ФУТУРИСТСКИЙ СТИЛЬ: ЭКСТРАВАГАНТНОСТЬ И УНИФОРМА (2022)
В статье предпринята реконструкция «футуристского стиля» в попытке рассмотреть вестиментарные стратегии итальянских футуристов на предмет предвосхищения «холодного, утонченного, блестящего и величественного» фашистского стиля. Совокупность футуристских идей и практик, обращенных к повседневному и/или утопическому гардеробу, обнаруживает две пересекающиеся линии: экстравагантных «вещей-аттракционов» и рациональноуниверсальной «униформы». Последняя выступает аналогом отечественных конструктивистских экспериментов в области дизайна одежды и текстиля. Однако в целом развиваемая до 1933 года экстравагантная одежда-как-произведение-искусства, вдохновленная освобожденным воображением и эксцентрикой, оказывается фантастически несовременной и особенно неуместной в контексте фашистской Италии, что позволяет видеть в ней «протопанковскую» субверсию фашистского стиля, лишь ценой умолчаний и обобщений принимаемой за его исток.
Идентификаторы и классификаторы
В элегантном строгом образе «чёрного батальона» как будто просматривается то, что один из самых влиятельных вдохновителей крайних новых правых Армин Молер назвал «фашистским стилем», описывая его как «холодный, утончённый, блестящий и величественный», в частности, угадывается будущая униформа фашистов — «черная, цвета ужаса и смерти, рубашка» [21, с. 7]. Между тем облик, в котором итальянские футуристы появлялись на большинстве публичных мероприятий в начале 1910х, был конвенционален буржуазному городскому дресс-коду: темный костюм, белая рубашка с высоким накрахмаленным воротником, галстук и шляпа в тон, черные туфли на шнурках [29, р. 7].
Список литературы
1. | Балла Дж. Антинейтральная одежда. Футуристский манифест/Пер. с ит. Е. Лазаревой // Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941. В 2 т. / Сост., предисл., вступл. к разд., коммент., кр. свед. об авторах и библ. Е. Лазаревой. М.: Гилея, 2020. Том 2. С. 44-49. | |
---|---|---|
2. | Балла Дж., Деперо Ф. Футуристская реконструкция Вселенной / Пер. с ит. Е. Лазаревой // Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941. Т. 1. С. 371-377. | |
3. | Бобринская Е. Роман-брандер // Маринетти Ф. Т. Футурист Ма-фарка: Африканский роман/ Пер. В. Шершеневича. М.: Изд. кн. магазина “Циолковский”, 2016. С. 5-37. | |
4. | Брик О. От картины - к ситцу // ЛЕФ. 1924. № 2 (6). С. 27-34. | |
5. | Варст (В. Степанова). Костюм сегодняшнего дня - прозодежда // ЛЕФ. 1923. № 2. С. 65-68. | |
6. | Вольт. Манифест женской футуристской моды/ Пер. с ит. Е. Лазаревой // Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941. Т. 2. С. 150-152. | |
7. | Вуд П. Авангард и политика // Великая утопия: русский и советский авангард. 1915-1932. М.: Галарт; Берн: Бентелли, 1993. С. 284-304. | |
8. | Деготь Е. От товара к товарищу. К эстетике нерыночного предмета // Логос. 2000. № 5-6 (26). С. 29-37. | |
9. | Ди Боссо Р., Скурто И. Футуристский манифест итальянского галстука /Пер. с ит. Е. Лазаревой // Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941. Т. 2. С. 234-236. | |
10. | Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С. 266-291. | |
11. | Кальвези М. От появления до лидера футуристского движения. Джакомо Балла и прикладное искусство // Джакомо Балла. Коллекция Бьяджотти-Чинья [Кат. выст.]. Milano: Leonardo arte, 1996. | |
12. | Колесникова Л. Маяковский “от кутюр” // Колесникова Л. Другие лики Маяковского. М.: Витязь-Братишка, 2008. С. 65-157. | |
13. | Крусанов А. Русский авангард. Том 1. М.: НЛО, 1996. | |
14. | Лазарева Е. Киборг и гендер: от Маринетти до Донны Харауэй и обратно // Границы нормы: трансформация гуманизма в русской и европейской культуре Нового и Новейшего времени / Сб. ст. Ред.-сост. Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф. М.: Государственный институт искусствознания, 2021. С. 470-483. | |
15. | Маринетти Ф. Т. К царству фантазии. Футуристский манифест / Пер. с ит. Е. Лазаревой // Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941. Т. 2. С. 261-265. | |
16. | Маринетти Ф. Т. Первые битвы / Пер. М. Энгельгардта // Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941. Т. 1. С. 121-129. | |
17. | Маринетти Ф. Т. Против женственной роскоши. Футуристский манифест / Пер. с ит. Е. Лазаревой // Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941. Т. 2. С. 157-159. | |
18. | Маринетти Ф. Т. Театр-варьете. Футуристский манифест / Пер. М. Энгельгардта // Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941. Т. 1. С. 311-318. | |
19. | Маринетти Ф. Т., Монарки Ф., Прамполини Э., Соменци М. Футуристский манифест итальянской шляпы / Пер. с ит. Е. Лазаревой // Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941. Т. 2. С. 230-233. | |
20. | Марков В. Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. | |
21. | Молер А. Фашизм как “стиль” / Пер. с фр. Е. Кикодзе // Художественный журнал. 1996. № 11. С. 6-11. | |
22. | Памяти Л. С. Поповой // Леф. 1924. № 2 (6). С. 3-4. | |
23. | Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М.: ВИНИТИ, 1995. | |
24. | Степанова В. От костюма к рисунку и ткани [Вечерняя Москва. 28 февраля 1928] // Степанова В. Человек не может жить без чуда. М.: Грантъ, 1994. | |
25. | Туловская Ю. Текстиль авангарда. Рисунки для ткани. М.: TATLIN, 2016. | |
26. | Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. | |
27. | Экстер А. Простота и практичность в одежде // Красная Нива. 1923. № 21. | |
28. | Balla G. Futurist Men’s Clothing: A Manifesto // Futurism: An Anthology/Rainey L., Poggi Ch., Wittman L., eds. New Haven&London: Yale University Press, 2009. Pp. 194-195. | |
29. | Lapini L. Il futurismo: l’arte nella vita quotidiana // Abiti e costumi futuristi / Lapini L., Menichi C. V., Porto S., eds. Pistoia: Comune di Pistoia, 1985. Pp. 5-9. | |
30. | Lapsin V P. Marinetti e la Russia. Dalla storia delle relazioni letterarie e artistiche negli anni dieci del XX secolo. Rovereto-Milano: MART-Skira, 2008. | |
31. | Marinetti F. T. La naseita del Futurismo russo Milano Parigi Mosca Pietrogrado // Marinetti F. T. La grande Milano tradizionale e futurista. Una sensibilita italiana nata in Egitto/A cura di L. De Maria. Milano: Mondadori, 1969. Pp. 296-317. | |
32. | Pinkus K. Futurism: Proto Punk? // Futurism. URL: https://www.unknown.nu/futurism/protopunk.html. | |
33. | Stern R. Against Fashion: Clothing as Art, 1850-1930. Cambridge (MA): MIT Press, 2004. | |
34. | Thayaht [Ernesto Michaelles]. Manifesto dell’abbigliamento // Abiti e costumi futuristi/Lapini L., Menichi C. V., Porto S. eds. Pistoia: Comune di Pistoia, 1985. | |
35. | Zoccoli F. Italian Fashion Design // Handbook of International Futurism/G. Berghaus, ed. Berlin/Boston: De Gruyter, 2019. Pp. 144-153. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2018 году в Европейском университете в Санкт-Петербурге прошла международная конференция «История и ее образы», приуроченная к 25летию одноименной книги выдающегося британского ученого Фрэнсиса Хаскелла1 . (Ил. 1.) Поворотное исследование Хаскелла было посвящено тому, как историки и антиквары, жившие в разные эпохи, использовали в своей исследовательской практике произведения искусства как исторические документы. В этой работе ученый совместил две оптики: с одной стороны— историка, с другой — историка искусства, отмечая, что каждое произведение обладало еще и собственной художественной логикой.
Описание отрывка об усадебной архитектуре и усадебном искусстве из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Статья посвящена исследованию четырех эскизов Наталии Гончаровой к росписям храма Троицы в Кугурештах (1915), построенного по проекту А. Щусева, и восьми эскизов конца 1950-х - начала 1960-х, предположительно созданных художницей для часовни в имении Л. Бенатова под Парижем. Заказ на роспись храма открывал художнице полноту возможностей по реализации авангардной программы неопримитивизма - выхода новой живописи к монументальному искусству, «одухотворению стен». Иконографическим образцом для ранних эскизов стали росписи Дионисия, известные Гончаровой по альбому В. Георгиевского. Восемь поздних эскизов ориентированы на церковное искусство модерна. Оба проекта остались нереализованными в силу исторических обстоятельств.
В статье анализируется историческая роль московского журнала «Артист» в процессе сложения новых художественно-критических ориентиров в русском искусстве 1880-1890-х годов. Выпуск журнала совпал с переходным этапом смены эстетических парадигм - постепенным отходом от социально ориентированного передвижнического реализма и зарождением новых поэтических принципов суждения об искусстве, получивших развитие в эпоху модерна. Эти тенденции прослеживаются на примере индивидуальных особенностей художественно-критического стиля А. А. Киселёва, являвшегося постоянным автором журнала и заведовавшего его художественным отделом. С целью контекстуального раскрытия темы привлечены документальные источники из личного архива Киселёва, многие из которых публикуются впервые.
Феминизация исторической образности стала одной из важных тенденций исторической картины нового типа, сложившейся в XIX столетии в Западной Европе; наиболее яркое развитие эта тенденция получила во французском искусстве. Русская же живопись по определенным причинам была ею мало затронута, «Княжна Тараканова» предстает здесь, скорее, исключением. Эта работа Флавицкого и «Царевна Софья» Репина рассмотрены в статье как воплощения контрастных художественных концепций и исторических моделей, по-разному учитывающие исторические и литературные источники своего времени.
В статье рассматриваются известные и предположительные работы Гужона в Руанском соборе и церкви Сен-Маклу и проводится анализ их источников в классическом античном искусстве и искусстве итальянского Ренессанса. На основании этого анализа выдвигается гипотеза о возможной поездке Гужона в Италию в конце 1530-х годов и его контактах в Риме с мастерской Перино дель Вага, а также с французскими и фламандскими мастерами. Автор аргументирует вероятность атрибуции Гужону проекта деревянных дверных створок церкви Сен-Маклу и его участия в их исполнении, а также исследует иконографию и стилистические связи рельефо
Статья посвящена интерпретации образцов неклассической традиции в архитектурной мысли итальянского Возрождения. Интерес мастеров и теоретиков архитектуры эпохи к зодчеству Древнего Египта, Передней Азии, а также к Византии и готике говорит о том, что господство древнеримского наследия в архитектурной мысли Возрождения не было абсолютным. Мастера того времени смотрели на архитектуру как на процесс, каждый этап которого обладал ценностью, а загадочность мира Древнего Востока вызывала к жизни удивительные образы, в которых тексты и зарисовки путешественников интерпретировались сквозь призму витрувианской традиции.
Анализ иконографической программы, представленной в «Даме Ритберга» показал, что иконография не связана ни с noTvia ©npojv («Владычица зверей»), ни с Rankenfrau («прорастающая дева»). Вероятно, за основу иконографии «Дамы Ритберга» была взята схема, связанная с изображением рожающей женщины, известная еще с эпохи неолита. Также анализ «Дамы Ритберга» показал возможность дифференциации иконографических схем по принципу усложнения от изображения акта рождения (возникновения) до Rankenfrau (становление). Подобная дифференциация позволяет подтвердить теоретические положения, высказанные Д. С. Раевским о возможности прочтения изобразительных памятников как «визуальных гимнов».
Статья посвящена Музею невинности в Стамбуле, созданному писателем Орханом Памуком в 2012 году, вскоре после выхода его одноименного романа (2008). Музей Памука, хотя и отсылает к традиции кунст- и вундеркамер, а также к микромузеям художников или литераторов, но является уникальным проектом: здесь один вымышленный персонаж романа собрал вещи-воспоминания о другом вымышленном персонаже романа. Таким образом, в музее возникает двойственная ситуация: реальные артефакты, связанные с историей и антропологией Стамбула, оказываются симулякрами («невинными вещами»), принадлежащими нарративу романа. Статья является фрагментом книги В. Трионе «Бесконечное творчество. Искусство и XXI век» (Trione V. L’opera interminabile. Arte e XXI secolo. Torino: Einaudi, 2019). Текст печатается с любезного разрешения автора.
Предметом статьи являются шесть рисунков из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, созданных между 1916 и 1922 годами, - работы Х. Гриса, А. Озанфана, А. Лоранса, Ф. Леже и А. Глеза. При всех стилистических различиях они составляют цельную группу, в которой нашел выражение «новый дух», «современный дух», как его понимали издатели журнала L’Esprit Nouveau, Озанфан и Ш.-Э. Жаннере. Опираясь главным образом на высказывания самих художников, автор пытается нащупать некоторые устойчивые, «архетипические» мотивы, на которых была сосредоточена эстетическая мысль в этот короткий, но очень важный период в истории европейского авангарда. Таким образом, группа рисунков из собрания ГМИИ оказывается средоточием эстетической проблематики позднего кубизма и пуризма.
Новое прочтение «Аллегорического портрета Данте» Бронзино исходит из нелинейных отношений между словом (терцины XXV песни «Рая» на картине) и изображением, сформированных традицией paragone. Ряд знаковых деталей, прежде всего не замеченную до сих пор фигуру Данте на горе Чистилища, мы связываем с текстом «Божественной комедии» и комментариями к ней Кристофоро Ландино и доказываем, что картина содержит ряд моральных уроков религиозного характера.
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/