В статье рассматривается значение одного из оснований дифференциальной психологии В. Штерна - половозрастной дифференциации. Доказывается, что В. Штерн внес более значительный вклад в теорию пола, чем принято считать, более того, его творчество в данном аспекте просто игнорируется. Показана интеграция поло/гендерных оснований в науку, в данном случае, психологию. На основе его трудов раскрывается содержание подхода к изучению половых различий: дифференциация внутри пола, роль в этом биосоциальных детерминант, прикладное значение для психологии и педагогики, - что говорит о гендерном измерении пола с точки зрения состава характерных признаков понятия «гендер». Прослеживается эволюция взглядов В. Штерна на этот предмет. Выявлено значение не только теоретической, но и практической, и организационной деятельности ученого в обобщении, систематизации, распространении полученных экспериментальных результатов. Отмечается значительный вклад В. Штерна как выдающегося представителя формирующегося гендерного направления экспериментальной педагогики в развитие общей гендерной теории.
Идентификаторы и классификаторы
Имя и творчество одного из основателей дифференциальной психологии хорошо известно. Гораздо менее известен вклад В. Штерна в развитие идей поло/гендерного подхода. Удивительно, но эта сторона деятельности выдающегося ученого осталась без внимания исследователей.
Список литературы
1. Брушлинский, А. В., Кольцова, В. А., Носкова, О. Г., Олейник, Ю. Н. Вильям Штерн как психолог / Послесловие. - Текст: непосредственный // Штерн, В. Дифференциальная психология и её методические основы. - Москва: Наука, 1998. - С. 323-333.
2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.]: - Питер, 2002. - 544 с. - Текст: непосредственный. EDN: RVIVOD
3. Ильин, Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2010. - 686 с. - Текст: непосредственный. EDN: SDPUHL
4. Марков, С. Л. Вильям Штерн - Основатель персоналистической психологии / С. Л. Марков - Текст: электронный. - URL: wikipedia.org, psychology.ru, psychology. academic.ru.
5. Плотников, А. С. Генезис гендерного подхода в педагогике как проблема философии образования / А. С. Плотников. - Текст: непосредственный // Восьмой Российский Философский Конгресс - “Философия в полицентричном мире”. Секции (II): сборник научных статей. - Москва, РФО-ИФРАН-МГУ, Логос, Новые печатные технологии. - 2020. - С. 2475-2478.
6. Плотников, А. С. Жан-Поль как феномен общественно-педагогического сознания: гендерный аспект / А. С. Плотников. - Текст: непосредственный // Историко-педагогический журнал. - 2022. - № 4. - С. 98-109. EDN: QIPSFE
7. Румянцев, Н. Е. Краткий обзор иностранной литературы по вопросу о совместном обучении и сравнительной психологии полов / Н. Е. Румянцев // Совместное образование: сб. ст. / под ред. Н. М. Соколова, Г. Г. Тумима. - СПб: изд-во А. С. Суворина “Новое время”. - 1914. - С. 220-231. - Текст: непосредственный.
8. Румянцев, Н. Е. Совместное обучение и проблема сравнительной психологии полов / Н. Е. Румянцев. // под ред. Н. М. Соколова, Г. Г. Тумима. - СПб: изд-во А. С. Суворина “Новое время”. - 1914. - С. 1-35. - Текст: непосредственный.
9. Штерн, В. Воспоминание, показание и ложь в раннем детстве / В. Штерн. - Санкт-Петербург: О. Богданова, 1911. - 173 с. - Текст: непосредственный.
10. Штерн, В. Дифференциальная психология и её методические основы / В. Штерн. - Москва: Наука, 1998. - 335 с. - Текст: непосредственный.
11. Über Psychologie der individuellen Differenzen. (Ideen zu einer “Differentiellen Psychologie”) (= Schriften der Gesellschaft für psychologische Forschung, № 12 (III. Sammlung)). - Leipzig: Barth. - 1900. - 154 s. - Текст: непосредственный.
12. Die Aussage als geistige Leistung und als Verhörsprodukt. Experimentelle Schüleruntersuchungen. Erster Teil. Beitrge zur Psychologie der Aussage, Folge I (3). - 1904. - 148 s. - Текст: непосредственный.
13. Stern, W. Die differenzielle Psychologie in ihren methodischen. Grundlangen. Leipzig, 1911. - 502 s. - Текст: непосредственный.
14. Stern, W. Zur Vergleichenden Jugendkunde der Geschlechter. Beitrag zum dritten Kongress für Jugendkunde und Jugendbildung zu Breslau 4-6 Okt. 1913. Arbeiten des Bundes für Schulreform 8, 17-38, 75, 130-131. - Текст: непосредственный.
15. Die Ausstellung zur vergleichenden Jugendkunde der Geschlechter auf dem dritten Kongress für Jugendbildung und Jugendkunde in Breslau, Oktober 1913 (= Arbeiten des Bundes für Schulreform, Heft 7) Leipzig: Teubner. - 54 s. - Текст: непосредственный.
16. Psychologisch-statistische Untersuchungen über das schriftliche Darstellen an Knaben und Mädchen der Volksschule. Beitrag zum 3. Deutschen Kongress für Jugendbildung und Jugendkunde in Breslau, Oktober 1913. Arbeiten des Bundes für Schulreform 7. - S. 6-11. - Текст: непосредственный.
17. (Mit Stern, C.) Beliebtheit und Schwierigkeit der Schulfächer. Beitrag zum 3. Deutschen Kongress für Jugendbildung und Jugendkunde in Breslau, Oktober 1913. Arbeiten des Bundes für Schulreform 7. - S. 24-26. - Текст: непосредственный.
18. Die Lehrerin. - 22 November, 1913. - Текст: непосредственный.
19. Meumann, E. Thesen zur psychologischen Grundlegung der Probleme der Koedukation und der Konstruktion // Zeitschrift für Pädagogische Psychologie und experimentale Pädagogie. Okt. 1913. - Текст: непосредственный.
20. Die Differentielle Psychologie: in ihren methodischen Grundlagen von William Stern. Dritte Auflage Unveränderter Abdruck der Ausgabe von 1911 Vermehrt um ein Nachwort 1921 nebst neuer Bibliographie. - Leipzig: J. A. Barth. - 1921. - 546 s. - Текст: непосредственный.
21. Zur Frage der Intelligenzunterschiede zwischen Knaben und Mädchen. Bemerkung zur Abhandlung von F. Weigl “Begabungsdifferenzenzwischen dem 9. und 10. Lebensjahr”. Zeitschrift für pädagogische Psychologie, experimentelle Pädagogik und jugendkundliche Forschung 27. - 1926. - 431 s. - Текст: непосредственный.
22. Dudek, P. William Stern und das Projekt “Jugendkunde” Zeitschrift für Pädagogik 35 (1989) 2. - S. 153-174. - Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье актуализируется проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации средствами интегрированных занятий.
Интегрированные занятия являются средством развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста, поскольку способствуют достижению целевых ориентиров, заданных в федеральном государственном образовательном стандарте.
Каждое интегрированное занятие направлено на развитие художественно-творческих, музыкальных способностей дошкольников, речевое развитие, приобретение знаний об окружающей действительности. Однако стоит отметить, что не все авторы делают акцент на развитии эмоциональной отзывчивости детей на художественные произведения. В методических пособиях, программах нет рекомендаций, какие методы и приемы помогут развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на произведения различных видов искусства, применяемых педагогами на интегративных занятиях.
В статье рассмотрена проблема формирования нравственных представлений дошкольников средствами национальных музыкальных традиций. Актуальность темы подтверждается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также в тексте Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В каждом из этих документов формирование нравственных представлений рассматривается как важнейшая задача образовательного процесса.
Изучая проблему формирования нравственных представлений дошкольников, мы рассмотрели определения нравственных представлений нескольких авторов и пришли к выводу, что это чувственно-наглядные образы нравственно значимых понятий (явлений, событий), сохраненные в сознании человека и отражающие отношение человека к ним. Специфика нравственных представлений заключается в их образности, составном характере, осознанности и ситуативном сохранении в памяти как моделей поведения. Процесс формирования нравственных представлений всегда связан с изменением личности и ее адаптацией к внешним условиям, с саморазвитием личности и усложнением личностных структур.
Средством формирования нравственных представлений дошкольников являются национальные музыкальные традиции, которые несут в себе понятия общечеловеческих ценностей, учат дошкольников проявлять эмпатию, использовать нравственные понятия, являются кладезью примеров нравственного поведения.
Русскими педагогами воспитательный и обучающий потенциал народного музыкального искусства всегда оценивался очень высоко. Во многих работах отечественных педагогов можно найти рекомендации по использованию музыкального фольклора в педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. В произведениях народного музыкального искусства объединен духовный опыт разных исторических вех. Именно поэтому сейчас песни, былины, сказания как формы национальных музыкальных традиций рассматриваются в качестве средства нравственного воспитания и формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста, которое может с успехом применяться в дошкольных образовательных организациях.
Статья посвящена проблеме воспитания этнической толерантности младших школьников через внеурочную деятельность. Особую актуальность проблема воспитания этнической толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо избегать ситуаций неравенства и национальной изолированности детей.
Многонациональный состав населения страны, социально-экономические и политические изменения последних десятилетий полностью преобразовали социально-демографическую ситуацию в российском обществе, что требует создание благоприятного этнопсихологического климата как в стране в целом, так и в отдельно взятом регионе.
В настоящее время в России наблюдается увеличение межкультурных контактов, национальных взаимодействий и этнической миграции населения. В школах учителям все чаще приходится работать с классами, где обучающиеся разных национальностей. В такой ситуации становится важной проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к другой культуре.
Актуальность исследования обусловлена изменениями в обществе, возрождением этнического самосознания народов России. Несмотря на многообразие этнокультурного облика России, в сфере педагогической деятельности всё еще недостаточно внимания уделяется воспитанию этнической толерантности.
Воспитание у младших школьников взаимотерпимости, гражданских позиций, патриотизма считаются приоритетными в современной системе образования России. Любое человеческое общество, независимо от своих особенностей, формирует средства сохранения и передачи своих ценностей.
В статье рассматривается этимология терминов «толерантность» и «этническая толерантность», средства воспитания этнической толерантности младших школьников. Также описываются способы воспитания этнической толерантности у младших школьников. Выделяются особенности этого возраста, которые способствуют формированию национального характера, норм поведения и культурных традиций. Рассматриваются разнообразные направления внеурочной деятельности, которые создают благоприятную среду для воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста.
На основании впервые вводимого в научный оборот документального материала (из фондов Научного архива РАО), а также редких специализированных исследований, в статье реконструирован важный этап в развитии системы образования и реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Речь идет об инициативе Института дефектологии АПН РСФСР по организации учреждений для парализованных детей (1949 год). Показаны основные достижения в лечебно-образовательном сопровождении детей с НОДА к концу 30-х гг. XX в. и в первые послевоенные годы в Ленинграде и Москве. Представлены основные результаты научно-практических исследований сотрудников института (М. И. Рябцев и др.) по вопросам восстановления движения при параличах, формированию моторных навыков аномальных детей, коррекционно-воспитательной роли ручного труда. Предложены основные систематизированные положения проекта НИИ дефектологии, содержащие требования к организации учреждений для детей с параличами и деформациями конечностей.
Китайским университетам необходимо внедрить новые методы обучения иностранных студентов в ответ на растущее число иностранных студентов в Китае. Практическое обучение как полезное дополнение к аудиторному обучению может помочь иностранным студентам улучшить свое межкультурное понимание и навыки общения, улучшить свои навыки общения на китайском языке и лучше применять свои профессиональные знания. В настоящее время система подготовки иностранных студентов в китайских университетах нуждается в совершенствовании, а также в повышении способности иностранных студентов к межкультурной адаптации в Китае, поэтому необходимо укреплять практическое образование. Использование опыта практического преподавания в китайских университетах, совершенствование системы практического управления университетами и создание культурной атмосферы взаимопонимания и признания, основанной на межкультурном опыте, являются полезными способами повышения эффективности практического обучения иностранных студентов в Китае. Кроме того, “путь практического обучения в китайском стиле” для иностранных студентов также применим к России, где проживает большое количество иностранных студентов, и российские университеты могут почерпнуть для себя новые идеи.
В статье исследовано отношение современных школьников к образу известных политических деятелей русской, российской и советской истории. Проведен анализ современной ситуации отражения образов выдающихся исторических персонажей в российском обществе. Автором систематизированы основные факторы, влияющие на получение исторической информации современными школьниками, а также приведены результаты проведенного эмпирического исследования отношения учеников 9-х классов к образам Ивана IV (Грозного), Петра I (Великого), В. И. Ульянова (Ленина). Выявлены корреляции при изучении исторической личности посредством применения рассмотренных методов и алгоритмов, форм работы при исследовании мемориальной литературы с решением ряда важных задач патриотического воспитания молодежи через наблюдаемые учебные действия.
Статья посвящена выдающемуся педагогу Иоганну Игнацу фон Фельбигеру (1724-1788), ярко проявившему себя в качестве ученого, учредителя учебных заведений, автора важных документов и учебных пособий, на многие десятилетия определивших содержание и характер школьного обучения в европейских странах и в России. Деятельность фон Фельбигера в области образования носила многосторонний характер. Он осуществлял практическое руководство учебным заведением, был преподавателем, генеральным комиссаром по образованию целой страны, наконец, он создал ценные законодательные акты, которые получили одобрение со стороны монархов и рядового учительства. Он обосновал идею первой в истории системы государственных школ и частично внедрил ее в практику. Со временем эта система, которая в некоторых странах получила название Саганской, стала общепринятой в Европе. Идеи фон Фельбигера получили развитие в Российской империи в период правления Екатерины II в процессе создания системы школьного образования. В 2024 г. исполняется 300 лет со дня его рождения. Наследие фон Фельбигера весьма значительно и заслуживает дальнейшего всестороннего изучения.
Статья посвящена характеристике практических шагов по открытию первых дошкольных учреждений в России. В центре внимания - раскрытие практической педагогической деятельности и малоизвестные факты биографий создателей первого детского сада Софии Андреевны Люгебиль (1824-1914) и Карла Якимовича Люгебиль (1830-1887/1888). Показано значение их усилий по открытию 27 сентября 1863 г. первого российского детского сада. Приводятся воспоминания современников (Е. Н. Водовозова, журнал «Современник»), а также бывших учащихся частной гимназии К. И. Мая, в которой работала С. А. Люгебиль (А. Н. Бенуа, И. В. Петрашень). Характеризуются первые шаги в области организации дошкольного образования в России (А. С. Симонович, П. К. Задлер, фрёбелевские общества и фрёбелевские курсы, К. А. Луппова) и за рубежом (Р. Оуэн, Д. Бьюкенен, Ф. Фрёбель). Показано участие супругов Люгебиль в работе первого российского Педагогического общества, где их коллегами были П. Г. Редкин, К. Д. Ушинский, М. И. Косинский, А. С. Воронов и другие известные деятели российского образования.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/