Статья посвящена характеристике практических шагов по открытию первых дошкольных учреждений в России. В центре внимания - раскрытие практической педагогической деятельности и малоизвестные факты биографий создателей первого детского сада Софии Андреевны Люгебиль (1824-1914) и Карла Якимовича Люгебиль (1830-1887/1888). Показано значение их усилий по открытию 27 сентября 1863 г. первого российского детского сада. Приводятся воспоминания современников (Е. Н. Водовозова, журнал «Современник»), а также бывших учащихся частной гимназии К. И. Мая, в которой работала С. А. Люгебиль (А. Н. Бенуа, И. В. Петрашень). Характеризуются первые шаги в области организации дошкольного образования в России (А. С. Симонович, П. К. Задлер, фрёбелевские общества и фрёбелевские курсы, К. А. Луппова) и за рубежом (Р. Оуэн, Д. Бьюкенен, Ф. Фрёбель). Показано участие супругов Люгебиль в работе первого российского Педагогического общества, где их коллегами были П. Г. Редкин, К. Д. Ушинский, М. И. Косинский, А. С. Воронов и другие известные деятели российского образования.
Идентификаторы и классификаторы
Российские педагоги немецкого происхождения София Андреевна и Карл Якимович Люгебиль внесли свой, неповторимый вклад в развитие образования в нашей стране, но, к сожалению, их имена сейчас практически забыты.
Список литературы
1. Бенуа, А. Н. Мои воспоминания: в 3 т. - Т. 1. - Москва: Наука. - 1990. - 749 с. - Текст: непосредственный.
2. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Санкт-Петербургского университета за истекшую третью четверть века его существования. 1869-1894: в 2 т. - Т. 1. - Санкт-Петербург: Тип. и лит. Б. М. Вольфа. - 1896. - 520 с. - Текст: непосредственный. 3. Водовозова, Е. Н. На заре жизни и другие воспоминания. - Москва: Художественная литература. - 1987. - 420 с. - Текст: непосредственный.
4. История педагогики: учебное пособие для вузов / под ред. М. Ф. Шабаевой. -Москва: Просвещение. - 1981. - 367 с. - Текст: непосредственный.
5. Ледовская, Е. М. Петрашень И. В. и его семья: страницы прошлого. Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов. - 2011. - 203 с. - Текст: непосредственный.
6. Люгебиль, К. Я. Историко-филологические исслед ования (Афинский царь Кодр и отмена царской власти в Афинах. Архонтство и стратегия в Афинах во время Персидских войн). - Санкт-Петербург. - 1868. - 380 с. - Текст: непосредственный.
7. Люгебиль, К. Я. Начала и главные вопросы греческой этимологии. - Санкт-Петербург. - 1882. - 220 с. - Текст: непосредственный.
8. Люгебиль, К. Я. О формах родительного падежа единственного числа так называемого 2-го греческого склонения / К. Я. Люгебиль. - Текст: непосредственный // Журнал министерства народного просвещения. 1880, август. - С. 85-99.
9. Люгебиль, К. Я. Первая греческая книга для чтения. - Санкт-Петербург. - 1885. - 120 с. - Текст: непосредственный.
10. Люгебиль, К. Я. Различные жизнеописания Корнелия Непота, с прибавлением латинско-русского словаря. - Санкт-Петербург. - 1889. - 410 с. - Текст: непосредственный.
11. Люгебиль, К. Я. Homerica / К. Я. Люгебиль. - Текст: непосредственный // Журнал министерства народного просвещения. 1886, июнь. - С. 230-245.
12. Помелов, В. Б. Е. О. Гугель: в тени великого преемника / В. Б. Помелов. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 7. - С. 113-119. EDN: STKLSK
13. Помелов, В. Б. Основоположник дошкольного воспитания / В. Б. Помелов - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2012. - № 9. - С. 93-100. EDN: PHFTQR
14. Помелов, В. Б. Основоположник российской педагогической публицистики: к 180-летию Н. Х. Весселя / В. Б. Помелов. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2014. - № 7. - С. 92-99. EDN: TFPUHX
15. Помелов, В. Б. П. Г. Редкин - основоположник русской теоретической педагогики / В. Б. Помелов. - Текст: непосредственный // Вестник Вятского государственного университета. - 2020. - № 3. - С. 170-179. EDN: XPGPPR
16. Помелов, В. Б. Российская прогрессивная педагогика второй половины XIX в.: монография. - Киров: ВятГУ. - 2020. - 260 с. - Текст: непосредственный. EDN: CNZUBT
17. Помелов В.Б. Фридрих Фрёбель и его вклад в педагогику: к 230-летию со дня рождения педагога и к 175-летию открытия им первого в истории детского сада / В. Б. Помелов. - Текст: непосредственный // Вестник ВятГГУ. Педагогика и психология. - 2011. - № 4 (3). - С. 111-123. EDN: OUVVNP
18. Русаков, А. С. Детский сад. Дебют в России // Современник, Т. СV. 1864, ноябрь-декабрь // Новикова Е. Я., Валиев М. Т., Лейнонен И. Л. Биографическая страничка Софии Андреевны Люгебиль. - Текст: электронный. - URL: http://kmay.ru/sample_pers.phtml?n=2391.
19. Фрёбелевские общества // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 // редкол.: В.В. Давыдов (гл. ред.). - Москва: “Большая российская энциклопедия”. - 1999. - 672 с. - Текст: непосредственный.
20. Фролов, Э. Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. - Изд. 2-е. - Санкт-Петербург. - 2006. - 556 с. - Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье актуализируется проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации средствами интегрированных занятий.
Интегрированные занятия являются средством развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста, поскольку способствуют достижению целевых ориентиров, заданных в федеральном государственном образовательном стандарте.
Каждое интегрированное занятие направлено на развитие художественно-творческих, музыкальных способностей дошкольников, речевое развитие, приобретение знаний об окружающей действительности. Однако стоит отметить, что не все авторы делают акцент на развитии эмоциональной отзывчивости детей на художественные произведения. В методических пособиях, программах нет рекомендаций, какие методы и приемы помогут развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на произведения различных видов искусства, применяемых педагогами на интегративных занятиях.
В статье рассмотрена проблема формирования нравственных представлений дошкольников средствами национальных музыкальных традиций. Актуальность темы подтверждается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также в тексте Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В каждом из этих документов формирование нравственных представлений рассматривается как важнейшая задача образовательного процесса.
Изучая проблему формирования нравственных представлений дошкольников, мы рассмотрели определения нравственных представлений нескольких авторов и пришли к выводу, что это чувственно-наглядные образы нравственно значимых понятий (явлений, событий), сохраненные в сознании человека и отражающие отношение человека к ним. Специфика нравственных представлений заключается в их образности, составном характере, осознанности и ситуативном сохранении в памяти как моделей поведения. Процесс формирования нравственных представлений всегда связан с изменением личности и ее адаптацией к внешним условиям, с саморазвитием личности и усложнением личностных структур.
Средством формирования нравственных представлений дошкольников являются национальные музыкальные традиции, которые несут в себе понятия общечеловеческих ценностей, учат дошкольников проявлять эмпатию, использовать нравственные понятия, являются кладезью примеров нравственного поведения.
Русскими педагогами воспитательный и обучающий потенциал народного музыкального искусства всегда оценивался очень высоко. Во многих работах отечественных педагогов можно найти рекомендации по использованию музыкального фольклора в педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. В произведениях народного музыкального искусства объединен духовный опыт разных исторических вех. Именно поэтому сейчас песни, былины, сказания как формы национальных музыкальных традиций рассматриваются в качестве средства нравственного воспитания и формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста, которое может с успехом применяться в дошкольных образовательных организациях.
Статья посвящена проблеме воспитания этнической толерантности младших школьников через внеурочную деятельность. Особую актуальность проблема воспитания этнической толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо избегать ситуаций неравенства и национальной изолированности детей.
Многонациональный состав населения страны, социально-экономические и политические изменения последних десятилетий полностью преобразовали социально-демографическую ситуацию в российском обществе, что требует создание благоприятного этнопсихологического климата как в стране в целом, так и в отдельно взятом регионе.
В настоящее время в России наблюдается увеличение межкультурных контактов, национальных взаимодействий и этнической миграции населения. В школах учителям все чаще приходится работать с классами, где обучающиеся разных национальностей. В такой ситуации становится важной проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к другой культуре.
Актуальность исследования обусловлена изменениями в обществе, возрождением этнического самосознания народов России. Несмотря на многообразие этнокультурного облика России, в сфере педагогической деятельности всё еще недостаточно внимания уделяется воспитанию этнической толерантности.
Воспитание у младших школьников взаимотерпимости, гражданских позиций, патриотизма считаются приоритетными в современной системе образования России. Любое человеческое общество, независимо от своих особенностей, формирует средства сохранения и передачи своих ценностей.
В статье рассматривается этимология терминов «толерантность» и «этническая толерантность», средства воспитания этнической толерантности младших школьников. Также описываются способы воспитания этнической толерантности у младших школьников. Выделяются особенности этого возраста, которые способствуют формированию национального характера, норм поведения и культурных традиций. Рассматриваются разнообразные направления внеурочной деятельности, которые создают благоприятную среду для воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста.
В статье рассматривается значение одного из оснований дифференциальной психологии В. Штерна - половозрастной дифференциации. Доказывается, что В. Штерн внес более значительный вклад в теорию пола, чем принято считать, более того, его творчество в данном аспекте просто игнорируется. Показана интеграция поло/гендерных оснований в науку, в данном случае, психологию. На основе его трудов раскрывается содержание подхода к изучению половых различий: дифференциация внутри пола, роль в этом биосоциальных детерминант, прикладное значение для психологии и педагогики, - что говорит о гендерном измерении пола с точки зрения состава характерных признаков понятия «гендер». Прослеживается эволюция взглядов В. Штерна на этот предмет. Выявлено значение не только теоретической, но и практической, и организационной деятельности ученого в обобщении, систематизации, распространении полученных экспериментальных результатов. Отмечается значительный вклад В. Штерна как выдающегося представителя формирующегося гендерного направления экспериментальной педагогики в развитие общей гендерной теории.
На основании впервые вводимого в научный оборот документального материала (из фондов Научного архива РАО), а также редких специализированных исследований, в статье реконструирован важный этап в развитии системы образования и реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Речь идет об инициативе Института дефектологии АПН РСФСР по организации учреждений для парализованных детей (1949 год). Показаны основные достижения в лечебно-образовательном сопровождении детей с НОДА к концу 30-х гг. XX в. и в первые послевоенные годы в Ленинграде и Москве. Представлены основные результаты научно-практических исследований сотрудников института (М. И. Рябцев и др.) по вопросам восстановления движения при параличах, формированию моторных навыков аномальных детей, коррекционно-воспитательной роли ручного труда. Предложены основные систематизированные положения проекта НИИ дефектологии, содержащие требования к организации учреждений для детей с параличами и деформациями конечностей.
Китайским университетам необходимо внедрить новые методы обучения иностранных студентов в ответ на растущее число иностранных студентов в Китае. Практическое обучение как полезное дополнение к аудиторному обучению может помочь иностранным студентам улучшить свое межкультурное понимание и навыки общения, улучшить свои навыки общения на китайском языке и лучше применять свои профессиональные знания. В настоящее время система подготовки иностранных студентов в китайских университетах нуждается в совершенствовании, а также в повышении способности иностранных студентов к межкультурной адаптации в Китае, поэтому необходимо укреплять практическое образование. Использование опыта практического преподавания в китайских университетах, совершенствование системы практического управления университетами и создание культурной атмосферы взаимопонимания и признания, основанной на межкультурном опыте, являются полезными способами повышения эффективности практического обучения иностранных студентов в Китае. Кроме того, “путь практического обучения в китайском стиле” для иностранных студентов также применим к России, где проживает большое количество иностранных студентов, и российские университеты могут почерпнуть для себя новые идеи.
В статье исследовано отношение современных школьников к образу известных политических деятелей русской, российской и советской истории. Проведен анализ современной ситуации отражения образов выдающихся исторических персонажей в российском обществе. Автором систематизированы основные факторы, влияющие на получение исторической информации современными школьниками, а также приведены результаты проведенного эмпирического исследования отношения учеников 9-х классов к образам Ивана IV (Грозного), Петра I (Великого), В. И. Ульянова (Ленина). Выявлены корреляции при изучении исторической личности посредством применения рассмотренных методов и алгоритмов, форм работы при исследовании мемориальной литературы с решением ряда важных задач патриотического воспитания молодежи через наблюдаемые учебные действия.
Статья посвящена выдающемуся педагогу Иоганну Игнацу фон Фельбигеру (1724-1788), ярко проявившему себя в качестве ученого, учредителя учебных заведений, автора важных документов и учебных пособий, на многие десятилетия определивших содержание и характер школьного обучения в европейских странах и в России. Деятельность фон Фельбигера в области образования носила многосторонний характер. Он осуществлял практическое руководство учебным заведением, был преподавателем, генеральным комиссаром по образованию целой страны, наконец, он создал ценные законодательные акты, которые получили одобрение со стороны монархов и рядового учительства. Он обосновал идею первой в истории системы государственных школ и частично внедрил ее в практику. Со временем эта система, которая в некоторых странах получила название Саганской, стала общепринятой в Европе. Идеи фон Фельбигера получили развитие в Российской империи в период правления Екатерины II в процессе создания системы школьного образования. В 2024 г. исполняется 300 лет со дня его рождения. Наследие фон Фельбигера весьма значительно и заслуживает дальнейшего всестороннего изучения.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/