ISSN 2078-7081
Языки: ru · en

Статья: РАЗВИТИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (2024)

Читать онлайн

В статье актуализируется проблема развития навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр. Общее недоразвитие речи (III уровень) характеризуется нарушениями речи, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, связанных с ее звуковой и смысловой стороной, при нормальном слухе и интеллекте, что затрудняет процесс обучения и адаптации детей в обществе. Целью исследования явилось теоретическое обоснование и практическая реализация логопедической программы по развитию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) посредством дидактических игр. Данная программа реализовывалась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе программы проводилась работа по развитию речевого слуха, включая интонационный, фонетический и звукоподражательный. На этом этапе активно использовались специально разработанные дидактические игры, направленные на стимулирование слухового восприятия и внимания ребенка. На основном этапе программы дети знакомились с правилами словообразования на основе ориентировочной и исследовательской деятельности. Одним из методов обучения было использование парных сравнений производных и формообразующих слов, сопровождаемых сравнительным анализом этих слов по обозначению. На заключительном этапе программы старшие дошкольники отрабатывали навыки образования производных слов. Работа проводилась с целью закрепления навыков подбора производных слов, основанных на ранее изученных словообразовательных моделях, и развития навыков применения правил словообразования и словоизменения. На этом этапе использовались упражнения и дидактические игры по подбору слов на основе изученных структурных моделей. Данные повторной диагностики позволяют констатировать высокий уровень эффективности реализации логопедической программы по развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи (III уровень).

The article updates the problem of developing word formation skills in older preschoolers with general speech underdevelopment through didactic games. General speech underdevelopment (level III) is characterized by speech disorders in which children have impaired formation of all components of the speech system related to its sound and semantic side, with normal hearing and intelligence, which complicates the process of learning and adaptation of children to society. The purpose of the study was the theoretical justification and practical implementation of a speech therapy program for the development of word formation skills in children of senior preschool age with general speech underdevelopment (III level) through didactic games. This program was implemented in three stages: preparatory, main and final. At the preparatory stage of the program, work was carried out on the development of speech hearing, including intonation, phonetic and phonemic. During this stage, specially designed didactic games were actively used, aimed at stimulating the child’s auditory perception and attention. At the main stage of the program, children were familiarized with the rules of word formation on the basis of orientation and research activities. One of the teaching methods was the use of paired comparisons of derived and producing words, accompanied by a comparative analysis of these words by designation. At the final stage of the program, older preschoolers practiced the skills of forming derivative words. Work was carried out to consolidate the skills of choosing derivative words, based on previously studied word-formation models, and to develop skills in applying the rules of word formation and inflection. This stage involved the use of exercises and didactic games to select words based on the studied structural models. Data from repeated diagnostics allow us to state a high level of effectiveness in implementing a speech therapy program to develop word formation skills in children with general speech underdevelopment (level III).

Ключевые фразы: развитие, навыки словообразования, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, дидактические игры, development, word formation skills, older preschoolers, general speech underdevelopment, didactic games
Автор (ы): Алпатова Н. С., Мамеева М. Н.
Журнал: СОЦИОСФЕРА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
376.37. с дефектами речи, с заиканием
Для цитирования:
АЛПАТОВА Н. С., МАМЕЕВА М. Н. РАЗВИТИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР // СОЦИОСФЕРА. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи