудистой системы, физическим развитием и результативностью контрольных нормативов в течение первого года обучения среди женщин-курсантов ведомственного вуза.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 18 женщин-курсантов, обучающихся в ведомственном вузе по профилю «Следствие» в Орловском юридическом институте имени В. В. Лукьянова. На начальном этапе обучения (2-й семестр) и по его завершении (8-й семестр) обучения курсанты сдали контрольные нормативы, определялось их физическое развитие и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу. Результаты исследования и их обсуждение. Статистическая обработка данных позволяет сделать вывод о том, что в экспериментальной группе на начальном этапе исследования отмечается большое количество взаимосвязей между исследуемыми показателями, что может являться результатом реакции организма на новые условия деятельности и происходящие адаптационные перестройки. На завершающем этапе исследования отмечается некоторое снижение общего количества взаимосвязей между показателями и их усиление, однако при этом сохраняется напряжение в работе сердечно-сосудистой системы.
Выводы. Выявленные закономерности могут являться признаком не завершившихся адаптационных перестроек, происходящих в организме женщин-курсантов, и требует дальнейших более подробных исследований.
Развитие видов спорта в регионах подчиняется основным направлениям развития вида спорта, определенным в Программах развития общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта. Среди приоритетных направлений развития подводного спорта в России определено увеличение количества регионов, в которых подводный спорт включен в Перечень базовых видов спорта. Цель исследования - изучение потенциала подводного спорта по критериям для включения в Перечень базовых видов спорта и определение направлений развития подводного спорта в Свердловской области для возможности включения в Перечень базовых видов спорта. Для анализа использовались данные статистически отчетов 1-ФК и 5-ФК за период с 2020 по 2023 гг. В результате анализа статистических данных выявлен высокий потенциал подводного спорта по всем критериям, установленным для включения вида спорта в Перечень базовых видов спорта: наличие организаций и динамика численности занимающихся и проходящих спортивную подготовку; обеспеченность тренерскими кадрами; проведение официальных спортивных соревнований международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровня; наличие кандидатов в спортивные сборные команды региона и спортивной сборной команды Российской Федерации; наличие побед и призовых мест на международных и всероссийских юношеских соревнованиях; спортивная квалификация проходящих спортивную подготовку; наличие аккредитованной региональной спортивной федерации по виду спорта. Учитывая наработанный потенциал, у подводного спорта есть предпосылки для его включения в Перечень базовых видов спорта Свердловской области.
В статье приводятся результаты специально проведенного эмпирического исследования, которое направлено на определения места волевых качеств в структуре способностей к педагогической деятельности спортивных тренеров. Здесь показаны результаты выраженности и вариативности двух групп показателей: волевых качеств личности тренеров и их педагогических способностей. Приводятся также результаты корреляционного анализа для определения: внутренних взаимосвязей - компонентов волевых качеств и компонентов способностей, а также внешних взаимосвязей между этими двумя группами показателей. Кроме того, отражены результаты расчета корреляционных отношений, с вычислением коэффициентов регрессии, объясняющих причины полученных взаимосвязей между качествами воли и показателями способностей, также между педагогическими умениями как компонентами способностей и показателями интегративных способностей. Получены две группы волевых качеств: тех, которые являются факторами педагогических способностей тренеров и тех, для включения которых в число этих способностей есть основания.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru