Введение. Статья посвящена характеристике идеи национальной школы в теории и практике отечественной школы. Ее цель - проследить развитие идеи национальной школы в трудах отечественных педагогов, показать ее многоаспектность.
Материалы и методы. Материалами исследования выступают работы отечественных педагогов второй половины ХIХ и ХХ вв. В работе автором используется методы: хронологический, сравнительно-сопоставительный анализ, работа с источниками.
Результаты. Статья включает в себя три раздела. В первом разделе обобщены идеи народности и национальной школы в дореволюционный период. Второй раздел посвящен развитию идеи национальной школы в советский период. В заключительном разделе показаны современные трактовки идеи национальной школы. Рассмотрены роль родного языка, соотношения национального и общероссийского в условиях многонационального государства, воспитания уважительного отношения к культуре и представителям других этносов.
Заключение. В заключении делается вывод о необходимости проведения дальнейшей исследовательской работы в обозначенном проблемном поле.
Идентификаторы и классификаторы
Идея национальной школы достаточно широко отражена в работах отечественных педагогов. Особое внимание теоретиков и практиков к этой проблеме произошло на волне общественно-педагогического движения 60-х гг. ХIХ века.
Список литературы
1. Бозиев, Р. С. Методология исследования образования в национальных регионах России / Р. С. Бозиев. - Текст: непосредственный // Наука и школа. - 2017. - №1. - С. 52-63. EDN: YHWPRJ
2. Вайгульт, Г. П. Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в национальной школе (На материале Республики Алтай): специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вайгульт Галина Павловна; Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск, 2004. - 209 c. - Текст: непосредственный. EDN: SHZXSD
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - Москва: Академия, 1999. - 168 с. - Текст: непосредственный.
4. Гюнтер, О. А. Дневники миссионеров Русской православной церкви как источник изучения этнографии коренных народов Енисейской губернии (середина XIX - начало ХХ в.) / О. А. Гюнтер. - Текст: непосредственный // Социокультурное освоение Сибири. Материалы Сибирского исторического форума. Красноярск, 2-5 декабря 2014 г. - Красноярск: Резонанс, 2014. - С. 240-245.
5. Гюнтер, О. А. Развитие идей национального образования в трудах историко-педагогического сообщества России в 1860-1917 гг. / О. А. Гюнтер, С. Н. Ценюга. - Текст: непосредственный // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. - № 3 (84). - С. 686-695. EDN: ETSNEU
6. Данилюк, А. Я. Понятие и понимание русской национальной школы /А. Я. Данилюк. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 1997. - № 1. - С. 68-71.
7. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - Москва: Учпедгиз, 1956. - 256 с. - Текст: непосредственный.
8. Елаев, Н. К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы / Н. К. Елаев. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 45-47.
9. Коменский, Я. Великая дидактика / Я. Коменский. - Санкт-Петербург: Типография А. М. Котомина, 1875. - 281 с. - Текст: непосредственный.
10. Ковалевский, П. И. Педагогические размышления. Национальное воспитание / П. И. Ковалевский. - Текст: непосредственный // Опыты православной педагогики: Хрестоматия Сост. А. Стрижев, С. Фомин. - Москва: Педагогика, 1993. - С. 177-196.
11. Коренева, В. В., Педагогические условия интеграции мигрантов и формирование позитивной этнической идентичности обучающихся в поликультурной образовательной среде / В. В. Коренева, Л. А. Жарич. - Текст: непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2023. - № 4. - С. 29-33. EDN: FRXQKP
12. Куликова, С. В. Становление и развитие национального образования в России: историко-теоретический аспект / С. В. Куликова. - Текст: непосредственный // Известия ВГПУ. - 2011. - № 8. - С. 38-42. EDN: OOARKT
13. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко - Москва: ИТРК, 2003. - 719 с. - Текст: непосредственный.
14. Матис, В. И. Немецкая школа в регионах России / В. И. Матис. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. - 215 с. - Текст: непосредственный.
15. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. - Москва: Большая Российская энциклопедия., 2003. - 528 с. - Текст: непосредственный.
16. Сорока-Росинский, В. Н. Путь русской национальной школы / В. Н. Сорока-Росинский. - Текст: непосредственный // Педагогические сочинения. - Москва: Педагогика, 1991. - С. 55-124.
17. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. - Москва: Просвещение, 1969. - 369 с. - Текст: непосредственный.
18. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский; сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. - Изд. 5-е. - Москва: Политиздат, 1985. - 269 с. - Текст: непосредственный.
19. Ушинский, К. Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. - Москва: Институт русской цивилизации, 2015. - 688 с. - Текст: непосредственный.
20. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский. - Текст: непосредственный // Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. Сост. С. Ф. Егоров. - Москва: Педагогика, 1988. - 416 с. - С. 194-256.
21. Филиппов, Ю. В., Хабеев Т. Н. Процесс становления русской школы как начальный этап развития отечественной национальной идеи в педагогике / Ю. В. Филиппов, Т. Н. Хабеев. - Текст: непосредственный // Приволжский научный журнал. - 2012. - № 2 (22). - С. 229-232. EDN: PBEVZN
22. Хабеев, Т. Н. Национальная идея в отечественной педагогической мысли XIX - начала XX вв. / Т. Н. Хабеев. - Текст: непосредственный // Журнал научно-педагогической информации. - 2009. - № 1. - С. 55-73. EDN: NXRDRB
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме создания благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку в начальной школе. Благоприятная атмосфера на занятиях по иностранному языку способствует большей эмоциональной вовлеченности обучающихся в учебный процесс, повышению интереса к изучаемому иностранному языку, развитию иноязычной коммуникативной компетенции и повышению качества иноязычного образования в целом. В статье описаны компоненты психологического климата в обучении иностранному языку, раскрыта роль благоприятного психологического климата для успешного овладения иностранным языком с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов. Далее представлены результаты проведенного исследования психологического климата и приемов его создания на уроках иностранного языка в начальных школах г. Артемовский Свердловской области, а также приведены некоторые методические рекомендации, способствующие созданию благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку.
В статье описаны теоретический и практический аспекты методики формирования soft skills у школьников на уроках английского языка. Soft skills полезны во всех сферах деятельности и связаны с эмоциональным интеллектом. Мягкие навыки относятся к личностным чертам, беглости языка, дружелюбию и креативности. Гибкие навыки дополняют жесткие навыки, которые являются, по сути, требованиями той или иной профессии. Цель данной статьи - изучение теоретических аспектов развития гибких навыков у школьников и представление методических рекомендаций по развитию гибких навыков в рамках реализации современных технологий обучения на уроках английского языка. Методические рекомендации представляют собой задания, развивающие на том или ином этапе их выполнения определенные гибкие навыки по концепции «4К»: креативность, кооперацию, критическое мышление и коммуникацию. Для создания условий, способствующих формированию soft skills, рекомендуется использование наиболее эффективных приемов современных педагогических технологий обучения, таких как информационно-коммуникационные, игровые, технология критического мышления, проектная и проблемная технологии. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в методике преподавания иностранных языков.
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Научного архива РАО) и опубликованных работ В. П. Кащенко рассматриваются его взгляды на трудовое обучение и роль производительного труда в воспитании-обучении и социализации учащихся с ОВЗ. Установлено влияние русской педагогической традиции (К. Д. Ушинский и др.) на формирование взглядов В. П. Кащенко на значение труда в педагогическом процессе, учет современного ему зарубежного опыта по организации, содержанию и методикам преподавания трудовых дисциплин. Показана позиция Кащенко по вопросам трудового обучения при обсуждении вопросов организации образовательных учреждения для дефективных детей в 1908-1912 гг., практика организации трудового воспитания в школе-санатории в учебное и каникулярное время. Рассмотрена эволюция взглядов по данной проблематике в связи с политическими переменами в России 1917 года и в контексте общих взглядов Кащенко на процесс воспитания-обучения, отразившаяся в неопубликованных трудах 20-х гг. XX века, в итоговой работе «Педагогическая коррекция» и сочинениях 1930-х гг.
В статье делается попытка наметить перспективы исследований биографии К. Д. Ушинского для современной отечественной истории педагогики, что представляется важным в год 200-летнего юбилея К. Д. Ушинского и связанной с ним актуализации его педагогического наследия в Год педагога и наставника. Доказывается необходимость более сложной, отказывающейся от привычных советских и дореволюционных идеологем в трактовках факторов, влиявших на педагогическую деятельность К. Д. Ушинского, системы исследований его биографии. В статье рассматриваются некоторые варианты дальнейшего изучения биографии великого российского педагога: альтернативы его жизненного пути, взаимодействие Ушинского с представителями государства в вопросах развития отечественного образования, исследование становления «феномена Ушинского» в отечественном педагогическом сознании в разные исторические эпохи, вплоть до современности. Статья может заинтересовать всех, интересующихся историей отечественного дореволюционного образования.
В статье рассматривается динамика функций учителя в период XIX - первой четверти XXI вв. В начале статьи дается сравнительный анализ понятий «учитель» и «наставник». Далее представлены факторы, влияющие на изменение функций российского учительства в различные исторические периоды. Данные изменения связываются с модернизационными волнами в российском образовании и методологически обосновываются социокультурным подходом. В результате выявляется, что на протяжении всей истории функционал российского учительства в значительной степени расширяется от обучения до создания условий для успешной позитивной социализации учащихся.
Процесс создания и развития образовательной модели подготовки будущих российских императоров заслуживает особого внимания. Статья посвящена роли Академии наук в воспитании будущих российских наследников престола. Вопросы разработки содержания образования и методики преподавания для таких учащихся рассматриваются на примере обучения будущего императора Петра II, специально для которого впервые был составлен образовательный план и созданы учебники.
Введение. Статья подготовлена в связи с 175-летием со дня рождения выдающегося просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). Ее цель заключается в том, чтобы представить в достаточно полном виде вклад педагога в развитие образования одного из российских этносов.
Материалы и методы. В процессе работы автор использовал региональный и аксиологический подходы, следующие исследовательские методы: биографический, работа с литературой и др.
Результаты исследования. В статье приводятся биографические данные Ивана Яковлевича Яковлева. Дается характеристика его вклада в развитие культуры и просвещения чувашского народа. И. Я. Яковлев создал чувашский алфавит, открыл Симбирскую центральную чувашскую школу. Показаны дружеские взаимоотношения И. Я. Яковлева с И. Н. Ульяновым.
Заключение. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования наследия просветителя.
Перед Вами очередной номер нашего журнала, посвященный важным проблемам педагогической науки.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/