В статье описаны теоретический и практический аспекты методики формирования soft skills у школьников на уроках английского языка. Soft skills полезны во всех сферах деятельности и связаны с эмоциональным интеллектом. Мягкие навыки относятся к личностным чертам, беглости языка, дружелюбию и креативности. Гибкие навыки дополняют жесткие навыки, которые являются, по сути, требованиями той или иной профессии. Цель данной статьи - изучение теоретических аспектов развития гибких навыков у школьников и представление методических рекомендаций по развитию гибких навыков в рамках реализации современных технологий обучения на уроках английского языка. Методические рекомендации представляют собой задания, развивающие на том или ином этапе их выполнения определенные гибкие навыки по концепции «4К»: креативность, кооперацию, критическое мышление и коммуникацию. Для создания условий, способствующих формированию soft skills, рекомендуется использование наиболее эффективных приемов современных педагогических технологий обучения, таких как информационно-коммуникационные, игровые, технология критического мышления, проектная и проблемная технологии. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в методике преподавания иностранных языков.
Идентификаторы и классификаторы
В нашем стремительно развивающимся мире все большее значение приобретают навыки, которые не связаны напрямую с профессиональными знаниями, а являются общими и востребованными во многих сферах жизни, такими как коммуникация, управление временем, адаптивность и т. д.
Список литературы
1. Анчугова Е. В. Современные образовательные технологии по ФГОС НОО / Е. В. Анчугова. - Текст: непосредственный // Международный центр образования и педагогики. - 2022. - № 1. - С. 1-12.
2. Валиулина, И. Е. Приемы технологии развития критического мышления, способствующих развитию коммуникативных УУД обучающихся / И. Е. Валиулина, С. А. Задкова. - Текст: непосредственный // Вестник научных конференций. - 2017. - № 2-1 (18). - С. 27-29. EDN: YJKBZP
3. Ваулина, Ю. Е. Spotlight 9. Student’s book. Английский в фокусе 9 класс / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2010. - 245 с. - Текст: непосредственный.
4. Ганпанцурова, О. Б. Формирование гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления: специальность 19.00.07 “Педагогическая психология (психологические науки)”: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ганпанцурова Ольга Борисовна; Новосибирский государственный педагогический университет. - Ярославль, 2021. - 211 с. - Текст: непосредственный. EDN: MXHHTH
5. Жураковская, В. М. Технология обучения: история и современность / В. М. Жураковская. - Текст: непосредственный // Известия ВГПУ. - 2007. -№ 4. - С. 29-37. EDN: KCLIFD
6. Зайцева, К. С. Формирование компетенций “4К” обучающихся профессиональных образовательных организаций: методические рекомендации / К. С. Зайцева, Н. А. Панов. - Санкт-Петербург: Издательство “ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2021. - 34 с. - Текст: непосредственный.
7. Иванов, Е. М. Применение современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе / Е. М. Иванов. - Текст: непосредственный // Конструирование современного урока. - Санкт-Петербург: Издательство ГБОУ СОШ № 176, 2017. - С. 23-41.
8. Иванова, С. В. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам / С. В. Иванова, А. В. Малова. - Текст: непосредственный // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков / Под ред. С. В. Ивановой, А. В. Маловой. - Чебоксары: Издательство Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - С. 38-42. EDN: FRGRHS
9. Колдун, И. М. Инфоподдержка вашей карьеры. Что такое hard и soft skills: официальный сайт. - Москва. - URL: https://enjoy-job.ru/edu/business-edu/chto-takoe-hard-soft-skills/(дата обращения: 08.04.2023). - Текст: электронный.
10. Корытова, О. М. Заглядывая в завтрашний день развитие “гибких” навыков на уроках английского языка / О. М. Корытова. - Текст: непосредственный // ВВО. - 2022. - № 6 (39). - С. 134-136.
11. Пахомова, Н. Ю. Технология проблемного обучения на уроках английского языка / Н. Ю. Пахомова. - Текст: непосредственный // Концепт. - 2017. - № 2. - С. 142-146. EDN: XXKJVD
12. Репич, Е. Б. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. Б. Репич. - Текст: непосредственный // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - № 1. - С. 99-102. EDN: VKUTSV
13. Саркисян, Ю. А. Игровые методы обучения иностранным языкам / Ю. А. Саркисян. - Текст: непосредственный // E-Scio. - 2022. - № 5 (68). - С. 459-464. EDN: VALMNM
14. Степанова, Л. Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов / Л. Н. Степанова, Э. Ф. Зеер. - Текст: непосредственный // Образование и наука. - 2019. - № 8.- С. 65-89. EDN: SQYIXP
15. Хромова, А. С. Четыре навыка будущего, которые помогут в учёбе и карьере / А. С. Хромова. - Текст: электронный // Фоксфорд. - 2022. - URL: https://media.foxford.ru/articles/4-future-skills (дата обращения: 08.04.2023).
16. Цымбалюк, А. Э. Психологическое содержание soft skills / А. Э. Цымбалюк, В. О. Виноградова. - Текст: непосредственный // Ярославск. пед. вестник. - 2019. - № 6. - С. 120-127. EDN: ZIGMXL
17. Яшина, М. Е. Технология проблемного обучения старшеклассников иностранному языку на современном этапе / М. Е. Яшина, Л. Р. Закирова. - Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 338-341. EDN: XLPDZP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме создания благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку в начальной школе. Благоприятная атмосфера на занятиях по иностранному языку способствует большей эмоциональной вовлеченности обучающихся в учебный процесс, повышению интереса к изучаемому иностранному языку, развитию иноязычной коммуникативной компетенции и повышению качества иноязычного образования в целом. В статье описаны компоненты психологического климата в обучении иностранному языку, раскрыта роль благоприятного психологического климата для успешного овладения иностранным языком с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов. Далее представлены результаты проведенного исследования психологического климата и приемов его создания на уроках иностранного языка в начальных школах г. Артемовский Свердловской области, а также приведены некоторые методические рекомендации, способствующие созданию благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку.
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Научного архива РАО) и опубликованных работ В. П. Кащенко рассматриваются его взгляды на трудовое обучение и роль производительного труда в воспитании-обучении и социализации учащихся с ОВЗ. Установлено влияние русской педагогической традиции (К. Д. Ушинский и др.) на формирование взглядов В. П. Кащенко на значение труда в педагогическом процессе, учет современного ему зарубежного опыта по организации, содержанию и методикам преподавания трудовых дисциплин. Показана позиция Кащенко по вопросам трудового обучения при обсуждении вопросов организации образовательных учреждения для дефективных детей в 1908-1912 гг., практика организации трудового воспитания в школе-санатории в учебное и каникулярное время. Рассмотрена эволюция взглядов по данной проблематике в связи с политическими переменами в России 1917 года и в контексте общих взглядов Кащенко на процесс воспитания-обучения, отразившаяся в неопубликованных трудах 20-х гг. XX века, в итоговой работе «Педагогическая коррекция» и сочинениях 1930-х гг.
В статье делается попытка наметить перспективы исследований биографии К. Д. Ушинского для современной отечественной истории педагогики, что представляется важным в год 200-летнего юбилея К. Д. Ушинского и связанной с ним актуализации его педагогического наследия в Год педагога и наставника. Доказывается необходимость более сложной, отказывающейся от привычных советских и дореволюционных идеологем в трактовках факторов, влиявших на педагогическую деятельность К. Д. Ушинского, системы исследований его биографии. В статье рассматриваются некоторые варианты дальнейшего изучения биографии великого российского педагога: альтернативы его жизненного пути, взаимодействие Ушинского с представителями государства в вопросах развития отечественного образования, исследование становления «феномена Ушинского» в отечественном педагогическом сознании в разные исторические эпохи, вплоть до современности. Статья может заинтересовать всех, интересующихся историей отечественного дореволюционного образования.
Введение. Статья посвящена характеристике идеи национальной школы в теории и практике отечественной школы. Ее цель - проследить развитие идеи национальной школы в трудах отечественных педагогов, показать ее многоаспектность.
Материалы и методы. Материалами исследования выступают работы отечественных педагогов второй половины ХIХ и ХХ вв. В работе автором используется методы: хронологический, сравнительно-сопоставительный анализ, работа с источниками.
Результаты. Статья включает в себя три раздела. В первом разделе обобщены идеи народности и национальной школы в дореволюционный период. Второй раздел посвящен развитию идеи национальной школы в советский период. В заключительном разделе показаны современные трактовки идеи национальной школы. Рассмотрены роль родного языка, соотношения национального и общероссийского в условиях многонационального государства, воспитания уважительного отношения к культуре и представителям других этносов.
Заключение. В заключении делается вывод о необходимости проведения дальнейшей исследовательской работы в обозначенном проблемном поле.
В статье рассматривается динамика функций учителя в период XIX - первой четверти XXI вв. В начале статьи дается сравнительный анализ понятий «учитель» и «наставник». Далее представлены факторы, влияющие на изменение функций российского учительства в различные исторические периоды. Данные изменения связываются с модернизационными волнами в российском образовании и методологически обосновываются социокультурным подходом. В результате выявляется, что на протяжении всей истории функционал российского учительства в значительной степени расширяется от обучения до создания условий для успешной позитивной социализации учащихся.
Процесс создания и развития образовательной модели подготовки будущих российских императоров заслуживает особого внимания. Статья посвящена роли Академии наук в воспитании будущих российских наследников престола. Вопросы разработки содержания образования и методики преподавания для таких учащихся рассматриваются на примере обучения будущего императора Петра II, специально для которого впервые был составлен образовательный план и созданы учебники.
Введение. Статья подготовлена в связи с 175-летием со дня рождения выдающегося просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). Ее цель заключается в том, чтобы представить в достаточно полном виде вклад педагога в развитие образования одного из российских этносов.
Материалы и методы. В процессе работы автор использовал региональный и аксиологический подходы, следующие исследовательские методы: биографический, работа с литературой и др.
Результаты исследования. В статье приводятся биографические данные Ивана Яковлевича Яковлева. Дается характеристика его вклада в развитие культуры и просвещения чувашского народа. И. Я. Яковлев создал чувашский алфавит, открыл Симбирскую центральную чувашскую школу. Показаны дружеские взаимоотношения И. Я. Яковлева с И. Н. Ульяновым.
Заключение. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования наследия просветителя.
Перед Вами очередной номер нашего журнала, посвященный важным проблемам педагогической науки.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/