В статье представлено исследование преобладающего способа пространственного представления спортсменами парусного спорта в процессе гонок на дистанции в естественных условиях. Выявлено, что у спортсменов парусного спорта в целом по выборке (n=351) преобладают аллоцентрические пространственные представления (АПП), составляющие 79 % от общего числа. В то же время эгоцентрические пространственные представления (ЭПП) у спортсменов составляют 21 %. Анализ распределения пространственных представлений у спортсменов по уровню спортивной квалификации позволил выделить тенденцию увеличения доли аллоцентрических пространственных представлений с повышением спортивного разряда, в то время как доля ЭПП снижается. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что профессиональные яхтсмены чаще используют АПП или переключение между ЭПП и АПП, в то время как начинающие яхтсмены, как правило, используют только ЭПП.
Идентификаторы и классификаторы
Введение. Развитие пространственных способностей, представлений, ориентаций являются важными аспектами для достижения успеха в различных видах практической деятельности человека. Особую актуальность эти вопросы приобретают в спорте, в том числе в парусном спорте.
Парусный спорт является сложно-координационным видом, и успешное его освоение требует не только высокой физической подготовки, но и развития специальных психологических навыков [5]. Наиболее важными психологическими аспектами в этом виде спорта, наряду с развитой психической саморегуляцией, являются концентрация внимания и решительность, непосредственно связанные с тактикой пространственной навигации, которая основывается на одной из двух систем пространственных представлений [14].
Список литературы
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 304 с.
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. Москва: Наука, 1990. 494 c.
3. Воронов И. А., Пантелеева Г. В. Антиципация и психодиагностическая методика “А-5”-“Пять видов антиципации у спортсменов”. М.: Издательский центр АГСПА. 2022. 96 c. EDN: BYKEVL
4. Единая всероссийская спортивная классификация 2022-2025. Сайт URL: https://minsport.gov.ru/activity/government-regulation/evsk-1/ (дата обращения 24.03.2024).
5. Елистратов С. В. Электронные тренажеры в парусном спорте // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2007. №. 12. С. 38-42. EDN: INMLOB
6. Иванов М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvennye-predstavleniya-pri-normativnom-i-narushennom-razvitii (дата обращения: 08.09.2023). EDN: PJEUFB
7. Иссурин В. Б., Лях В. И., Координационные способности спортсменов. М.: Спорт, 2019. 208с.
8. Междисциплинарные исследования сознания: 30 лет спустя / Е. П. Велихов, А. А. Котов, В. А. Лекторский, Б. М. Величковский // Вопросы философии. 2018. № 12. С. 5-17. EDN: YPXGMH
9. Меньшикова Г. Я., Савельева О. А., Ковязина М. С. Оценка успешности воспроизведения эгоцентрических и аллоцентрических пространственных репрезентаций при использовании систем виртуальной реальности //Национальный психологический журнал. 2018. №. 2 (30). С. 113-122. EDN: UWXEFD
10. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. 2002 АСТ-Москва. 860 c.
11. Психогенетика пространственных способностей человека / З. Р. Тахирова, А. В. Казанцева, Р. Ф. Еникеева и [др.] // Российский психологический журнал, 2021, Т. 18, № 2, 67-93. DOI: 10.21702/rpj.2021.2.5 EDN: KAICHT
12. Савельева О. А., Меньшикова Г. Я., Бугрий Г. С. Точность формирования пространственных репрезентаций динамических сцен в рабочей памяти // Экспериментальная психология. 2023. Т. 16. № 4. C. 57-74. DOI: 10.17759/exppsy.2023160404 EDN: WTTCEL
13. Шемякин Н. Ф. Ориентация в пространстве. // Психологическая наука в СССР. М.: АПН. 1959. Т. 1. C. 140-192.
14. Araújo D., Davids K., Serpa S. An ecological approach to expertise effects in decision-making in a simulated sailing regatta // Psychology of sport and exercise. 2005. Т. 6. №. 6. P. 671-692.
15. A mathematical model of embodied consciousness / Rudrauf D. [et al.] // Journal of theoretical biology. 2017. Т. 428. С. 106-131.
16. Biryukova E., Sirotkina I. Forward to Bernstein: movement complexity as a new frontier //Frontiers in Neuroscience. 2020. Т. 14. P. 529251. EDN: NUUJVA
17. Bisiach E., Capitani E., Porta E. Two basic properties of space representation in the brain: evidence from unilateral neglect // Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry. 1985. Т. 48. №. 2. P. 141-144.
18. Burgess N. Spatial cognition and the brain // Annals of the New York Academy of Sciences. 2008. Т. 1124.№. 1. P. 77-97. EDN: XWOVGR
19. Caraballo I., Lara-Bocanegra A., Bohórquez M. R. Factors related to the performance of elite young sailors in a Regatta: Spatial orientation, age and experience // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Т. 18. №. 6. P. 2913. EDN: PVBHHP
20. Green C. S., Bavelier D. Learning, attentional control, and action video games // Current biology. 2012. Т. 22. №. 6. P. 197-206.
21. Klatzky R. L. Allocentric and egocentric spatial representations: Definitions, distinctions, and interconnections //Spatial cognition: An interdisciplinary approach to representing and processing spatial knowledge. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 1998. P. 1-17.
22. Kosslyn, S. M. Mental imagery // Visual Cognition: An Invitation to Cognitive Science. 1995.Vol. 2, Cambridge, MA: The MIT Press, P. 267-296.
23. Linn M. C., Petersen A. C. Emergence and characterization of sex differences in spatial ability: A meta-analysis // Child development. 1985. P. 1479-1498.
24. Lohman D. F. et al. Dimensions and components of individual differences in spatial abilities // Intelligence and cognition: Contemporary frames of reference. 1987. P. 253-312.
25. Münzer S, Fehringer BC, Kühl T. Standardized norm data for three self-report scales on egocentric and allocentric environmental spatial strategies // Data Brief. 2016. 29; 8: 803-11. 10.1016/j.dib.2016.06.039. PMID: 27500192; PMCID: PMC4956905. DOI: 10.1016/j.dib.2016.06.039.;PMCID PMID: 27500192
26. Münzer S., Fehringer B. C.O.F., Kühl T. Validation of a 3-factor structure of spatial strategies and relations to possession and usage of navigational aids // Journal of Environmental Psychology. 2016, Vol. 47, pp. 66-78. DOI: 10.1016/j.jenvp.2016.04.017
27. Olson D. R., Bialystok E. Spatial cognition: The structure and development of mental representations of spatial relations // Psychology Press, 2014. 304 p.
28. Restructuring the navigational field: Individual predisposition towards field independence predicts preferred navigational strategy / Boccia M. [et al.]. // Experimental Brain Research. 2017. Т. 235. P. 1741-1748. EDN: CZUENJ
29. Rodgers M. K., Sindone J. A., Moffat S. D. Effects of Age on Navigation Strategy // Neurobiology of Aging. 2012; 33(1):202.e P. 15-22.
30. Ruggiero G., D’Errico O., Iachini T. Development of egocentric and allocentric spatial representations from childhood to elderly age // Psychological research. 2016. Т. 80. С. 259-272. EDN: ORHKTZ
31. Spatial abilities at different scales: Individual differences in aptitude-test performance and spatial-layout learning / Hegarty M. et [al.] // Intelligence, Vol. 34, 2, 2006, pp. 151-176,. DOI: 10.1016/j.intell.2005.09.005
32. The effects of egocentric and allocentric representations on presence and perceived realism: Tested in stereoscopic 3D games / Bae S. [et al.] // Interacting with Computers. 2012. Т. 24. №. 4. P. 251-264.
33. The relationship between cognitive ability and chess skill: A comprehensive metaanalysis /Burgoyne A. P. [et al.] // Intelligence. 2016. Т. 59. P. 72-83. EDN: VKJYHU
34. Vijayabaskaran S., Cheng S. Navigation task and action space drive the emergence of egocentric and allocentric spatial representations // PLOS Computational Biology. 2022. Т. 18. №. 10. P. e1010320. EDN: ORLFPI
35. Walker C. N. Visual search strategies and executive functioning in South African sailors: Stellenbosch: Stellenbosch University, 2015. 345 p.
36. Wang C., Chen X., Knierim J. J. Egocentric and allocentric representations of space in the rodent brain // Current opinion in neurobiology. 2020. Vol. 60. P. 12-20. EDN: AYBVDI
37. Wang R. F., Brockmole J. R. Simultaneous spatial updating in nested environments // Psychonomic bulletin & review. 2003. Vol. 10. №. 4. P. 981-986. EDN: ZFCXRD
38. Wolbers T., Wiener J. M. Challenges for identifying the neural mechanisms that support spatial navigation: the impact of spatial scale // Frontiers in human neuroscience. 2014. Vol. 8. P. 571-582.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования рассмотреть современные подходы к отбору спортивно одаренных детей и обосновать эффективность внедрения модели отбора спортивно одаренных детей с определением их спортивной направленности на основе применения аппаратно-программного комплекса (АПК) «Стань чемпионом». В статье определены этапы спортивного отбора и представлена методика исследования спортивной предрасположенности на АПК «Стань чемпионом».
Цель исследования заключалась в изучении представлений студентов первого курса и содержании понятия «физическая культура» в контексте здоровьесбережения. В исследовании приняло участие 150 студентов первого курса, которым было предложено на первом дать свое понимание терминов «физическая культура» и «здоровье», а на втором этапе студентам были предложены теоретические занятия. В ходе занятий у студентов формировались компетенции, связанные с самостоятельными навыками оценивания здоровья, а также способностью выбирать соответствующие виды нагрузки. В ходе анализа работ студентов выявлены их представления о здоровье и способах его сохранения. Результаты исследования показывают, роль оценки «входящих» знаний и представлений для отбора содержания и методов работы со студентами в рамках учебных дисциплин.
В статье рассматривались особенности средств и методов специальной физической подготовки студентов, занимающихся спортивным ориентированием к зимнему соревновательному сезону. Изложены факторы педагогического эксперимента на примере разработки учебно-тренировочной трассы. Проанализированы особенности контрольного тестирования. Получены сведения о положительной взаимосвязи в таких тестах, как лыжная гонка (свободный стиль), лыжный спринт, прыжки в высоту с места, подъем туловища и соревновательными результатами участников педагогического эксперимента.
Разработана методика начального обучения двигательным действиям, применявшаяся в первые 3 месяца занятий у мальчиков 10-12 лет. Методика базируется на теории поэтапного формирования ориентировочной основы действий. Правила техники использовались как критерии взаимооценки качества выполнения учебных заданий. Средний уровень обученности подъему в окно второго этажа учебной башни со старта составил 64 % при достаточно высокой скорости выполнения.
В статье рассматривается создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей 5-7 лет на хоккей с шайбой, что обеспечивает эффективность отбора в физкультурно-спортивные организации на начальном этапе. Цель исследования - обосновать создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей старшего дошкольного возраста на хоккей с шайбой. В ходе исследования использовались средовой, системный и личностно-деятельностный подходы; теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных и правовых документов. При отборе в хоккейную школу на этапе начальной подготовки дети 8 лет должны обладать навыками спортивной деятельности, поэтому возникает необходимость создания спортивно-игровой среды, которая обеспечит эффективность процесса ориентации детей 5-7 лет на хоккей. Спортивно-игровая среда физкультурно-спортивной организации включает в себя: 1) разнообразный инвентарь, 2) специально организованную игровую деятельность, 3) контроль за уровнем физической активности; организацию турниров, 4) программное обеспечение.
В статье рассматривается создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей 5-7 лет на хоккей с шайбой, что обеспечивает эффективность отбора в физкультурно-спортивные организации на начальном этапе. Цель исследования - обосновать создание спортивно-игровой среды в процессе ориентации детей старшего дошкольного возраста на хоккей с шайбой. В ходе исследования использовались средовой, системный и личностно-деятельностный подходы; теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных и правовых документов. При отборе в хоккейную школу на этапе начальной подготовки дети 8 лет должны обладать навыками спортивной деятельности, поэтому возникает необходимость создания спортивно-игровой среды, которая обеспечит эффективность процесса ориентации детей 5-7 лет на хоккей. Спортивно-игровая среда физкультурно-спортивной организации включает в себя: 1) разнообразный инвентарь, 2) специально организованную игровую деятельность, 3) контроль за уровнем физической активности; организацию турниров, 4) программное обеспечение.
В материале представлен фрагмент исследования соревновательной деятельности высококвалифицированных мужских гандбольных команд России и сборных команд стран, участвующих в Чемпионате Мира 2023 г. Отмечено, что команды лидеры Чемпионата России выполняют позиционные атаки в основном продолжительностью 15-35 с, аналогичные данные получены в матчах команд Чемпионата мира 2023 г. Относительная кратковременность атак определяет высокий темп и соответственно результативность игры. Вместе с тем большое количество атак в матче команд лидеров позволяют выделить скоростную и скоростно-силовую выносливость в качестве значимых физических качеств, которые определяют направленность функциональной подготовки, как высококвалифицированных гандболистов, так и в спортсменов ближайшего резерва.
Цель представленного исследования: изучение отечественных научных трудов психологического состояния студентов в условиях самоизоляции.
Методы: изучение особенностей психологического состояния студентов в условиях самоизоляции путем теоретического анализа научных публикаций исследователей в области психологии спорта.
Результаты: рассмотрены особенности психологического состояния студенческой молодежи в условиях самоизоляции, которые могут способствовать программ повышения эффективности психологической помощи со стороны спортивных психологов в целях обеспечения психологического благополучия и сохранения спортивной формы студентами в непредвиденной ситуации. В статье представлен проект, направленный на создание системы научно-методического обеспечения профессиональной деятельности спортивных психологов, образовательной и просветительской поддержки спортивного сообщества и студенческой молодежи. В результате реализации проекта следует не только ожидать повышения престижа профессии спортивного психолога, но и создания надежной системы психологической поддержки юношей и девушек в условиях возможной самоизоляции.
В статье представлен обзор исследований эмоционального интеллекта (ЭИ) спортсменов баскетболистов. В качестве метода исследования использовался анализ литературных источников. В обзоре делается акцент на значимость ЭИ в спорте, особенно в командных играх, таких как баскетбол, где психологическая устойчивость и взаимодействие между игроками играют ключевую роль в достижении успеха. Данные исследований доказывают, что уровень развития эмоционального интеллекта у баскетболистов влияет на повышение психологической стабильности и психологической надежности.
Статья посвящена проблеме мотивирования студентов к занятиям физической культурой в вузе. В статье представлены психолого-педагогические условия к организации занятий атлетической гимнастикой, которые способствуют повышению мотивации студентов. Для оценки эффективности средств и методов педагогического воздействия использовалось анкетирование студентов. В исследовании приняли участие 45 студентов Уральского федерального университета. Результаты исследования выявили, что при мотивировании студентов необходимо использовать не только приемы и методы направленные на усиление внешней мотивации, но в большей степени внутренней мотивации. Развитие внутренней мотивации студентов к занятиям обеспечивает повышение успеваемости, устойчивый, значимый рост силовых показателей в зачетных упражнениях со штангой, а так же приверженность к занятиям атлетической гимнастикой не только в период учебы в вузе, но и в будущем.
В статье анализируется причины усиления частоты возникновения тевожных и депрессивных расстройств в современном обществе риска. Рассматриваются неоднозначные взаимосвязи указанных патологий с уровнем двигательной активности, информационными нагрузками, темпом и ритмом современной жизни. Приводятся данные литературы и результаты собственных исследований о значительном влиянии особенностей учебной и профессиональной деятельности на адаптационные возможности организма и скорость старения. Обсуждаются возможности повышения эффективности профилактики и коррекции тревожных и депрессивных расстройств у спортсменов и представителей других групп населения.
В статье рассмотрены методы и приёмы развития способности работать в команде у студентов ВУЗов. Обобщены ключевые признаки и составляющие деятельности командной работы. Рассмотрены возможности развития командной работы и лидерства в рамках занятий физической культурой и спортом. Выделены основные условия, факторы, формы организации учебных и внеучебных спортивных мероприятий, которые будут способствовать развитию командной работы в вузе.
Представлены результаты исследования медиаграмотности студентов в области культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Охарактеризованы источники получения информации о мерах безопасности и правилах поведения при чрезвычайных ситуациях. Установлено, что студенты используют социальные сети, мессенджеры для общения, получения общей информации о событиях и происшествиях, а реальные знания и навыки безопасного поведения получают из учебного курса «Безопасность жизнедеятельности человека». При отсутствии угрозы для жизни и здоровья у студентов нет мотивации поиска полезной информации в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru