Анализируются исследования российских политических партий учеными из Китайской Народной Республики. Характеризуются взгляды китайских политологов на формирование и развитие российских партий, а также на структуру партийной системы современной России. При этом основное внимание сосредоточивается на парламентских партиях, поскольку считается, что именно их состав, особенности и взаимодействие оказывают решающее влияние на партийную систему. Показывается, что в соответствии с позицией китайских ученых, российская партийная система подразделяется на партию власти («Единая Россия»), псевдооппозицию (ЛДПР и «Справедливая Россия») и системную оппозицию (КПРФ). Подчеркивается взаимосвязь выводов китайских исследователей и российской политической науки. Отмечается, что китайские исследования российских партий обнаруживают определенную специфику, которая выражается главным образом в своеобразной трактовке расстановки политических сил (деление оппозиции на системную и псевдооппозицию), повышенном внимании к партийным идеологиям, а также концентрации исследовательского интереса на тех политических силах, которые обладают реальной властью или значительным политическим влиянием. К их числу китайские ученые относят, прежде всего, партии «Единая Россия» и КПРФ.
Идентификаторы и классификаторы
Изучение политических партий, их значения и влияния на политику государств стало устойчивым направлением развития современной политической науки. Политологи подчеркивают роль партий в выдвижении альтернатив политического развития, номинации кандидатов на выборные должности, структурировании выбора избирателей, координации деятельности должностных лиц правительства, а также рекрутировании политического персонала, артикуляции интересов, политической социализации граждан, мобилизации их в поддержку тех или иных политических лидеров, программ и инициатив [3, с. 156, 157; 10, с. 237–239]. Большое значение придается и системному характеру взаимодействия как между самими партиями, так и между ними и другими элементами политической системы, в частности государством и иными институтами власти. Именно такие взаимодействия в конечном итоге образуют партийную систему той или иной страны в ее современном понимании [8, с. 225; 11, с. 11]. Наконец, сравнительный анализ партийных систем и положения партий в тех или иных странах также все чаще привлекает внимание политологов [2, с. 9–147; 5, с. 141–190; 7, с. 11–27].
Список литературы
1. Абрадова Е. С. Партии и выборы в современной России // Власть. 2021. № 2. С. 102-106. EDN: UDDTST
2. Голосов Г. В. Сравнительная политология и российская политика. 2010-2015. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2016. 688 с. EDN: POKJAB
3. Далтон Р. Агрегация интересов и политические партии // Сравнительная политология сегодня: мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон; [пер. с англ.]. М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 156-186.
4. Коргунюк Ю. Г. Партийная система современной России: основной вектор развития // Актуальные проблемы Европы. 2018. № 2. С. 202-224. EDN: XNIXBJ
5. Партии и партийные системы: современные тенденции развития / под ред. рук. Б. И. Макаренко [и др.]. М.: Полит. энцикл., 2015. 303 с.
6. Партии и партийные системы // Структурные трансформации и развитие отечественных школ политологии / О. В. Попова, Я. Ю. Шашкова, Ю. Г. Коргунюк, Б. А. Исаев. М.: Аспект-Пресс, 2015. С. 111-123. EDN: ZAJKVN
7. Партийная организация и партийная конкуренция в “недодемократических” режимах / под ред. Ю. Г. Коргунюка, Е. Ю. Мелешкиной, О. Б. Подвинцева, Я. Ю. Шашковой. М.: РАПН: РОССПЭН, 2012. 300 с.
8. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001. 559 с. EDN: QOCYOJ
9. Татаркова Д. Ю. Формирование политической оппозиции в России (2011-2012): конфликтный дискурс: дис. … канд. полит. наук. М., 2014. 122 с.
10. Трудным путем демократии: процесс государственного управления в США: [пер. с англ.] / К. Джанда, Д. М. Берри, Д. Голдман, К. В. Хула. М.: РОССПЭН, 2006. 656 с.
11. Шпагин С. А. К вопросу об определении понятия “партийная система” // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2023. Т. 45. С. 9-17. EDN: HPNPFO
12. Шутов А. Ю. Из новейшей истории формирования многопартийности в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12, Политические науки. 2013. № 5. С. 84-100. EDN: RWBFSV
13. Би Сун [毕松]. Эволюция, теоретические основы и перспективы партии СР [公正俄 罗斯党的演变、理论主张及前景] // Вопросы социализма в современном мире [当代世界社会 主义问题]. 2018. № 3. С. 104-112.
14. Ван Хуэй [汪晖]. Разрыв представительства и “постпартийная политика” [代表性断 裂与‘后政党政治’] // Открытая эпоха [开放时代]. 2014. № 2. С. 70-79.
15. Го Чуншэн [郭春生]. КПРФ на фоне 30-летия распада СССР [苏联解体 30 年背景下 的俄罗斯联邦共产党] // Зарубежные социальные науки [国外社会科学前沿]. 2022. № 4. С. 3- 13.
16. Да Лунбинь [戴隆斌]. Современное состояние, проблемы и перспективы КПРФ [俄罗 斯共产党的现状、问题及前景] // Современный мир и социализм [当代世界与社会主义]. 2004. № 6. С. 104-108.
17. Ли Жуйцинь [李瑞琴]. Левые партии в условиях многопартийности в России: Проблемы и перспективы [多党制下的俄罗斯左翼政党 困境与出路] // Современный мир [当代 世界]. 2017. № 11. С. 54-57.
18. Ли Сингэн [李兴耕]. Последние тенденции российских политических партий [俄罗斯 政党的最新动态] // Зарубежная теоретическая динамика [国外理论动态]. 2001. № 8. С. 15-17.
19. Ли Сингэн [李兴耕]. Партийная система России в переходный период [转型中的俄罗 斯政党制度] // Российские исследования [俄罗斯研究]. 2002. № 3. С. 11-17.
20. Ли Сингэн [李兴耕]. Идеология партии “Единая Россия” - Русский консерватизм [统 一俄罗斯党的意识形态-“俄罗斯保守主义”] // Современный мир и социализм [当代世界与社 会主义]. 2011. № 1. С. 109-113.
21. Ли Сингэн [李兴耕]. Новый социализм XXI века партии “Справедливая Россия” [公 正俄罗斯党的 “21 世纪新社会主义”] // Современный мир и социализм [当代世界与社会主义]. 2008. № 3. С. 64-69.
22. Ли Хайцин [李海青]. Независимость партий с миссией: Особенности успеха Коммунистической партии Китая [使命型政党的自主性 中国共产党成功的主体特征] // Теоретические перспективы [理论视野]. 2020. № 8. С. 73-80.
23. Ли Юнцюань [李永全]. КПРФ как политическая оппозиция и коммунистическое движение в России [作为政治反对派的俄共及俄罗斯共产主义运动] // Исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии [俄罗斯东欧中亚研究]. 2021. № 5. С. 18-30.
24. На Чуаньлинь [那传林]. Анализ феномена партии власти в процессе государственного управления современной России [当代俄罗斯国家治理过程中的‘政权党’现象探析] // Исследования социализма [社会主义研究]. 2015. № 5. С. 88-95.
25. Пан Дэли [潘德礼]. Анализ партийной политики России [浅析俄罗斯的政党政治] // Исследования Восточной Европы и Центральной Азии [东欧中亚研究]. 1994. № 2. С. 28-33.
26. Тан Сянсин [唐贤兴]. Политика без правящей партии: Эволюция партийной системы в постсоветской России [无执政党的政治: 后苏联俄罗斯政党制度的变迁] // Журнал Фудань (Социальные науки) [复旦学报 ( 社会科学版)]. 2003. № 2. С. 77-99.
27. Тянь Юнсян [田永祥]. Либерально-демократическая партия России [俄罗斯自由民主 党] // Введение в политические партии [政党介绍]. 1994. С. 40-42.
28. Сюй Пэн, Чэнь Хун [许鹏, 陈弘]. Обмен и столкновение: Практика борьбы и позиционирование КПРФ [交流与交锋 俄罗斯联邦共产党的斗争实践与生存定位] // Исследования социализма [社会主义研究]. 2021. № 3. С. 130-139.
29. Фан Тинтин [方婷婷]. Эволюция КПРФ за 20 лет на выборах в Думу [从杜马选举看 二十年来俄共的曲折发展路程] // Вопросы социализма в современном мире [当代世界社会主 义问题]. 2014. № 1. С. 63-71.
30. Фэн Яньли [冯颜利]. История, современное состояние и перспективы партии СР [“公 正俄罗斯党”的历史、现状及愿景] // Современный мир [当代世界]. 2017. № 9. С. 58-61.
31. Ху Синмэй [胡兴梅]. Выборы Государственной Думы России шестого созыва [俄罗 斯第六届国家杜马选举] // Международная информация [国际资料信息]. 2012. № 2. С. 37-43.
32. Цзан Сюлин, Би Сун [臧秀玲, 毕松]. Партийная политика России после выборов в Государственную Думу 2016 года [2016 年国家杜马选举后的俄罗斯政党] // Современные проблемы социализма [当代世界社会主义问题]. 2016. № 4. С. 99-112.
33. Цзан Сюлин, Чжан Голиан [臧秀玲, 张国良]. Развитие и тенденции партийной политики России [俄罗斯政党政治的发展态势及其趋向] // Международные перспективы [国际视 野]. 2014. № 5. С. 69-73.
34. Чжу Цзихуэй, Ян Каншуюань [朱积慧, 杨康书源]. Сложная партийная система России и политическая устойчивость [俄罗斯的复合型政党体制与政治韧性] // Российские исследования [俄罗斯研究]. 2022. № 5. С. 170-200.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается история англиканской церкви в Тринадцати колониях, ее развитие, системный кризис и упадок в годы Американской революции. Отмечается, что несмотря на то что Церковь Англии была первой религиозной организацией, начавшей свою деятельность в английских колониях Северной Америки, к началу Войны за независимость она уступала по темпам роста другим протестантским церквям, став лишь одной из трех крупнейших деноминаций в регионе. Показывается, что в годы Американской революции Церковь Англии оказалась на грани краха, и только реорганизация 1780-х гг. спасла англиканскую традицию в США от полного исчезновения. Выявляются причины кризиса Церкви Англии в колониях на основе анализа ее истории в регионе с использованием данных статистики. Уделено внимание региональным особенностям развития англиканской церкви, так как ее положение зависело от устройства колонии, его законодательства и этнического состава. Выясняется, что причины кризиса Церкви Англии в Тринадцати колониях имели институциональные корни: будучи епископальной по своему устройству, Церковь Англии не имела отдельной епископской кафедры в колониях и управлялась напрямую из Лондона, что порождало кадровый голод и усиливало дистанцию между колониальной паствой и руководством церкви в метрополии. Указывается на то, что рост других деноминаций, подкрепленный масштабной иммиграцией в колонии людей неанглийского происхождения, способствовал усилению религиозной конкуренции, подорвавшей монополию англиканской церкви над религиозной жизнью в Тринадцати колониях.
Раскрывается значение геополитического фактора и его роль в процессе рецепции христианских идей в культуре Китая. Подчеркивается, что процесс рецепции способствует расширению религиозно-культурного пространства, что обеспечивает дальнейшее развитие культуры-реципиента во многих сферах как общественной, так и культурной жизни общества, т. е. геополитический фактор выступает как аспект культурной инновации. Основное внимание уделено подписанию Пекинского и Тяньцзиньского договоров, поскольку они позволили расширить проповедь христианства на всю территорию Китайской империи, сделали ее легитимной и актуальной. Отмечается, что эти договоры также стали проводниками интересов европейских держав в области торговли, позволили открыть порты для иностранных судов, улучшить дипломатические отношения, определить и узаконить границы с Российской империей. Показано, что подписание Пекинского и Тяньцзиньского договоров явилось своеобразным «культуртрегером», показавшим всю сложность и неоднозначность процесса рецепции в различных сферах принимающей культуры, а также способствовавшим укоренению христианских идей в религиозно-культурном пространстве Китая.
Рассматривается категория полноты и целостности бытия, которая имеет чрезвычайно длинную и насыщенную философскую историю. Представлено философское толкование полноты и целостности (Аристотель, Иоанн Богослов). Подчеркивается, что особенность индийской, в частности вишнуистской, философии заключается в большом внимании к концепции полноты, хотя ей не уделено должного внимания исследователей по сравнению с понятием пустоты в буддизме. Обсуждается формирование представления о полноте различными последователями бенгальского вишнуизма (Баладева Видьябхушана, Кришнадас Кавираджа, Рупа Госвами, Бхактиведанта). Разъясняются особенности употребления термина «полнота» (пурната) в различных средневековых текстах вишнуизма. Отмечается противопоставление категории «полнота» и понятия «пустота» (шуньята) в буддийской философии, при этом полнота как концепция имеет более раннее возникновение, исходя из хронологической датировки упоминания в «Брихад-араньяка-упанишаде» (VII-VI вв. до н. э.). Представлена близость вишнуистского учения о полной целостности и христианской концепции полноты бытия Бога. Выделены три типа полноты в вишнуистской концепции: полнота могущества (айшварья-пурната), полнота сладости (мадхурья-пурната), полнота милосердия (карунья-пурната). Отмечается, что Рупа Госвами развивает идею о полноте и предлагает дальнейшую ее типологизацию. В бенгальском вишнуизме выделяются степени полноты и ее проявления, а также два аспекта полноты: теологический и антропологический. Делается вывод о том, что в антропологическом плане категория полноты бытия представляет собой возможность уподобления человека Богу в трех аспектах: бытия (сат), познания (чит) и блаженства (ананда).
Показано, как хлеб в виде социального актора и сакрального тела задает социальную онтологию. Интерпретирована история хлеба, выстраивающего вокруг себя свое сакральное, семантическое, политическое и культурное пространство. Новизна подхода заключается в плоской онтологии, где социальные человеческие и нечеловеческие акторы могут меняться местами, где они со-положены друг другу. Хлеб рассматривается как социально-топологическая конструкция, незримо, но вполне ощутимо присутствующая и участвующая в революционных событиях самым непосредственным образом, хлеб активно выступает в разгоравшемся противостоянии за социальную значимость и власть не только в виде хлебных бунтов, но и во время исторических событий на примере Французской революции 1789-1794 гг. и Русской революции 1917 г. Отмечается, что хлеб, будучи фундаментальным концептом языковой картины мира, задает отношения между людьми, участвует в создании и поддержании повседневных ритуалов в светской и религиозной жизни. Теоретически данный взгляд обосновывается с помощью методологии социальной топологии, сосуществующей в междисциплинарном пространстве с историей, социологией и религиоведением.
Изучаются основные тенденции в образовательной политике КНР, направленные на развитие университетов после 1978 г. Отмечается, что политика реформ и открытости, объявленная в этот период, оказала определяющее влияние на процесс модернизации китайского государства. Доказано, что основным фактором, формирующим вектор развития образования, являлась реализуемая внешняя политика руководства страны. Анализ источников и материалов позволил определить, что с начала 1980-х гг. идет процесс перехода от советской модели образования к американской. Показывается, что реформы в образовании коснулись изменений в методиках преподавания, организационной структуры вузов, а также был взят курс на интеграцию научных исследований и преподавания, интернационализацию высшего образования. Описано, что с целью достижения поставленных задач были инициированы«Проект 211», «Проект 985», проект «Первоклассные университеты и дисциплины мирового уровня» и др. Кроме того, руководство страны начало внедрять национальную систему рейтинга вузов, которая также выступила как один из механизмов, обеспечивающих качество образования. Делается вывод, что структурные и содержательные реформы в системе высшего образования позволили КНР достигнуть высоких показателей и войти в число мировых лидеров к первой четверти XXI в.
Рассматриваются терминологические проблемы изучения цифровой дипломатии. Наблюдается фрагментированность в академическом дискурсе, которая осложняется несколькими факторами: внедрением новых терминов, изменением определений и отсутствием связи между несколькими периодами исследования. Показывается, что в результате эволюции предметного поля некоторые термины вышли из оборота, например «электронная дипломатия» или «твитпломатия», хотя они по-прежнему могут встречаться в некоторых регионах мира. Отмечается, что «цифровая дипломатия», «кибердипломатия» и «цифровая публичная дипломатия» показали себя как наиболее устойчивые термины, обладающие наибольшими перспективами для дальнейшего изучения. Предалагается разработка периодизации, более точных определений и вписывание новых понятий в канву устоявшейся терминологии для дальнейшего развития предметной области. В результате анализа терминологии делается вывод, что на данный момент можно говорить о выделении трех основных направлений внутри изучения цифровой дипломатии: внедрение новых технологий в дипломатическую практику (включая использование социальных сетей), новая переговорная повестка, связка вычислительных наук и дипломатии.
Рассматриваются особенности сотрудничества между Иркутской областью и Монголией с опорой на подходы неореализма, неофункционализма и конструктивизма. Уделено внимание как межгосударственному уровню отношений между Россией и Монголией, так и содержанию взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях. Проанализированы связи в политико-административной, экономической и институциональной сферах, в области гуманитарных контактов. Отмечено, что символическое наследие России в Монголии, относящееся к имперскому и советскому периодам, в последние годы находится в центре внимания федеральных властей. Особое внимание уделяется субнациональному сотрудничеству, а также факторам, негативно влияющим на динамику контактов в экономической и инвестиционной областях. Отмечается, что динамика политико-административного взаимодействия между Иркутской областью и Монголией зависит от активности взаимодействия на межгосударственном уровне. Сделан вывод, что ресурсный тип экономики Иркутской области определяет особенности международного сотрудничества на монгольском направлении, на предпосылки сотрудничества между Монголией и Иркутской областью оказывают негативное воздействие структурные факторы, проявляющиеся в непоследовательной политике федеральных и региональных властей. Показаны перспективы дальнейшего взаимодействия между Иркутской областью и Монголией.
Показывается, что в условиях современного миропорядка, характеризующегося взаимозависимостью всех международно-политических игроков, национальный внешнеполитический курс становится одним из ключевых факторов, определяющих положение страны на международной арене. Исследуется понимание того, что внешняя политика государства исходит из самоощущения места в иерархии системы международных отношений и укрепления или возвышения государственного влияния. Выявлена связь между пониманием позиции актора в мировой политической системе, реализацией национальных интересов и сохранением безопасной внешнеполитической среды, т. е. обеспечением национальной безопасности. Рассмотрена идея национальной сверхзадачи в качестве основы для формирования и реализации внешнеполитических стратегий современных государственных акторов. Выявляется, что любое государство обладает субъектностью в мировой политике и заинтересовано в продвижении своей властной риторики, а также в оптимальной реализации национальных интересов. Обосновывается, что державы, будь то великие, региональные или малые, выбирают определенную модель внешнеполитического поведения и миссию своей внешнеполитической позиции, что выражается в национальной сверхзадаче. Рассмотрены особенности национальной сверхзадачи во внешней политике Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики и Российской Федерации как наиболее ярких представителей государств разной этической и ценностной систем, обусловливающих миссию государства на международной арене.
Анализируются актуальные проблемы и перспективы развития объединения БРИКС, которое является примером нового мирового порядка, где развивающиеся страны стремятся к большему влиянию на международной арене. Отмечается, что этот альянс возник в ответ на стремление противостоять доминированию западных держав, он создает платформу для сотрудничества в экономической, политической и культурной сферах. Показывается, что объединение БРИКС демонстрирует значительные успехи в различных областях сотрудничества, становится более влиятельным в вопросах глобального управления, восстановления экономики после пандемии и борьбы с изменением климата, однако также сталкивается с серьезными вызовами - внутренними противоречиями между участниками и глобальной экономической нестабильностью. Делается вывод, что БРИКС предстает как ключевой игрок в формировании многополярного мира, где его участие в международной политике и экономике в обозримом будущем станет все более актуальным.
Актуализируется важность изучения избирательных практик, электорального поведения и предпочтений избирателей, ценностных аспектов их политической культуры, проявляющихся на выборах. Рассматривается процесс институционализации отечественного обществоведческого знания в области изучения электорального поведения. Представлен авторский подход к периодизации. Определяются этапы становления российской школы электоральных исследований, выделяются четыре этапа Анализируется их теоретическая и методологическая специфика. Делается вывод, что на современном этапе наблюдается заметное усложнение методологии российских электоральных исследований - от качественных описательных методов в сторону количественной математической обработки большого массива данных, что позволяет выявлять индикаторы исчисления структуры электорального поведения и предпочтений избирателей, определять параметры для сравнения, моделировать региональные и местные практики голосования и пр.
Исследуются вопросы динамики деполитизации, контуры и характеристики предполагаемого «отхода политического», а также модальности и возможности для зарождающегося «возвращения политического». Понятие «моральный город» выявляет ряд новых способов повторного сосредоточения политического и условия предотвращения рисков постполитизации под знаком взаимоуважения, равенства и солидарности, открывая новые формы совместного существования. Рассматривается понятие постполитического города как пространства техно-управленческих диспозитивов, лишенного определенных политических требований, раскрываются концептуальные подходы к описанию морального города, приводятся примеры рекомендаций по организации взаимодействий между значимыми акторами морального города.
Представлены и проанализированы результаты научного исследования политологической ориентации, проводимого учеными и сотрудниками Алтайского государственного университета за апрель - май 2024 г. Изучается политическая идентичность отдельных этнических групп в городских и сельских пространствах. Кроме того, проанализирована политическая символическая политика в локальных сообществах. Делается вывод, что казахская сельская среда более включена в политическую сферу общества. Изучается деятельность общественных организаций этнического характера, которые присутствуют в различных регионах. Выясняется, что на территориях «двух Алтаев» постоянно происходит институционализация этничности за счет применения символических традиций и практик (практики праздников, переговоров, национального языка и т. д.).
На основе инструменталистского подхода представлено видение проблемы соотношения государственной национальной политики и этнобезопасности. Целью исследования является анализ этнических аспектов общественной безопасности в ее системном содержании и политической интерпретации на примере современной России. При этом национальная политика представляется совокупностью нациестроительства как политического проекта и этнополитики как концепции этнокультурного равенства всех народов России. Под этнобезопасностью понимается системная характеристика способности полиэтничного общества поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних воздействий. Утверждается, что для успешного достижения этнобезопасности необходимо принятие формализованных методологий и методик построения модели политической безопасности, которая включала бы в себя спектр условий и требований, необходимых для функционирования российской этносистемы и оказывающих на нее существенное влияние. Представлены конкретные направления и рекомендации по совершенствованию государственной национальной политики в современной России для достижения и удержания системно значимых параметров ее этнобезопасности. Акцентируется внимание на рисках и угрозах, формируемых миграционным воздействием на условия сохранения этнобезопасности российского государства.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru