ISSN 2686-7281 · EISSN 2686-729X
Язык: ru

Статья: РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Читать онлайн

Обоснование. Определение целевых ориентиров воспитания является проблемой, которая не решена ни в современной образовательной системе, ни в семье. Необходимо более систематическое и осознанное развитие ценностных ориентаций и смысловых образований личности подростков, в том числе в условиях дополнительного образования.

Цель: выявить различия в ценностно-смысловых образованиях личности подростков, получающих и не получающих дополнительное образование.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 150 старших подростков 15-16 лет, посещающих общеобразовательную школу г. Барнаула Алтайского края. 52 школьника не получают дополнительного образования, 98 занимаются в кружках творческой направленности (хореография, изобразительное искусство, музыка). Для диагностики ценностно-смысловых образований личности подростков использовались методики «Ценностные ориентации подростков» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова.

Результаты. В группе школьников, получающих дополнительное образование, преобладают смыслы самореализации и когнитивные смыслы. У подростков есть потребность в реализации всех своих способностей и возможностей, а также в совершенствовании своей личности и отношениях с окружающим миром. Для подростков, не получающих дополнительное образование, семейные отношения играют более значимую роль в их жизни, чем стремление к самореализации. Для них важно заботиться о членах своей семьи, участвовать в судьбе родных и близких.

Заключение. Дополнительное образование может выступать условием развития ценностно-смысловой сферы личности старших подростков. Результаты данного исследования позволят выявить наиболее эффективные методы и подходы к организации дополнительного образования, способствующие развитию ценностных ориентаций и смысловых образований личности современных подростков.

Ключевые фразы: ценностно-смысловая сфера личности, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, система жизненных смыслов, дополнительное образование, СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ
Автор (ы): Холодкова Ольга Геннадьевна
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9.07. Психологические исследования
Для цитирования:
ХОЛОДКОВА О. Г. РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. 2024. Т. 17 № 4
Текстовый фрагмент статьи