Изучаются основные тенденции в образовательной политике КНР, направленные на развитие университетов после 1978 г. Отмечается, что политика реформ и открытости, объявленная в этот период, оказала определяющее влияние на процесс модернизации китайского государства. Доказано, что основным фактором, формирующим вектор развития образования, являлась реализуемая внешняя политика руководства страны. Анализ источников и материалов позволил определить, что с начала 1980-х гг. идет процесс перехода от советской модели образования к американской. Показывается, что реформы в образовании коснулись изменений в методиках преподавания, организационной структуры вузов, а также был взят курс на интеграцию научных исследований и преподавания, интернационализацию высшего образования. Описано, что с целью достижения поставленных задач были инициированы«Проект 211», «Проект 985», проект «Первоклассные университеты и дисциплины мирового уровня» и др. Кроме того, руководство страны начало внедрять национальную систему рейтинга вузов, которая также выступила как один из механизмов, обеспечивающих качество образования. Делается вывод, что структурные и содержательные реформы в системе высшего образования позволили КНР достигнуть высоких показателей и войти в число мировых лидеров к первой четверти XXI в.
Идентификаторы и классификаторы
В новейшей истории Китая важное значение имеет период, который начался после завершения «культурной революции» и известен как политика реформ и открытости. В 1977 г. по результатам Третьего пленума ЦК КПК 10-го созыва Дэн Сяопин был восстановлен в своих должностях. Особое внимание после возвращения на руководящие посты было уделено реформам в образовании, поскольку государство нуждалось в квалифицированных кадрах, способных развивать промышленность, сельское хозяйство, оборону, науку и технику. Дэн Сяопин подчеркивал, что «образование является фундаментальной основой нации», партия и общество должны придерживаться принципа «уважения к знаниям и талантам»1. Именно нехватку подготовленных кадров и дефицит квалифицированной рабочей силы он рассматривал в качестве основного барьера на пути к модернизации китайского государства. В связи с этим особое внимание руководство партии и страны уделяло образовательной политике в сфере высшего образования.
Список литературы
1. Боревская Н. Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2002. 146 с.
2. Борох О. Н. От западных знаний к национальному учебнику: эволюция социально-экономических взглядов Ли Цюаньши // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Востоковедение и африканистика. 2020. Т. 12, вып. 3. С. 426-451. EDN: BFLLCJ
3. Ван Ян. Реформирование системы высшего образования в Китае в XX - начале XXI в. // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 3. С. 62-71. EDN: YTUDSM
4. Воробьева Т. А., Юнгблюд В. Т. Взаимоотношения в треугольнике США - СССР - КНР в конце периода разрядки международной напряженности (1977-1980 гг.) // Вестник МГИМО Университета. 2019. № 1(64). С. 59-82. EDN: VXMMME
5. Гулева М. А. Профессиональное образование в КНР и перспективы его развития // Азия и Африка сегодня. 2020. № 12. С. 51-57. EDN: SGFSXN
6. Гурулева Т. Л. Университеты КНР: современное состояние и стратегия глобального развития до 2035 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25, № 2. С. 185-197. EDN: CTUVSZ
7. Евсеев С. А. “Стратегический треугольник”: геополитические противоречия США - КНР - СССР в Восточной Азии в конце 1960-х - конце 1970-х гг. // Известия Уральского государственного университета. Серия 2, Гуманитарные науки. 2007. Вып. 14, № 53. С. 162-173. EDN: IUJNEZ
8. Клепиков В. З. О реформе образования в Китае // Педагогика. 2001. № 9. С. 67-69.
9. Лешуков О. В., Фрумин И. Д. Флагманские университеты: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 4(110). С. 22-29. EDN: ZWOUKN
10. Ли Мэнлун, Цинь Бэнчую, Бай Янцзин. История и реальность “китайской модели” развития высшего образования с точки зрения слияния университетов // Historia provinciae - журнал региональной истории. 2023. Т. 7, № 2. С. 527-575. EDN: FSCPOU
11. Ли Яньхуэй. Новая динамика высшего образования в Китае // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6(28). С. 151-160. DOI: 10.15293/2226-3365.1506.16 EDN: VDNTEJ
12. Семенова С. С. Образование в Китае: история и современность // Вестник ТГПУ. 2012. № 5 (120). С. 126-130. EDN: PBKKJT
13. Сидорова А. В. Китайский космополитизм и система высшего образования КНР конца 1970-2000 гг. // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2011. № 2. С. 79-86. EDN: NMWGSD
14. Суворова Е. А. Становление системы образования в Китае во второй половине ХХ в. // Россия и АТР. 2015. № 1. С. 198-204. EDN: TMOQUD
15. Суворова Е. А. Основные направления политики реформ и развития системы образования в КНР в последней четверти XX в. // Россия и АТР. 2016. № 1. С. 261-268. EDN: VVGPSN
16. Цзя Шаосюе. Реализация закона КНР “О высшем образовании” в Китае: достижения, проблемы и пути решения // Lex russica. 2023. Т. 76, № 8. С. 109-122. EDN: PYNMYI
17. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае // Гуманитарный вектор. 2010. № 1. С. 61-69. EDN: LMCMTX
18. Шао Хайкунь. Становление и развитие системы высшего образования в КНР в 1949-2000 гг. // Вестник Московского университета. Серия 20, Педагогическое образование. 2017. № 4. С. 88-96. EDN: YNEHRY
19. Cai Yuzhuo. Chinese higher education: The changes in the past two decades and reform tendencies up to 2020 // China and Brazil: Challenges and Opportunities / eds. L. d. C. Ferreira, J. A. G. Albuquerque. Campinas: Anablumme, 2013. P. 91-118. URL: https://www.researchgate.net/publication/236869510_Chinese_higher_education_The_changes_in_the_past_two_decades_and_reform_tendencies_up_to_2020 (дата обращения: 22.10.2024).
20. Cai Yuzhuo. Chinese higher education reforms and tendencies: Implications for Norwegian higher education in cooperating with China. URL: https://www.researchgate.net/publication/233426307_Chinese_higher_education_reforms_and_tendencies_Implications_for_Norwegian_higher_education_in_cooperating_with_China (дата обращения: 13.10.2024).
21. Cai Yuzhuo, Yan Fengqiao. Developing Chinese Higher Education in Tensions. Encyclopedia of Educational Philosophy and Theory. Springer, Singapore, 2019. pp. 1-6. DOI: 10.1007/978-981-287-532-7_608-1
22. Deng Xiaoping. Some Comments on Work in Science and Education. Vol. 2 of Selected Works of Deng Xiaoping Beijing: Foreign Language Press, 1984). URL: https://www.bannedthought.net/China/Individuals/DengXiaoping/DengXiaoping-SelectedWorks- V2.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
23. Fan Guorui. Changes in Educational Institutions in China: 1978-2020. Handbook of Education Policy Studies. Springer Open, 2020. P. 111-129. URL: https://link.springer.com/chapter/ (дата обращения: 22.10.2024). DOI: 10.1007/978-981-13-8347-2_6
24. Fan Lianghuo. The Expansion of Education in China 1949-1995. The American Educational Research Association (AERA) Annual Meeting, Chicago, 1997. 30 p.
25. Ka Ho Mok. Riding over socialism and global capitalism: changing education governance and social policy paradigms in post-Mao China // Comparative Education: Vol. 41, N 2. URL: https://www.researchgate.net/publication/44836564_Riding_over_socialism_and_global_capitalism_Changing_education_governance_and_social_policy_paradigms_in_post-Mao_China (дата обращения: 22.10.2024).
26. Martin Singer. Educated Youth and the Cultural Revolution in China. The University of Michigan. Center for Chinese studies, 1971. 116 p.
27. Ogden Suzanna. Higher education in the People’s Republic of China: New directions in the 1980s // Higher Education. 1982. Vol. 11, N 1. P. 85-109. EDN: WDKJSM
28. Ross Garnaut, Ligang Song and Cai Fang. China’s 40 Years of Reform and Development. 1978-2018. Australian National University, 2018. 708 p.
29. Suzanne Pepper. China’s Education Reform in the 1980s: Policies, Issues and Historical Perspectives. Berkeley: University of California Press, 1990. 196 p.
30. Tsang Mun Chui. Education and National Development in China since 1949: Oscillating Policies and Enduring Dilemmas. China Review, 2000. 26 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/246015014_Education_and_national_development_in_China_since_1949_Oscillating_policies_and_enduring_dilemmas (дата обращения: 22.10.2024).
31. Vivien Stewart. Made in China: Challenge and Innovation in China’s Vocational Education and Training System. Washington, DC: National Center on Education and the Economy, 2015. 51 p. URL: https://ncee.org/wp-content/uploads/2015/03/CHINAVETFINAL.pdf (дата обращения: 21.10.2024).
32. Wang Guo-hua. China’s Higher Education Reform // China Currents. Journal of the Center for Chinese Studies. 2010. Vol. 9, N 1. URL: https://www.chinacenter.net/2010/china-currents/9-1/chinas-higher-education-reform/#fnref-554-6. (дата обращения: 25.10.2024).
33. Yang Zhong. Globalization and Higher Education Reform in China. URL: https://www.aare.edu.au/data/publications/2005/zho05780.pdf (дата обращения: 25.10.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается история англиканской церкви в Тринадцати колониях, ее развитие, системный кризис и упадок в годы Американской революции. Отмечается, что несмотря на то что Церковь Англии была первой религиозной организацией, начавшей свою деятельность в английских колониях Северной Америки, к началу Войны за независимость она уступала по темпам роста другим протестантским церквям, став лишь одной из трех крупнейших деноминаций в регионе. Показывается, что в годы Американской революции Церковь Англии оказалась на грани краха, и только реорганизация 1780-х гг. спасла англиканскую традицию в США от полного исчезновения. Выявляются причины кризиса Церкви Англии в колониях на основе анализа ее истории в регионе с использованием данных статистики. Уделено внимание региональным особенностям развития англиканской церкви, так как ее положение зависело от устройства колонии, его законодательства и этнического состава. Выясняется, что причины кризиса Церкви Англии в Тринадцати колониях имели институциональные корни: будучи епископальной по своему устройству, Церковь Англии не имела отдельной епископской кафедры в колониях и управлялась напрямую из Лондона, что порождало кадровый голод и усиливало дистанцию между колониальной паствой и руководством церкви в метрополии. Указывается на то, что рост других деноминаций, подкрепленный масштабной иммиграцией в колонии людей неанглийского происхождения, способствовал усилению религиозной конкуренции, подорвавшей монополию англиканской церкви над религиозной жизнью в Тринадцати колониях.
Раскрывается значение геополитического фактора и его роль в процессе рецепции христианских идей в культуре Китая. Подчеркивается, что процесс рецепции способствует расширению религиозно-культурного пространства, что обеспечивает дальнейшее развитие культуры-реципиента во многих сферах как общественной, так и культурной жизни общества, т. е. геополитический фактор выступает как аспект культурной инновации. Основное внимание уделено подписанию Пекинского и Тяньцзиньского договоров, поскольку они позволили расширить проповедь христианства на всю территорию Китайской империи, сделали ее легитимной и актуальной. Отмечается, что эти договоры также стали проводниками интересов европейских держав в области торговли, позволили открыть порты для иностранных судов, улучшить дипломатические отношения, определить и узаконить границы с Российской империей. Показано, что подписание Пекинского и Тяньцзиньского договоров явилось своеобразным «культуртрегером», показавшим всю сложность и неоднозначность процесса рецепции в различных сферах принимающей культуры, а также способствовавшим укоренению христианских идей в религиозно-культурном пространстве Китая.
Рассматривается категория полноты и целостности бытия, которая имеет чрезвычайно длинную и насыщенную философскую историю. Представлено философское толкование полноты и целостности (Аристотель, Иоанн Богослов). Подчеркивается, что особенность индийской, в частности вишнуистской, философии заключается в большом внимании к концепции полноты, хотя ей не уделено должного внимания исследователей по сравнению с понятием пустоты в буддизме. Обсуждается формирование представления о полноте различными последователями бенгальского вишнуизма (Баладева Видьябхушана, Кришнадас Кавираджа, Рупа Госвами, Бхактиведанта). Разъясняются особенности употребления термина «полнота» (пурната) в различных средневековых текстах вишнуизма. Отмечается противопоставление категории «полнота» и понятия «пустота» (шуньята) в буддийской философии, при этом полнота как концепция имеет более раннее возникновение, исходя из хронологической датировки упоминания в «Брихад-араньяка-упанишаде» (VII-VI вв. до н. э.). Представлена близость вишнуистского учения о полной целостности и христианской концепции полноты бытия Бога. Выделены три типа полноты в вишнуистской концепции: полнота могущества (айшварья-пурната), полнота сладости (мадхурья-пурната), полнота милосердия (карунья-пурната). Отмечается, что Рупа Госвами развивает идею о полноте и предлагает дальнейшую ее типологизацию. В бенгальском вишнуизме выделяются степени полноты и ее проявления, а также два аспекта полноты: теологический и антропологический. Делается вывод о том, что в антропологическом плане категория полноты бытия представляет собой возможность уподобления человека Богу в трех аспектах: бытия (сат), познания (чит) и блаженства (ананда).
Показано, как хлеб в виде социального актора и сакрального тела задает социальную онтологию. Интерпретирована история хлеба, выстраивающего вокруг себя свое сакральное, семантическое, политическое и культурное пространство. Новизна подхода заключается в плоской онтологии, где социальные человеческие и нечеловеческие акторы могут меняться местами, где они со-положены друг другу. Хлеб рассматривается как социально-топологическая конструкция, незримо, но вполне ощутимо присутствующая и участвующая в революционных событиях самым непосредственным образом, хлеб активно выступает в разгоравшемся противостоянии за социальную значимость и власть не только в виде хлебных бунтов, но и во время исторических событий на примере Французской революции 1789-1794 гг. и Русской революции 1917 г. Отмечается, что хлеб, будучи фундаментальным концептом языковой картины мира, задает отношения между людьми, участвует в создании и поддержании повседневных ритуалов в светской и религиозной жизни. Теоретически данный взгляд обосновывается с помощью методологии социальной топологии, сосуществующей в междисциплинарном пространстве с историей, социологией и религиоведением.
Рассматриваются терминологические проблемы изучения цифровой дипломатии. Наблюдается фрагментированность в академическом дискурсе, которая осложняется несколькими факторами: внедрением новых терминов, изменением определений и отсутствием связи между несколькими периодами исследования. Показывается, что в результате эволюции предметного поля некоторые термины вышли из оборота, например «электронная дипломатия» или «твитпломатия», хотя они по-прежнему могут встречаться в некоторых регионах мира. Отмечается, что «цифровая дипломатия», «кибердипломатия» и «цифровая публичная дипломатия» показали себя как наиболее устойчивые термины, обладающие наибольшими перспективами для дальнейшего изучения. Предалагается разработка периодизации, более точных определений и вписывание новых понятий в канву устоявшейся терминологии для дальнейшего развития предметной области. В результате анализа терминологии делается вывод, что на данный момент можно говорить о выделении трех основных направлений внутри изучения цифровой дипломатии: внедрение новых технологий в дипломатическую практику (включая использование социальных сетей), новая переговорная повестка, связка вычислительных наук и дипломатии.
Анализируются исследования российских политических партий учеными из Китайской Народной Республики. Характеризуются взгляды китайских политологов на формирование и развитие российских партий, а также на структуру партийной системы современной России. При этом основное внимание сосредоточивается на парламентских партиях, поскольку считается, что именно их состав, особенности и взаимодействие оказывают решающее влияние на партийную систему. Показывается, что в соответствии с позицией китайских ученых, российская партийная система подразделяется на партию власти («Единая Россия»), псевдооппозицию (ЛДПР и «Справедливая Россия») и системную оппозицию (КПРФ). Подчеркивается взаимосвязь выводов китайских исследователей и российской политической науки. Отмечается, что китайские исследования российских партий обнаруживают определенную специфику, которая выражается главным образом в своеобразной трактовке расстановки политических сил (деление оппозиции на системную и псевдооппозицию), повышенном внимании к партийным идеологиям, а также концентрации исследовательского интереса на тех политических силах, которые обладают реальной властью или значительным политическим влиянием. К их числу китайские ученые относят, прежде всего, партии «Единая Россия» и КПРФ.
Рассматриваются особенности сотрудничества между Иркутской областью и Монголией с опорой на подходы неореализма, неофункционализма и конструктивизма. Уделено внимание как межгосударственному уровню отношений между Россией и Монголией, так и содержанию взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях. Проанализированы связи в политико-административной, экономической и институциональной сферах, в области гуманитарных контактов. Отмечено, что символическое наследие России в Монголии, относящееся к имперскому и советскому периодам, в последние годы находится в центре внимания федеральных властей. Особое внимание уделяется субнациональному сотрудничеству, а также факторам, негативно влияющим на динамику контактов в экономической и инвестиционной областях. Отмечается, что динамика политико-административного взаимодействия между Иркутской областью и Монголией зависит от активности взаимодействия на межгосударственном уровне. Сделан вывод, что ресурсный тип экономики Иркутской области определяет особенности международного сотрудничества на монгольском направлении, на предпосылки сотрудничества между Монголией и Иркутской областью оказывают негативное воздействие структурные факторы, проявляющиеся в непоследовательной политике федеральных и региональных властей. Показаны перспективы дальнейшего взаимодействия между Иркутской областью и Монголией.
Показывается, что в условиях современного миропорядка, характеризующегося взаимозависимостью всех международно-политических игроков, национальный внешнеполитический курс становится одним из ключевых факторов, определяющих положение страны на международной арене. Исследуется понимание того, что внешняя политика государства исходит из самоощущения места в иерархии системы международных отношений и укрепления или возвышения государственного влияния. Выявлена связь между пониманием позиции актора в мировой политической системе, реализацией национальных интересов и сохранением безопасной внешнеполитической среды, т. е. обеспечением национальной безопасности. Рассмотрена идея национальной сверхзадачи в качестве основы для формирования и реализации внешнеполитических стратегий современных государственных акторов. Выявляется, что любое государство обладает субъектностью в мировой политике и заинтересовано в продвижении своей властной риторики, а также в оптимальной реализации национальных интересов. Обосновывается, что державы, будь то великие, региональные или малые, выбирают определенную модель внешнеполитического поведения и миссию своей внешнеполитической позиции, что выражается в национальной сверхзадаче. Рассмотрены особенности национальной сверхзадачи во внешней политике Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики и Российской Федерации как наиболее ярких представителей государств разной этической и ценностной систем, обусловливающих миссию государства на международной арене.
Анализируются актуальные проблемы и перспективы развития объединения БРИКС, которое является примером нового мирового порядка, где развивающиеся страны стремятся к большему влиянию на международной арене. Отмечается, что этот альянс возник в ответ на стремление противостоять доминированию западных держав, он создает платформу для сотрудничества в экономической, политической и культурной сферах. Показывается, что объединение БРИКС демонстрирует значительные успехи в различных областях сотрудничества, становится более влиятельным в вопросах глобального управления, восстановления экономики после пандемии и борьбы с изменением климата, однако также сталкивается с серьезными вызовами - внутренними противоречиями между участниками и глобальной экономической нестабильностью. Делается вывод, что БРИКС предстает как ключевой игрок в формировании многополярного мира, где его участие в международной политике и экономике в обозримом будущем станет все более актуальным.
Актуализируется важность изучения избирательных практик, электорального поведения и предпочтений избирателей, ценностных аспектов их политической культуры, проявляющихся на выборах. Рассматривается процесс институционализации отечественного обществоведческого знания в области изучения электорального поведения. Представлен авторский подход к периодизации. Определяются этапы становления российской школы электоральных исследований, выделяются четыре этапа Анализируется их теоретическая и методологическая специфика. Делается вывод, что на современном этапе наблюдается заметное усложнение методологии российских электоральных исследований - от качественных описательных методов в сторону количественной математической обработки большого массива данных, что позволяет выявлять индикаторы исчисления структуры электорального поведения и предпочтений избирателей, определять параметры для сравнения, моделировать региональные и местные практики голосования и пр.
Исследуются вопросы динамики деполитизации, контуры и характеристики предполагаемого «отхода политического», а также модальности и возможности для зарождающегося «возвращения политического». Понятие «моральный город» выявляет ряд новых способов повторного сосредоточения политического и условия предотвращения рисков постполитизации под знаком взаимоуважения, равенства и солидарности, открывая новые формы совместного существования. Рассматривается понятие постполитического города как пространства техно-управленческих диспозитивов, лишенного определенных политических требований, раскрываются концептуальные подходы к описанию морального города, приводятся примеры рекомендаций по организации взаимодействий между значимыми акторами морального города.
Представлены и проанализированы результаты научного исследования политологической ориентации, проводимого учеными и сотрудниками Алтайского государственного университета за апрель - май 2024 г. Изучается политическая идентичность отдельных этнических групп в городских и сельских пространствах. Кроме того, проанализирована политическая символическая политика в локальных сообществах. Делается вывод, что казахская сельская среда более включена в политическую сферу общества. Изучается деятельность общественных организаций этнического характера, которые присутствуют в различных регионах. Выясняется, что на территориях «двух Алтаев» постоянно происходит институционализация этничности за счет применения символических традиций и практик (практики праздников, переговоров, национального языка и т. д.).
На основе инструменталистского подхода представлено видение проблемы соотношения государственной национальной политики и этнобезопасности. Целью исследования является анализ этнических аспектов общественной безопасности в ее системном содержании и политической интерпретации на примере современной России. При этом национальная политика представляется совокупностью нациестроительства как политического проекта и этнополитики как концепции этнокультурного равенства всех народов России. Под этнобезопасностью понимается системная характеристика способности полиэтничного общества поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних воздействий. Утверждается, что для успешного достижения этнобезопасности необходимо принятие формализованных методологий и методик построения модели политической безопасности, которая включала бы в себя спектр условий и требований, необходимых для функционирования российской этносистемы и оказывающих на нее существенное влияние. Представлены конкретные направления и рекомендации по совершенствованию государственной национальной политики в современной России для достижения и удержания системно значимых параметров ее этнобезопасности. Акцентируется внимание на рисках и угрозах, формируемых миграционным воздействием на условия сохранения этнобезопасности российского государства.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru