Статья посвящена проблеме мотивирования студентов к занятиям физической культурой в вузе. В статье представлены психолого-педагогические условия к организации занятий атлетической гимнастикой, которые способствуют повышению мотивации студентов. Для оценки эффективности средств и методов педагогического воздействия использовалось анкетирование студентов. В исследовании приняли участие 45 студентов Уральского федерального университета. Результаты исследования выявили, что при мотивировании студентов необходимо использовать не только приемы и методы направленные на усиление внешней мотивации, но в большей степени внутренней мотивации. Развитие внутренней мотивации студентов к занятиям обеспечивает повышение успеваемости, устойчивый, значимый рост силовых показателей в зачетных упражнениях со штангой, а так же приверженность к занятиям атлетической гимнастикой не только в период учебы в вузе, но и в будущем.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой весьма актуальна, о чем свидетельствуют многочисленные статьи в научных изданиях [4, 9, 10, 17]. В них отмечается, что занятия на уроках физической культурой воспринимаются многими студентами в основном как средство для получения зачета и достаточно часто формируют негативное отношение на долгие годы к любым видам двигательной активности. Это подтверждают также высказывания коллег, вузовских преподавателей данной дисциплины. В частности, они сетуют на слабую физическую подготовку значительного количества поступивших в вуз студентов, обладающих недостаточным багажом двигательных умений и навыков, часто негативно относящихся к самой дисциплине «физическая культура».
Список литературы
1. Айвазова Е. С. Самостоятельные занятия физическими упражнениями // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Азов, 18 нояб. 2019 г.). Чебоксары, 2019. С. 13-16. EDN: VOYNCG
2. Аслаханов С.-А. М. Организационные формы и направленность физического воспитания студенческой молодежи (анализ педагогических подходов) // Актуальные вопросы теории и практики физической культуры и спорта: материалы Всерос. студен. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) (Грозный, 22 апр. 2021 г.). Грозный, 2021. С. 15-22. EDN: KPKYRI
3. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: Теория и практика физической культуры, 2006. 112 с. ISBN: 5-93512-043-7 EDN: QVLAGP
4. Блинов Д. А., Семененко Н. А. Оценка уровня мотивации студентов факультета управления и политики к занятиям физической культурой и спортом // Педагогическое образование и наука. 2019. № 5. С. 44-47. EDN: DSAVSL
5. Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 3. С. 63-78. EDN: SKSFRV
6. Денисова Е. М., Волков Д. А., Дворников А. В. Особенности межличностных отношений в системе “тренер-спорсмен “ в студенческих командах по волейболу // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 1. С. 25-26. EDN: TNSLTC
7. Иванова Н. Л., Иванова В. В. Современые технологии и эффективность самостоятельной работы студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 5. С. 139-142. EDN: UINJGE
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с. ISBN: 5-272-00028-5 EDN: RXZGQH
9. Мотивация и целенаправленность организации, содержания самостоятельного занятия физическими упражнениями различной направленности / И. А. Катаны [и др.] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Серия Педагогика. 2018. № 9. С. 25-29.
10. Курасбедиани З. В., Токарева С. В., Котова О. В. Формирование мотивации студентов к саморазвитию в процессе физического воспитания // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 11. С. 294-301. EDN: EENBFA
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с. EDN: ZJUELZ
12. Лубышева Л. И. Профессионально-прикладная спортивная культура - новый вектор развития спортизированного физического воспитания в вузе // Теория и практика физической культуры. 2012. № 23. С. 107-108.
13. Мартишкина И. В., Слипченко Е. В. Использование личностно-ориентированного подхода в лечебной физической культуре // Физическая культура студентов: сб. науч. тр. 69-й Санкт-Петерб. Межвуз. науч.-практ. конф. высш. учеб. заведений России. СПб., 2020. С. 26-29. EDN: IWKAHD
14. Платонов К. К. Структура и развитие личности / отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. 256 с. EDN: WILCXN
15. Таланцева В. К., Алтынова Н. В., Петрова Т. Н. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой // Теория и практика физической культуры. 2024. № 2. С. 113-115. EDN: GHQHXQ
16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. 860 с.
17. Шарагин В. И. Взаимосвязь показателей учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре в условиях психологической безопасности образовательной среды вуза // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 5. С. 470-475. EDN: ZYNIHJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования рассмотреть современные подходы к отбору спортивно одаренных детей и обосновать эффективность внедрения модели отбора спортивно одаренных детей с определением их спортивной направленности на основе применения аппаратно-программного комплекса (АПК) «Стань чемпионом». В статье определены этапы спортивного отбора и представлена методика исследования спортивной предрасположенности на АПК «Стань чемпионом».
Цель исследования заключалась в изучении представлений студентов первого курса и содержании понятия «физическая культура» в контексте здоровьесбережения. В исследовании приняло участие 150 студентов первого курса, которым было предложено на первом дать свое понимание терминов «физическая культура» и «здоровье», а на втором этапе студентам были предложены теоретические занятия. В ходе занятий у студентов формировались компетенции, связанные с самостоятельными навыками оценивания здоровья, а также способностью выбирать соответствующие виды нагрузки. В ходе анализа работ студентов выявлены их представления о здоровье и способах его сохранения. Результаты исследования показывают, роль оценки «входящих» знаний и представлений для отбора содержания и методов работы со студентами в рамках учебных дисциплин.
В статье рассматривались особенности средств и методов специальной физической подготовки студентов, занимающихся спортивным ориентированием к зимнему соревновательному сезону. Изложены факторы педагогического эксперимента на примере разработки учебно-тренировочной трассы. Проанализированы особенности контрольного тестирования. Получены сведения о положительной взаимосвязи в таких тестах, как лыжная гонка (свободный стиль), лыжный спринт, прыжки в высоту с места, подъем туловища и соревновательными результатами участников педагогического эксперимента.
Разработана методика начального обучения двигательным действиям, применявшаяся в первые 3 месяца занятий у мальчиков 10-12 лет. Методика базируется на теории поэтапного формирования ориентировочной основы действий. Правила техники использовались как критерии взаимооценки качества выполнения учебных заданий. Средний уровень обученности подъему в окно второго этажа учебной башни со старта составил 64 % при достаточно высокой скорости выполнения.
В статье рассматривается создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей 5-7 лет на хоккей с шайбой, что обеспечивает эффективность отбора в физкультурно-спортивные организации на начальном этапе. Цель исследования - обосновать создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей старшего дошкольного возраста на хоккей с шайбой. В ходе исследования использовались средовой, системный и личностно-деятельностный подходы; теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных и правовых документов. При отборе в хоккейную школу на этапе начальной подготовки дети 8 лет должны обладать навыками спортивной деятельности, поэтому возникает необходимость создания спортивно-игровой среды, которая обеспечит эффективность процесса ориентации детей 5-7 лет на хоккей. Спортивно-игровая среда физкультурно-спортивной организации включает в себя: 1) разнообразный инвентарь, 2) специально организованную игровую деятельность, 3) контроль за уровнем физической активности; организацию турниров, 4) программное обеспечение.
В статье рассматривается создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей 5-7 лет на хоккей с шайбой, что обеспечивает эффективность отбора в физкультурно-спортивные организации на начальном этапе. Цель исследования - обосновать создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей старшего дошкольного возраста на хоккей с шайбой. В ходе исследования использовались средовой, системный и личностно-деятельностный подходы; теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных и правовых документов. При отборе в хоккейную школу на этапе начальной подготовки дети 8 лет должны обладать навыками спортивной деятельности, поэтому возникает необходимость создания спортивно-игровой среды, которая обеспечит эффективность процесса ориентации детей 5-7 лет на хоккей. Спортивно-игровая среда физкультурно-спортивной организации включает в себя: 1) разнообразный инвентарь, 2) специально организованную игровую деятельность, 3) контроль за уровнем физической активности; организацию турниров, 4) программное обеспечение.
В материале представлен фрагмент исследования соревновательной деятельности высококвалифицированных мужских гандбольных команд России и сборных команд стран, участвующих в Чемпионате Мира 2023 г. Отмечено, что команды лидеры Чемпионата России выполняют позиционные атаки в основном продолжительностью 15-35 с, аналогичные данные получены в матчах команд Чемпионата мира 2023 г. Относительная кратковременность атак определяет высокий темп и соответственно результативность игры. Вместе с тем большое количество атак в матче команд лидеров позволяют выделить скоростную и скоростно-силовую выносливость в качестве значимых физических качеств, которые определяют направленность функциональной подготовки, как высококвалифицированных гандболистов, так и в спортсменов ближайшего резерва.
Цель представленного исследования: изучение отечественных научных трудов психологического состояния студентов в условиях самоизоляции.
Методы: изучение особенностей психологического состояния студентов в условиях самоизоляции путем теоретического анализа научных публикаций исследователей в области психологии спорта.
Результаты: рассмотрены особенности психологического состояния студенческой молодежи в условиях самоизоляции, которые могут способствовать программ повышения эффективности психологической помощи со стороны спортивных психологов в целях обеспечения психологического благополучия и сохранения спортивной формы студентами в непредвиденной ситуации. В статье представлен проект, направленный на создание системы научно-методического обеспечения профессиональной деятельности спортивных психологов, образовательной и просветительской поддержки спортивного сообщества и студенческой молодежи. В результате реализации проекта следует не только ожидать повышения престижа профессии спортивного психолога, но и создания надежной системы психологической поддержки юношей и девушек в условиях возможной самоизоляции.
В статье представлен обзор исследований эмоционального интеллекта (ЭИ) спортсменов баскетболистов. В качестве метода исследования использовался анализ литературных источников. В обзоре делается акцент на значимость ЭИ в спорте, особенно в командных играх, таких как баскетбол, где психологическая устойчивость и взаимодействие между игроками играют ключевую роль в достижении успеха. Данные исследований доказывают, что уровень развития эмоционального интеллекта у баскетболистов влияет на повышение психологической стабильности и психологической надежности.
В статье анализируется причины усиления частоты возникновения тевожных и депрессивных расстройств в современном обществе риска. Рассматриваются неоднозначные взаимосвязи указанных патологий с уровнем двигательной активности, информационными нагрузками, темпом и ритмом современной жизни. Приводятся данные литературы и результаты собственных исследований о значительном влиянии особенностей учебной и профессиональной деятельности на адаптационные возможности организма и скорость старения. Обсуждаются возможности повышения эффективности профилактики и коррекции тревожных и депрессивных расстройств у спортсменов и представителей других групп населения.
В статье представлено исследование преобладающего способа пространственного представления спортсменами парусного спорта в процессе гонок на дистанции в естественных условиях. Выявлено, что у спортсменов парусного спорта в целом по выборке (n=351) преобладают аллоцентрические пространственные представления (АПП), составляющие 79 % от общего числа. В то же время эгоцентрические пространственные представления (ЭПП) у спортсменов составляют 21 %. Анализ распределения пространственных представлений у спортсменов по уровню спортивной квалификации позволил выделить тенденцию увеличения доли аллоцентрических пространственных представлений с повышением спортивного разряда, в то время как доля ЭПП снижается. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что профессиональные яхтсмены чаще используют АПП или переключение между ЭПП и АПП, в то время как начинающие яхтсмены, как правило, используют только ЭПП.
В статье рассмотрены методы и приёмы развития способности работать в команде у студентов ВУЗов. Обобщены ключевые признаки и составляющие деятельности командной работы. Рассмотрены возможности развития командной работы и лидерства в рамках занятий физической культурой и спортом. Выделены основные условия, факторы, формы организации учебных и внеучебных спортивных мероприятий, которые будут способствовать развитию командной работы в вузе.
Представлены результаты исследования медиаграмотности студентов в области культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Охарактеризованы источники получения информации о мерах безопасности и правилах поведения при чрезвычайных ситуациях. Установлено, что студенты используют социальные сети, мессенджеры для общения, получения общей информации о событиях и происшествиях, а реальные знания и навыки безопасного поведения получают из учебного курса «Безопасность жизнедеятельности человека». При отсутствии угрозы для жизни и здоровья у студентов нет мотивации поиска полезной информации в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru