Обоснование. Исследование психологических предикторов и детерминантов личности на этапе его профессионального становления актуально в связи с обеспечением качественного формирования профессиональных компетенций.
Цель: выявить особенности психологической структуры темперамента у студентов с различным уровнем волевой саморегуляции в зависимости от пола.
Материалы и методы. Обследовано 417 студентов старших курсов обоего пола (21,7 ± 1,5 года). Определяли проявление волевой саморегуляции и психологическую структуру темперамента. Группы формировали по уровню волевой саморегуляции: 243 студентки (с низким уровнем - 61, со средним - 76, с высоким - 106; 174 студента: с низким уровнем - 28, со средним - 47, с высоким - 99). Математико-статистический анализ полученных данных проводился с использованием методов непараметрической статистики. Результаты. У студенток с высокой волевой регуляцией выявленный неопределенный тип по шкале «Ригидность - пластичность» свидетельствует о проявлении гибкости поведения. Независимо от уровня волевой саморегуляции среди студенток частота встречаемости лиц с эмоциональной возбудимостью значимо выше. У студенток с высоким уровнем волевой саморегуляции темп реакции ниже, чем у студентов такой же группы. Среди студентов с низким уровнем волевой саморегуляции чаще встречаются уравновешенные интроверты по сравнению с девушками. Доли студентов с высоким уровнем волевой саморегуляции, проявляющих эмоциональную возбудимость и высокий темп реакции, значимо ниже по сравнению с девушками.
Заключение. Учет особенностей психологической структуры темперамента у студентов с различной волевой саморегуляцией позволит использовать соответствующие (адекватные) методы и методические подходы в ходе учебно-профессиональной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
Исследование психологических предикторов и детерминантов личности на этапе его профессионального определения и становления актуально в связи с необходимостью разработки и применения инструментария, системы методических технологий и подходов, обеспечивающих качественное формирование профессиональных компетенций [1, 2]. Целесообразность указанных исследований определяется многофакторностью, сложной структурированностью параметров, системностью ее организации – основами теории интегральной индивидуальности [3]. В общем виде теория интегральной индивидуальности рассматривает человека как систему, «складывающуюся из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, многозначно (полиморфно) связанных между собой» [4, 5]. Современные исследования системы «интегральной индивидуальности» студенческой молодежи актуальны и востребованы [6–8], в том числе с позиций оценки параметров регуляторной сферы.
Список литературы
1. Исследование социально-профессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности / В.С. Третьякова, А.Е. Кайгородова, А.А. Шаров, Э.Ф. Зеер // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 3. С. 101-124. EDN: FEMCCB
2. Потапова М.В., Шибкова Д.З., Байгужин П.А. Актуальные задачи и ресурсы повышения качества и конкурентоспособности современной системы образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2024. Т. 16, № 3. С. 5-16. DOI: 10.14529/ped240301 EDN: OFHQFF
3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с. EDN: RZYUSP
4. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 2. С. 145-160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160 EDN: YIPVQZ
5. Дорфман Л.Я. Развитие и обогащение теории интегральной индивидуальности // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С. 69-81. Х-2024-19-69-81. DOI: 10.24412/2712-827
6. Белых Т.В. Структура интегральной индивидуальности у студентов с разной самоэффективностью в учебной деятельности // Гуманизация образования. 2017. № 3. С. 32-37. EDN: ZAEYUL
7. Рыльская Е.А., Мошкина Л.Д. Гендерные особенности структуры интегральной индивидуальности студентов // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 3. С. 45-64. DOI: 10.15293/2658-6762.2003.03 EDN: WFGFGG
8. Черенкова С.Л. Развитие интегральной индивидуальности в студенческом возрасте // Дайджест социальных исследований. 2022. № 2. С. 29-33. EDN: YGNXHZ
9. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 62-78. EDN: TFCZAX
10. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: МГУ, 1982. 140 с. 10.
11. Макунина О.А. Комплексная оценка психофизиологического статуса студентов-спортсменов в условиях сочетанной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 254. EDN: VBRFWX
12. Кирсанов В.М. Психофизиологические и индивидуально-типологические характеристики студенческой молодежи Уральского региона // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 2. С. 86-95. DOI: 10.14529/jpps200208 EDN: LFGPZH
13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. 464 с. EDN: TKYWCR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Изучение личностных качеств людей, способствующих достижению высокой результативности когнитивной деятельности в разных социальных контекстах, - актуальная проблема психофизиологии.
Цель: изучить взаимосвязи психологических характеристик испытуемых с результативностью и тактиками выполнения когнитивного теста в индивидуальном и соревновательном контекстах деятельности в диадах.
Материалы и методы. Обследования, одобренные комиссией по биомедицинской этике, проведены на 104 мужчинах-студентах 17-28 лет (средний возраст 19 лет, 7 мес ± 3 мес). Испытуемые проходили психологическое тестирование по методике пятифакторной модели личности. В качестве модели когнитивной деятельности использовался тест «Установление закономерностей», разработанный Б. Л. Покровским (1961 г.). Испытуемые, разделенные перегородками, выполняли задание индивидуально за отдельными мониторами. Затем перегородки убирались, и участники проходили тот же тест, соревнуясь друг с другом в скорости и точности выявления закономерностей. Статистическая обработка методами корреляционного и дисперсионного анализа осуществлялась с использованием программ GraphPad Prism v.8.01 и STATISTICA v.12.
Результаты. Показано, что интегральные характеристики когнитивной успешности юношей и в индивидуальном, и в соревновательном контекстах деятельности взаимосвязаны со степенью нейротизма участников. У испытуемых в соревновательном контексте деятельности наблюдалась отрицательная корреляция результативности и уровня доверия к окружающим. Обнаружены различия личностных показателей между группами испытуемых с разными тактиками когнитивной деятельности. Для юношей с тактикой «быстро и ошибочно» характерна высокая самодостаточность, а испытуемые с «медленной» тактикой более самокритичны.
Заключение. Выявлены взаимосвязи психологических характеристик индивидов с результативностью и тактиками выполнения когнитивной задачи в разных социальных контекстах деятельности в диадах.
Обоснование. В ходе протезной реабилитации важно знать, какие аспекты стресса наиболее важны для функционального (психофизиологического) состояния человека. Оценка эффективности протезной реабилитации зависит от индивидуальных и средовых факторов, особенностей текущих событий, определяющих качество психофизиологической реактивности организма ампутантов.
Цель: выявить информативные параметры (показатели) для оценки психофизиологического состояния ампутанта при испытании протеза нижней конечности.
Материалы и методы. В качестве материала выступили статьи, соответствующие теме работы, представленные в базе данных поисковой системы PubMed. Применены методы обобщения и конкретизации.
Результаты. Представлены информативные показатели, отражающие функциональное состояние обследованных лиц, имеющих ампутации нижних конечностей. Характеристики компенсаторных процессов организма ампутантов описаны общими и специфическими параметрами, обобщенными в ряде факторов: социально-демографическом, клиническом, протезной реабилитации, функциональном, физиологическом, психофизиологическом, психологическом, а также техническом и эргономическом.
Заключение. Высокая эффективность протезной реабилитации и долгосрочной адаптации к ампутации нижних конечностей достигается комплексным подходом к динамическим обследованиям в рамках биопсихосоциальной модели. Все факторы, влияющие и определяющие функциональное состояние ампутанта при испытании протеза нижней конечности, должны быть детально отражены в протоколе исследования.
Обоснование. Определение целевых ориентиров воспитания является проблемой, которая не решена ни в современной образовательной системе, ни в семье. Необходимо более систематическое и осознанное развитие ценностных ориентаций и смысловых образований личности подростков, в том числе в условиях дополнительного образования.
Цель: выявить различия в ценностно-смысловых образованиях личности подростков, получающих и не получающих дополнительное образование.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 150 старших подростков 15-16 лет, посещающих общеобразовательную школу г. Барнаула Алтайского края. 52 школьника не получают дополнительного образования, 98 занимаются в кружках творческой направленности (хореография, изобразительное искусство, музыка). Для диагностики ценностно-смысловых образований личности подростков использовались методики «Ценностные ориентации подростков» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова.
Результаты. В группе школьников, получающих дополнительное образование, преобладают смыслы самореализации и когнитивные смыслы. У подростков есть потребность в реализации всех своих способностей и возможностей, а также в совершенствовании своей личности и отношениях с окружающим миром. Для подростков, не получающих дополнительное образование, семейные отношения играют более значимую роль в их жизни, чем стремление к самореализации. Для них важно заботиться о членах своей семьи, участвовать в судьбе родных и близких.
Заключение. Дополнительное образование может выступать условием развития ценностно-смысловой сферы личности старших подростков. Результаты данного исследования позволят выявить наиболее эффективные методы и подходы к организации дополнительного образования, способствующие развитию ценностных ориентаций и смысловых образований личности современных подростков.
Обоснование. Статья посвящена проблеме подготовки матерей к их участию в абилитационном процессе с использованием материнского монолога и специально подобранной музыки как технологии решения проблем развития ребенка дошкольного возраста.
Цель: обосновать необходимость участия матери в абилитационном процессе, где мать ребенка является главным создателем, исполнителем и сорежиссёром (помощником психолога) сценария всех коррекционных техник, основанных на методике использования материнского монолога.
Материалы и методы. Базой исследования (2015-2024 гг.) выступили муниципальные дошкольные образовательные учреждения: № 481, 385, 281, 369, «Золотой Ключик» г. Новосибирска, а также мамы детей, которые проходили курсы реабилитации в реабилитационном центре им. А. И. Бороздина, в медицинском центре абилитации детей «Святитель Лука» (г. Бердск). Возраст матерей - 18-47 лет. Методологию исследования влияния материнской абилитации составили основные положения системного подхода, предложенные Б. Ф. Ломовым, а также культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Исследование успешности обучения матерей технологии материнской абилитации осуществлялось с использованием методики «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А. И. Баркан, анкеты, разработанной О. В. Лисиченко совместно с сотрудниками медицинского университета. Исследование осуществлялось по модели формирующего эксперимента.
Результаты. В ходе эксперимента выявлены значимые различия по параметрам степени отверженности ребенка в семье, восприятия ребенка матерью в процессе реабилитации. Заключение: подготовка психологом матерей к реализации методики материнской абилитации (использования материнского монолога вместе со специально подобранной музыкой) эффективна для их обучения использованию всех компонентов технологии. Применение разработанного комплекса материнской терапии позволяет повысить эффективность материнской психотерапевтической функции на ранних этапах развития ребенка.
Обоснование. Употребление никотина и алкоголя во время беременности может быть ассоциировано с декомпенсацией имевшихся ранее психоэмоциональных нарушений, в связи с чем актуальной задачей является раннее выявление признаков психологического дистресса и психотравмирующего опыта у беременных женщин и оказание им своевременной психологической и психотерапевтической помощи.
Целью исследования являлось изучение психоэмоционального состояния как фактора риска, влияющего на курение и употребление алкоголя женщинами репродуктивного возраста до беременности и в пренатальный период.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 204 беременные женщины. Анализировались социально-демографическая информация, данные психологической диагностики психоэмоционального состояния (шкалы К-10 и IES-R) и результаты методик для оценки уровня риска употребления психоактивных веществ (AUDIT-C, ASSIST и TLFB).
Результаты. У обследованных женщин был выявлен достаточно высокий уровень психологического дистресса как до беременности, так и во время беременности. Употребление психоактивных веществ в изученной выборке также было достаточно широко распространено - 13,7 % женщин курили во время беременности, а 21,6 % - злоупотребляли алкоголем. Количество женщин со средним, высоким или очень высоким уровнем дистресса было достоверно выше среди потреблявших никотиносодержащую продукцию, а количество не употреблявших алкоголь женщин с признаками дистресса возросло в пренатальный период.
Заключение. Полученные результаты требуют более подробного изучения, а также необходимости оказания квалифицированной психологической и психотерапевтической помощи женщинам в период беременности для повышения ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью будущего ребенка.
Обоснование. В современных условиях существенной проблемой остаётся риск ретравматизации при проведении когнитивно-поведенческой психотерапии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), включая метод систематической десенсибилизации. В данном исследовании выдвигается тезис, что применение современных цифровых технологий может эффективно способствовать снижению негативных последствий повторной травматизации в ходе терапевтического процесса.
Цель: экспериментально-психологическое изучение влияния применения видеоигр с высокими визуально-пространственными требованиями на снижение риска ретравматизации в процессе систематической десенсибилизации в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии ПТСР.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 32 ветерана боевых действий мужского пола в возрасте от 29 до 52 лет с диагнозом ПТСР. Для сбора эмпирической информации использовались следующие психодиагностические методики: «Шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС)», Миссисипская шкала постравматического стрессового расстройства. Математическая обработка результатов производилась с помощью статистической программы StatplusPro24. Для сравнения изменений изучаемых признаков и определения интенсивности сдвига показателей использовался Т-критерий Вилкоксона. Для установления сходства оценок экспериментальной и контрольной групп применялся U-критерий Манна - Уитни. Результаты. Показано, что сессия игры в «Тетрис» в течение 15 минут после сеанса систематической десенсибилизации в рамках проработки травмирующего опыта влияет на частоту и интенсивность проявлений симптомов ПТСР группы «вторжение» по сравнению с другими группами симптомов ПТСР. Результаты тестирования ветеранов боевых действий контрольной группы показали равномерное и менее эффективное изменение частоты и интенсивности проявления всех групп симптомов ПТСР.
Заключение. За счет использования видеоигр с высокими визуально-пространственными требованиями удаётся нивелировать повышение показателей симптомов группы «вторжение» посттравматического стрессового расстройства, что, в свою очередь, может свидетельствовать об эффективности применения видеоигр с высокими визуально-пространственными требованиями для снижения риска ретравматизации в процессе систематической десенсибилизации в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии ПТСР.
Обоснование. Увеличение числа тревожных детей в последнее время определяет необходимость разработки методов диагностики и выявления причин тревожности детей, в том числе в организованных коллективах.
Цель: создать инструмент для выявления признаков и причин повышенной тревожности у школьников для последующего оперативного применения мер профилактики в условиях образовательной организации.
Материалы и методы. Для достижения данной цели были разработаны опросники для учащихся, родителей и учителей, а также проведены традиционные процедуры их апробации и стандартизации с помощью индекса валидности, коэффициента Тау-Кендалла, индекса α Кронбаха, шкалы станайнов. Пробное тестирование опросников проводилось на выборке, состоящей из 256 обучающихся 6-8, 10-х классов общеобразовательной организации, также в опросе участвовало 256 родителей и 12 учителей - классных руководителей.
Результаты. Экспертная оценка определила, что в целом по актуальности и ясности опросники № 2 (по выявлению возможных причин тревожности у ребенка), № 3 (о мерах профилактики повышенной тревожности со стороны учителей) и № 4 (о мерах профилактики повышенной тревожности со стороны родителей) являются обоснованными и пригодными по содержанию, опросник № 1 (на выявление признаков тревожности у ребенка) оценен как требующий существенной доработки. Опросники в текстовом представлении имеют разные вариации для разных групп респондентов, но при этом являются идентичными по смыслу. Текст опросников доступен для восприятия респондентами разного пола и возраста, не содержат недоступных для понимания исследуемыми слов и выражений. Корреляционный анализ ответов детей и родителей, учащихся и учителей, а также оценка надежности согласованности вопросов опросников позволили признать их надежными. Стандартизация опросников осуществлялась с применением метода шкалы станайнов. Предложены варианты результирующих оценок и весовые коэффициенты для промежуточных баллов.
Заключение. Методика оперативной оценки признаков и причин повышенной тревожности у детей позволяет провести быструю диагностику этих показателей и может быть полезна в организации профилактической работы и оценки ее эффективности.
Введение. В интенсивно изменяющейся культуре актуальным является анализ экзистенциальных тенденций развития креативности и возможностей исследований динамики творческой личности в динамичной культуре на основе системно-динамического подхода.
Цель: проанализировать в контекстах современных концепций креативности специфику предмета исследований творческой личности в динамичной культуре и методологические принципы, реализованные в авторских методиках. Теоретические основы. Реализация системно-динамического принципа в исследованиях креативности в контекстах культуры включает несколько аспектов. Во-первых, обращение к особому предмету - динамическому единству креативности и адаптации личности в культуре, в основе которого находятся процессы адаптации - индивидуализации - интеграции личности в культурных сообществах. Во-вторых, использование метода, ориентированного на множественные измерения, на интеграцию возможностей проективных и психосемантических методов. В-третьих, продвижение исследований креативности от дифференциально-психологического подхода, направленного на различение типов креативности к персонологическому подходу, выявляющему уникальность творца.
Результаты. «Культурный дифференциал креативности» представляет теоретические основания исследований креативности субъектов в динамичной культуре на методологической базе дифференциально-психологического подхода с ориентацией на выявление уникальности личности в творчестве. В контекстах современных концепций креативности рассмотрены три феномена, представляющих инварианты динамики творческой личности: 1) «эффект трансцендирования» - сущностная динамическая характеристика творческой личности; 2) «амбивалентность переживания» как «гиперфункционирование» личности; 3) субъектные позиции в культуре, проявляющиеся в символических, нарративных аспектах деятельности и общения; 4) рефлексия субъектами ролевой и социокультурной идентичности в творческой деятельности.
Заключение. Дифференциально-психологический подход к исследованию креативности субъектов в динамичной культуре ориентируется на выявления ресурсов адаптивной и инновационной креативности. Для повседневной жизнедеятельности востребованы ресурсы адаптивной креативности как массовые креативные компетенции. Для решения проблем с высоким уровнем новизны, сложности, неопределенности необходимы ресурсы инновационной креативности, что включают компетенции креативности - стрессоустойчивости и персональный смысл творческого напряжения как гиперфункционирования.
Обоснование. Среди факторов результативности молодежных мероприятий не только стоимость, доступность и безопасность, но и особенности целевой аудитории, определяющей эмоциональный фон мероприятия и активность коммуникации.
Цель: выявить особенности эмоционального интеллекта и психического состояния у участников молодежного форума с различным уровнем социальной тревоги. Материалы и методы. Проведена психодиагностика 72 участников (59 женщин и 13 мужчин) окружного форума «Студтуризм УФО-2024» (возраст 33,1 ± 10,2 года). Использованы опросник социальной тревоги и социофобии, краткая версия опросника ЭмИн, методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности». Значения шкалы «Социальная тревога в ситуации «быть в центре внимания, под наблюдением» являлись основанием дифференциации респондентов на группы (средний, повышенный, высокий уровень выраженности социальной тревоги). Определялись критерии Шапиро - Уилка, Краскелла -Уоллиса, Манна - Уитни. Применен корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты. Межличностный ЭмИн у лиц со средним уровнем социальной тревоги детерминируется отрицательными взаимосвязями с параметрами постситуативной руминации, эмоционального тонуса, интереса и избегания контакта. В группе лиц с повышенным уровнем социальной тревоги эмоциональный интеллект характеризуется как межличностным («Управление чужими эмоциями»), так и внутриличностным его компонентом («Понимание своих эмоций»), связанным преимущественно с социальной тревогой, вызванной избеганием непосредственного контакта с коммуникантами. В группе лиц с высоким уровнем социальной тревоги выявлены взаимосвязи социальной тревоги с обоими компонентами эмоционального интеллекта (внутри- и межличностного). Сдерживание эмоций и постситуативные руминации связаны с внутриличностным эмоциональным интеллектом. Ведущим видом является тревога, возникающая при проявлении инициативы, повлекшая страх критики в свой адрес и потерю субъективного контроля. Последнюю отягчают (усугубляют) положительные взаимосвязи с параметрами, характеризующими оперативное психическое состояние: интересом, эмоциональным тонусом, комфортностью.
Заключение. Актуализируется направление исследований по разработке и внедрению технологии профилактики и снижения социальной тревоги на неклинических выборках обследуемых лиц с высоким уровнем проявления профессионального интереса.
Обоснование. В русскоязычной научно-психологической литературе к текущему моменту отсутствует традиция классификации психического процесса интуиции на отличные друг от друга формы в зависимости от их структурных различий - относительной «узости» или «разнообразия» входящей и обрабатываемой информации. Поэтому работа по выявлению таковых на базе русскоговорящей выборки может внести вклад в систематизацию знаний об интуиции в рамках отечественной психологической науки.
Цель: посредством наличествующих в англоязычной исследовательской литературе идей и подходов выявить у участников русскоязычной выборки специфические формы интуиции, могущие отличаться друг от друга структурно - относительной «узостью» - «разнообразием» входящих и обрабатываемых данных.
Материалы и методы. Для реализации поставленной цели на базе русскоговорящей выборки была повторена часть экспериментальной работы J. Pretz и K. S. Totz, в соответствии с которой 210 человек заполнили Опросник интуитивного стиля S. Epstein, после был предпринят факторный анализ результатов заполнения. Факторный анализ реализовывался с помощью программного приложения IBM SPSS Statistics v.23.0.
Результаты. Обнаружено, что Опросник интуитивного стиля С. Эпстайна содержит четыре латентных фактора, два из которых не связаны с внутренними шкалами опросника, но указывают на структурно отличные друг от друга формы интуиции с точки зрения относительной «узости» - «широты» входящих и обрабатываемых данных.
Заключение. Результаты настоящего исследования могут открывать серьезные перспективы для дальнейшего исследования процесса интуиции. Например, послужить отправной точкой для создания новых интуитивных опросников, которые нацелены на выявление её различных форм.
Издательство
- Издательство
- ЮУрГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454080, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, д. 76
- Юр. адрес
- 454080, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, д. 76
- ФИО
- Александр Рудольфович Вагнер (Ректор)
- E-mail адрес
- admin@susu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 2635882
- Сайт
- https://www.susu.ru