"КНЯЖНА ТАРАКАНОВА" VS "ЦАРЕВНА СОФЬЯ". ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ ФЕМИНИЗАЦИЯ ИСТОРИИ В ИСКУССТВЕ XIX ВЕКА (2022)
Феминизация исторической образности стала одной из важных тенденций исторической картины нового типа, сложившейся в XIX столетии в Западной Европе; наиболее яркое развитие эта тенденция получила во французском искусстве. Русская же живопись по определенным причинам была ею мало затронута, «Княжна Тараканова» предстает здесь, скорее, исключением. Эта работа Флавицкого и «Царевна Софья» Репина рассмотрены в статье как воплощения контрастных художественных концепций и исторических моделей, по-разному учитывающие исторические и литературные источники своего времени.
Идентификаторы и классификаторы
- eLIBRARY ID
- 49902151
Среди произведений, определивших в искусстве XIX столетия новый поворот в трактовке истории, примечательное место занимает картина французского мастера Флери-Франсуа Ришара «Валентина Миланская, оплакивающая смерть своего супруга» (1802, Государственный Эрмитаж; ил. 1). Валентина Миланская (она же Валентина Висконти и герцогиня Орлеанская) происходила из могущественного итальянского рода, вышла замуж за Людовика, младшего брата французского короля Карла VI Безумного и стала одной из самых влиятельных и ярких фигур своего времени. Но когда ее мужа убили по приказу герцога Бургундского, ей не удалось заручиться поддержкой короля и знати, убийство осталось безнаказанным, а сама она утратила прежнее значение при французском дворе. Тогда Валентина, собирательница книг и покровительница поэтов, сделала своим девизом слова: «Ничего больше нет для меня/Больше ничего…» (Rien ne m’est plus/Plus ne m’est rien). У Ришара они начертаны на свитке, лежащем перед герцогиней. Убийство ее супруга, который мог бы претендовать на французский престол, сокрушило честь и политические амбиции Орлеанского и Миланского домов. Но Ришар представляет горе Валентины как сугубо личное, любовное и показывает ее не честолюбивой и властной дамой средних лет (ей было тогда около 40), а прелестной молодой женщиной, уединенно и тихо угасающей от непреодолимой сердечной тоски. Она сидит в каменной нише комнаты, перед окном, украшенным витражами и прикрытым зеленым занавесом, едва пропускающим свет. Этот образ своей камерностью, мягким очарованием был необычен для живописи на исторические сюжеты и восхитил современников Ришара, когда картина была выставлена в Салоне 1802 года. Валентина Миланская стала популярным персонажем и олицетворением женственного и чувствительного в истории.
Список литературы
1. | Анисимов Е. В. Женщины у власти в XVIII веке как проблема // Гефтер. 2013. URL: http://gefter.ru/archive/10380 (дата обращения: 25.01.2020). | |
---|---|---|
2. | Ас. Б. [Вяземский П. А.] Северная Лира на 1827 год // Московский телеграф. 1827. Ч. XIII. № 3. Февраль. С. 239-246. | |
3. | Белинский В. Г. Ледяной дом. Сочинение И. И. Лажечникова. Басурман. Сочинение И. Лажечникова // Белинский В. Г. Полное собр. соч. В 12 т. /Под ред. и с прим. С. А. Венгерова. Т. 4. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. С. 29-45. | |
4. | Вячеслав Григорьевич Шварц. Переписка. 1838-1869: к 175-летию со дня рождения. Курск: ПОЛСТАР Курск, 2013. | |
5. | Гейне Г. Письма из Берлина // Гейне Г. Собр. соч. В 10 т. / Под общ. ред. Н. Я. Берковского и др. Т. 5. М.: Гослитиздат, 1958. С. 33-90. | |
6. | Дмитриева С. Понятие жанра во французской теории искусства XVIII века // Искусствознание. 2021. № 1. С. 52-65. EDN: PQULVK | |
7. | Долгова С. Судьба архива княжны Таракановой // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 2000/Сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 2001. С. 7-18. | |
8. | Долинин А. История, одетая в роман. Вальтер Скотт и его читатели. М.: Книга, 1988. | |
9. | Забелин И. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. В 2 т. Т. 2. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. М.: Типография В. Грачева и К°, 1869. | |
10. | Курукин И. Княжна Тараканова. М.: Молодая гвардия, 2011. | |
11. | Лажечников И. И. Последний Новик. СПб.-М.: Т-во М. О. Вольф, 1913. | |
12. | Лонгинов М. Заметка о княжне Таракановой. По поводу картины г. Флавицкого // Русский архив: Историко-литературный сборник. Вып. 1. М.: Типография В. Грачева и К°, 1865. Стб. 89-94. | |
13. | Лонгинов М. Княжна Тараканова. Эпизод из анекдотической хроники XVIII в. // Русский вестник: Журнал Литературный и политический. 1859. Т. 24. Декабрь. Кн. 2. С. 716-736. | |
14. | Несколько данных для истории принцессы Таракановой (с примечаниями от Редакции) // Русская беседа. 1859. № VI. Кн. 18. С. 59-76. | |
15. | О мнимой княжне Таракановой. Известие о пребывании в Риме в 1774 или 1775 годах неизвестной принцессы Елисаветы, именовавшей себя дочерью российской императрицы Елисаветы Петровны. Почерпнуто из оставшихся о ней сведений в Архиве Италиянского департамента бывшего Польского королевства // Русская библиотека. Т. 20 / Изд. кн. Ав. Голицына. Лейпциг: В. Гаргард, 1863. | |
16. | Пантеон российских авторов/Очерки, сопровождающие портреты русских писателей, принадлежат перу Н. М. Карамзина. Ч. 1. Тетрадь I. М.: Издание Платона Бекетова, 1801. | |
17. | Ровинский Д. А. Материалы для русской иконографии. В 12 вып. Вып. 1. СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1884. | |
18. | Свидерская М. и др. Лики истории в европейском искусстве XIX века [Каталог]. М.: Три квадрата, 2009. | |
19. | Сказания князя Курбского: Ч. 1-2. Ч. 1. История Иоанна Грозного. СПб.: Тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1833. | |
20. | Соловьев С. М. История России с древнейших времен. 2-е изд. В 6 кн. Кн. 3. Т. 11-15. История России с царствования Алексея Михайловича до начала царствования Петра I. СПб.: Тип. т-ва “Обществ. Польза”, 1895-1896. | |
21. | Стасов В. В. Верить ли? // Стасов В. В. Избранные сочинения. В 3 т.: Живопись. Скульптура. Музыка. Т. 1. М.: Искусство, 1952. С. 141-151. | |
22. | Стасов В. В. Вставка в Академии Художеств (1867) // Стасов В. В. Собр. соч. Т. 1.: Художественные статьи. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1894. Стб. 207-224. | |
23. | Стасов В. В. Двадцать пять лет русского искусства // Стасов В. В. Собр. соч. Т. 1.: Художественные статьи. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1894. Стб. 493-698. | |
24. | Стасов В. В. Тормозы нового русского искусства // Стасов В. В. Собр. соч. Т. 1.: Художественные статьи. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1894. Стб. 697-836. | |
25. | Стасов В. В. Художественные выставки 1879 г. // Стасов В. В. Собр. соч. Т. 1.: Художественные статьи. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1894. Стб. 689-714. | |
26. | Уортман Р. С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. Материалы и исследования. В 2 т. Т. 1. Вып. 8. От Петра Великого до смерти Николая I. М.: О. Г. И., 2002. | |
27. | Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого: в 6 т. Т. 1. Господство царевны Софии. СПб.: Тип. II-го отделения Собств. Его Имп. Вел. канцелярии, 1858. | |
28. | Чаадаев П. Я. Философические письма // Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1991. C. 320-440. | |
29. | Чернышева М. Genre historique во французском искусстве первой половины XIX века. К определению исторической картины нового типа // Искусствознание. 2017. № 3. С. 146-169. EDN: VKXSUM | |
30. | Чернышева М. Национальное прошлое и настоящее в русской живописи на Всемирной выставке 1867 года // Искусствознание. 2019. № 3. C. 136-153. EDN: QOVMMX | |
31. | Bann S., Paccoud S., eds. L’Invention du passe: Histoires de coeur et d’epee en Europe, 1802-1850. T. II. Paris: Hazan, 2014. | |
32. | Bushkovitch P. Power and the Historian: The Case of Tsarevich Aleksei, 1716-1718, and N. G. Ustrialov, 1845-1859 // Proceedings of the American Philosophical Society. 1997. Vol. 141. No. 2. Pp. 177-212. | |
33. | La Neuville F. de. Relation curieuse, et nouvelle de Moscovie. Paris: Aubouyn et Clouzier, 1698. | |
34. | Platt K. M. F. Terror and Greatness: Ivan and Peter as Russian Myths. Ithaca-London: Cornell University Press, 2011. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2018 году в Европейском университете в Санкт-Петербурге прошла международная конференция «История и ее образы», приуроченная к 25летию одноименной книги выдающегося британского ученого Фрэнсиса Хаскелла1 . (Ил. 1.) Поворотное исследование Хаскелла было посвящено тому, как историки и антиквары, жившие в разные эпохи, использовали в своей исследовательской практике произведения искусства как исторические документы. В этой работе ученый совместил две оптики: с одной стороны— историка, с другой — историка искусства, отмечая, что каждое произведение обладало еще и собственной художественной логикой.
Описание отрывка об усадебной архитектуре и усадебном искусстве из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
В статье предпринята реконструкция «футуристского стиля» в попытке рассмотреть вестиментарные стратегии итальянских футуристов на предмет предвосхищения «холодного, утонченного, блестящего и величественного» фашистского стиля. Совокупность футуристских идей и практик, обращенных к повседневному и/или утопическому гардеробу, обнаруживает две пересекающиеся линии: экстравагантных «вещей-аттракционов» и рациональноуниверсальной «униформы». Последняя выступает аналогом отечественных конструктивистских экспериментов в области дизайна одежды и текстиля. Однако в целом развиваемая до 1933 года экстравагантная одежда-как-произведение-искусства, вдохновленная освобожденным воображением и эксцентрикой, оказывается фантастически несовременной и особенно неуместной в контексте фашистской Италии, что позволяет видеть в ней «протопанковскую» субверсию фашистского стиля, лишь ценой умолчаний и обобщений принимаемой за его исток.
Статья посвящена исследованию четырех эскизов Наталии Гончаровой к росписям храма Троицы в Кугурештах (1915), построенного по проекту А. Щусева, и восьми эскизов конца 1950-х - начала 1960-х, предположительно созданных художницей для часовни в имении Л. Бенатова под Парижем. Заказ на роспись храма открывал художнице полноту возможностей по реализации авангардной программы неопримитивизма - выхода новой живописи к монументальному искусству, «одухотворению стен». Иконографическим образцом для ранних эскизов стали росписи Дионисия, известные Гончаровой по альбому В. Георгиевского. Восемь поздних эскизов ориентированы на церковное искусство модерна. Оба проекта остались нереализованными в силу исторических обстоятельств.
В статье анализируется историческая роль московского журнала «Артист» в процессе сложения новых художественно-критических ориентиров в русском искусстве 1880-1890-х годов. Выпуск журнала совпал с переходным этапом смены эстетических парадигм - постепенным отходом от социально ориентированного передвижнического реализма и зарождением новых поэтических принципов суждения об искусстве, получивших развитие в эпоху модерна. Эти тенденции прослеживаются на примере индивидуальных особенностей художественно-критического стиля А. А. Киселёва, являвшегося постоянным автором журнала и заведовавшего его художественным отделом. С целью контекстуального раскрытия темы привлечены документальные источники из личного архива Киселёва, многие из которых публикуются впервые.
В статье рассматриваются известные и предположительные работы Гужона в Руанском соборе и церкви Сен-Маклу и проводится анализ их источников в классическом античном искусстве и искусстве итальянского Ренессанса. На основании этого анализа выдвигается гипотеза о возможной поездке Гужона в Италию в конце 1530-х годов и его контактах в Риме с мастерской Перино дель Вага, а также с французскими и фламандскими мастерами. Автор аргументирует вероятность атрибуции Гужону проекта деревянных дверных створок церкви Сен-Маклу и его участия в их исполнении, а также исследует иконографию и стилистические связи рельефо
Статья посвящена интерпретации образцов неклассической традиции в архитектурной мысли итальянского Возрождения. Интерес мастеров и теоретиков архитектуры эпохи к зодчеству Древнего Египта, Передней Азии, а также к Византии и готике говорит о том, что господство древнеримского наследия в архитектурной мысли Возрождения не было абсолютным. Мастера того времени смотрели на архитектуру как на процесс, каждый этап которого обладал ценностью, а загадочность мира Древнего Востока вызывала к жизни удивительные образы, в которых тексты и зарисовки путешественников интерпретировались сквозь призму витрувианской традиции.
Анализ иконографической программы, представленной в «Даме Ритберга» показал, что иконография не связана ни с noTvia ©npojv («Владычица зверей»), ни с Rankenfrau («прорастающая дева»). Вероятно, за основу иконографии «Дамы Ритберга» была взята схема, связанная с изображением рожающей женщины, известная еще с эпохи неолита. Также анализ «Дамы Ритберга» показал возможность дифференциации иконографических схем по принципу усложнения от изображения акта рождения (возникновения) до Rankenfrau (становление). Подобная дифференциация позволяет подтвердить теоретические положения, высказанные Д. С. Раевским о возможности прочтения изобразительных памятников как «визуальных гимнов».
Статья посвящена Музею невинности в Стамбуле, созданному писателем Орханом Памуком в 2012 году, вскоре после выхода его одноименного романа (2008). Музей Памука, хотя и отсылает к традиции кунст- и вундеркамер, а также к микромузеям художников или литераторов, но является уникальным проектом: здесь один вымышленный персонаж романа собрал вещи-воспоминания о другом вымышленном персонаже романа. Таким образом, в музее возникает двойственная ситуация: реальные артефакты, связанные с историей и антропологией Стамбула, оказываются симулякрами («невинными вещами»), принадлежащими нарративу романа. Статья является фрагментом книги В. Трионе «Бесконечное творчество. Искусство и XXI век» (Trione V. L’opera interminabile. Arte e XXI secolo. Torino: Einaudi, 2019). Текст печатается с любезного разрешения автора.
Предметом статьи являются шесть рисунков из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, созданных между 1916 и 1922 годами, - работы Х. Гриса, А. Озанфана, А. Лоранса, Ф. Леже и А. Глеза. При всех стилистических различиях они составляют цельную группу, в которой нашел выражение «новый дух», «современный дух», как его понимали издатели журнала L’Esprit Nouveau, Озанфан и Ш.-Э. Жаннере. Опираясь главным образом на высказывания самих художников, автор пытается нащупать некоторые устойчивые, «архетипические» мотивы, на которых была сосредоточена эстетическая мысль в этот короткий, но очень важный период в истории европейского авангарда. Таким образом, группа рисунков из собрания ГМИИ оказывается средоточием эстетической проблематики позднего кубизма и пуризма.
Новое прочтение «Аллегорического портрета Данте» Бронзино исходит из нелинейных отношений между словом (терцины XXV песни «Рая» на картине) и изображением, сформированных традицией paragone. Ряд знаковых деталей, прежде всего не замеченную до сих пор фигуру Данте на горе Чистилища, мы связываем с текстом «Божественной комедии» и комментариями к ней Кристофоро Ландино и доказываем, что картина содержит ряд моральных уроков религиозного характера.
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/