Рассматриваются особенности сотрудничества между Иркутской областью и Монголией с опорой на подходы неореализма, неофункционализма и конструктивизма. Уделено внимание как межгосударственному уровню отношений между Россией и Монголией, так и содержанию взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях. Проанализированы связи в политико-административной, экономической и институциональной сферах, в области гуманитарных контактов. Отмечено, что символическое наследие России в Монголии, относящееся к имперскому и советскому периодам, в последние годы находится в центре внимания федеральных властей. Особое внимание уделяется субнациональному сотрудничеству, а также факторам, негативно влияющим на динамику контактов в экономической и инвестиционной областях. Отмечается, что динамика политико-административного взаимодействия между Иркутской областью и Монголией зависит от активности взаимодействия на межгосударственном уровне. Сделан вывод, что ресурсный тип экономики Иркутской области определяет особенности международного сотрудничества на монгольском направлении, на предпосылки сотрудничества между Монголией и Иркутской областью оказывают негативное воздействие структурные факторы, проявляющиеся в непоследовательной политике федеральных и региональных властей. Показаны перспективы дальнейшего взаимодействия между Иркутской областью и Монголией.
Идентификаторы и классификаторы
События 2022–2023 гг. в значительной степени повлияли на внешнюю политику Российской Федерации. Возросло значение государств, находившихся на периферии интересов российской дипломатии в 1990-х гг. – первом десятилетии XXI в. В этот период в российских внешнеполитических стратегиях доминировали установки, направленные на развитие контактов на западном направлении сотрудничества: Россия пыталась выстраивать связи с государствами, Европейского союза. С 2012 г., после саммита АТЭС во Владивостоке к политическим и экономическим элитам России постепенно пришло осознание важности возрождения восточного вектора внешней политики, определенные попытки предпринимались еще с середины 1990-х гг. (проект «Россия – Индия – Китай» Е. М. Примакова и сближение с КНР в 2001 г.), но декларации о необходимости «поворота на Восток» стали звучать чаще на протяжении второго десятилетия XXI в. В фокусе внешней политики страны находились государства Восточной Азии – КНР, Республика Корея и Япония. Однако Монголия по-прежнему находилась на окраине отечественной внешней политики, несмотря на ее стратегическое геоэкономическое положение и богатый опыт двустороннего взаимодействия, накопленный в советский период. На протяжении десятилетий происходило замедление и последующая стагнация многих реализованных ранее совместных проектов и инициатив.
Список литературы
В настоящее время в зарубежной и отечественной политической науке существует достаточное многообразие работ различных научных школ, касающихся изучения факторов детерминации
1. Дэмбэрэл К. Монголо-российские отношения: роль Сибири и Дальнего Востока // Россия - Монголия: 100 лет вместе: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию установления рос.-монг. дипломат. отношений. Иркутск, 20 мая 2021 г. / ред. С. И. Кузнецов. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2021. С. 76-80. EDN: ZBMGNR
2. Калюга А. А. Программа создания экономического коридора Китай - Монголия - Россия: итоги пятилетнего существования // Четырнадцатые Байкальские социально-гуманитарные чтения. Иркутск, 08-23 апр. 2021 г. / под ред. Ю. А. Зуляра. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2021. Т. 1. С. 237-241. EDN: VYVSYL
3. Кузьмин Ю. В., Козырская И. Е. Россия - Монголия - Китай: сотрудничество, вызовы, противоречия. Иркутск: Репроцентр+, 2023. 242 с. EDN: VYLYUI
4. Лиштованный Е. И. От великой империи к демократии: очерки политической истории Монголии. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2007. 198 с.
5. Лиштованный Е. И. Развитие взаимоотношений Иркутской области с Монголией // Современная история Иркутской области. 1992-2012 годы: учеб. пособие: в 2 т. / гл. ред. Ю. А. Зуляр. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. Т. 2, ч. 2. С. 164-181. EDN: TAGCRS
6. Лиштованный Е. И. Сотрудничество Иркутской области и Монголии: к возможности активизации // Восток - Запад в контексте мировой истории: взгляд из Сибири: всерос. науч. конф. Иркутск, 23 апр. 2010 г.: материалы / ред. В. П. Олтаржевский [и др.]. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. С. 99-102. EDN: RYKPOT
7. Макаров А. В. Россия и Монголия: пути развития стратегического партнерства // Россия - Монголия: 100 лет вместе: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию установления российско-монгольских дипломатических отношений. Иркутск, 20 мая 2021 г. / ред. С. И. Кузнецов. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2021. С. 97-103.
8. Михалев А. В. Символы советского присутствия в постсоциалистической Монголии // Политическая наука. 2020. № 2. С. 126-142. EDN: HHLEEP
9. Намжилова В. О., Дондоков З. Б. Д. Экономический коридор Китай - Монголия - Россия: выстраивание инфраструктурной связанности в условиях глобальных вызовов // ЭКО. 2022. № 12 (582). С. 52-71.
10. Национальные интересы России и Монголии в треугольнике Россия - Монголия - Китай: проблемы, противоречия и сценарии / В. В. Грайворонский, Ю. В. Кузьмин, А. П. Суходолов [и др.]. Иркутск: Развитие, 2021. 466 с. EDN: XMKUFT
11. Суходолов А. П. Предпосылки и направления развития российско-монгольского сотрудничества: роль Иркутской области // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 1. С. 84-89. EDN: RWCZDF
12. Суходолов Я. А., Авирмэд Д. Тенденции развития внешнеторгового сотрудничества России с Монголией // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 8. С. 18-30. EDN: OQXWQD
13. Фартышев А. Н. Байкальский регион и Монголия в экономическом поясе “Китай - Монголия - Россия” // Сибирь и Дальний Восток России в формирующемся пространстве Большой Евразии: материалы XX юбил. науч. конф. (с междунар. участием) молодых географов Cибири и Дальнего Востока, посвящ. 170-летию ИОО РГО, Иркутск, 24-29 мая 2021 г. Иркутск: Ин-т географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2021. С. 164-165. EDN: MVNNPV
14. Цвигун И. В., Суходолов Я. А. Направления развития внешней торговли Иркутской области с Монголией // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 2. С. 47. EDN: NEBIAD
15. Шагдурова К. А. Фактор туризма в международном сотрудничестве Иркутской области и Республики Бурятия на современном этапе // Четырнадцатые Байкальские социально-гуманитарные чтения. Иркутск, 8-23 апр. 2021 г. / под ред. Ю. А. Зуляра. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2021. Т. 1. С. 352-359. EDN: BJPJFR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается история англиканской церкви в Тринадцати колониях, ее развитие, системный кризис и упадок в годы Американской революции. Отмечается, что несмотря на то что Церковь Англии была первой религиозной организацией, начавшей свою деятельность в английских колониях Северной Америки, к началу Войны за независимость она уступала по темпам роста другим протестантским церквям, став лишь одной из трех крупнейших деноминаций в регионе. Показывается, что в годы Американской революции Церковь Англии оказалась на грани краха, и только реорганизация 1780-х гг. спасла англиканскую традицию в США от полного исчезновения. Выявляются причины кризиса Церкви Англии в колониях на основе анализа ее истории в регионе с использованием данных статистики. Уделено внимание региональным особенностям развития англиканской церкви, так как ее положение зависело от устройства колонии, его законодательства и этнического состава. Выясняется, что причины кризиса Церкви Англии в Тринадцати колониях имели институциональные корни: будучи епископальной по своему устройству, Церковь Англии не имела отдельной епископской кафедры в колониях и управлялась напрямую из Лондона, что порождало кадровый голод и усиливало дистанцию между колониальной паствой и руководством церкви в метрополии. Указывается на то, что рост других деноминаций, подкрепленный масштабной иммиграцией в колонии людей неанглийского происхождения, способствовал усилению религиозной конкуренции, подорвавшей монополию англиканской церкви над религиозной жизнью в Тринадцати колониях.
Раскрывается значение геополитического фактора и его роль в процессе рецепции христианских идей в культуре Китая. Подчеркивается, что процесс рецепции способствует расширению религиозно-культурного пространства, что обеспечивает дальнейшее развитие культуры-реципиента во многих сферах как общественной, так и культурной жизни общества, т. е. геополитический фактор выступает как аспект культурной инновации. Основное внимание уделено подписанию Пекинского и Тяньцзиньского договоров, поскольку они позволили расширить проповедь христианства на всю территорию Китайской империи, сделали ее легитимной и актуальной. Отмечается, что эти договоры также стали проводниками интересов европейских держав в области торговли, позволили открыть порты для иностранных судов, улучшить дипломатические отношения, определить и узаконить границы с Российской империей. Показано, что подписание Пекинского и Тяньцзиньского договоров явилось своеобразным «культуртрегером», показавшим всю сложность и неоднозначность процесса рецепции в различных сферах принимающей культуры, а также способствовавшим укоренению христианских идей в религиозно-культурном пространстве Китая.
Рассматривается категория полноты и целостности бытия, которая имеет чрезвычайно длинную и насыщенную философскую историю. Представлено философское толкование полноты и целостности (Аристотель, Иоанн Богослов). Подчеркивается, что особенность индийской, в частности вишнуистской, философии заключается в большом внимании к концепции полноты, хотя ей не уделено должного внимания исследователей по сравнению с понятием пустоты в буддизме. Обсуждается формирование представления о полноте различными последователями бенгальского вишнуизма (Баладева Видьябхушана, Кришнадас Кавираджа, Рупа Госвами, Бхактиведанта). Разъясняются особенности употребления термина «полнота» (пурната) в различных средневековых текстах вишнуизма. Отмечается противопоставление категории «полнота» и понятия «пустота» (шуньята) в буддийской философии, при этом полнота как концепция имеет более раннее возникновение, исходя из хронологической датировки упоминания в «Брихад-араньяка-упанишаде» (VII-VI вв. до н. э.). Представлена близость вишнуистского учения о полной целостности и христианской концепции полноты бытия Бога. Выделены три типа полноты в вишнуистской концепции: полнота могущества (айшварья-пурната), полнота сладости (мадхурья-пурната), полнота милосердия (карунья-пурната). Отмечается, что Рупа Госвами развивает идею о полноте и предлагает дальнейшую ее типологизацию. В бенгальском вишнуизме выделяются степени полноты и ее проявления, а также два аспекта полноты: теологический и антропологический. Делается вывод о том, что в антропологическом плане категория полноты бытия представляет собой возможность уподобления человека Богу в трех аспектах: бытия (сат), познания (чит) и блаженства (ананда).
Показано, как хлеб в виде социального актора и сакрального тела задает социальную онтологию. Интерпретирована история хлеба, выстраивающего вокруг себя свое сакральное, семантическое, политическое и культурное пространство. Новизна подхода заключается в плоской онтологии, где социальные человеческие и нечеловеческие акторы могут меняться местами, где они со-положены друг другу. Хлеб рассматривается как социально-топологическая конструкция, незримо, но вполне ощутимо присутствующая и участвующая в революционных событиях самым непосредственным образом, хлеб активно выступает в разгоравшемся противостоянии за социальную значимость и власть не только в виде хлебных бунтов, но и во время исторических событий на примере Французской революции 1789-1794 гг. и Русской революции 1917 г. Отмечается, что хлеб, будучи фундаментальным концептом языковой картины мира, задает отношения между людьми, участвует в создании и поддержании повседневных ритуалов в светской и религиозной жизни. Теоретически данный взгляд обосновывается с помощью методологии социальной топологии, сосуществующей в междисциплинарном пространстве с историей, социологией и религиоведением.
Изучаются основные тенденции в образовательной политике КНР, направленные на развитие университетов после 1978 г. Отмечается, что политика реформ и открытости, объявленная в этот период, оказала определяющее влияние на процесс модернизации китайского государства. Доказано, что основным фактором, формирующим вектор развития образования, являлась реализуемая внешняя политика руководства страны. Анализ источников и материалов позволил определить, что с начала 1980-х гг. идет процесс перехода от советской модели образования к американской. Показывается, что реформы в образовании коснулись изменений в методиках преподавания, организационной структуры вузов, а также был взят курс на интеграцию научных исследований и преподавания, интернационализацию высшего образования. Описано, что с целью достижения поставленных задач были инициированы«Проект 211», «Проект 985», проект «Первоклассные университеты и дисциплины мирового уровня» и др. Кроме того, руководство страны начало внедрять национальную систему рейтинга вузов, которая также выступила как один из механизмов, обеспечивающих качество образования. Делается вывод, что структурные и содержательные реформы в системе высшего образования позволили КНР достигнуть высоких показателей и войти в число мировых лидеров к первой четверти XXI в.
Рассматриваются терминологические проблемы изучения цифровой дипломатии. Наблюдается фрагментированность в академическом дискурсе, которая осложняется несколькими факторами: внедрением новых терминов, изменением определений и отсутствием связи между несколькими периодами исследования. Показывается, что в результате эволюции предметного поля некоторые термины вышли из оборота, например «электронная дипломатия» или «твитпломатия», хотя они по-прежнему могут встречаться в некоторых регионах мира. Отмечается, что «цифровая дипломатия», «кибердипломатия» и «цифровая публичная дипломатия» показали себя как наиболее устойчивые термины, обладающие наибольшими перспективами для дальнейшего изучения. Предалагается разработка периодизации, более точных определений и вписывание новых понятий в канву устоявшейся терминологии для дальнейшего развития предметной области. В результате анализа терминологии делается вывод, что на данный момент можно говорить о выделении трех основных направлений внутри изучения цифровой дипломатии: внедрение новых технологий в дипломатическую практику (включая использование социальных сетей), новая переговорная повестка, связка вычислительных наук и дипломатии.
Анализируются исследования российских политических партий учеными из Китайской Народной Республики. Характеризуются взгляды китайских политологов на формирование и развитие российских партий, а также на структуру партийной системы современной России. При этом основное внимание сосредоточивается на парламентских партиях, поскольку считается, что именно их состав, особенности и взаимодействие оказывают решающее влияние на партийную систему. Показывается, что в соответствии с позицией китайских ученых, российская партийная система подразделяется на партию власти («Единая Россия»), псевдооппозицию (ЛДПР и «Справедливая Россия») и системную оппозицию (КПРФ). Подчеркивается взаимосвязь выводов китайских исследователей и российской политической науки. Отмечается, что китайские исследования российских партий обнаруживают определенную специфику, которая выражается главным образом в своеобразной трактовке расстановки политических сил (деление оппозиции на системную и псевдооппозицию), повышенном внимании к партийным идеологиям, а также концентрации исследовательского интереса на тех политических силах, которые обладают реальной властью или значительным политическим влиянием. К их числу китайские ученые относят, прежде всего, партии «Единая Россия» и КПРФ.
Показывается, что в условиях современного миропорядка, характеризующегося взаимозависимостью всех международно-политических игроков, национальный внешнеполитический курс становится одним из ключевых факторов, определяющих положение страны на международной арене. Исследуется понимание того, что внешняя политика государства исходит из самоощущения места в иерархии системы международных отношений и укрепления или возвышения государственного влияния. Выявлена связь между пониманием позиции актора в мировой политической системе, реализацией национальных интересов и сохранением безопасной внешнеполитической среды, т. е. обеспечением национальной безопасности. Рассмотрена идея национальной сверхзадачи в качестве основы для формирования и реализации внешнеполитических стратегий современных государственных акторов. Выявляется, что любое государство обладает субъектностью в мировой политике и заинтересовано в продвижении своей властной риторики, а также в оптимальной реализации национальных интересов. Обосновывается, что державы, будь то великие, региональные или малые, выбирают определенную модель внешнеполитического поведения и миссию своей внешнеполитической позиции, что выражается в национальной сверхзадаче. Рассмотрены особенности национальной сверхзадачи во внешней политике Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики и Российской Федерации как наиболее ярких представителей государств разной этической и ценностной систем, обусловливающих миссию государства на международной арене.
Анализируются актуальные проблемы и перспективы развития объединения БРИКС, которое является примером нового мирового порядка, где развивающиеся страны стремятся к большему влиянию на международной арене. Отмечается, что этот альянс возник в ответ на стремление противостоять доминированию западных держав, он создает платформу для сотрудничества в экономической, политической и культурной сферах. Показывается, что объединение БРИКС демонстрирует значительные успехи в различных областях сотрудничества, становится более влиятельным в вопросах глобального управления, восстановления экономики после пандемии и борьбы с изменением климата, однако также сталкивается с серьезными вызовами - внутренними противоречиями между участниками и глобальной экономической нестабильностью. Делается вывод, что БРИКС предстает как ключевой игрок в формировании многополярного мира, где его участие в международной политике и экономике в обозримом будущем станет все более актуальным.
Актуализируется важность изучения избирательных практик, электорального поведения и предпочтений избирателей, ценностных аспектов их политической культуры, проявляющихся на выборах. Рассматривается процесс институционализации отечественного обществоведческого знания в области изучения электорального поведения. Представлен авторский подход к периодизации. Определяются этапы становления российской школы электоральных исследований, выделяются четыре этапа Анализируется их теоретическая и методологическая специфика. Делается вывод, что на современном этапе наблюдается заметное усложнение методологии российских электоральных исследований - от качественных описательных методов в сторону количественной математической обработки большого массива данных, что позволяет выявлять индикаторы исчисления структуры электорального поведения и предпочтений избирателей, определять параметры для сравнения, моделировать региональные и местные практики голосования и пр.
Исследуются вопросы динамики деполитизации, контуры и характеристики предполагаемого «отхода политического», а также модальности и возможности для зарождающегося «возвращения политического». Понятие «моральный город» выявляет ряд новых способов повторного сосредоточения политического и условия предотвращения рисков постполитизации под знаком взаимоуважения, равенства и солидарности, открывая новые формы совместного существования. Рассматривается понятие постполитического города как пространства техно-управленческих диспозитивов, лишенного определенных политических требований, раскрываются концептуальные подходы к описанию морального города, приводятся примеры рекомендаций по организации взаимодействий между значимыми акторами морального города.
Представлены и проанализированы результаты научного исследования политологической ориентации, проводимого учеными и сотрудниками Алтайского государственного университета за апрель - май 2024 г. Изучается политическая идентичность отдельных этнических групп в городских и сельских пространствах. Кроме того, проанализирована политическая символическая политика в локальных сообществах. Делается вывод, что казахская сельская среда более включена в политическую сферу общества. Изучается деятельность общественных организаций этнического характера, которые присутствуют в различных регионах. Выясняется, что на территориях «двух Алтаев» постоянно происходит институционализация этничности за счет применения символических традиций и практик (практики праздников, переговоров, национального языка и т. д.).
На основе инструменталистского подхода представлено видение проблемы соотношения государственной национальной политики и этнобезопасности. Целью исследования является анализ этнических аспектов общественной безопасности в ее системном содержании и политической интерпретации на примере современной России. При этом национальная политика представляется совокупностью нациестроительства как политического проекта и этнополитики как концепции этнокультурного равенства всех народов России. Под этнобезопасностью понимается системная характеристика способности полиэтничного общества поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних воздействий. Утверждается, что для успешного достижения этнобезопасности необходимо принятие формализованных методологий и методик построения модели политической безопасности, которая включала бы в себя спектр условий и требований, необходимых для функционирования российской этносистемы и оказывающих на нее существенное влияние. Представлены конкретные направления и рекомендации по совершенствованию государственной национальной политики в современной России для достижения и удержания системно значимых параметров ее этнобезопасности. Акцентируется внимание на рисках и угрозах, формируемых миграционным воздействием на условия сохранения этнобезопасности российского государства.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru