Архив статей журнала
В статье показаны факты биографии и раскрыты прогрессивные педагогические идеи видного российского общественного деятеля, демократа, педагога-публициста второй половины XIX в. Николая Васильевича Шелгунова (1824-1891). Дается оценка его вклада в отечественную педагогическую мысль, раскрывается содержание некоторых его педагогических статей, таких как «Итоги 14-летней деятельности Д. А. Толстого в Министерстве народного просвещения», «По поводу земской школы», «Педагогическая путаница», «Письма о воспитании», «Чего не знают женщины» и др. Труды Шелгунова охватывают вопросы истории развития просвещения в России за последнее столетие, характеризуют современные явления в отечественном образовании, затрагивают основные направления педагогической мысли. В работах Н. В. Шелгунова дана научно обоснованная критическая оценка некоторых работ таких известных педагогических авторов, как Л. Н. Толстой и М. Б. Чистяков. Шелгунов характеризуется как продолжатель демократических традиций К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, П. Г. Редкина в российской педагогике второй половины XIX в. Статья приурочена к 200-летию со дня рождения Н. В. Шелгунова.
Статья посвящена выдающемуся итальянскому педагогу Марии Монтессори (1870-1952). Приводятся малоизвестные факты биографии, дается характеристика ее многогранной организаторской, писательской и методической работы. Раскрываются основные идеи М. Монтессори: свободного воспитания, спонтанного развития ребенка в специально подготовленной обучающей среде, индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие, отказа от классно-урочной системы, принижение активной воспитывающей роли педагога, создание педагогом авторских дидактических материалов, помощь ребенку в реализации его индивидуальной внутренней программы, экспериментальная работа как основа общения педагога с ребенком и др. Публикация статьи приурочена к 155-летию со дня рождения первой в истории образования женщины - выдающегося педагога.
В статье характеризуется личность видного советского педагога первой половины XX в. Иннокентия Николаевича Жукова (1875-1948) и дается анализ его многогранной организаторской и практической образовательной деятельности. Педагог показан как один из видных скаутмастеров и, в то же время, как организатор всесоюзной пионерской организации. Жуков предложил само слово пионер для обозначения членов детской коммунистической организации. И. Н. Жуков показан также как литератор, автор детских приключенческих книг с педагогическим уклоном; как деятель культуры и скульптор, который своим творчеством содействовал решению актуальных для его времени задач воспитания подрастающего поколения. Статья приурочена к 150-летию со дня рождения И. Н. Жукова.