Разработана методика начального обучения двигательным действиям, применявшаяся в первые 3 месяца занятий у мальчиков 10-12 лет. Методика базируется на теории поэтапного формирования ориентировочной основы действий. Правила техники использовались как критерии взаимооценки качества выполнения учебных заданий. Средний уровень обученности подъему в окно второго этажа учебной башни со старта составил 64 % при достаточно высокой скорости выполнения.
Идентификаторы и классификаторы
Пожарно-спасательный спорт (ПСС) – это служебно-прикладной вид спорта, включающий в себя выполнение нескольких видов упражнений как индивидуально, так и в команде. Занятия ПСС являются важнейшей составной частью подготовки личного состава пожарных подразделений и регулярно используются при тушении пожаров [4]. Помимо важного практического значения, это ещё и очень интересный, самобытный, захватывающий вид спорта, борющийся за право войти в олимпийскую семью. Ежегодно проводится большое количество соревнований различного уровня среди взрослых и детских команд. Привлечение детей в ПСС, их обучение и развитие в тренировочном процессе и участии во внутрироссийских и международных соревнованиях, является важной составляющей формирования положительного отношения к здоровому образу жизни, решает задачу подготовки резерва для противопожарной службы и других силовых ведомств Российской Федерации.
Список литературы
1. Боген М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: теория и методика. Изд. 2-е, доп. М.: Либроком, 2010. 193 с.
2. Гайл В. В., Чудиновских А. В., Фаттахов А. П. Компетентностно ориентированная технология подготовки юных легкоатлетов-спринтеров // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире: сб. науч. тр. XXI рос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Екатеринбург, 2019. С. 523-531. EDN: OZIMOF
3. Костюнина Л. И., Маркин М. О. Развитие аналитических способностей спортсменов в процессе тренировочно-соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2014. № 5. С. 66-70. EDN: SCZKVX
4. Пожарно-спасательный спорт: учеб. пособие / А. Н. Зубарев [и др.]. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2021. 122 с.
5. Потапов И. С., Чудиновских А. В. Формирование компетенций велосипедиста в шоссейных гонках у юношей 13-14 лет // Современные проблемы развития физической культуры и спорта: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.. Актобе, 2018. С. 399-404.
6. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
7. Чудиновских А. В., Гайл В. В. Компетентностно ориентированные образовательные технологии в подготовке юных спортсменов // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2022. Т. 2, № 3. С. 71-76. EDN: GPVFYD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования рассмотреть современные подходы к отбору спортивно одаренных детей и обосновать эффективность внедрения модели отбора спортивно одаренных детей с определением их спортивной направленности на основе применения аппаратно-программного комплекса (АПК) «Стань чемпионом». В статье определены этапы спортивного отбора и представлена методика исследования спортивной предрасположенности на АПК «Стань чемпионом».
Цель исследования заключалась в изучении представлений студентов первого курса и содержании понятия «физическая культура» в контексте здоровьесбережения. В исследовании приняло участие 150 студентов первого курса, которым было предложено на первом дать свое понимание терминов «физическая культура» и «здоровье», а на втором этапе студентам были предложены теоретические занятия. В ходе занятий у студентов формировались компетенции, связанные с самостоятельными навыками оценивания здоровья, а также способностью выбирать соответствующие виды нагрузки. В ходе анализа работ студентов выявлены их представления о здоровье и способах его сохранения. Результаты исследования показывают, роль оценки «входящих» знаний и представлений для отбора содержания и методов работы со студентами в рамках учебных дисциплин.
В статье рассматривались особенности средств и методов специальной физической подготовки студентов, занимающихся спортивным ориентированием к зимнему соревновательному сезону. Изложены факторы педагогического эксперимента на примере разработки учебно-тренировочной трассы. Проанализированы особенности контрольного тестирования. Получены сведения о положительной взаимосвязи в таких тестах, как лыжная гонка (свободный стиль), лыжный спринт, прыжки в высоту с места, подъем туловища и соревновательными результатами участников педагогического эксперимента.
В статье рассматривается создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей 5-7 лет на хоккей с шайбой, что обеспечивает эффективность отбора в физкультурно-спортивные организации на начальном этапе. Цель исследования - обосновать создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей старшего дошкольного возраста на хоккей с шайбой. В ходе исследования использовались средовой, системный и личностно-деятельностный подходы; теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных и правовых документов. При отборе в хоккейную школу на этапе начальной подготовки дети 8 лет должны обладать навыками спортивной деятельности, поэтому возникает необходимость создания спортивно-игровой среды, которая обеспечит эффективность процесса ориентации детей 5-7 лет на хоккей. Спортивно-игровая среда физкультурно-спортивной организации включает в себя: 1) разнообразный инвентарь, 2) специально организованную игровую деятельность, 3) контроль за уровнем физической активности; организацию турниров, 4) программное обеспечение.
В статье рассматривается создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей 5-7 лет на хоккей с шайбой, что обеспечивает эффективность отбора в физкультурно-спортивные организации на начальном этапе. Цель исследования - обосновать создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей старшего дошкольного возраста на хоккей с шайбой. В ходе исследования использовались средовой, системный и личностно-деятельностный подходы; теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных и правовых документов. При отборе в хоккейную школу на этапе начальной подготовки дети 8 лет должны обладать навыками спортивной деятельности, поэтому возникает необходимость создания спортивно-игровой среды, которая обеспечит эффективность процесса ориентации детей 5-7 лет на хоккей. Спортивно-игровая среда физкультурно-спортивной организации включает в себя: 1) разнообразный инвентарь, 2) специально организованную игровую деятельность, 3) контроль за уровнем физической активности; организацию турниров, 4) программное обеспечение.
В материале представлен фрагмент исследования соревновательной деятельности высококвалифицированных мужских гандбольных команд России и сборных команд стран, участвующих в Чемпионате Мира 2023 г. Отмечено, что команды лидеры Чемпионата России выполняют позиционные атаки в основном продолжительностью 15-35 с, аналогичные данные получены в матчах команд Чемпионата мира 2023 г. Относительная кратковременность атак определяет высокий темп и соответственно результативность игры. Вместе с тем большое количество атак в матче команд лидеров позволяют выделить скоростную и скоростно-силовую выносливость в качестве значимых физических качеств, которые определяют направленность функциональной подготовки, как высококвалифицированных гандболистов, так и в спортсменов ближайшего резерва.
Цель представленного исследования: изучение отечественных научных трудов психологического состояния студентов в условиях самоизоляции.
Методы: изучение особенностей психологического состояния студентов в условиях самоизоляции путем теоретического анализа научных публикаций исследователей в области психологии спорта.
Результаты: рассмотрены особенности психологического состояния студенческой молодежи в условиях самоизоляции, которые могут способствовать программ повышения эффективности психологической помощи со стороны спортивных психологов в целях обеспечения психологического благополучия и сохранения спортивной формы студентами в непредвиденной ситуации. В статье представлен проект, направленный на создание системы научно-методического обеспечения профессиональной деятельности спортивных психологов, образовательной и просветительской поддержки спортивного сообщества и студенческой молодежи. В результате реализации проекта следует не только ожидать повышения престижа профессии спортивного психолога, но и создания надежной системы психологической поддержки юношей и девушек в условиях возможной самоизоляции.
В статье представлен обзор исследований эмоционального интеллекта (ЭИ) спортсменов баскетболистов. В качестве метода исследования использовался анализ литературных источников. В обзоре делается акцент на значимость ЭИ в спорте, особенно в командных играх, таких как баскетбол, где психологическая устойчивость и взаимодействие между игроками играют ключевую роль в достижении успеха. Данные исследований доказывают, что уровень развития эмоционального интеллекта у баскетболистов влияет на повышение психологической стабильности и психологической надежности.
Статья посвящена проблеме мотивирования студентов к занятиям физической культурой в вузе. В статье представлены психолого-педагогические условия к организации занятий атлетической гимнастикой, которые способствуют повышению мотивации студентов. Для оценки эффективности средств и методов педагогического воздействия использовалось анкетирование студентов. В исследовании приняли участие 45 студентов Уральского федерального университета. Результаты исследования выявили, что при мотивировании студентов необходимо использовать не только приемы и методы направленные на усиление внешней мотивации, но в большей степени внутренней мотивации. Развитие внутренней мотивации студентов к занятиям обеспечивает повышение успеваемости, устойчивый, значимый рост силовых показателей в зачетных упражнениях со штангой, а так же приверженность к занятиям атлетической гимнастикой не только в период учебы в вузе, но и в будущем.
В статье анализируется причины усиления частоты возникновения тевожных и депрессивных расстройств в современном обществе риска. Рассматриваются неоднозначные взаимосвязи указанных патологий с уровнем двигательной активности, информационными нагрузками, темпом и ритмом современной жизни. Приводятся данные литературы и результаты собственных исследований о значительном влиянии особенностей учебной и профессиональной деятельности на адаптационные возможности организма и скорость старения. Обсуждаются возможности повышения эффективности профилактики и коррекции тревожных и депрессивных расстройств у спортсменов и представителей других групп населения.
В статье представлено исследование преобладающего способа пространственного представления спортсменами парусного спорта в процессе гонок на дистанции в естественных условиях. Выявлено, что у спортсменов парусного спорта в целом по выборке (n=351) преобладают аллоцентрические пространственные представления (АПП), составляющие 79 % от общего числа. В то же время эгоцентрические пространственные представления (ЭПП) у спортсменов составляют 21 %. Анализ распределения пространственных представлений у спортсменов по уровню спортивной квалификации позволил выделить тенденцию увеличения доли аллоцентрических пространственных представлений с повышением спортивного разряда, в то время как доля ЭПП снижается. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что профессиональные яхтсмены чаще используют АПП или переключение между ЭПП и АПП, в то время как начинающие яхтсмены, как правило, используют только ЭПП.
В статье рассмотрены методы и приёмы развития способности работать в команде у студентов ВУЗов. Обобщены ключевые признаки и составляющие деятельности командной работы. Рассмотрены возможности развития командной работы и лидерства в рамках занятий физической культурой и спортом. Выделены основные условия, факторы, формы организации учебных и внеучебных спортивных мероприятий, которые будут способствовать развитию командной работы в вузе.
Представлены результаты исследования медиаграмотности студентов в области культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Охарактеризованы источники получения информации о мерах безопасности и правилах поведения при чрезвычайных ситуациях. Установлено, что студенты используют социальные сети, мессенджеры для общения, получения общей информации о событиях и происшествиях, а реальные знания и навыки безопасного поведения получают из учебного курса «Безопасность жизнедеятельности человека». При отсутствии угрозы для жизни и здоровья у студентов нет мотивации поиска полезной информации в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru