Предметом статьи являются шесть рисунков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, созданных между 1916 и 1922 годами, — работы Х. Гриса, А. Озанфана, А. Лоранса, Ф. Леже и А. Глеза. При всех стилистических различиях они составляют цельную группу, в которой нашел выражение «новый дух», «современный дух», как его понимали издатели журнала L’Esprit Nouveau, Озанфан и Ш.‑Э. Жаннере. Опираясь главным образом на высказывания самих художников, автор пытается нащупать некоторые устойчивые, «архетипические» мотивы, на которых была сосредоточена эстетическая мысльв этот короткий, но очень важный период в истории европейского авангарда. Таким образом, группа рисунков из собрания ГМИИ оказывается средоточием эстетической проблематики позднего кубизма и пуризма. Настоящая статья относится к смешанному жанру: это попытка соединить теоретический подход, предметом которого являются эстетические идеи, с эмпирическим, музейным подходом, ориентированным на отдельные, конкретные произведения искусства.
Мы вполне отдаем себе отчет в том, что между идеями, как их формулировали сами художники, и реализацией этих идей в художественной практике, всегда есть некоторый «зазор». Однако в такую переломную эпоху, о которой идет речь, накал полемики по животрепещущим вопросам искусства и мировоззрения обычно побуждал участников споров оттачивать свои формулировки до блеска, до предельной ясности. Так что позднейшим исследователям редко удается определять сущность тех или иных явлений более точно, чем это делали сами участники художественного процесса. Как бы то ни было, мы вправе ожидать, что погружение произведений искусства в контекст эстетических идей, нашедших выражение в текстах самих художников или их единомышленников, откроет в этих работах какие-то важные смыслы, а эстетическим идеям придаст большую наглядность.